Фото: Feuerborn

Покорение тридцатитонника

Фото: Feuerborn

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Бернд Фойерборн, agrarheute, ФРГ

Поделитьтся

Пла­ти­но­вая вер­сия свек­ло­убо­роч­но­го ком­бай­на Rexor 6300 от Grimme обра­ща­ет­ся с кор­не­пло­да­ми береж­нее преж­не­го. А еще про­из­во­ди­тель поза­бо­тил­ся о повы­шен­ном ком­фор­те в кабине. Это ли не повод задер­жать­ся за штурвалом?

Результаты независимых испытаний техники

Крас­ный вели­кан ожи­да­ет меня на краю свек­ло­вич­но­го поля. Его высо­та 4 м, в дли­ну он 15,60 м, а в шири­ну – 3,20 м. Шесть круп­но­га­ба­рит­ных шин выдер­жи­ва­ют соб­ствен­ных 32 т плюс еще 30 т при пол­ной загруз­ке бун­ке­ра. Спе­ре­ди копа­тель на шесть рядов, за ним, сра­зу же за перед­ней осью, три сепа­ри­ру­ю­щие звез­ды вну­ши­тель­но­го диа­мет­ра, потом коль­це­вой эле­ва­тор и огром­ный бун­кер. Чуть поз­же мне под­ска­жут, что в него поме­ща­ет­ся 45 кубо­мет­ров выко­пан­ной свёк­лы. В зад­ней части ком­бай­на скрыт шести­ци­лин­дро­вый дви­га­тель мощ­но­стью 653 л.с., кото­рых с лег­ко­стью долж­но хва­тить, что­бы при­ве­сти маши­ну в дви­же­ние и заста­вить работать.

При­зна­юсь, рань­ше мне дово­ди­лось совер­шать на свек­ло­убо­роч­ном ком­байне лишь пару-трой­ку про­хо­дов по полю, сего­дня же мне пред­сто­я­ло копать свёк­лу на про­тя­же­нии про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни. В ожи­да­нии дей­ства пульс уча­стил­ся. Хотя боять­ся было нече­го, ведь рядом чело­век, кото­рый зна­ет ком­байн, как свои пять паль­цев. Руко­во­ди­тель под­раз­де­ле­ния свек­ло­убо­роч­ной тех­ни­ки ком­па­нии Grimme Инго Мюл­лер успо­ка­и­ва­ет меня: «Это про­ще про­сто­го. В Rexor 6300 Platinum мы встро­и­ли столь­ко умных систем, что коп­ка ведет­ся прак­ти­че­ски сама собой». Ой ли?

Не обезглавить, а обезлистить!

Преж­де чем забрать­ся в каби­ну, обхо­дим ком­байн. Серия свек­ло­убо­роч­ни­ков Rexor суще­ству­ет с 2010 года. Тогда Grimme выпус­ка­ла два типа этих ком­бай­нов, выпус­ка­ет их и теперь: двух­ос­ный с бун­ке­ром на 30 кубов и трех­ос­ный с бун­ке­ром на 45 кубов. В 2019-м ком­бай­ны Rexor под­верг­лись модер­ни­за­ции, после чего моде­ли полу­чи­ли име­на 6200 Platinum и 6300 Platinum.

Перед стар­том работ Инго Мюл­лер счи­та­ет нуж­ным заост­рить вни­ма­ние на осо­бен­но­стях рабо­ты ботво­уда­ли­те­ля FM: он избав­ля­ет­ся от листьев, не сре­зая вер­хуш­ки кор­не­пло­дов. У Grimme деся­ти­лет­ний опыт при­ме­не­ния тако­го прин­ци­па ботво­уда­ле­ния. Его пре­иму­ще­ства для пред­ста­ви­те­ля ком­па­нии оче­вид­ны: боль­ше свёк­лы ока­зы­ва­ет­ся в кага­те (при­мер­но на 5 %), и по полю не раз­бро­са­ны сре­зан­ные шляп­ки. Цель­ная свёк­ла сохра­ня­ет­ся луч­ше, мень­ше потерь и в резуль­та­те дыха­ния корнеплодов.

