День рождения – вовсе не грустный праздник, если исполняется лишь девять лет, а уже столько всего достигнуто и намечены грандиозные планы на будущее.
Девятилетие на рынке агропромышленный холдинг «Экокультура», мощный игрок тепличного бизнеса России, отметил 9 декабря: на его долю приходится 207 га томатов, огурцов и листового салата в Ставрополье, Ленинградской и Липецкой областях. Глава компании Александр Рудаков вспомнил, как начинали свою деятельность с 10 га пленочных теплиц, а к 2019 году вышли в лидеры в сегменте производства томатов в стране. К 2023 году компания планирует увеличить долю присутствия на российском рынке до 30 %, а производственные мощности – до 663 га. «Российский покупатель стал более разборчивым, и цена перестала быть для многих основным фактором выбора продуктов. Растет и доля томатов в «продуктовой корзине» россиянина: многообразие сортов и вкусов позволяют использовать их в разных блюдах», – уверен А. Рудаков.
Тепличное овощеводство набирает обороты в России, растет конкуренция, поэтому компания развивает сотрудничество с торговыми сетями, работу с потребителем, вкладывает в новые бренды и альтернативные виды упаковки. В начале декабря 2019 года на рынок вышла новая торговая марка Exclusive (томаты премиальных сортов, ранее недоступные в России – Санстрим, Ансамбль, Татами и Ардилес).
«Мы приложили максимум усилий, чтобы в России появились по‑настоящему сладкие тепличные томаты с узнаваемым вкусом», – сообщила Жанна Еронина, руководитель отдела маркетинга. Благодаря широкому ассортименту и яркой привлекательной упаковке доля присутствия продукции «Экокультуры» в матрицах сетей составляет не менее 30 %, а в некоторых достигает и 50 %.
Целевой показатель экспорта сельхозпродукции из России к 2024 году установлен на уровне 45 млрд долл. США. И компания планирует внести свою лепту, вкладываясь в «международную экспансию». «Нам необходимо быть местными производителями на любом рынке присутствия: это позволит экспортировать продукцию и из России», – заявил А. Рудаков. В ближайшем будущем планируется выход на рынки Узбекистана, Казахстана: в этих странах с обилием солнечного света будут запущены тепличные комплексы, уже подписаны договоры с ведущими торговыми сетями Узбекистана. Обозначить свое присутствие компания стремится в более отдаленных точках Земли – в странах Персидского залива. В Саудовской Аравии, ОАЭ, где овощная продукция в летние месяцы пользуется максимальным спросом и повышенной ценой, продукция холдинга за счет более низкой цены и хорошего качества составит конкуренцию зарубежным овощам, в частности ввозимым из Голландии.
Помимо расширения географии производства и сбыта продукции, АПХ «Экокультура» ставит и иные цели. Особое место занимает экспортноориентированный селекционный центр гибридов томатов и огурцов, строительство которого запланировано с компанией «Гавриш». Вдобавок агрохолдинг заявил об участии в программе развития сельских территорий с обещанием строительства поселков и развития инфраструктуры вблизи своих тепличных комбинатов. В более долгосрочной перспективе, как заявил А. Рудаков, АПХ «Экокультура» задумывается о создании вертикально интегрированного комплекса.