Двое находчивых молодых людей совместили выращивание овощей вне грунта и рыбоводство. Прямо в сердце Берлина они открыли крупнейшую ферму в системе аквапоники. Их идея была поддержана в Швейцарии.
Сельское хозяйство в системе аквапоники
Беспочвенное выращивание растений, замкнутый водный цикл, отсутствие средств защиты растений и сельхозтехники – все это характерно для сельскохозяйственного предприятия ECF Farmsystems в Берлине. Сделав ставку на экологический аспект проекта, руководители предприятия Николас Лешке и Кристиан Эхтернахт считают своим рыночным преимуществом отсутствие генномодифицированных продуктов, высокую ценность производимой «нишевой» продукции для потребителей, а также введение в оборот бывших заброшенными площадей. Среди «минусов» экосектора Николас и Кристиан отмечают слабые перспективы развития биологического сельского хозяйства, ведь будущее биопроизводства вовсе не гарантировано: система не предполагает невозможность импорта биопродовольствия из других стран мира.
Прямо в городе
Чтобы обеспечить городское население локально произведенными биопродуктами, молодые люди решили создать ферму в системе аквапоники прямо в городе на заброшенной земле крупнейшего в прошлом в Европе завода по производству солода. В результате современная высокотехнологичная ферма располагается в самом центре немецкой столицы: от фермы до Шенебергской ратуши, где Джон Кеннеди однажды назвал себя берлинцем, нужно проехать всего три километра, а до здания Рейхстага – восемь.
Основу фермы образует теплица площадью 1800 м² с резервуарами для разведения рыбы. Выращиваемые по технологии аквапоники овощи, во-первых, еженедельно продаются по абонементам тремстам покупателям, которые их забирают сами. Во-вторых, рыба и овощи реализуются на берлинском рынке в районе Кройцберг. Оба вида продукции фермы продаются по ценам биопродуктов. В месте продажи заботятся о том, чтобы как можно меньше оставалось упаковочного мусора.
Есть клиент!
На данный момент фермеры находятся на пути к реализации своих целей. Одна из них – довести объем производства рыбы до 30 т и овощей до 35 т в год, а другая – продавать проекты ферм, работающих по технологии аквапоники и координировать действия инженеров-конструкторов, когда требуется рассчитать предельную нагрузку по нормам, принятым в различных и Кристиан оказывают и консалтинговые услуги в овощеводстве, рыбоводстве и разработке торговых марок.
Первым проявила интерес к аквапонике швейцарская компания ecco-jager Fruchte und Gemuse AG – один из ведущих поставщиков овощей и фруктов в стране. С апреля 2015 года компания занялась аквапоникой. На крыше головного офиса в городе Бад-Рагаце на площади 1000 м² теперь растут овощи. На верхнем этаже здания размещены резервуары (200 м²) для выращивания тилапии. Ассортимент продукции ecco-jager пополнился свежим салатом, зеленью и рыбой, а установленные на крыше здания теплицы привлекают внимание потенциальных покупателей.
Теплица и резервуары для рыбы подогреваются за счет тепла от холодильных установок. Корм для рыб сертифицирован Экологическим союзом Naturland.
Продукты производства
Oreochromis niloticus, или тилапия, является основным поставщиком аммиака в замкнутой системе аквапоники, который затем бактериями превращается в доступный растениям нитрат. Эта рыба из семейства цихлид отличается неприхотливостью, высокой усвояемостью корма, всеядностью и быстрым ростом. Уже через семь месяцев тилапия готова к реализации.
Разводят тепловодную тилапию на ферме в 13 резервуарах общей площадью 2000 м². По опыту фермера-рыбовода Дага Зоммерфельда к моменту реализации количество рыбы в одном кубометре воды бассейна достигает 70 кг. Такое количество тилапии генерирует достаточно питательных веществ для выращивания салата и зелени. Для наиболее нуждающихся в питательных веществах томатов с 14-метровыми побегами с помощью дозатора подмешиваются жидкие биоудобрения. В среднем в интенсивной аквакультуре в кубическом метре воды 120 кг рыбы. Однако в экологических проектах массовое содержание рыбы отвергается принципиально.
Но и нынешней плотности посадки рыбы достаточно, чтобы обеспечить растения углекислым газом. Через биофильтр углекислый газ выводится из резервуара, вентиляционная система вытягивает его, и затем по трубам он поступает в теплицу. Чтобы обеспечить 1 га растений с высокой потребностью в питательных веществах, необходимо разводить около 100 т рыбы в год. Инвестиционные расходы на создание новой фермы, работающей по технологии аквапоники, составляют от 700 до 1000 евро / м². К этому показателю еще необходимо добавить переменные затраты.
Сама теплица поделена на две температурные секции. В первой секции вертикальным методом выращивают огурцы, томаты, паприку и баклажаны. Между рядами проложены отопительные трубы Forcas. Рельсовые трубы на полу используются для отопления теплицы и для транспортировки урожая. Дополнительно теплица оборудована стенным отоплением, а также затеняющими и энергосберегающими экранами. В Нидерландах фермеры закупают мешки для гидропонного выращивания, наполненные минеральной ватой. Во второй секции находятся роликовые столы с подводящими трубами для орошения по системе «прилив-отлив». В керамзитовом субстрате произрастают различные сорта салата, мангольд и другая зелень. Здесь же в контейнерах растет вьющаяся фасоль.
Крыша теплицы смонтирована из пластин оргстекла, стены – из стеклопакетов. В скором времени хозяева планируют установить блочную ТЭЦ для использования вторичного тепла. Рядом с теплицей расположен резервуар для сбора дождевой воды.
Маркетинг
Аквапонику вряд ли можно считать новой технологией. Однако только сейчас она набирает популярность. Ученые ГДР заложили основы развития аквапоники. Затем в Берлинском институте аграрного развития им. Лейбница и на одном из факультетов Цюрихского университета прикладных наук в Веденсвиле были разработаны новые методы и технологии.
За четыре года работы предприниматели уже накопили собственный практический опыт ведения хозяйства. Новое для них – маркетинг. Дело в том, что выращивание культур вне грунта – нетрадиционная форма ведения сельского хозяйства. У консервативных потребителей она может вызывать негативное отношение. Поэтому Николас Лешке и Кристиан Эхтернахт заранее организовали вокруг проекта рекламную шумиху.
Еще за два года до начала создания фермы, когда они испытывали принципы работы с использованием небольшого демоконтейнера, им удалось привлечь многих заинтересованных лиц. Почти все региональные издания опубликовали тогда статьи о проекте городской фермы. Критически настроенные потребители также не остались в стороне. В организованной для них автобусной экскурсии, посвященной теме «Производство продуктов питания», участвовал 21 человек. В письменном приглашении на экскурсию были такие слова: «Сначала еда, а затем мораль». Эти слова нашли одобрение.
На счету у основателей фермы Н. Лешке и К. Эхтернахта несколько наград. Самой престижной является награда, полученная в 2013 году в калифорнийской Силиконовой долине – мировой Мекке инноваций. Их идея создания городской фермы завоевала премию «Оскар» некоммерческой организации, акселератора проектов Cleantech Open в категории «сельское хозяйство, отходы и вода» и общий главный приз.