Фото: фирма

Ап! И тигры…

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Катрин Фишер, dlz agrarmagazin, Владимир Шайкин, НСХ

Поделитьтся

Свек­ло­убо­роч­ни­ки из коша­чье­го семей­ства немец­кой ком­па­нии Ropa хоро­шо извест­ны и доволь­но попу­ляр­ны. Tiger пято­го поко­ле­ния полу­чал награ­ды на фран­цуз­ской Sima и немец­кой Agritechnica в 2015‑м, а «хищ­ник» с циф­рой 6 был отме­чен золо­том рос­сий­ско­го «Агро­са­ло­на» в 2016‑м. Сколь раз­лич­ны эти два ком­бай­на?

Тихий хищник

Имен­но так – тихо – дви­гал­ся по свек­ло­вич­ным полям появив­ший­ся в 2014 году на рын­ке, обла­да­ю­щий недю­жин­ной силой – 626 л. с. – Tiger 5 с 6‑цилиндровым дви­га­те­лем от Mercedes-Benz, отве­чав­шим нор­мам ток­сич­но­сти выхлоп­ных газов Tier 4 final. «Нед­ра» звезд­но­го мото­ра объ­е­мом 15,6 л выда­ва­ли мак­си­маль­ный кру­тя­щий момент в 2900 Н·м, дости­га­е­мый при 1300 об/мин. При коп­ке свёк­лы маши­на оста­ва­лась доста­точ­но эко­ном­ной с топ­ли­вом и без осо­бо­го над­ры­ва выпол­ня­ла все рабо­ты на 1100 об/мин.

Одна­ко ворвав­ший­ся в 2016 году на поля восточ­но-евро­пей­ских стран Tiger 6 впе­чат­лил даже всех тех, кто еще про­дол­жал жить вос­тор­га­ми от пятер­ки: шестой был все так же тих, но намно­го мощ­нее – 768 л. с. А выры­ва­лись такие «лошад­ки» на волю бла­го­да­ря 6‑цилиндровому дви­га­те­лю, но не немец­ко­го, а скан­ди­нав­ско­го про­из­вод­ства – Volvo Penta. Навер­ное, изна­чаль­но это был жест веж­ли­во­сти ком­па­нии Ropa в адрес свек­ло­во­дов из Восточ­ной Евро­пы, где каче­ство дизель­но­го топ­ли­ва и по сей день остав­ля­ет желать луч­ше­го.

Новый мощ­ный дви­га­тель рабо­тал без систе­мы очист­ки выхлоп­ных газов AdBlue и похва­стать соот­вет­стви­ем нор­мам сту­пе­ни ток­сич­но­сти Tier 4 final уже не мог, зато питал­ся он «нашей соля­рой». И этот монстр с рабо­той справ­лял­ся совер­шен­но лег­ко. Еще бы, объ­ем дви­га­те­ля 16,12 л, мак­си­маль­ный кру­тя­щий момент 3 260 Н·м – даже на тяже­лых влаж­ных поч­вах он рабо­тал на 1100 об/мин, не уси­ли­вая сво­е­го рыча­ния. Раз­ве что при пол­ном бун­ке­ре обо­ро­ты под­ни­ма­лись до 1 500 в мину­ту.

Отме­тим, что ком­па­ния Ropa, оче­вид­но, реши­ла не огра­ни­чи­вать доступ евро­пей­ских и аме­ри­кан­ских свек­ло­во­дов к новой машине и прак­ти­че­ски сра­зу выве­ла на рынок Tiger 6 в моди­фи­ка­ции «С», отве­чав­ший высо­ким тре­бо­ва­ни­ям по выхлоп­ным газам. За этуспо­соб­ность хищ­ни­ку при­шлось попла­тить­ся 68 лошад­ка­ми – дви­га­тель от Volvo Penta отве­ча­ет стан­дар­там Tier 4 final, но выда­ет 700 л. с. Хотя это все еще суще­ствен­но боль­ше, чем у тиг­ра-пятер­ки.

На мягких лапах

Дви­же­ние хищ­ни­ков послед­них двух поко­ле­ний ком­па­нии Ropa не толь­ко тихое, но и мяг­кое. Инте­гри­ро­ван­ная еще в Tiger 5 гид­рав­ли­че­ская систе­ма шас­си с попе­реч­ной ста­би­ли­за­ци­ей и вырав­ни­ва­ни­ем нагруз­ки на коле­са R-Soil Protect, к тому же защи­ща­ю­щая поч­ву от пере­уп­лот­не­ния, была отме­че­на сереб­ря­ной меда­лью Agritechnica-2015. На Tiger 6, как и на Tiger 5, она уста­нав­ли­ва­ет­ся опци­о­наль­но. Напом­ним отдель­ные ее осо­бен­но­сти.

