«Человек создан для счастья, как птица для полета». Счастье человеческое оценить сложно, качество жизни – реально.
Руководствуясь этим, Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ и концерн Bayer провели опрос-исследование, названное «Байер-барометр», чтобы узнать: «Каково качество жизни в России и как оно изменилось за последний год?» Результаты исследования, призванного дать ответы на эти и другие вопросы, были представлены 4 июля на пресс-конференции в Москве.
Главное – это здоровье. Именно так считает большинство опрошенных. Причем ценность этого фактора из года в год стабильна: почти все ставят его на первое место. Непростая мировая и экономическая ситуация вывела на второе место фактор «безопасности», а на третье место вышла «стабильность заработка».
Хорошие показатели качества и доступности продуктов питания входят в пятерку самых важных параметров, позволяющих на вопрос «Как жизнь?» получить ответ «Удалась!» Само же питание стоит на первом месте среди факторов, влияющих на состояние здоровья. Такова точка зрения не только всех опрошенных, но и жителей российской столицы, дополнительно включенных в число респондентов. Узнав об этом, аграрии должны почувствовать собственную значимость! Добавляет уверенности в сбыте продукции и мнение 53 % респондентов: «Российских продуктов недостаточно». Две трети от общего числа опрошенных москвичей имеют аналогичные взгляды. Похоже, «антисанкции» заставили население подумать о том, чей продукт оно потребляет.
Аграрной отрасли остается только воспользоваться подобной заинтересованностью в отечественном продукте. Широкое освещение аграрной тематики на радио и телевидении уже отразилось на общественном восприятии нашего сельского хозяйства. Хотя в разговорах с обывателями часто используется формулировка «у нас все разрушено», респонденты все‑таки высказались о том, как «поднять село».
Как ни крути, а практически все считают, что помогут только деньги (рис.). Больше других в силу денег верят жители столицы. Привлекать инвестиции, увеличивать субсидии и дотации со стороны государства – вот меры, которые большинство считает наиболее важными.
Жаль только, что инвесторов чаще всего тоже интересуют именно выделяемые государством средства поддержки: иначе не были бы построены многие животноводческие комплексы, способные окупиться лишь при постоянных дотациях.
Жители страны, опрошенные в рамках «Байер-барометра», считают, что важны также институциональные (правовая база) и технологические факторы (интенсификация, инновации).
В этой связи было интересно выслушать присутствовавших на пресс-конференции экспертов. Так, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка ИКАР Дмитрий Рылько отметил, что особенно слабы позиции нашей страны по овощам и фруктам: по импорту товаров данной группы мы входим в число мировых лидеров. Огурцы, например, мы экспортируем из Ирана. Исламская республика, большая часть площади которой представляет собой гористую местность, умудрилась стать нашим крупнейшим поставщиком. В обеспечении продовольствием важными являются не только происхождение продуктов (импортные и отечественные), но также качество и безопасность. Поэтому Д. Рылько призвал задуматься о формировании эффективной цепочки поставки продовольствия (те же иранские огурцы проходят растаможку в Санкт-Петербурге и уже оттуда отправляются в другие уголки страны – можете представить их цену «на выходе»). Кроме того, для продовольственной безопасности важно, чтобы отечественными были не только продукты, но и средства производства.
Не остались в стороне аграрное образование и наука. По мнению того же Д. Рылько, они нуждаются в реформировании. Состояние этой сферы вынуждает аграрные корпорации инвестировать в собственные научные центры. Это хорошо, но независимая наука также должна получать поддержку.
Подведем итоги. Хороший сигнал получила аграрная отрасль: население уделяет внимание происхождению того, что у него на столе. Сигнал тревоги прозвучал для лоббистов отрасли. Другого выхода, кроме «дачи денег» для подъема аграрного сектора, обществу не предлагается. Однако, кроме денег, есть и другие факторы. Без их учета нельзя привлечь на село профессиональные кадры, от которых зависят и внедрение инноваций, и общий подъем. Речь идет об имидже сельского хозяйства, в нашем представлении неразрывно связанном с качеством жизни тех, кто на селе работает.