В про­из­вод­ствен­ной про­грам­ме Grimme име­ют­ся и три дру­гих типа ботво­уда­ли­те­лей, в том чис­ле и сре­за­ю­щие голов­ки кор­не­пло­дов, прав­да, по мини­му­му: стан­дарт­ный ботво­из­мель­чи­тель с систе­мой уклад­ки бот­вы в рядок InLine, ком­би­ни­ро­ван­ный измель­чи­тель с боко­вым выбро­сом бот­вы и муль­ти­функ­ци­о­наль­ный вал, соче­та­ю­щий в себе рабо­ту сталь­ных и рези­но­вых бичей и дообрезчика.

Что­бы доступ­но рас­ска­зать о прин­ци­пе рабо­ты ботво­уда­ли­те­ля FM, реше­но было его под­нять вверх – так взо­ру пред­став­ля­ет­ся вся кон­струк­ция цели­ком. На пер­вом из двух валов рас­по­ло­же­ны сталь­ные и рези­но­вые бичи. Сталь­ные бичи корот­кие, они измель­ча­ют ботву и сор­ня­ки на уровне вер­ху­шек кор­не­пло­дов и укла­ды­ва­ют их в меж­ду­ря­дье. Более длин­ные бичи изго­тов­ле­ны из син­те­ти­че­ско­го мате­ри­а­ла и пред­на­зна­че­ны для уда­ле­ния бот­вы с корнеплодов.

Вто­рой вал осна­щен толь­ко рези­но­вы­ми бича­ми. Вра­ща­ясь в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии, он очи­ща­ет посту­па­ю­щую свёк­лу. При пра­виль­ной настрой­ке агре­га­та убран­ные кор­не­пло­ды чистые, без листьев, но при шляпке!

В таком вер­ти­каль­ном поло­же­нии ботво­уда­ли­те­ля, как теперь, лег­ко про­во­дить его тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние. Напри­мер, при изно­се бичей их мож­но заме­нять по отдель­но­сти. Инго Мюл­лер заме­ча­ет, что хотя все рези­но­вые бичи нуж­но заме­нять по завер­ше­нии сезо­на, неко­то­рые из них изна­ши­ва­ют­ся быст­рее, их хва­та­ет при­мер­но на 400 га.

Работающие нежно

После уда­ле­ния бот­вы начи­на­ет­ся коп­ка. И здесь Grimme отли­ча­ет­ся от кон­ку­рен­тов: вме­сто виб­ро­ле­ме­хов на ком­бай­нах серии Rexor сто­ят дис­ко­вые копа­чи с гид­рав­ли­че­ским при­во­дом. Уста­нов­лен­ные V-образ­но дис­ки как бы вытя­ги­ва­ют кор­не­пло­ды из зем­ли, не обла­мы­вая их кон­чи­ки. Опе­ре­же­ние выка­пы­ва­ю­щих дис­ков регу­ли­ру­ет­ся бес­сту­пен­ча­то. На сто­я­щем пере­до мной в поле ком­байне оно состав­ля­ет 10 – 15 %.

Инго Мюл­лер при этом не уста­ет под­чер­ки­вать: «Это самый щадя­щий спо­соб извле­че­ния кор­не­пло­дов из поч­вы, а рабо­чие орга­ны под­вер­га­ют­ся изно­су в мень­шей сте­пе­ни. Кро­ме того, осад­ки не поме­ха для выхо­да ком­бай­нов в поле». Боко­вое сме­ще­ние выка­пы­ва­ю­щих дис­ков в каж­дую сто­ро­ну на 40 мм поз­во­ля­ет извле­кать из зем­ли без повре­жде­ний даже кор­не­пло­ды, нестан­дарт­ные по сво­им размерам.

