Фото: В. Шайкин

Движение вперед

Фото: В. Шайкин

Поделитьтся

Рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли кар­то­фе­ля и ово­щей уже доста­точ­но уве­рен­но чув­ству­ют себя в усло­ви­ях рын­ка. В пуб­лич­ных выступ­ле­ни­ях все реже зву­чит тре­во­га об импорт­ной про­до­воль­ствен­ной зави­си­мо­сти, обсуж­де­ние про­блем носит кон­струк­тив­ный и дело­вой характер.

Имен­но такое впе­чат­ле­ние сло­жи­лось в ходе посе­ще­ния в сере­дине авгу­ста «Агро­фо­ру­ма 2018», кото­рый про­хо­дил в Дмит­ров­ском рай­оне Мос­ков­ской обла­сти на тер­ри­то­рии АО «Агро­фир­ма «Буня­ти­но», где участ­ни­ки меро­при­я­тия обсуж­да­ли совре­мен­ное состо­я­ние инду­стрии ово­щей и кар­то­фе­ля. Орга­ни­за­то­ра­ми фору­ма высту­пи­ли ООО «Дмит­ров­ские ово­щи», АО «Агро­фир­ма «Буня­ти­но» и ООО «ДАР».

К сожа­ле­нию, в пер­вой поло­вине дня дожд­ли­вая пого­да не очень-то бла­го­при­ят­ство­ва­ла осмот­ру демон­стра­ци­он­ных опы­тов и выстав­ки сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки и под­го­ня­ла участ­ни­ков меро­при­я­тия в боль­шой шатер, где про­во­ди­лась дело­вая часть про­грам­мы. Может быть, это было и к луч­ше­му. Орга­ни­за­то­ры фору­ма поста­ра­лись насы­тить про­грам­му меро­при­я­тия выступ­ле­ни­я­ми спе­ци­а­ли­стов из раз­ных отрас­лей биз­не­са и нау­ки, бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию раз­ра­бо­ток кото­рых есть воз­мож­ность повы­сить эффек­тив­ность про­из­вод­ства кар­то­фе­ля и ово­щей откры­то­го грунта.

Что в овощеводстве?

Но вна­ча­ле вдох­но­ви­тель про­ве­де­ния меро­при­я­тия и вла­де­лец груп­пы ком­па­ний «Дмит­ров­ские ово­щи» Сер­гей Филип­пов про­ин­фор­ми­ро­вал при­сут­ству­ю­щих об основ­ных изме­не­ни­ях, кото­рые про­изо­шли в ком­па­нии за вре­мя после преды­ду­ще­го фору­ма два года назад. Он счи­та­ет, что выбран­ный ранее курс на про­из­вод­ство и пере­ра­бот­ку кар­то­фе­ля и ово­щей пол­но­стью оправ­ды­ва­ет себя. Сего­дня агро­хол­динг про­из­во­дит 60 – 70 наиме­но­ва­ний полу­фаб­ри­ка­тов и гото­вой про­дук­ции, выпуск очи­щен­ных и при­го­тов­лен­ных ово­щей уже достиг отмет­ки в 1,5 тыс. т в месяц. В пла­нах же вый­ти на ста­биль­ное про­из­вод­ство пере­ра­бо­тан­ной про­дук­ции в 15 – 16 тыс. тонн в год. Начал так­же реа­ли­зо­вы­вать­ся про­ект «Сала­те­рия» по фасов­ке гото­вых к упо­треб­ле­нию овощ­ных сала­тов. Более того, С. Филип­пов видит буду­щее сво­ей ком­па­нии в про­из­вод­стве брен­ди­ро­ван­ных про­дук­тов для сред­не­го клас­са. Поэто­му цель на буду­щее состо­ит в мак­си­маль­ной пере­ра­бот­ке выра­щен­ной про­дук­ции, и ее реа­ли­за­ции через тор­го­вые сети.