Перед­няя ось кача­ю­ща­я­ся, а две дру­гие – гид­рав­ли­че­ски под­дер­жи­ва­е­мые. Цилин­дры на перед­ней и зад­них осях соеди­ня­ют­ся таким обра­зом, что на раму пере­да­ет­ся лишь треть от пере­па­да высот. Гид­рав­ли­че­ское соеди­не­ние осей спо­соб­ству­ет рав­но­мер­но­му рас­пре­де­ле­нию нагруз­ки.

По инфор­ма­ции ROPA, срав­ни­тель­ные испы­та­ния с пред­ком совре­мен­ных хищ­ни­ков euro-Tiger V8 – 4 пока­за­ли умень­ше­ние пико­вых нагру­зок на перед­нюю ось на 8, на вто­рую ось – на 37 и на зад­нюю ось – на 43%.

Вку­пе с шина­ми MICHELIN IF1000/55 R32 CerexBib меда­ле­нос­ное шас­си спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию кон­так­та коле­са с поч­вой на 49%, в резуль­та­те дав­ле­ние на поч­ву умень­ша­ет­ся на 33 %, что поз­во­ля­ет избе­жать пере­уп­лот­не­ния.

Еще один эле­мент R-Soil Protect – авто­ма­ти­че­ская систе­ма вырав­ни­ва­ния ком­бай­на с помо­щью шести гид­рав­ли­че­ских цилин­дров и дат­чи­ков. Шас­си оста­ет­ся в гори­зон­таль­ном поло­же­нии при наклоне до 10%. Центр тяже­сти, а вме­сте с ним и нагруз­ка на коле­са с части маши­ны в ниж­нем поло­же­нии сме­ща­ет­ся на верх­нюю часть. При этом суще­ствен­но воз­рас­та­ют устой­чи­вость и тяго­вое уси­лие, а сле­до­ва­тель­но умень­ша­ет­ся риск опро­ки­ды­ва­ния ком­бай­на.

Распределяя силы

Для более плав­но­го рас­пре­де­ле­ния сил сво­их тиг­ров ROPA сов­мест­но с ком­па­ни­я­ми Omsi и Bosch-Rexroth созда­ла новую бес­сту­пен­ча­тую короб­ку пере­дач CVR (Constant Variable ROPA). Три мас­ля­ных мото­ра уста­нов­ле­ны на сум­ми­ру­ю­щем редук­то­ре меж­ду мотор­ным отсе­ком и тре­тьей осью. Мак­си­маль­ная ско­рость дви­же­ния 40 км/ч дости­га­ет­ся на пре­дель­но эко­ном­ных 1195 об/мин. Про­цесс коп­ки про­ис­хо­дит на обо­ро­тах, начи­ная с 1100 об/мин, кото­рые систе­ма авто­ном­но при боль­шей нагруз­ке уве­ли­чи­ва­ет до 1 650 обо­ро­тов. Для коп­ки ско­рость само­ход­ных свек­ло­убо­роч­ни­ков огра­ни­че­на 18 км / ч, хотя обыч­но рабо­та ведет­ся на 7 км/ч.

Для кон­тро­ля пове­де­ния тиг­ров слу­жат встро­ен­ные в оси рабо­та­ю­щие в мас­ля­ной ванне дис­ко­вые тор­мо­за.

При­вод осу­ществ­ля­ет­ся через сквоз­ной пря­мо­ли­ней­но рас­по­ло­жен­ный кар­дан­ный вал, опе­ре­же­ние и запаз­ды­ва­ние во вра­ще­нии осей исклю­че­ны, что явля­ет­ся боль­шим пре­иму­ще­ством для луч­шей тяги при слож­ном релье­фе.

