В настоящее время гибкость — один из важнейших критериев для сельхозпроизводителей. Ян Вилль, выращивающий экологически чистые пряные травы, руководствуется именно этим.
Производство пряных трав
История семейного сельскохозяйственного предприятия Kuchenkraut & Wohlgenuss, расположенного в баварской коммуне Альбертсхофен, берет начало в 1890 г. Уже тогда на предприятиях семей Гюнтер и Вилль cтало развиваться овощеводство. Однако первая петрушка, первый зеленый лук и первый базилик были выращены только в 1985 году. С переездом предприятия в Альбертсхофен в 1995 году было решено заняться овощеводством открытого грунта и контейнерным выращиванием пряных трав. На данный момент ежегодно более 1,2 млн горшочков с сочной зеленью отправляются к своим потребителям.
Новое поколение, новые идеи
Ян Вилль начал руководить семейным предприятием в 2011 году и привнес в его деятельность много новых идей. Он значительно расширил ассортимент сезонной зелени, а также организовал круглогодичные поставки наиболее востребованных трав во многие продовольственные магазины. Кроме того, новый руководитель решил перевести предприятие на экологическое производство.
В настоящее время все пряные травы возделываются на семейной ферме в соответствии с постановлением Совета ЕС об органическом земледелии, а также имеют сертификацию Global-Gap (программа, которую предложили сети розничной торговли в Европе с целью обеспечения безопасного производства продуктов питания и декоративных растений). По словам Яна Вилля, один горшок с биотравами обходится всего на один цент дороже, чем такой же горшок с обычными травами. Данная разница в себестоимости обусловлена выбором удобрений. Как производитель биопродукции Ян Вилль должен тщательно следить, чтобы внесение удобрений не способствовало распространению вредителей (например, плодовых комариков). Сама защита растений обходится фермеру не дороже, чем при традиционном земледелии.
Гибкость — это удобно
«Для нас важна гибкость производства. Мы можем производить как органическую, так и обычную продукцию. Если покупатель заказывает биопродукты, мы готовы ему их поставить. Когда‑нибудь ценность экологически выращенных продуктов возрастет и они будут приносить больший доход», — таково мнение Я. Вилля.
Большое значение для баварского агрария имеет быстрый рост растений. «У нас не так много времени, чтобы позволить культурам долго расти. Время — деньги», — говорит Ян.
Не верится, но в ассортименте предприятия Kuchenkraut & Wohlgenuss около 100 наименований пряных трав. Конечно, львиная доля приходится на более популярные петрушку, лук и базилик, но такие редкие экземпляры, как дикий чеснок (Thulbagia violacea) со съедобными цветками и листьями, имбирь сиамский (Alpinia galanga, син. Maranta galanga), пекинская трава (Murdannia loriformis) или трава бессмертия (Gynostemma pentaphyllum) также культивируются в хозяйстве.
Процесс производства
Зелень на продажу на предприятии Kuchenkraut & Wohlgenuss выращивают круглый год. Технология производства отлично налажена. Травы высевают в контейнеры диаметром 13 см. В январе, феврале, а также с июня по декабрь в производстве используются контейнеры только такого размера. В такие же горшки высаживают и черенки растений. По желанию заказчика зимой для выращивания зеленого лука можно подготовить и горшки диаметром 10 см. Кроме зелени, в подвесных вазонах и 10 сантиметровых контейнерах выращивают еще и землянику.
Субстрат для растений на предприятии смешивают сами. По мнению Яна Вилля, разница между биологическим производством пряных трав и традиционным состоит в приготовлении субстрата и удобрений для растений. Кроме того, важным фактором является и биологическая защита растений от вредителей и болезней.
Выращивают травы как на открытом грунте на площади 24 тыс. м², так и в двух теплицах площадью 10 тыс. м². Теплицы вовсе не новые, постройки 1995 и 2002 годов, но обе с двойным остеклением и энергосберегающими экранами. Дополнительно арендована еще одна теплица площадью 2200 м².
С помощью системы отопления в теплицах поддерживают наилучшие температурные условия для благоприятного роста пряных трав. Трубы отопления регулируются по высоте, поэтому равномерно обеспечивают теплом все растения, выращиваемые как на специальных столах, так и в открытом грунте. Для отопления используются природный газ и мазут. С помощью компьютера автоматически можно настроить определенный температурный режим.
Базилик и рассада выращиваются на ферме на площади 2500 м². Для них отведены столы на колесиках. Большое количество ламп создает дополнительное освещение. На предприятии бережно относятся ко всем ресурсам. Так, для полива используется вода не из водопровода, а дождевая, которая стекает с крыш в специальный резервуар. Увлажняют растения поверхностным или капельным способом. С поливной водой растения получают и жидкие удобрения.
Электричеством хозяйство обеспечивает себя самостоятельно за счет двух газовых ТЭЦ. Большой резервный аккумулятор и отопительный котел не только предотвратили перебои в сети, но и вполовину сократили расходы.
Две машины по прямой высадке семян в контейнеры, ленточный конвейер и два погрузчика для внутрихозяйственной транспортировки — основная техника, используемая для контейнерного выращивания культур. Кроме того, два трактора с фронтальными ковшами, вилочный погрузчик, почвенная фреза, сеялка для лука, а также средства малой механизации позволяют Яну Виллю отлично справляться со всеми видами работ в хозяйстве.
Управленческие задачи
После того как производственный процесс был налажен, Ян решил заняться управленческими задачами. С ростом минимальной оплаты труда расходы предприятия на выплату заработной платы работникам увеличились на 30%. Размер почасового заработка вырос с 10 до 15 евро. Чтобы расходы предприятия оправдались, персонал нужно научить работать не столько быстро, сколько эффективно.
Кроме мотивации работников к труду, важным является и стимулирование сбыта. Продукция предприятия достигает конечного потребителя непосредственно на самой ферме, через розничную сеть продуктовых магазинов, оптовых супермаркетов Cash & Carry, садовые центры, строительные рынки, ярмарки выходного дня, а также через сеть крупного немецкого поставщика свежих овощей и зелени vitfrisch. Строить отношения с партнерами по сбыту продукции нужно таким образом, чтобы обе стороны были довольны сотрудничеством. А это непростая задача!
Успешное сотрудничество
Своевременная доставка и правильная транспортировка определяют хорошие отношения с партнерами. При транспoртировке продукции с предприятия используют поддоны, картонные упаковки вместимостью двенадцать и шесть контейнеров. По желанию заказчика горшечные растения могут быть завернуты в упаковочную пленку четырех разных видов.
По мнению Яна Вилля, гибкость партнеров и сплоченность очень важны для создания взаимовыгодного сотрудничества. Достижение гибкости — цель предприятия Kuchenkraut & Wohlgenuss.