И еще одна новость биз­не­сме­на вызва­ла живой инте­рес у гостей фору­ма: груп­па ком­па­ний «Дмит­ров­ские ово­щи» ста­но­вит­ся семей­ной, в свя­зи с чем будут про­из­ве­де­ны изме­не­ния в ее руко­вод­стве. Что же, навер­ное, здесь учи­ты­вал­ся так­же опыт Гер­ма­нии, где в раз­ных сфе­рах биз­не­са успеш­но рабо­та­ют мно­го семей­ных фирм.

Общую оцен­ку тен­ден­ци­ям в овощ­ном биз­не­се совре­мен­ной Рос­сии дал ком­мер­че­ский дирек­тор ЗАО «Бейо Семе­на» Сер­гей Кали­нен­ков. По его инфор­ма­ции, уже вто­рой год в стране про­ис­хо­дит сокра­ще­ние пло­ща­дей под овощ­ны­ми куль­ту­ра­ми, но при этом рас­тет их уро­жай­ность. Стагни­ру­ет про­из­вод­ство куль­тур бор­що­во­го набо­ра и рас­тет – осталь­ных ово­щей. К общим зако­но­мер­но­стям отно­сит­ся рост у потре­би­те­лей инте­ре­са к орга­ни­че­ской про­дук­ции, что уже подви­га­ет неко­то­рых рос­сий­ских биз­не­сме­нов к реа­ли­за­ции про­ек­тов по про­из­вод­ству биопродукции.

Что каса­ет­ся дина­ми­ки про­из­вод­ства отдель­ных овощ­ных куль­тур откры­то­го грун­та, то она носит раз­но­на­прав­лен­ный харак­тер. В ряде выступ­ле­ний были рас­смот­ре­ны тех­но­ло­ги­че­ские вопро­сы, они вклю­ча­ли в себя темы исполь­зо­ва­ния био­без­опас­ных тех­но­ло­гий геном­но­го редак­ти­ро­ва­ния в селек­ции новых сор­тов кар­то­фе­ля, диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го вне­се­ния мине­раль­ных удоб­ре­ний и средств защи­ты рас­те­ний при исполь­зо­ва­нии тех­но­ло­гии точ­но­го зем­ле­де­лия, исполь­зо­ва­ния инте­гри­ро­ван­ной систе­мы точ­но­го зем­ле­де­лия, оцен­ки тен­ден­ций при­ме­не­ния пести­ци­дов в Рос­сии. Как отме­ча­ли неко­то­рые высту­па­ю­щие, часть этих тех­но­ло­гий при­ме­ня­ет­ся и на полях груп­пы ком­па­ний «Дмит­ров­ские овощи».

Споры с сетями

Весь­ма ожив­лен­ная дис­кус­сия раз­вер­ну­лась во вре­мя круг­ло­го сто­ла, где рас­смат­ри­ва­лись про­бле­мы тре­бо­ва­ний к орга­ни­за­ции поста­вок кар­то­фе­ля и ово­щей в тор­го­вые сети. Круг­лый стол орга­ни­зо­ва­ли Кар­то­фель­ный союз и агро­хол­динг «Дмит­ров­ские ово­щи». Его моде­ри­ро­ва­ла руко­во­ди­тель аппа­ра­та Кар­то­фель­но­го сою­за Татья­на Губи­на, а участ­ни­ка­ми были пред­ста­ви­те­ли АКОТ, сель­хоз­ор­га­ни­за­ций, ФАС РФ, Рос­сель­хоз­над­зо­ра. На фору­ме при­сут­ство­вал так­же пред­ста­ви­тель тор­го­вой сети Х5 Retail Group. Интри­га дис­кус­сии состо­я­ла в име­ю­щих­ся про­ти­во­ре­чи­ях меж­ду инте­ре­са­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­тий и основ­ных тор­го­вых сетей при отгруз­ке им кар­то­фель­ной и овощ­ной про­дук­ции. По дан­ным Кар­то­фель­но­го сою­за, вес­ной и в нача­ле лета 2018 г. тор­го­вые сети по непо­нят­ным для руко­во­ди­те­лей сель­хоз­ор­га­ни­за­ций при­чи­нам отка­за­лись заку­пать у них товар­ный кар­то­фель, сослав­шись в том чис­ле на его низ­кое качество.