Зоркий взгляд

Хищ­ник дол­жен отли­чать­ся зор­ким взгля­дом и иметь хоро­ший обзор. Каби­на кон­цеп­ции R-Cab, уна­сле­до­ван­ная сна­ча­ла Tiger 5 от Panther, а затем и Tiger 6, отве­ча­ет этим тре­бо­ва­ни­ям. Одна­ко в 2016 году ее под­верг­ли суще­ствен­ной модер­ни­за­ции. Здесь ори­ен­ти­ро­ва­лись на ком­форт води­те­ля, кото­ро­му хоте­ли предо­ста­вить опти­маль­ный обзор на копа­тель. При­ят­ный, лег­кий в ухо­де инте­рьер, про­стор­ные пол­ки, отсе­ки и доста­точ­ное про­стран­ство вокруг води­те­ля, а так­же холо­диль­ный бокс под сиде­ньем пас­са­жи­ра – ком­по­нен­ты улуч­шен­ной каби­ны.

Сам опе­ра­тор рас­по­ла­га­ет­ся в ком­форт­ном крес­ле с подо­гре­вом сиде­нья в холод­ное вре­мя и вен­ти­ля­ци­ей – в жар­кое. В кабине уста­нов­лен сен­сор­ный 12‑дюймовый тер­ми­нал с WLAN-интер­фей­сом. Отсю­да меха­ни­за­тор кон­тро­ли­ру­ет рабо­ту узлов всей маши­ны, полу­ча­ет инфор­ма­цию о ее состо­я­нии и резуль­та­тах рабо­ты. Управ­ле­ние про­из­во­дит­ся дву­мя спо­со­ба­ми, либо паль­цем на сен­сор­ном экране, либо вра­ще­ни­ем и нажа­ти­ем пово­рот­ных кно­пок R-Select и R-Direсt.

Дис­плей мож­но ком­би­ни­ро­вать с план­ше­том и дву­мя видео­ка­ме­ра­ми. Эти нов­ше­ства направ­ле­ны на повы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да. Пере­сыл­ка инфор­ма­ции в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни поз­во­ля­ет согла­со­вы­вать дан­ные для отгруз­ки свёк­лы.

Кро­ме того, инфор­ма­цию с план­ше­та мож­но пере­да­вать через флеш­ку, по элек­трон­ной почте и через App-при­ло­же­ние Ropa. Мощ­ные све­то­ди­од­ные фары (10 тыс. люмен) помо­га­ют меха­ни­за­то­рам нор­маль­но рабо­тать в усло­ви­ях огра­ни­чен­ной види­мо­сти, будь то сумер­ки, ночь, туман. Сомне­ния в этом не воз­ни­ка­ют: фары рас­по­ло­же­ны вдоль всей маши­ны – от ботво­уда­ли­те­ля до выгруз­но­го транс­пор­те­ра.

Совер­шен­ство­ва­ние управ­ле­ния отра­жа­ет стрем­ле­ние фир­мы ROPA умень­шить нагруз­ку на меха­ни­за­то­ра, но ему все‑таки необ­хо­ди­мо кон­тро­ли­ро­вать око­ло 140 встро­ен­ных сен­со­ров. Пре­ду­пре­жда­ю­щее сооб­ще­ние, ини­ци­и­ро­ван­ное одним из дат­чи­ков в слу­чае како­го-либо сбоя, пере­да­ет­ся в виде зву­ко­во­го сиг­на­ла. Сооб­ще­ния могут раз­ли­чать­ся по тональ­но­сти и интен­сив­но­сти зву­ча­ния.

Цепкие лапы

В зави­си­мо­сти от ком­плек­та­ции и мощ­но­сти дви­га­те­ля на ком­бай­ны Tiger 6 уста­нав­ли­ва­ют­ся копа­те­ли PR и RR. Копа­те­ли PR ста­ви­ли и на Tiger 5, а вот RR, как утвер­жда­ет про­из­во­ди­тель, со вре­мен Panther 2 были осно­ва­тель­но дора­бо­та­ны. Копа­тель PR осна­щен дви­жу­щи­ми­ся в про­ти­во­по­лож­ном друг дру­гу направ­ле­нии виб­ро­ле­ме­ха­ми и гид­рав­ли­че­ской, не тре­бу­ю­щей обслу­жи­ва­ния защи­той от кам­ней.

Копи­ру­ю­щие коле­са копа­те­ля PR диа­мет­ром 900 мм вме­сте с интел­лек­ту­аль­ной трех­то­чеч­ной навес­кой обес­пе­чи­ва­ют точ­ное веде­ние по глу­бине. Рас­хо­ды на обслу­жи­ва­ние мини­ми­зи­ру­ют­ся бла­го­да­ря регу­ли­ру­ю­щим­ся кони­че­ским роли­ко­вым под­шип­ни­кам в при­во­дах виб­ро­ле­ме­хов.

