Ян Вилль доволен гибкостью предприятия, достигнутой за счет экологического земледелия. Это позволяет позиционировать продукцию как органическую, так и традиционную. @ Фото: Hormes

Био и не только

Ян Вилль доволен гибкостью предприятия, достигнутой за счет экологического земледелия. Это позволяет позиционировать продукцию как органическую, так и традиционную. @ Фото: Hormes

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Эльке Хормес, главный редактор журнала Gemuese, ФРГ

Поделитьтся

В насто­я­щее вре­мя гиб­кость — один из важ­ней­ших кри­те­ри­ев для сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей. Ян Вилль, выра­щи­ва­ю­щий эко­ло­ги­че­ски чистые пря­ные тра­вы, руко­вод­ству­ет­ся имен­но этим.

Производство пряных трав

Исто­рия семей­но­го сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия Kuchenkraut & Wohlgenuss, рас­по­ло­жен­но­го в бавар­ской ком­муне Аль­берт­схо­фен, берет нача­ло в 1890 г. Уже тогда на пред­при­я­ти­ях семей Гюн­тер и Вилль cта­ло раз­ви­вать­ся ово­ще­вод­ство. Одна­ко пер­вая пет­руш­ка, пер­вый зеле­ный лук и пер­вый бази­лик были выра­ще­ны толь­ко в 1985 году. С пере­ез­дом пред­при­я­тия в Аль­берт­схо­фен в 1995 году было реше­но занять­ся ово­ще­вод­ством откры­то­го грун­та и кон­тей­нер­ным выра­щи­ва­ни­ем пря­ных трав. На дан­ный момент еже­год­но более 1,2 млн гор­шоч­ков с соч­ной зеле­нью отправ­ля­ют­ся к сво­им потребителям.

Новое поколение, новые идеи

Ян Вилль начал руко­во­дить семей­ным пред­при­я­ти­ем в 2011 году и при­внес в его дея­тель­ность мно­го новых идей. Он зна­чи­тель­но рас­ши­рил ассор­ти­мент сезон­ной зеле­ни, а так­же орга­ни­зо­вал круг­ло­го­дич­ные постав­ки наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных трав во мно­гие про­до­воль­ствен­ные мага­зи­ны. Кро­ме того, новый руко­во­ди­тель решил пере­ве­сти пред­при­я­тие на эко­ло­ги­че­ское производство.

В насто­я­щее вре­мя все пря­ные тра­вы воз­де­лы­ва­ют­ся на семей­ной фер­ме в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем Сове­та ЕС об орга­ни­че­ском зем­ле­де­лии, а так­же име­ют сер­ти­фи­ка­цию Global-Gap (про­грам­ма, кото­рую пред­ло­жи­ли сети роз­нич­ной тор­гов­ли в Евро­пе с целью обес­пе­че­ния без­опас­но­го про­из­вод­ства про­дук­тов пита­ния и деко­ра­тив­ных рас­те­ний). По сло­вам Яна Вил­ля, один гор­шок с био­тра­ва­ми обхо­дит­ся все­го на один цент доро­же, чем такой же гор­шок с обыч­ны­ми тра­ва­ми. Дан­ная раз­ни­ца в себе­сто­и­мо­сти обу­слов­ле­на выбо­ром удоб­ре­ний. Как про­из­во­ди­тель био­про­дук­ции Ян Вилль дол­жен тща­тель­но сле­дить, что­бы вне­се­ние удоб­ре­ний не спо­соб­ство­ва­ло рас­про­стра­не­нию вре­ди­те­лей (напри­мер, пло­до­вых кома­ри­ков). Сама защи­та рас­те­ний обхо­дит­ся фер­ме­ру не доро­же, чем при тра­ди­ци­он­ном земледелии.

Гибкость — это удобно

«Для нас важ­на гиб­кость про­из­вод­ства. Мы можем про­из­во­дить как орга­ни­че­скую, так и обыч­ную про­дук­цию. Если поку­па­тель зака­зы­ва­ет био­про­дук­ты, мы гото­вы ему их поста­вить. Когда‑нибудь цен­ность эко­ло­ги­че­ски выра­щен­ных про­дук­тов воз­рас­тет и они будут при­но­сить боль­ший доход», — тако­во мне­ние Я. Вилля.