Выко­пан­ная свёк­ла пода­ет­ся на при­ем­ные валь­цы, где осу­ществ­ля­ет­ся ее пер­вич­ная очист­ка от зем­ли и бот­вы. Отсю­да по про­се­и­ва­ю­ще­му кана­лу кор­не­пло­ды попа­да­ют на первую сепа­ри­ру­ю­щую звез­ду. Для улуч­ше­ния каче­ства очист­ки была изме­не­на гео­мет­рия зубьев сепа­ри­ру­ю­щих звезд. После пер­вой звез­ды боль­шо­го раз­ме­ра (диа­метр 1,70 м) кор­не­пло­ды про­хо­дят через две дру­гие диа­мет­ром помень­ше (1,50 м), отку­да посту­па­ют на коль­це­вой элеватор.

Для обес­пе­че­ния тре­бу­е­мой очист­ки сепа­ри­ру­ю­щих звезд ограж­да­ю­щие решет­ки мож­но заме­нять пру­жин­ны­ми зубья­ми или же ком­би­на­ци­ей пру­жин­ных зубьев и ограж­да­ю­щих решет. Инго Мюл­лер со зна­ни­ем дела добав­ля­ет, что эта заме­на про­из­во­дит­ся теперь на 80 % быст­рее, чем раньше.

Пода­ча свёк­лы в бун­кер тоже уско­ри­лась – на 25 %! И это в боль­шей части за счет того, что пру­тья коль­це­во­го эле­ва­то­ра теперь скла­ды­ва­ют­ся в сво­е­го рода кар­ма­ны. Воз­мож­ность коль­це­во­го эле­ва­то­ра рабо­тать быст­рее озна­ча­ет, что при мень­шей ско­ро­сти его вра­ще­ния мож­но отгру­жать в бун­кер все тот же объ­ем свёк­лы, при этом кор­не­пло­дам предо­став­ля­ет­ся боль­ше про­стран­ства и они мень­ше травмируются.

Достойная мощь, впечатляющая вместимость

Пора бы уже взо­брать­ся в каби­ну и стар­то­вать, поду­ма­лось мне, но Инго пред­ла­га­ет осмот­реть зад­нюю часть ком­бай­на. Здесь, под кожу­хом, спря­тан шести­ци­лин­дро­вый дви­га­тель с трех­ко­неч­ной звез­дой Mercedes-Benz (MTU), его рабо­чий объ­ем 15,6 л, мощ­ность 653 л. с. Их более, чем доста­точ­но, как я выяс­нил чуть поз­же. Что еще?

Все при­во­ды толь­ко гид­рав­ли­че­ские. Две­на­дцать насо­сов рабо­та­ют на 23 мас­ля­ных дви­га­те­ля при­во­да ходо­вой части и всех осталь­ных систем. Все смон­ти­ро­ва­но чисто, обес­пе­чен сво­бод­ный доступ к узлам.

Даже в тем­ное вре­мя вид­но как днем: све­то­ди­од­ные лам­пы под крыш­ка­ми и кожу­ха­ми ком­бай­на поз­во­ля­ют и в тем­ное вре­мя суток про­из­во­дить кон­троль и тех­об­слу­жи­ва­ние. И это похваль­но, ведь неред­ко свёк­лу уби­ра­ют круглосуточно.

Я заби­ра­юсь вверх по лест­ни­це и попа­даю на пло­щад­ку тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния дви­га­те­ля, далее откры­ваю двер­цу и ока­зы­ва­юсь в бун­ке­ре. Свер­ху по цен­тру рас­по­ло­жен мощ­ный шнек, кото­рый рас­пре­де­ля­ет кор­не­пло­ды по всей длине бун­ке­ра. Запол­нен­ные рав­но­мер­но его 45 кубов дадут око­ло 30 т мас­сы – это боль­ше, чем может вме­стить один грузовик.

