Когда-то сельское хозяйство совершило скачок от натурального к товарному производству. На новом витке истории мы вновь говорим о натуральном хозяйстве, но в совершенно ином смысле.
И хотя Технический день, устроенный корпорацией FTP Industrial в итальянском Турине, был посвящен презентации новейшей разработки, дискуссия на форуме носила более глобальный характер. Каким будет сельское хозяйство будущего? Как уменьшить нагрузку на окружающую среду и сделать производство более устойчивым?
Натуральное хозяйство по-новому – это предприятие, способное почти всем обеспечить себя самостоятельно. Менеджер по инновациям и технологиям группы FPT Industrial Джанкарло Деллоро поделился концепцией энергетически независимой фермы: ферментация навоза и остатков растениеводства позволяет получить одновременно ценные удобрения для растениеводства и биогаз, который, в свою очередь, идет на отопление и используется для заправки техники, техника обрабатывает поля, где выращивается продовольствие и корма – цикл замкнулся. Можно пойти и дальше: не только производить биогаз для собственных нужд, но и продавать его «на сторону».
Заводы по производству биогаза не только из отходов сельскохозяйственного производства – это наше «зеленое» будущее, – уверены производители техники, работающей на натуральном газе и биометане. По словам Мауро Николетти (компания Schmack Biogas, группа Viessmann), уже сегодня технологии позволяют не только производить энергию из газа, но и обеспечивают обратный процесс – сохранение избыточной электроэнергии (например, от ветрогенераторов и солнечных батарей) в форме газа.
Сжатый и сжиженный природный газ серьезно превосходит традиционное топливо по эмиссии СО2: всего 56,1… 56,4 г / МДж против 73,2…73,4 у дизеля и бензина. Не могут конкурировать с ними по производительности и активно продвигаемые экологически настроенными сообществами электродвигатели – с учетом массы современных литий-ионных аккумуляторов и их энергоемкости.
Признавая преимущества натурального (и био-!) газа, все больше транспортных компаний в Европе переходят на этот вид топлива. По словам Андреа Герини, генерального секретаря Ассоциации производителей и пользователей транспортных средств, работающих на природном газе и биогазе NVGA, количество «газовых» ТС в 2015 году подобралось к 1,2 млн, а ведь еще десятилетие назад таких было чуть более четырехсот тысяч.
Ответом на повышение спроса стало создание инфраструктуры: за последние четыре года в 3,5 раза выросло количество заправочных станций; в Евросоюзе даже действует специальная программа, предусматривающая софинансирование таких проектов. Главный драйвер движения в сторону природного газа – экологическая ответственность, стремление к снижению выбросов СО2 и загрязняющих воздух частиц.
Аннемария Тиммерманс, представитель транспортной компании VOS Logistic, владеющей более чем двумя тысячами «большегрузов» на международных направлениях, привела и другие «мотиваторы». Нидерландская фирма использует грузовики на сжиженном газе с 2012 года (за это время было пройдено более 10 млн километров) и на своем опыте убедилась не только в их надежности, но и в возможности сэкономить на топливе, цена на которое достаточно стабильна. Кроме того, уменьшается шумовая нагрузка, что благоприятно сказывается на имидже бизнеса в глазах общественности. По прогнозу NVGA, к 2030 году на газе будут ездить 15 миллионов автомобилей – большегрузных и легковых.
Но не забыли разработчики и о сельском хозяйстве: на метане работает двигатель нового трактора бренда New Holland – Methane Power CNG N67. Шестицилиндровый двигатель семейства NEF мощностью 180 л.с. обеспечивает крутящий момент 740 нМ при снижении шума и сокращении производственных расходов на 15%. Сейчас трактор уже находится на 5‑й стадии сертификации для использования вне транспортной сети.
Участникам Технического дня FPT Industrial из нескольких стран мира предоставилась возможность не только провести тест-драйв трактора на газе (а заодно тягача и микроавтобуса IVECO), но и посетить центр тестирования двигателей в Турине. Здесь на площади 28 тысяч квадратных метров функционирует 51 установка для тестирования двигателей, 30 – для тестирования трансмиссии, оборудованы восемь климатических камер, где воссоздаются условия жары и экстремальных морозов (от –35 до +40 °С) и даже высокогорья (более 4000 м н.у.м.). Работая над созданием безвредных для окружающей среды двигателей, инженеры и собственную «фабрику мысли» сделали «зеленой»: благодаря солнечным батареям и другим инновациям центр производит 2,7 млн кВт∙ч энергии в год, чего с лихвой хватает не только на собственные нужды.
