В начале октября в рамках выставки «Агропродмаш» в гибридном формате состоялся первый съезд Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ). Как развивается это направление птицеводства?
Промышленное индейководство в России – очень молодое, но бурно растущее направление. Анализ мирового рынка, приведенный специалистами НАПИ, показал, что в 2019 – 2020 гг. Россия оказалась единственной страной, где зафиксирован высокий прирост объемов производства мяса индейки (таблица, все таблицы и графики представлены в печатной версии журнала) – без малого 20 % к предыдущему году. По словам президента консалтинговой компании «Агрифуд Стретеджис» Альберта Давлеева, значительные изменения на мировом рынке могут положительно сказаться на отечественных индейководах. Однако высокий прирост внутри страны он объясняет в первую очередь низкой «базой»: «еще десять лет назад продукт был скорее нишевым».
Но если сопоставить нынешний объем с показателями других стран, становится очевидно, что Россия уверенно выходит на уровень таких лидеров рынка, как Польша (408 тысяч тонн в год), ФРГ (392 тыс. тонн). С учетом того, что культура потребления индейки в нашей стране только начинает формироваться, оптимистичным прогнозом к 2030 году специалисты считают производство 600 – 700 тысяч тонн мяса индейки в год.
Однако в условиях распространения вируса птичьего гриппа Альберт Давлеев дал осторожный прогноз годового производства по итогам 2021 года на уровне 390 – 400 тысяч тонн (рис. 1). По консервативным прогнозам, сохранение текущего тренда позволит к 2030 году производить в России 650 тысяч тонн мяса индейки, из которых 600 тыс. будет потреблять внутренний рынок, а около 50 тыс. планируется направлять на экспорт.
Под угрозой вируса
В то же время индейководческие предприятия, как и другие птицефабрики, сейчас находятся под угрозой эпизоотий: вспышки высокопатогенного гриппа птицы зафиксированы в четырех транах Европы, вирус активно распространяется на африканском континенте, Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Не обошло заболевание и Россию. По словам замдиректора департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Андрея Муковнина, в прошлом году в 15 регионах России было зафиксировано 98 очагов гриппа птицы, а с начала 2021 года более 20 очагов заболевания зарегистрированы в десяти регионах страны. Серьезно пострадали крупные птицеводческие хозяйства. В общей сложности к началу октября 2021 года в ходе ликвидационных мероприятий в очагах (ВПГ) было уничтожено более 700 тыс. голов птицы разных видов.
А дальше экспорт?
Экспорт, еще недавно казавшийся фантазией группки энтузиастов, на самом деле развивается: сделанные в начале года прогнозы на 2021-й о возможности реализации за пределы страны около 10 тыс. тонн индейки не только сбываются – уже сейчас можно говорить о реальных шансах удвоить заявленный объем. По мнению А. Давлеева, дело в том, что по целому ряду причин российская индейка является одним из самых конкурентоспособных продуктов по соотношению цены и качества.
На съезде Национальная ассоциация индейки заявила о поддержке стремления компаний дать старт программам развития экспорта. Более того, отраслевое объединение намерено оказывать содействие в этом направлении не только крупным, но и мелким и средним производителям.
Тон задают лидеры отрасли. Так, по словам Дмитрия Васильева, ГК «Дамате» впервые вывезла свою продукцию за рубеж в 2015 году, в 2019-м объем экспорта составил тысячу тонн, годом позже – уже пять тысяч, а по итогам уходящего года «Дамате» рассчитывает увеличить этот показатель еще в три раза. Расширяется и география поставок: если в 2019 г. индейку «Дамате» потребляли в восьми странах, то к середине 2021 года продукция регулярно поставлялась в 23 страны, а к концу года их количество достигнет 28.
Проблемы тут и там
Эксперт в области технического регулирования Константин Карамышев рекомендовал потенциальным экспортерам выявить продукт, который не востребован на отечественном рынке, но может пользоваться спросом в других странах. Изучение рынков считает важным и Дмитрий Васильев, в качестве примера такой работы приведший специально разработанный для ближневосточного рынка бренд «Салима». На зрелых рынках Ближнего Востока востребованы традиционные филе грудки и бедра, Китай приобретает локти, концы крыльев, лапы, голени; ряд стран готов принять даже такие экзотические продукты, как семенники.
Однако открытие новых рынков в целом и разработка форм ветеринарных сертификатов в частности требуют гигантских совместных усилий и взаимодействия между государственными органами России и других стран-импортеров.
Константин Карамышев рекомендовал начинающим экспортерам обратить внимание на те страны, «входные» планки у которых установлены на доступном для не столь опытного экспортера уровне, например, африканские государства, члены Евразийского экономического союза.
Обсудили на съезде и вопросы сертификации в системе «Халяль», особенности аккредитации на экспорт и непосредственно организации поставок за рубеж.
Облегчить производителям небольшого и среднего размера выход на мировые рынки считает приоритетным направлением работы и Национальная ассоциация производителей индейки.
Пока же сама отрасль в значительной степени зависит от импорта генетического материала, и хотя оба мировых лидера селекции индейки – компании Aviagen и Hendrix – строят в России мощности по производству инкубационного яйца и содержанию родительского стада, российские ученые просят о поддержке: они готовы заняться выведением востребованного отечественного кросса, как это было сделано в племенной работе с бройлерами.
Чем сердце успокоится?
Подводя итоги анализа сложившейся ситуации, специалисты НАПИ прогнозируют удвоение роста производства мяса индейки к концу текущего десятилетия (рис. 2). Изучая рынок и прислушиваясь к маркетологам (очень подробный анализ потребительской корзины на съезде представила Анастасия Джaфарова из компании GfK), выдвигают предположение, что рост потребления мяса индейки будет происходить за счет перехода покупателей с говядины в сегменте красного мяса на темное мясо индейки и со свинины (белое мясо) на индейку.
Анализ мировых тенденций на мясных рынках, представленный Дмитрием Авельцовым (ФГБУ «Центр агроаналитики»), позволяет рассчитывать на увеличение цен на мясо индейки на фоне роста цен на мясо бройлеров и свинину. В то же время, по утверждению А. Давлеева, масштаб индейководства пока остается не столь заметным, чтобы обратить на себя пристальное внимание регулятора.
Как сложится динамика отрасли в реальности, зависит от многих факторов. В конце концов не одни индейководы оказались в ситуации удорожания всех производственных компонентов – от энергоносителей (здесь российские птицефабрики могут облегченно вздохнуть: рост составил лишь 8 %, а не все 80 – 100 %, как в Европе) до кормов и тары.