При загруз­ке пусто­го бун­ке­ра спе­ци­аль­ный фар­тук, выдви­га­е­мый напро­тив зоны выбро­са с коль­це­во­го эле­ва­то­ра, гасит ско­рость паде­ния кор­не­пло­дов, летя­щих с двух­мет­ро­вой высо­ты. Позд­нее амор­ти­за­тор авто­ма­ти­че­ски уби­ра­ет­ся. Инго Мюл­лер уточ­ня­ет, что при­спо­соб­ле­ние обес­пе­чи­ва­ет щадя­щее обра­ще­ние с про­дук­том, а авто­ма­ти­ка сни­жа­ет нагруз­ку на механизатора.

Скреб­ко­вый пол сдви­га­ет свёк­лу к выгруз­но­му транс­пор­те­ру шири­ной 1,80 м, он, кста­ти, обза­вел­ся допол­ни­тель­ной точ­кой изги­ба, что поз­во­ля­ет умень­шить высо­ту паде­ния кор­не­пло­дов при фор­ми­ро­ва­нии кага­та. Мак­си­маль­ная высо­та пере­груз­ки 4 м.

Ну хва­тит смот­реть, хоте­лось бы уже и стар­то­вать! Вон из бун­ке­ра! Все крыш­ки закрыть – и в каби­ну! У это­го свек­ло­убо­роч­но­го ком­бай­на каби­на, пожа­луй, самая тихая. Зна­ко­мые с кор­мо­за­го­то­ви­тель­ной тех­ни­кой сра­зу про­ве­дут ана­ло­гию с Claas Jaguar 900.

Здесь, в кабине, меня уже под­жи­да­ет Ште­фан Баль­ман, сер­вис­ный спе­ци­а­лист и опе­ра­тор-демон­стра­тор ком­па­нии Grimme. Он-то сей­час и пока­жет, насколь­ко про­сто уби­рать свёк­лу ком­бай­ном Rexor. Но коли­че­ство тер­ми­на­лов и дис­пле­ев охла­жда­ет мой пыл. Как мож­но обра­бо­тать поток инфор­ма­ции, посту­па­ю­щий от всех этих гад­же­тов?! Ока­зы­ва­ет­ся, мне это и не нуж­но – за меха­ни­за­то­ра все решат систе­ма Speedtronic и ряд авто­ма­ти­че­ских функций.

В центре управления

Для машин Grimme харак­тер­но нали­чие толь­ко тер­ми­на­лов CCI-100. Но в кабине ком­бай­на Rexor 6300 Platinum основ­ные функ­ции пред­став­ля­ют целых два ISOBUS-тер­ми­на­ла. Цен­траль­ные эле­мен­ты управ­ле­ния – жима с неболь­шим рыча­гом управ­ле­ния и четырь­мя пово­рот­ны­ми регу­ля­то­ра­ми, три поло­же­ния кото­рых мож­но при­вя­зать к кла­ви­шам быст­ро­го вво­да. На джой­сти­ке кла­ви­ши тоже про­грам­ми­ру­е­мые, поэто­му ника­ких под­ска­зы­ва­ю­щих ико­нок на них не обнаружите.

Пре­иму­ще­ство кла­виш и кно­пок сво­бод­но­го выбо­ра состо­ит в том, что меха­ни­за­то­рам, рабо­тав­шим ранее на маши­нах кон­ку­ри­ру­ю­щих брен­дов, не при­дет­ся при­вы­кать к ино­му их рас­по­ло­же­нию. На сего­дняш­ней убор­ке свёк­лы мы рабо­та­ем с уста­нов­ка­ми, задан­ны­ми фирмой-производителем.

На вопрос, какую из кон­фи­гу­ра­ций он пред­по­чи­та­ет, Ште­фан Баль­ман, улы­ба­ясь, отве­ча­ет: «Стан­дарт­ную от Grimme. В ее раз­ра­бот­ке и я уча­стие принимал».

