Фото: фирма

Ферма в городе

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Коринна Престеле, журналист, ФРГ

Поделитьтся

Двое наход­чи­вых моло­дых людей сов­ме­сти­ли выра­щи­ва­ние ово­щей вне грун­та и рыбо­вод­ство. Пря­мо в серд­це Бер­ли­на они откры­ли круп­ней­шую фер­му в систе­ме аква­по­ни­ки. Их идея была под­дер­жа­на в Швейцарии.

Сельское хозяйство в системе аквапоники

Беспоч­вен­ное выра­щи­ва­ние рас­те­ний, замкну­тый вод­ный цикл, отсут­ствие средств защи­ты рас­те­ний и сель­хоз­тех­ни­ки – все это харак­тер­но для сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия ECF Farmsystems в Бер­лине. Сде­лав став­ку на эко­ло­ги­че­ский аспект про­ек­та, руко­во­ди­те­ли пред­при­я­тия Нико­лас Леш­ке и Кри­сти­ан Эхтер­нахт счи­та­ют сво­им рыноч­ным пре­иму­ще­ством отсут­ствие ген­но­мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных про­дук­тов, высо­кую цен­ность про­из­во­ди­мой «нише­вой» про­дук­ции для потре­би­те­лей, а так­же вве­де­ние в обо­рот быв­ших забро­шен­ны­ми пло­ща­дей. Сре­ди «мину­сов» эко­сек­то­ра Нико­лас и Кри­сти­ан отме­ча­ют сла­бые пер­спек­ти­вы раз­ви­тия био­ло­ги­че­ско­го сель­ско­го хозяй­ства, ведь буду­щее био­про­из­вод­ства вовсе не гаран­ти­ро­ва­но: систе­ма не пред­по­ла­га­ет невоз­мож­ность импор­та био­про­до­воль­ствия из дру­гих стран мира.

Прямо в городе

Что­бы обес­пе­чить город­ское насе­ле­ние локаль­но про­из­ве­ден­ны­ми био­про­дук­та­ми, моло­дые люди реши­ли создать фер­му в систе­ме аква­по­ни­ки пря­мо в горо­де на забро­шен­ной зем­ле круп­ней­ше­го в про­шлом в Евро­пе заво­да по про­из­вод­ству соло­да. В резуль­та­те совре­мен­ная высо­ко­тех­но­ло­гич­ная фер­ма рас­по­ла­га­ет­ся в самом цен­тре немец­кой сто­ли­цы: от фер­мы до Шене­берг­ской рату­ши, где Джон Кен­не­ди одна­жды назвал себя бер­лин­цем, нуж­но про­ехать все­го три кило­мет­ра, а до зда­ния Рейхс­та­га – восемь.

Осно­ву фер­мы обра­зу­ет теп­ли­ца пло­ща­дью 1800 м² с резер­ву­а­ра­ми для раз­ве­де­ния рыбы. Выра­щи­ва­е­мые по тех­но­ло­гии аква­по­ни­ки ово­щи, во-пер­вых, еже­не­дель­но про­да­ют­ся по або­не­мен­там трем­стам поку­па­те­лям, кото­рые их заби­ра­ют сами. Во-вто­рых, рыба и ово­щи реа­ли­зу­ют­ся на бер­лин­ском рын­ке в рай­оне Кройц­берг. Оба вида про­дук­ции фер­мы про­да­ют­ся по ценам био­про­дук­тов. В месте про­да­жи забо­тят­ся о том, что­бы как мож­но мень­ше оста­ва­лось упа­ко­воч­но­го мусора.

Есть клиент!

На дан­ный момент фер­ме­ры нахо­дят­ся на пути к реа­ли­за­ции сво­их целей. Одна из них – дове­сти объ­ем про­из­вод­ства рыбы до 30 т и ово­щей до 35 т в год, а дру­гая – про­да­вать про­ек­ты ферм, рабо­та­ю­щих по тех­но­ло­гии аква­по­ни­ки и коор­ди­ни­ро­вать дей­ствия инже­не­ров-кон­струк­то­ров, когда тре­бу­ет­ся рас­счи­тать пре­дель­ную нагруз­ку по нор­мам, при­ня­тым в раз­лич­ных и Кри­сти­ан ока­зы­ва­ют и кон­сал­тин­го­вые услу­ги в ово­ще­вод­стве, рыбо­вод­стве и раз­ра­бот­ке тор­го­вых марок.

