Российские производители картофеля и овощей уже достаточно уверенно чувствуют себя в условиях рынка. В публичных выступлениях все реже звучит тревога об импортной продовольственной зависимости, обсуждение проблем носит конструктивный и деловой характер.
Именно такое впечатление сложилось в ходе посещения в середине августа «Агрофорума 2018», который проходил в Дмитровском районе Московской области на территории АО «Агрофирма «Бунятино», где участники мероприятия обсуждали современное состояние индустрии овощей и картофеля. Организаторами форума выступили ООО «Дмитровские овощи», АО «Агрофирма «Бунятино» и ООО «ДАР».
К сожалению, в первой половине дня дождливая погода не очень-то благоприятствовала осмотру демонстрационных опытов и выставки сельскохозяйственной техники и подгоняла участников мероприятия в большой шатер, где проводилась деловая часть программы. Может быть, это было и к лучшему. Организаторы форума постарались насытить программу мероприятия выступлениями специалистов из разных отраслей бизнеса и науки, благодаря использованию разработок которых есть возможность повысить эффективность производства картофеля и овощей открытого грунта.
Что в овощеводстве?
Но вначале вдохновитель проведения мероприятия и владелец группы компаний «Дмитровские овощи» Сергей Филиппов проинформировал присутствующих об основных изменениях, которые произошли в компании за время после предыдущего форума два года назад. Он считает, что выбранный ранее курс на производство и переработку картофеля и овощей полностью оправдывает себя. Сегодня агрохолдинг производит 60 – 70 наименований полуфабрикатов и готовой продукции, выпуск очищенных и приготовленных овощей уже достиг отметки в 1,5 тыс. т в месяц. В планах же выйти на стабильное производство переработанной продукции в 15 – 16 тыс. тонн в год. Начал также реализовываться проект «Салатерия» по фасовке готовых к употреблению овощных салатов. Более того, С. Филиппов видит будущее своей компании в производстве брендированных продуктов для среднего класса. Поэтому цель на будущее состоит в максимальной переработке выращенной продукции, и ее реализации через торговые сети.
И еще одна новость бизнесмена вызвала живой интерес у гостей форума: группа компаний «Дмитровские овощи» становится семейной, в связи с чем будут произведены изменения в ее руководстве. Что же, наверное, здесь учитывался также опыт Германии, где в разных сферах бизнеса успешно работают много семейных фирм.
Общую оценку тенденциям в овощном бизнесе современной России дал коммерческий директор ЗАО «Бейо Семена» Сергей Калиненков. По его информации, уже второй год в стране происходит сокращение площадей под овощными культурами, но при этом растет их урожайность. Стагнирует производство культур борщового набора и растет – остальных овощей. К общим закономерностям относится рост у потребителей интереса к органической продукции, что уже подвигает некоторых российских бизнесменов к реализации проектов по производству биопродукции.
Что касается динамики производства отдельных овощных культур открытого грунта, то она носит разнонаправленный характер. В ряде выступлений были рассмотрены технологические вопросы, они включали в себя темы использования биобезопасных технологий геномного редактирования в селекции новых сортов картофеля, дифференцированного внесения минеральных удобрений и средств защиты растений при использовании технологии точного земледелия, использования интегрированной системы точного земледелия, оценки тенденций применения пестицидов в России. Как отмечали некоторые выступающие, часть этих технологий применяется и на полях группы компаний «Дмитровские овощи».
Споры с сетями
Весьма оживленная дискуссия развернулась во время круглого стола, где рассматривались проблемы требований к организации поставок картофеля и овощей в торговые сети. Круглый стол организовали Картофельный союз и агрохолдинг «Дмитровские овощи». Его модерировала руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина, а участниками были представители АКОТ, сельхозорганизаций, ФАС РФ, Россельхознадзора. На форуме присутствовал также представитель торговой сети Х5 Retail Group. Интрига дискуссии состояла в имеющихся противоречиях между интересами сельскохозяйственных предприятий и основных торговых сетей при отгрузке им картофельной и овощной продукции. По данным Картофельного союза, весной и в начале лета 2018 г. торговые сети по непонятным для руководителей сельхозорганизаций причинам отказались закупать у них товарный картофель, сославшись в том числе на его низкое качество.
Предпочтение было отдано закупкам продукта за рубежом, в том числе в Египте. В результате несколько десятков тысяч тонн кондиционного продовольственного картофеля оказались невостребованными и испортились. Хозяйства понесли большие финансовые потери. Теперь важно было по возможности в спокойной обстановке разобраться в причинах возникшей конфликтной ситуации. В итоге представитель торговой сети Х5 Retail Group заявил, что они не располагали информацией о наличии в сельскохозяйственных предприятиях России картофеля, пригодного для продажи, и попросил Т. Губину, как представителя Картофельного союза, в дальнейшем своевременно информировать организации торговли о запасах товарного картофеля.
Обнадеживающе прозвучала его фраза, что торговля всегда готова к диалогу с отечественными производителями картофеля и овощей. И хотя ответ представителя торговли не очень удовлетворил сидящих в зале аграриев, но пусть будет так. Было признано, что проблемные вопросы лучше всего решать путем диалога.
Уличная программа
Удивительно, но после завершения достаточно напряженной дискуссии небо разгулялось, выглянуло солнце, и теперь можно было посетить демонстрационные участки с овощными культурами и картофелем, а также более внимательно осмотреть выставку сельскохозяйственных машин, размещенную на нескольких площадках.
Активное внимание гостей привлекал отдельно стоящий большой выставочный стенд «Дмитровских овощей», где на полках была выложена фасованная и вакуумированная овощная продукция и картофель. Работающие на стенде сотрудники компании показывали ее гостям и говорили, что вот так она должна выглядеть на полках в торговых сетях. И они были правы – продукция выглядела очень привлекательно.
В ходе общения с гостями аграрного форума выяснилось, что многие из них в составе делегаций приехали из других регионов страны, причем в некоторых случаях – и издалека. А это значит, что мероприятие уже стало нужным, востребованным, оно давно перестало быть «местным». Можно только сожалеть, что его не удостоил своим вниманием федеральный Минсельхоз.