Как начи­на­ю­щий опе­ра­тор на убор­ке свёк­лы я рад, что рядом со мной опыт­ный спе­ци­а­лист. Одна­ко для управ­ле­ния этим свек­ло­убо­роч­ным ком­бай­ном, если он хоро­шо настро­ен, мно­го­го знать не нуж­но. Если ком­байн сто­ит стро­го в соот­вет­ствии с ряд­ка­ми, то на рыча­ге управ­ле­ния сле­ду­ет все­го лишь нажать кноп­ку «Нача­ло поля», и веде­ние рабо­ты пере­ни­ма­ет авто­ма­ти­ка. Запус­ка­ет­ся копа­тель, и начи­на­ет­ся уборка.

При сме­ще­нии джой­сти­ка вбок ком­байн вклю­ча­ет авто­пи­лот и про­дол­жа­ет дви­же­ние по полю в щадя­щем режи­ме. У ком­бай­на все три оси управ­ля­е­мые, при этом с регу­ли­ру­е­мым изло­мом. В щадя­щем режи­ме копа­тель и каби­на сохра­ня­ют свое поло­же­ние отно­си­тель­но ряд­ков свёк­лы, а зад­няя часть ком­бай­на сме­ща­ет­ся на уже выко­пан­ный уча­сток и про­хо­дит поле по сме­щен­ной колее. Rexor 3300 осна­ща­ет­ся шина­ми Michelin моде­ли Cerexbib: перед­ние име­ют типо­раз­мер 800 / 70 R38, зад­ние – 1000 / 55 R32 и 900 / 60 R32.

Еще больше автоматики

В кон­це загон­ки нуж­но нажать на кноп­ку «Конец поля», выклю­чить щадя­щий режим и, исполь­зуя сред­ства управ­ле­ния, подъ­е­хать к сле­ду­ю­щим шести ряд­кам. Ком­байн манев­рен­ный, внут­рен­ний круг раз­во­ро­та состав­ля­ет 7,50 м. Одна­ко мне доволь­но труд­но выру­лить его к нуж­ным ряд­кам, посколь­ку свой взгляд я направ­ляю непо­сред­ствен­но в зону перед ботво­уда­ли­те­лем. Если ком­байн к тому же еще в изо­гну­той пози­ции, то, что­бы поста­вить его в соот­вет­ствии с ряд­ка­ми, потре­бу­ет­ся мно­же­ство манев­ров. Пона­ча­лу дей­ствия непри­выч­ны. Но если гигант уста­нов­лен на краю поса­док свёк­лы, вклю­че­ние функ­ции авто­пи­ло­та поз­во­лит попасть в ряд­ки без лиш­не­го напря­же­ния. В зави­си­мо­сти от нагруз­ки систе­ма Speedtronic авто­ма­ти­че­ски под­стра­и­ва­ет ско­рость вра­ще­ния сепа­ри­ру­ю­щих звезд и «кар­ман­но­го» эле­ва­то­ра. Регу­ли­ров­ка потре­бу­ет­ся, толь­ко если необ­хо­ди­мо уве­ли­чить глу­би­ну коп­ки или настро­ить очист­ку. Для опыт­но­го меха­ни­за­то­ра это не про­бле­ма, мне же все вре­мя при­хо­дит­ся вспо­ми­нать, какая функ­ция и где запро­грам­ми­ро­ва­на. Сомне­ний нет, без авто­ма­ти­че­ско­го регу­ли­ро­ва­ния мне одно­му было бы чрез­вы­чай­но труд­но. К тому же толь­ко с исполь­зо­ва­ни­ем авто­ма­ти­ки ком­байн может рабо­тать в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни с опти­маль­ной про­из­во­ди­тель­но­стью. Тем вре­ме­нем мой учи­тель под­ска­зы­ва­ет мне, что и где нуж­но переключить.

