На заседании депутатской рабочей группы Госдумы, состоявшемся 20 апреля 2016 г., обсуждались вопросы регулирования качества продовольственной продукции, идентификации натуральных продуктов и развития органического сельскохозяйственного производства.
Обсуждение проблем органического сельского хозяйства в России продолжается уже несколько лет. Пока очередные редакции профильного законопроекта разрабатываются (а их было уже девять), соседние страны одна за другой принимают соответствующие законы, производят «легальную» органику и даже экспортируют ее. В России же рынок органической продукции никак не выйдет из состояния хаоса, потому что мешает нормативно-правовой вакуум.
В числе отстающих
Данная мысль проходила красной нитью через все выступление Геннадия Воронина, председателя комитета ТПП РФ по качеству продукции. По словам докладчика, проект закона существует, однако согласования с рядом инстанций пройти не может. Позорным явлением выступающий назвал отсутствие системы сертификации. Да, у нас есть документация, регулирующая качество продовольственного сырья (СанПиН от 2008 года), однако она никак не связана с новым законом.
Возмущение по поводу обстановки на органическом рынке в России усиливается из-за активных действий соседей. Ближайшие к нам страны – Молдова, Армения, Казахстан – уже приняли соответствующие законы, а Россия находится пока в рядах отстающих. Что уж там говорить о передовых западных странах! Например, во Франции специально для «органических дел» основаны профсоюз и агентство. «В России 58 % мирового чернозема. Сам Бог велел этим [органическим сельским хозяйством] заниматься», – недоумевает Г. Воронин.
Разделить на три
Нормативно-правовой вакуум – далеко не единственная проблема отрасли. «Органическая продукция – это премиальный продукт, который будет играть огромную роль и на внутреннем рынке, и при организации экспорта. Но у нас не хватает самого главного – доброкачественного, натурального продукта», – отметил Алексей Алексеенко, помощник руководителя Россельхознадзора. Качество продукции в стране неуклонно падает. Немаловажную роль тут сыграли западные санкции и российские ответные меры. Число производителей продовольствия растет, а конкуренция слабеет.
Для недобросовестных компаний настало прекрасное время, позволяющее более дешевым способом заработать большие деньги. Так, согласно исследованию, проведенному Роскачеством, из 20 проверенных образцов красной икры только три имели надлежащее качество.
«Основная проблема сейчас – это отсутствие нормального правового поля, в рамках которого могли бы работать органические хозяйства. Надо будет вносить новые законопроекты. Одним из важнейших будет закон о производстве органической продукции», – считает А. Алексеенко. Кроме того, представитель Россельхознадзора выступает за разделение продукции, находящейся на полках магазинов, на несколько категорий: органические продукты, натуральные продукты и эрзац-продукты (продукты с добавками). Покупатель должен иметь возможность узнать всю информацию о продукте, с помощью мобильного устройства считав QR-код с этикетки. Но чтобы это обеспечить, для каждой группы продовольствия сначала необходимо дать дефиниции категорий, определить критерии, а затем создать систему сертификации. Вопрос безопасности продукции – это прерогатива государства, а качество должен гарантировать бизнес.
Кто за что в ответе?
Но у производителей и переработчиков – стимулы другие. Для них, в отличие от потребителей и государственных служащих, реализация продукции важнее сертификатов качества. Конечно, производители могут предъявить более высокие требования к ритейлерам, так же как и ритейлеры – к производителям, но они не будут этого делать. Кому охота, чтобы покупатели привередничали?
Директор по качеству Х5 Retail Group Светлана Чебарова сообщила, что ритейлеры непосредственно за качество продовольствия не отвечают, поскольку они не могут изменить химический и физический состав продуктов, а все «нечистые» манипуляции совершаются в процессе производства. Ее предложением стало разграничение ответственности между производителями и торговлей. Состав продукции должен гарантировать производитель, а соблюдение сроков годности, условий хранения товаров – ритейлер. И чем строже будут законы, тем добросовестнее стороны будут выполнять свои обязанности. Все предложения, высказанные на заседании рабочей группы, можно считать правильными, но без активных действий их реализовать невозможно.