Уже два десятилетия концерн FPT Industrial разрабатывает двигатели, работающие на газе, за это время было выпущено более тридцати тысяч единиц. Когда-то первым в линейке был 9,5‑литровый 8469 NG мощностью 306 л.с. А 30 октября 2017 года компания представила новинку – двигатель Cursor 13 NG мощностью 460 л.с. объемом 12,9 л, способный работать и на природном газе (сжиженном и сжатом метане), и на биогазе. Он выделяет на 9% меньше СО2, на 41 % меньше загрязняющих частиц и на 27% меньше азотистых соединений (NOx), чем топливо класса Евро-VI.
Почему инженеры выбрали двигатель именно такой мощности? По словам вице-президента FPT Industrial Аннализы Ступененго, это наиболее востребованный класс двигателей, что подтверждает анализ данных регистрации большегрузов в Европе за 2016 год.
Маркетологи установили, что 52,3 % транспортных средств имеют мощность в диапазоне от 430 до 489 л.с. На одной заправке транспортное средство на Cursor 13 способно преодолеть более полутора тысяч километров, техобслуживание запланировано один раз на каждые 90 тыс. км. Двигатель уже испытан на 1 млн километров.
Участники Технического дня смогли не только осмотреть двигатель на стенде, но и буквально разглядеть, что у него внутри: 3D-камера и технология виртуальной реальности позволяет, надев шлем, «пощупать» все системы – от горения топлива до трехкомпонентного каталитического нейтрализатора.
В «техническом кубе» специалисты FPT Industrial рассказали о перспективных разработках компании, которые не ограничиваются только газовыми двигателями. Например, система управления энергией двигателей приближает тот день, когда благодаря увязке данных спутниковой навигации, компьютерным прогнозным моделям и комплексу технических инноваций транспортные средства будут помогать водителю принимать оптимальные решения, а порой и «думать» за него. Это позволит снизить расход топлива и эмиссию вредных газов, координировать подключение разных источников энергии (аккумулятор, двигатель), рационально использовать трансмиссию и тормозную систему, управлять выделяемой при сгорании топлива энергией, в том числе и тепловой. Наверняка что-то из предложенных технических решений найдет воплощение и в сельскохозяйственной технике.
Конечно, пока редкий российский аграрий задумывается о переходе с солярки на природный газ, да и в качестве газового топлива в нашей стране больше распространен пропан / бутан. Но уже очевидно, что мировые тенденции не обойдут Россию стороной. Страна располагает самыми большими в мире запасами природного газа, и еще несколько лет назад госкорпорация «Газпром» начала масштабную работу по развитию инфраструктуры снабжения автомобилей и другой техники экономичным и экологически чистым топливом. За последние три года общий объем инвестиций «Газпрома» в газозаправочные комплексы превысил 10 млрд руб.
Крупнейшая в Европе автомобильная газовая наполнительная компрессорная станция (АГНКС) была открыта в Москве в середине ноября. На сжатом природном газе уже работает более полутора сотен автобусов «Мосгортранса», а в 2018 году столица намерена удвоить парк таких автобусов. ПАО «Газпром» планирует довести количество фирменных АГНКС по стране до 500, что увеличит потребление газа на транспорте до 2,2 млрд кубометров. Создание сети заправочных станций станет предпосылкой для роста сегмента техники на газе, что, несомненно, отразится и на аграрном секторе.
Немаловажный аргумент в пользу газа – цена. По словам председателя Совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, «средняя цена кубометра газа в Москве составляет 16,5 руб., а в регионах – 11 – 13 руб. В то же время цена на традиционное топливо растет. Мы считаем, что цену в 50 % от стоимости дизеля мы можем держать всегда и дадим такие гарантии».
По сообщениям МСХ, к ноябрю с начала года сельхозпроизводители приобрели 3,6 млн тонн дизельного топлива, причем за год оно подорожало на 17%. С учетом необходимости обновления парка техники (с. 16, 22), есть основания предполагать, что, выбирая новый трактор, кто-то из аграриев посмотрит в сторону работающих на газе. Тем более что рынок уже предлагает такую возможность.