Фото: Parakenings

От топота копыт…

Фото: Parakenings

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

«Желез­ный конь при­хо­дит на сме­ну кре­стьян­ской лошад­ке». Этот лозунг нача­ла про­шло­го века, кажет­ся, не опро­верг­нуть. Но даже в цен­тре евро­пей­ско­го сель­хоз­ма­ши­но­стро­е­ния Гер­ма­нии тяже­ло­во­зы не ушли в про­шлое. В этом мож­но было убе­дить­ся в кон­це июня в бран­ден­бург­ском местеч­ке Брюк.

Тита­ны ска­ко­вой дорож­ки – такое гром­кое назва­ние носит трех­днев­ное шоу, кото­рое в этом году про­во­ди­лось уже в 16‑й раз. Про­грам­ма гран­ди­оз­но­го меро­при­я­тия нача­лась в пят­ни­цу 23 июня с селек­ци­он­ных меро­при­я­тий – Откры­то­го меж­ду­на­род­но­го чем­пи­о­на­та жере­бят и бони­ти­ров­ки кобыл. Несмот­ря на то что Гер­ма­ния счи­та­ет­ся миро­вым лиде­ром в про­из­вод­стве лоша­дей для клас­си­че­ско­го кон­но­го спор­та, чис­лен­ность тяже­ло­во­зов здесь оста­ет­ся ста­биль­ной. При­чи­на тому – доб­ро­нра­вие, сфор­ми­ро­вав­ша­я­ся за века при­выч­ка рабо­тать в тес­ной связ­ке с чело­ве­ком и «тихая сила» тяже­ло­во­зов. Вам, навер­ня­ка, тоже при­хо­ди­лось видеть рекла­му пиво­ва­рен­ных ком­па­ний с уча­сти­ем запря­жек впе­чат­ля­ю­щих гиган­тов. Но одни­ми шоу исполь­зо­ва­ние тяже­ло­во­зов не огра­ни­чи­ва­ет­ся. И при­ме­ров тому за два после­ду­ю­щих дня «Тита­нов» было предостаточно.

Одним из самых захва­ты­ва­ю­щих номе­ров про­грам­мы стал финал откры­то­го сорев­но­ва­ния «Самый силь­ный тяже­ло­воз Бран­ден­бур­га». В суб­бо­ту, 24 июня, состо­я­лись ква­ли­фи­ка­ци­он­ные «заез­ды», в вос­кре­се­нье по шесть самых силь­ных в груп­пах мел­ких и круп­ных тяже­ло­во­зов в при­сут­ствии боле­ю­щей пуб­ли­ки высту­пи­ли в финале.

К линии стар­та поло­зья с уста­нов­лен­ным на нем гру­зом (тон­на для «круп­ных» тяже­ло­во­зов и 700 кг для «мел­ких») под­тя­ги­вал трак­тор, лошадь впря­га­ли, она тро­га­лась с места и долж­на была дви­гать­ся шагом 80 мет­ров, при­чем каж­дые 10 мет­ров на сан­ки вста­ют люди. На сере­дине дистан­ции сле­до­ва­ла 5‑секундная пау­за и повтор­ное стра­ги­ва­ние: послед­ние мет­ры дава­лись мно­гим непро­сто. И здесь пре­тво­ре­ни­ем в жизнь посло­ви­цы «Дело масте­ра боит­ся» стал дождь меда­лей, заво­е­ван­ных дво­ю­род­ны­ми бра­тья­ми Марио Кауф­ма­ном и Йен­сом Фин­ге­ро­вым: сво­их лоша­дей они еже­днев­но исполь­зу­ют для тре­ле­воч­ных работ в лесу. Сто­ит ли удив­лять­ся, что три жереб­ца бра­тьев заня­ли весь пье­де­стал сре­ди круп­ных тяже­ло­во­зов, а в груп­пе мел­ких семей­но­му под­ря­ду доста­лось «сереб­ро».

Но не слу­чай­но в назва­нии шоу фигу­ри­ру­ет ска­ко­вая дорож­ка: семь ска­чек состо­я­лись в вос­кре­се­нье. Для тех, кто бывал на иппо­дро­мах, они были в дико­вин­ку, и дело не толь­ко в том, что ска­ка­ли не под­жа­рые чисто­кров­ки: скач­ки в Брю­ке про­во­дят­ся без сед­ла и по часо­вой стрел­ке, да еще гра­ни­ца мас­сы уста­нов­ле­на – для лоша­ди – ниж­няя: не лег­че 600 кг. А в одной скач­ке даже стар­то­ва­ли на мулах (прав­да, оседланных).