Теперь же ста­но­вит­ся поня­тен и смысл нали­чия трех мони­то­ров на пра­вой стой­ке каби­ны. Верх­ний поз­во­ля­ет кон­тро­ли­ро­вать про­стран­ство вокруг маши­ны – спра­ва и сле­ва сле­пых зон нет. Два дру­гих выво­дят кар­тин­ку с семи видео­ка­мер. Мож­но выбрать выве­де­ние кар­тин­ки с одних и тех же камер или же посто­ян­но менять видео­ряд. Через видео с камер я полу­чаю пред­став­ле­ние о про­цес­се коп­ки, очист­ке кор­не­пло­дов, напол­нен­но­сти бун­ке­ра и состо­я­нии свёк­лы в нем. Итак, у меня глу­би­на коп­ки соот­вет­ству­ет нор­ме, бот­ва уда­ля­ет­ся каче­ствен­но, в бун­кер попа­да­ют чистые кор­не­пло­ды. Поэто­му мой учи­тель реша­ет оста­вить меня в кабине ком­бай­на одно­го. Рабо­таю в оди­но­че­стве. Напря­же­ние рас­тет… Через несколь­ко кру­гов оно, одна­ко, схо­дит на нет. Тем не менее про­из­во­дить регу­ли­ров­ки само­сто­я­тель­но все еще не реша­юсь. С раз­груз­кой бун­ке­ра справ­ля­юсь на удив­ле­ние хоро­шо. Теперь коли­че­ство кор­не­пло­дов в бун­ке­ре умень­ши­лось, ста­ли хоро­шо вид­ны раз­гру­зоч­ный транс­пор­тер и кагат.

Око­ло мину­ты затра­чи­ваю на раз­груз­ку бун­ке­ра и сно­ва направ­ляю ком­байн к ряд­кам со свёк­лой. На пес­ча­ных поч­вах маши­на дви­га­ет­ся со ско­ро­стью 8 – 9 км / ч, уро­жай­ность при­мер­но 88 т / га. Ее опре­де­ля­ют два уль­тра­зву­ко­вых дат­чи­ка в бун­ке­ре, они же кон­тро­ли­ру­ют его напол­не­ние. Для точ­но­го опре­де­ле­ния уро­жай­но­сти нуж­но было бы взве­сить содер­жи­мое бун­ке­ра и отка­либ­ро­вать систе­му, но и ори­ен­ти­ро­воч­ное зна­че­ние пока­за­те­ля меня устраивает.

Мое заключение

Выко­пав несколь­ко гек­та­ров свёк­лы, выхо­жу из каби­ны совер­шен­но измо­тан­ным. Рабо­тать на свек­ло­убо­роч­ном ком­байне все рав­но что на зер­но­убо­роч­ном – тре­бу­ет­ся опыт. Мне, конеч­но, очень помог­ли систе­мы под­держ­ки рабо­ты опе­ра­то­ра, они сня­ли суще­ствен­ную нагруз­ку, поз­во­ли­ли посте­пен­но при­вык­нуть к машине. Кста­ти, они же сти­му­ли­ру­ют опе­ра­то­ра исполь­зо­вать воз­мож­но­сти ком­бай­на по пол­ной, что гаран­ти­ру­ет высо­кую про­из­во­ди­тель­ность при щадя­щем режи­ме копки.

Плюсы и минусы

  • + Каби­на тихая и просторная.
  • + Мно­же­ство авто­ма­ти­че­ских функ­ций, облег­ча­ю­щих работу.
  • + Два тер­ми­на­ла и три мони­то­ра для пере­да­чи кар­тин­ки с видео­ка­мер обес­пе­чи­ва­ют опе­ра­то­ра нуж­ной инфор­ма­ци­ей о рабо­те комбайна.
  • + Бла­го­да­ря осо­бен­но­стям рабо­ты ботво­уда­ли­те­ля FM и дис­ко­вым копа­чам в бун­кер на 45 куб. м посту­па­ют чистые корнеплоды.
  • – Высо­кая соб­ствен­ная мас­са (32 т).

Читайте также