Боль­шое зна­че­ние для бавар­ско­го агра­рия име­ет быст­рый рост рас­те­ний. «У нас не так мно­го вре­ме­ни, что­бы поз­во­лить куль­ту­рам дол­го рас­ти. Вре­мя — день­ги», — гово­рит Ян.

Не верит­ся, но в ассор­ти­мен­те пред­при­я­тия Kuchenkraut & Wohlgenuss око­ло 100 наиме­но­ва­ний пря­ных трав. Конеч­но, льви­ная доля при­хо­дит­ся на более попу­ляр­ные пет­руш­ку, лук и бази­лик, но такие ред­кие экзем­пля­ры, как дикий чес­нок (Thulbagia violacea) со съе­доб­ны­ми цвет­ка­ми и листья­ми, имбирь сиам­ский (Alpinia galanga, син. Maranta galanga), пекин­ская тра­ва (Murdannia loriformis) или тра­ва бес­смер­тия (Gynostemma pentaphyllum) так­же куль­ти­ви­ру­ют­ся в хозяйстве.

Процесс производства

Зелень на про­да­жу на пред­при­я­тии Kuchenkraut & Wohlgenuss выра­щи­ва­ют круг­лый год. Тех­но­ло­гия про­из­вод­ства отлич­но нала­же­на. Тра­вы высе­ва­ют в кон­тей­не­ры диа­мет­ром 13 см. В янва­ре, фев­ра­ле, а так­же с июня по декабрь в про­из­вод­стве исполь­зу­ют­ся кон­тей­не­ры толь­ко тако­го раз­ме­ра. В такие же горш­ки выса­жи­ва­ют и черен­ки рас­те­ний. По жела­нию заказ­чи­ка зимой для выра­щи­ва­ния зеле­но­го лука мож­но под­го­то­вить и горш­ки диа­мет­ром 10 см. Кро­ме зеле­ни, в под­вес­ных вазо­нах и 10 сан­ти­мет­ро­вых кон­тей­не­рах выра­щи­ва­ют еще и землянику.

Суб­страт для рас­те­ний на пред­при­я­тии сме­ши­ва­ют сами. По мне­нию Яна Вил­ля, раз­ни­ца меж­ду био­ло­ги­че­ским про­из­вод­ством пря­ных трав и тра­ди­ци­он­ным состо­ит в при­го­тов­ле­нии суб­стра­та и удоб­ре­ний для рас­те­ний. Кро­ме того, важ­ным фак­то­ром явля­ет­ся и био­ло­ги­че­ская защи­та рас­те­ний от вре­ди­те­лей и болезней.

Выра­щи­ва­ют тра­вы как на откры­том грун­те на пло­ща­ди 24 тыс. м², так и в двух теп­ли­цах пло­ща­дью 10 тыс. м². Теп­ли­цы вовсе не новые, построй­ки 1995 и 2002 годов, но обе с двой­ным остек­ле­ни­ем и энер­го­сбе­ре­га­ю­щи­ми экра­на­ми. Допол­ни­тель­но арен­до­ва­на еще одна теп­ли­ца пло­ща­дью 2200 м².

С помо­щью систе­мы отоп­ле­ния в теп­ли­цах под­дер­жи­ва­ют наи­луч­шие тем­пе­ра­тур­ные усло­вия для бла­го­при­ят­но­го роста пря­ных трав. Тру­бы отоп­ле­ния регу­ли­ру­ют­ся по высо­те, поэто­му рав­но­мер­но обес­пе­чи­ва­ют теп­лом все рас­те­ния, выра­щи­ва­е­мые как на спе­ци­аль­ных сто­лах, так и в откры­том грун­те. Для отоп­ле­ния исполь­зу­ют­ся при­род­ный газ и мазут. С помо­щью ком­пью­те­ра авто­ма­ти­че­ски мож­но настро­ить опре­де­лен­ный тем­пе­ра­тур­ный режим.