Пер­вым про­яви­ла инте­рес к аква­по­ни­ке швей­цар­ская ком­па­ния ecco-jager Fruchte und Gemuse AG – один из веду­щих постав­щи­ков ово­щей и фрук­тов в стране. С апре­ля 2015 года ком­па­ния заня­лась аква­по­ни­кой. На кры­ше голов­но­го офи­са в горо­де Бад-Рага­це на пло­ща­ди 1000 м² теперь рас­тут ово­щи. На верх­нем эта­же зда­ния раз­ме­ще­ны резер­ву­а­ры (200 м²) для выра­щи­ва­ния тила­пии. Ассор­ти­мент про­дук­ции ecco-jager попол­нил­ся све­жим сала­том, зеле­нью и рыбой, а уста­нов­лен­ные на кры­ше зда­ния теп­ли­цы при­вле­ка­ют вни­ма­ние потен­ци­аль­ных покупателей.

Теп­ли­ца и резер­ву­а­ры для рыбы подо­гре­ва­ют­ся за счет теп­ла от холо­диль­ных уста­но­вок. Корм для рыб сер­ти­фи­ци­ро­ван Эко­ло­ги­че­ским сою­зом Naturland.

Продукты производства

Oreochromis niloticus, или тила­пия, явля­ет­ся основ­ным постав­щи­ком амми­а­ка в замкну­той систе­ме аква­по­ни­ки, кото­рый затем бак­те­ри­я­ми пре­вра­ща­ет­ся в доступ­ный рас­те­ни­ям нит­рат. Эта рыба из семей­ства цих­лид отли­ча­ет­ся непри­хот­ли­во­стью, высо­кой усво­я­е­мо­стью кор­ма, все­яд­но­стью и быст­рым ростом. Уже через семь меся­цев тила­пия гото­ва к реализации.

Раз­во­дят теп­ло­вод­ную тила­пию на фер­ме в 13 резер­ву­а­рах общей пло­ща­дью 2000 м². По опы­ту фер­ме­ра-рыбо­во­да Дага Зоммер­фель­да к момен­ту реа­ли­за­ции коли­че­ство рыбы в одном кубо­мет­ре воды бас­сей­на дости­га­ет 70 кг. Такое коли­че­ство тила­пии гене­ри­ру­ет доста­точ­но пита­тель­ных веществ для выра­щи­ва­ния сала­та и зеле­ни. Для наи­бо­лее нуж­да­ю­щих­ся в пита­тель­ных веще­ствах тома­тов с 14-мет­ро­вы­ми побе­га­ми с помо­щью доза­то­ра под­ме­ши­ва­ют­ся жид­кие био­удоб­ре­ния. В сред­нем в интен­сив­ной аква­куль­ту­ре в куби­че­ском мет­ре воды 120 кг рыбы. Одна­ко в эко­ло­ги­че­ских про­ек­тах мас­со­вое содер­жа­ние рыбы отвер­га­ет­ся принципиально.

Но и нынеш­ней плот­но­сти посад­ки рыбы доста­точ­но, что­бы обес­пе­чить рас­те­ния угле­кис­лым газом. Через био­фильтр угле­кис­лый газ выво­дит­ся из резер­ву­а­ра, вен­ти­ля­ци­он­ная систе­ма вытя­ги­ва­ет его, и затем по тру­бам он посту­па­ет в теп­ли­цу. Что­бы обес­пе­чить 1 га рас­те­ний с высо­кой потреб­но­стью в пита­тель­ных веще­ствах, необ­хо­ди­мо раз­во­дить око­ло 100 т рыбы в год. Инве­сти­ци­он­ные рас­хо­ды на созда­ние новой фер­мы, рабо­та­ю­щей по тех­но­ло­гии аква­по­ни­ки, состав­ля­ют от 700 до 1000 евро / м². К это­му пока­за­те­лю еще необ­хо­ди­мо доба­вить пере­мен­ные затраты.