Запряж­ка мулов при­ни­ма­ла уча­стие и в еще одном захва­ты­ва­ю­щем дух сорев­но­ва­нии – тур­ни­ре по эки­паж­ной езде сре­ди шесте­ри­ков, пар, чет­ве­ри­ков. Эки­паж­ная езда – это не раз­ме­рен­ное шествие, а ско­рост­ное пре­одо­ле­ние дистан­ции с рас­став­лен­ны­ми по ней пре­пят­стви­я­ми, меж­ду кото­ры­ми при­хо­ди­лось манев­ри­ро­вать, не раз­ру­шив, объ­е­хать, не задев, и здесь тре­бо­ва­лась не толь­ко ско­рость, но и сме­лость. Кро­ме этой дис­ци­пли­ны, в кото­рой обыч­но тоже стар­ту­ют на лоша­дях полу­кров­ных пород, про­грам­му меро­при­я­тия допол­ня­ли и напо­ми­на­ю­щие иппо­дром­ные бега заез­ды дво­ек и чет­ве­ри­ков на рез­вость. Порой в управ­ле­нии наезд­ни­ка нахо­ди­лось свы­ше четы­рех тонн живо­го веса. Осо­бая раз­но­вид­ность заез­дов – в рим­ской запряж­ке (в отли­чие от «стан­дарт­но­го» чет­ве­ри­ка, лоша­ди здесь рас­по­ло­же­ны по четы­ре в ряд, а не пара­ми друг за дру­гом): здесь побе­ди­те­ля опре­де­ля­ли по ито­гам заез­дов в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье. Луч­шим в этой дис­ци­плине стал сак­со­нец Франк Ольз­нер на чет­ве­ри­ке из сак­сон­ско-тюринг­ских и рейн­ских тяже­ло­во­зов. Австрий­цы запряг­ли свою наци­о­наль­ную поро­ду – норикеров.

Ино­стран­цев на тур­ни­ре при­сут­ство­ва­ло мно­го: на пара­де откры­тия мож­но было насчи­тать более десят­ка фла­гов, сре­ди кото­рых – и рос­сий­ский. А пару лет назад здесь даже стар­то­ва­ла чет­вер­ка вла­ди­мир­ских тяже­ло­во­зов, прав­да, под управ­ле­ни­ем швей­цар­ских наездников.

Рус­скую речь мож­но было услы­шать и сре­ди зри­те­лей. В суб­бо­ту шоу посе­ти­ла деле­га­ция из Кали­нин­град­ской обла­сти – и не для раз­вле­че­ния, а для обсуж­де­ния дета­лей буду­ще­го про­ек­та. Дело в том, что Брюк нахо­дит­ся на ста­рин­ном тор­го­вом пути, соеди­няв­шем бель­гий­ский Брюг­ге с Вели­ким Нов­го­ро­дом, вхо­див­ши­ми в Ган­зей­ский союз. В 2018 году пла­ни­ру­ет­ся орга­ни­зо­вать про­бег Titanen on tour: на несколь­ких эки­па­жах, запря­жен­ных тяже­ло­во­за­ми, участ­ни­ки про­сле­ду­ют из Брю­ка через Кали­нин­град­скую область, Санкт-Петер­бург до ста­рин­но­го рус­ско­го горо­да Вели­ко­го Новгорода.
Один из ини­ци­а­то­ров тура – Гер­хард Тиле, вете­ри­нар­ный врач, выпуск­ник Мос­ков­ской вете­ри­нар­ной ака­де­мии име­ни К. И. Скря­би­на, поде­лил­ся сво­им виде­ни­ем: «Мы видим, как поли­ти­ки стро­ят сте­ны меж­ду наро­да­ми. А мы хотим их объ­еди­нить. И рабо­чая лошадь, кото­рую любят и ценят и в Рос­сии, и в Гер­ма­нии, – хоро­ший про­вод­ник идеи друж­бы». Будем наде­ять­ся, что эта бла­го­род­ная идея най­дет под­держ­ку и у спонсоров.

Читайте также