Бази­лик и рас­са­да выра­щи­ва­ют­ся на фер­ме на пло­ща­ди 2500 м². Для них отве­де­ны сто­лы на коле­си­ках. Боль­шое коли­че­ство ламп созда­ет допол­ни­тель­ное осве­ще­ние. На пред­при­я­тии береж­но отно­сят­ся ко всем ресур­сам. Так, для поли­ва исполь­зу­ет­ся вода не из водо­про­во­да, а дож­де­вая, кото­рая сте­ка­ет с крыш в спе­ци­аль­ный резер­ву­ар. Увлаж­ня­ют рас­те­ния поверх­ност­ным или капель­ным спо­со­бом. С полив­ной водой рас­те­ния полу­ча­ют и жид­кие удобрения.

Элек­три­че­ством хозяй­ство обес­пе­чи­ва­ет себя само­сто­я­тель­но за счет двух газо­вых ТЭЦ. Боль­шой резерв­ный акку­му­ля­тор и ото­пи­тель­ный котел не толь­ко предот­вра­ти­ли пере­бои в сети, но и впо­ло­ви­ну сокра­ти­ли расходы.

Две маши­ны по пря­мой высад­ке семян в кон­тей­не­ры, лен­точ­ный кон­вей­ер и два погруз­чи­ка для внут­ри­хо­зяй­ствен­ной транс­пор­ти­ров­ки — основ­ная тех­ни­ка, исполь­зу­е­мая для кон­тей­нер­но­го выра­щи­ва­ния куль­тур. Кро­ме того, два трак­то­ра с фрон­таль­ны­ми ков­ша­ми, вилоч­ный погруз­чик, поч­вен­ная фре­за, сеял­ка для лука, а так­же сред­ства малой меха­ни­за­ции поз­во­ля­ют Яну Вил­лю отлич­но справ­лять­ся со все­ми вида­ми работ в хозяйстве.

Управленческие задачи

После того как про­из­вод­ствен­ный про­цесс был нала­жен, Ян решил занять­ся управ­лен­че­ски­ми зада­ча­ми. С ростом мини­маль­ной опла­ты тру­да рас­хо­ды пред­при­я­тия на выпла­ту зара­бот­ной пла­ты работ­ни­кам уве­ли­чи­лись на 30%. Раз­мер поча­со­во­го зара­бот­ка вырос с 10 до 15 евро. Что­бы рас­хо­ды пред­при­я­тия оправ­да­лись, пер­со­нал нуж­но научить рабо­тать не столь­ко быст­ро, сколь­ко эффективно.

Кро­ме моти­ва­ции работ­ни­ков к тру­ду, важ­ным явля­ет­ся и сти­му­ли­ро­ва­ние сбы­та. Про­дук­ция пред­при­я­тия дости­га­ет конеч­но­го потре­би­те­ля непо­сред­ствен­но на самой фер­ме, через роз­нич­ную сеть про­дук­то­вых мага­зи­нов, опто­вых супер­мар­ке­тов Cash & Carry, садо­вые цен­тры, стро­и­тель­ные рын­ки, ярмар­ки выход­но­го дня, а так­же через сеть круп­но­го немец­ко­го постав­щи­ка све­жих ово­щей и зеле­ни vitfrisch. Стро­ить отно­ше­ния с парт­не­ра­ми по сбы­ту про­дук­ции нуж­но таким обра­зом, что­бы обе сто­ро­ны были доволь­ны сотруд­ни­че­ством. А это непро­стая задача!

Успешное сотрудничество

Свое­вре­мен­ная достав­ка и пра­виль­ная транс­пор­ти­ров­ка опре­де­ля­ют хоро­шие отно­ше­ния с парт­не­ра­ми. При транс­пoр­ти­ров­ке про­дук­ции с пред­при­я­тия исполь­зу­ют под­до­ны, кар­тон­ные упа­ков­ки вме­сти­мо­стью две­на­дцать и шесть кон­тей­не­ров. По жела­нию заказ­чи­ка гор­шеч­ные рас­те­ния могут быть завер­ну­ты в упа­ко­воч­ную плен­ку четы­рех раз­ных видов.

По мне­нию Яна Вил­ля, гиб­кость парт­не­ров и спло­чен­ность очень важ­ны для созда­ния вза­и­мо­вы­год­но­го сотруд­ни­че­ства. Дости­же­ние гиб­ко­сти — цель пред­при­я­тия Kuchenkraut & Wohlgenuss.

Читайте также