Сама теп­ли­ца поде­ле­на на две тем­пе­ра­тур­ные сек­ции. В пер­вой сек­ции вер­ти­каль­ным мето­дом выра­щи­ва­ют огур­цы, тома­ты, папри­ку и бакла­жа­ны. Меж­ду ряда­ми про­ло­же­ны ото­пи­тель­ные тру­бы Forcas. Рель­со­вые тру­бы на полу исполь­зу­ют­ся для отоп­ле­ния теп­ли­цы и для транс­пор­ти­ров­ки уро­жая. Допол­ни­тель­но теп­ли­ца обо­ру­до­ва­на стен­ным отоп­ле­ни­ем, а так­же зате­ня­ю­щи­ми и энер­го­сбе­ре­га­ю­щи­ми экра­на­ми. В Нидер­лан­дах фер­ме­ры заку­па­ют меш­ки для гид­ро­пон­но­го выра­щи­ва­ния, напол­нен­ные мине­раль­ной ватой. Во вто­рой сек­ции нахо­дят­ся роли­ко­вые сто­лы с под­во­дя­щи­ми тру­ба­ми для оро­ше­ния по систе­ме «при­лив-отлив». В керам­зи­то­вом суб­стра­те про­из­рас­та­ют раз­лич­ные сор­та сала­та, ман­гольд и дру­гая зелень. Здесь же в кон­тей­не­рах рас­тет вью­ща­я­ся фасоль.

Кры­ша теп­ли­цы смон­ти­ро­ва­на из пла­стин орг­стек­ла, сте­ны – из стек­ло­па­ке­тов. В ско­ром вре­ме­ни хозя­е­ва пла­ни­ру­ют уста­но­вить блоч­ную ТЭЦ для исполь­зо­ва­ния вто­рич­но­го теп­ла. Рядом с теп­ли­цей рас­по­ло­жен резер­ву­ар для сбо­ра дож­де­вой воды.

Маркетинг

Аква­по­ни­ку вряд ли мож­но счи­тать новой тех­но­ло­ги­ей. Одна­ко толь­ко сей­час она наби­ра­ет попу­ляр­ность. Уче­ные ГДР зало­жи­ли осно­вы раз­ви­тия аква­по­ни­ки. Затем в Бер­лин­ском инсти­ту­те аграр­но­го раз­ви­тия им. Лейб­ни­ца и на одном из факуль­те­тов Цюрих­ско­го уни­вер­си­те­та при­клад­ных наук в Веденс­ви­ле были раз­ра­бо­та­ны новые мето­ды и технологии.

За четы­ре года рабо­ты пред­при­ни­ма­те­ли уже нако­пи­ли соб­ствен­ный прак­ти­че­ский опыт веде­ния хозяй­ства. Новое для них – мар­ке­тинг. Дело в том, что выра­щи­ва­ние куль­тур вне грун­та – нетра­ди­ци­он­ная фор­ма веде­ния сель­ско­го хозяй­ства. У кон­сер­ва­тив­ных потре­би­те­лей она может вызы­вать нега­тив­ное отно­ше­ние. Поэто­му Нико­лас Леш­ке и Кри­сти­ан Эхтер­нахт зара­нее орга­ни­зо­ва­ли вокруг про­ек­та реклам­ную шумиху.

Еще за два года до нача­ла созда­ния фер­мы, когда они испы­ты­ва­ли прин­ци­пы рабо­ты с исполь­зо­ва­ни­ем неболь­шо­го демо­кон­тей­не­ра, им уда­лось при­влечь мно­гих заин­те­ре­со­ван­ных лиц. Почти все реги­о­наль­ные изда­ния опуб­ли­ко­ва­ли тогда ста­тьи о про­ек­те город­ской фер­мы. Кри­ти­че­ски настро­ен­ные потре­би­те­ли так­же не оста­лись в сто­роне. В орга­ни­зо­ван­ной для них авто­бус­ной экс­кур­сии, посвя­щен­ной теме «Про­из­вод­ство про­дук­тов пита­ния», участ­во­вал 21 чело­век. В пись­мен­ном при­гла­ше­нии на экс­кур­сию были такие сло­ва: «Сна­ча­ла еда, а затем мораль». Эти сло­ва нашли одобрение.

На сче­ту у осно­ва­те­лей фер­мы Н. Леш­ке и К. Эхтер­нахта несколь­ко наград. Самой пре­стиж­ной явля­ет­ся награ­да, полу­чен­ная в 2013 году в кали­фор­ний­ской Сили­ко­но­вой долине – миро­вой Мек­ке инно­ва­ций. Их идея созда­ния город­ской фер­мы заво­е­ва­ла пре­мию «Оскар» неком­мер­че­ской орга­ни­за­ции, аксе­ле­ра­то­ра про­ек­тов Cleantech Open в кате­го­рии «сель­ское хозяй­ство, отхо­ды и вода» и общий глав­ный приз.

Читайте также