Для кон­тро­ля и обслу­жи­ва­ния ножей ботво­уда­ли­те­ля, ножей дооб­рез­ки и под­ка­пы­ва­ю­щих леме­хов нажа­ти­ем кноп­ки из каби­ны ботво­уда­ли­тель отво­дит­ся вверх на 90° над копа­те­лем. Уста­но­вив предо­хра­ни­тель­ные паль­цы, мож­но с уве­рен­но­стью вести рабо­ты.

У копа­те­ля RR все то же, но коле­са, отве­ча­ю­щие за точ­ное веде­ние по глу­бине – диа­мет­ром 850 мм. Ново тут и то, что с помо­щью джой­сти­ка и тер­ми­на­ла мож­но уста­но­вить инди­ви­ду­аль­но глу­би­ну копа­ния каж­до­го отдель­но­го ряда.

Новой раз­ра­бот­кой в RR-копа­те­лях явля­ет­ся под­вес­ка: рама с про­доль­ны­ми бал­ка­ми с левой и пра­вой сто­рон обес­пе­чи­ва­ет для меха­ни­за­то­ра хоро­шую про­смат­ри­ва­е­мость сред­них копа­чей. Исполь­зо­ва­ние осо­бой ста­ли поз­во­ли­ло «сэко­но­мить» на весе – он у копа­те­ля умень­шил­ся на 300…400 кг. Бла­го­да­ря авто­ном­но­му насо­су копи­ро­ва­ние релье­фа может вестись неза­ви­си­мо от часто­ты вра­ще­ния бите­ров, кото­рая в ско­ром вре­ме­ни будет дове­де­на до 15 км/ч, что, в свою оче­редь, поз­во­лит уве­ли­чить тем­пы убор­ки.

На Tiger 5 и теперь на Tiger 6 ста­вят­ся копа­те­ли в вари­ан­тах на 6, 8 и 9 рядов. При любом вари­ан­те меха­ни­за­тор из каби­ны хоро­шо видит сам агре­гат, ряды кор­не­пло­дов и резуль­тат обрез­ки бот­вы ножа­ми Micro-Topper.

Ком­бай­ны осна­ща­ют­ся на выбор: инте­граль­ным или рези­но­вым ботво­уда­ли­те­лем с уклад­кой бот­вы в меж­ду­ря­дье, ботво­уда­ли­те­лем с функ­ци­ей выбро­са бот­вы сле­ва, уни­вер­саль­ным, укла­ды­ва­ю­щим ботву как в рядок, так и выбра­сы­ва­ю­щим ее в левую сто­ро­ну.

Не упустить «жертву»

После уда­ле­ния бот­вы и выка­пы­ва­ния сахар­ная свёк­ла у свек­ло­убо­роч­ных Tiger 5 и 6 пода­ет­ся на при­ем­ные валь­цы. Для шесто­го поко­ле­ния машин вме­сто преж­них шести задей­ство­ва­но семь длин­ных валь­цов, бла­го­да­ря чему пло­щадь сепа­ра­ции уве­ли­чи­лась при­мер­но на 15 %. Шесть валь­цов направ­ля­ют свёк­лу в центр к сепа­ри­ру­ю­ще­му транс­пор­те­ру шири­ной 80 см, а один валец с навив­кой нару­жу вра­ща­ет­ся вовне, так пол­но­цен­но исполь­зу­ет­ся вся доступ­ная пло­щадь очист­ки. В тяже­лых усло­ви­ях убор­ки на помощь это­му (тре­тье­му) валь­цу может прий­ти чет­вер­тый, надо толь­ко выпол­нить неко­то­рый набор не совсем про­стых дей­ствий.

Диа­метр сепа­ри­ру­ю­щих звезд у свек­ло­убо­роч­ни­ков от поко­ле­ния к поко­ле­нию не изме­нил­ся – 1,7, 1,5 и 1,5 м, но у шестер­ки пру­тья звезд ста­ли надеж­нее – их про­из­во­дят путем штам­пов­ки.

Еще в шестой вер­сии ком­бай­на изме­ни­лась орга­ни­за­ция пере­ме­ще­ния свёк­лы от одной про­се­и­ва­ю­щей звез­ды к дру­гой. Ско­рость вра­ще­ния отдель­ных звезд мож­но уста­нав­ли­вать инди­ви­ду­аль­но из каби­ны. В зави­си­мо­сти от сте­пе­ни загряз­не­ния свёк­лы звез­ды доосна­ща­ют ограж­да­ю­щи­ми решет­ка­ми или пру­жин­ны­ми зубья­ми.