Пред­по­чте­ние было отда­но закуп­кам про­дук­та за рубе­жом, в том чис­ле в Егип­те. В резуль­та­те несколь­ко десят­ков тысяч тонн кон­ди­ци­он­но­го про­до­воль­ствен­но­го кар­то­фе­ля ока­за­лись невос­тре­бо­ван­ны­ми и испор­ти­лись. Хозяй­ства понес­ли боль­шие финан­со­вые поте­ри. Теперь важ­но было по воз­мож­но­сти в спо­кой­ной обста­нов­ке разо­брать­ся в при­чи­нах воз­ник­шей кон­фликт­ной ситу­а­ции. В ито­ге пред­ста­ви­тель тор­го­вой сети Х5 Retail Group заявил, что они не рас­по­ла­га­ли инфор­ма­ци­ей о нали­чии в сель­ско­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­ти­ях Рос­сии кар­то­фе­ля, при­год­но­го для про­да­жи, и попро­сил Т. Губи­ну, как пред­ста­ви­те­ля Кар­то­фель­но­го сою­за, в даль­ней­шем свое­вре­мен­но инфор­ми­ро­вать орга­ни­за­ции тор­гов­ли о запа­сах товар­но­го картофеля.

Обна­де­жи­ва­ю­ще про­зву­ча­ла его фра­за, что тор­гов­ля все­гда гото­ва к диа­ло­гу с оте­че­ствен­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми кар­то­фе­ля и ово­щей. И хотя ответ пред­ста­ви­те­ля тор­гов­ли не очень удо­вле­тво­рил сидя­щих в зале агра­ри­ев, но пусть будет так. Было при­зна­но, что про­блем­ные вопро­сы луч­ше все­го решать путем диалога.

Уличная программа

Уди­ви­тель­но, но после завер­ше­ния доста­точ­но напря­жен­ной дис­кус­сии небо раз­гу­ля­лось, выгля­ну­ло солн­це, и теперь мож­но было посе­тить демон­стра­ци­он­ные участ­ки с овощ­ны­ми куль­ту­ра­ми и кар­то­фе­лем, а так­же более вни­ма­тель­но осмот­реть выстав­ку сель­ско­хо­зяй­ствен­ных машин, раз­ме­щен­ную на несколь­ких площадках.

Актив­ное вни­ма­ние гостей при­вле­кал отдель­но сто­я­щий боль­шой выста­воч­ный стенд «Дмит­ров­ских ово­щей», где на пол­ках была выло­же­на фасо­ван­ная и ваку­у­ми­ро­ван­ная овощ­ная про­дук­ция и кар­то­фель. Рабо­та­ю­щие на стен­де сотруд­ни­ки ком­па­нии пока­зы­ва­ли ее гостям и гово­ри­ли, что вот так она долж­на выгля­деть на пол­ках в тор­го­вых сетях. И они были пра­вы – про­дук­ция выгля­де­ла очень привлекательно.

В ходе обще­ния с гостя­ми аграр­но­го фору­ма выяс­ни­лось, что мно­гие из них в соста­ве деле­га­ций при­е­ха­ли из дру­гих реги­о­нов стра­ны, при­чем в неко­то­рых слу­ча­ях – и изда­ле­ка. А это зна­чит, что меро­при­я­тие уже ста­ло нуж­ным, вос­тре­бо­ван­ным, оно дав­но пере­ста­ло быть «мест­ным». Мож­но толь­ко сожа­леть, что его не удо­сто­ил сво­им вни­ма­ни­ем феде­раль­ный Минсельхоз.

Читайте также