От сепа­ри­ру­ю­щих звезд свёк­ла дви­жет­ся на уве­ли­чен­ный по ширине до 1 м коль­це­вой эле­ва­тор, направ­ля­ю­щий уро­жай в бун­кер.

Удержать больше

Еще для тиг­ра-пятер­ки кон­струк­то­ры поза­бо­ти­лись об уве­ли­че­нии емко­сти бун­ке­ра. Посколь­ку вширь рас­ти машине не поз­во­ля­ли тре­бо­ва­ния по без­опас­но­сти дви­же­ния, при­бег­ли к неболь­шой хит­ро­сти: откид­ные прут­ча­тые бор­та уве­ли­чи­ва­ют высо­ту бун­ке­ра и тем самым его вме­сти­мость – до 43 кубов (30 т). Прав­да, и порож­няя мас­са маши­ны ста­ла не малая – до 33 тонн.

Столь выгод­ный бун­кер был сохра­нен и для Tiger 6. Как и в пятер­ке, у шесто­го уро­вень напол­не­ния кон­тро­ли­ру­ет­ся дву­мя уль­тра­зву­ко­вы­ми сен­со­ра­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми на решет­ке с перед­ней и зад­ней сто­рон. Авто­ма­ти­ка напол­не­ния обес­пе­чи­ва­ет наи­луч­шее рас­пре­де­ле­ние веса, что созда­ет бла­го­при­ят­ные усло­вия для эффек­тив­но­го пере­ме­ще­ния ком­бай­на по влаж­ным поч­вам при убор­ке. Уль­тра­зву­ко­вые дат­чи­ки изме­ря­ют уро­жай­ность свёк­лы и сохра­ня­ют дан­ные в базе.

Уна­сле­до­вал от пято­го Tiger 6 и скла­ды­ва­ю­щий­ся в трех точ­ках выгруз­ной транс­пор­тер шири­ной 2 м, кото­рый бла­го­да­ря длине отлич­но про­яв­ля­ет себя при пере­груз­ке свёк­лы из бун­ке­ра даже при дви­же­нии ком­бай­на. Мак­си­маль­ная высо­та пере­груз­ки 4 м. Поли­уре­та­но­вые захва­ты­ва­ю­щие паль­цы забо­тят­ся о высо­кой про­пуск­ной спо­соб­но­сти при сокра­щен­ном вре­ме­ни раз­груз­ки – все­го 50 секунд на пол­ный бун­кер.

И еще немного

Tiger 6 отли­ча­ет­ся от сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка и мно­ги­ми дру­ги­ми мело­ча­ми. Напри­мер, регу­ли­ру­е­мым пря­мо­ли­ней­ным дви­же­ни­ем и креп­ле­ни­ем захва­тов на трех план­ках эле­ва­то­ра. Эта при­дум­ка про­дле­ва­ет его срок служ­бы. Выгну­тость пла­нок эле­ва­то­ра спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию пода­ва­е­мо­го объ­е­ма свёк­лы на 4 %, теперь и круп­ные кор­не­пло­ды удоб­но достав­ля­ют­ся в бун­кер.

В самом бун­ке­ре дни­ще сно­ва сде­ла­но как еди­ное целое – в целях про­дле­ния его сро­ка служ­бы. Одна­ко воз­мож­на его быст­рая заме­на: оно кре­пит­ся бол­та­ми к раме ком­бай­на.

В кабине посред­ством мело­чей и не толь­ко суще­ствен­но улуч­ше­на шумо­изо­ля­ция, за счет сме­ще­ния пане­ли элек­тро­ни­ки высво­бо­ди­лось еще боль­ше места. И это – дале­ко не все.

Итак, меж­ду Tiger 5 и Tiger 6 раз­ни­ца не толь­ко в «движ­ках». Шестая вер­сия ста­ла суще­ствен­но проч­нее, реа­ли­зо­ван­ные в ней инно­ва­ци­он­ные реше­ния повы­ша­ют про­из­во­ди­тель­ность тру­да и сни­жа­ют экс­плу­а­та­ци­он­ные рас­хо­ды. Каче­ство коп­ки свёк­лы оста­ет­ся на высо­ком уровне, а очист­ка кор­не­пло­дов под­ня­лась на новые высо­ты.

Читайте также