Фото: Schleitzer

Путешествие во времени

Фото: Schleitzer

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Кристина и Герхард Шляйтцеры, ФРГ

Поделитьтся

В мно­го­на­ци­о­наль­ном госу­дар­стве, рас­по­ло­жен­ном на тер­ри­то­рии Афри­кан­ско­го Рога, мы позна­ко­ми­лись с раз­но­об­раз­ны­ми фор­ма­ми веде­ния сель­ско­го хозяй­ства: от совре­мен­ных до древних.

Эфиопия: страна контрастов

Аддис-Абе­ба – пер­вый город, встре­ча­ю­щий тури­стов. Он име­ет насе­ле­ние око­ло 3,6 млн чело­век и явля­ет­ся поли­ти­че­ской сто­ли­цей рес­пуб­ли­ки Эфи­о­пия, где нахо­дят­ся рези­ден­ции пре­зи­ден­та, пра­ви­тель­ства и мно­гих все­а­ф­ри­кан­ских орга­ни­за­ций. Пре­зи­дент и вся пра­вя­щая эли­та про­жи­ва­ют в Аддис-Абе­бе во двор­цах и совре­мен­ных мно­го­этаж­ных зда­ни­ях сре­ди пре­крас­ных пар­ков. Рядом с этой рос­ко­шью в неве­ро­ят­ной нище­те в тру­що­бах борет­ся за выжи­ва­ние про­стой народ. Почти сра­зу за пре­де­ла­ми мега­по­ли­са начи­на­ют­ся дере­вен­ские про­сто­ры. Наш путь про­ле­гал к югу от Аддис-Абе­бы по пер­вой авто­трас­се в стране про­тя­жен­но­стью око­ло 75 км, веду­щей пря­мо к Вели­ко­му Афри­кан­ско­му разлому.

По обе сто­ро­ны доро­ги рас­по­ло­же­ны тер­ри­то­рии с доволь­но пло­до­род­ны­ми поч­ва­ми, где уже в тече­ние тыся­чи лет про­жи­ва­ет народ Оро­мо. Пред­ста­ви­те­ли этой этни­че­ской груп­пы состав­ля­ют одну треть всех жите­лей Эфи­о­пии и зани­ма­ют­ся тра­ди­ци­он­ным зем­ле­де­ли­ем и живот­но­вод­ством. Кре­стьян­ские семьи (зача­стую в них быва­ет более 8 чело­век) воз­де­лы­ва­ют в сред­нем 1,3 га зем­ли. На сво­их неболь­ших уго­дьях они выра­щи­ва­ют куку­ру­зу, тома­ты, дыни, лук, на участ­ках с более сухой поч­вой – поле­вич­ку раз­лич­ных сор­тов (хлеб­ная и кор­мо­вая куль­ту­ра) и теф (вид поле­вич­ки, одно­лет­няя зер­но­вая куль­ту­ра, выра­щи­ва­е­мая в Эфи­о­пии и Эритрее). На невоз­де­лы­ва­е­мых зем­лях народ Оро­мо пасет круп­ный рога­тый скот и коз. В каче­стве тяг­ло­вых живот­ных исполь­зу­ют ослов.

Иностранные инвесторы

Мы едем даль­ше на юг, и кар­ти­на рез­ко меня­ет­ся. Неожи­дан­но воз­ле доро­ги воз­ни­ка­ют огром­ные соору­же­ния из плен­ки, зани­ма­ю­щие от 5 до 10 га. Здесь выра­щи­ва­ют розы и гвоз­ди­ки для поста­вок в сто­ли­цу, но, преж­де все­го, на экс­порт. Непо­да­ле­ку на 12 гек­та­рах в совре­мен­ных пла­сти­ко­вых тун­не­лях с капель­ным оро­ше­ни­ем на гряд­ках про­из­рас­та­ет клубника.

В 2009 году госу­дар­ствен­ный орган по аграр­ным инве­сти­ци­ям выде­лил 1,6 млн га целин­ных земель для раз­ви­тия круп­но­мас­штаб­но­го ком­мер­че­ско­го сель­ско­го хозяй­ства. Дру­гие 800 тыс. га были пред­ло­же­ны в реги­оне Оро­мия на гра­ни­це с реги­о­ном Сома­ли. Все­го в Эфи­о­пии мож­но было бы задей­ство­вать в сель­ско­хо­зяй­ствен­ных целях 75 млн га, если бы уда­лось исполь­зо­вать воду запру­жен­ных рек, совре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние и семен­ной мате­ри­ал. Но в бед­ной стране нет для это­го денег. Госу­дар­ству, вла­де­ю­ще­му все­ми зем­ля­ми, гораз­до выгод­нее сда­вать земель­ные участ­ки в арен­ду ино­стран­ным инве­сто­рам сро­ком на 20 и 40 лет. Жела­ю­щих осво­ить эфи­оп­ские зем­ли хоть отбав­ляй: аренд­ная пла­та за один гек­тар в год состав­ля­ет мизер­ную сум­му от 3 до 6 евро. Совсем не уди­ви­тель­но, что пред­при­ни­ма­те­ли из Сау­дов­ской Ара­вии арен­ду­ют тыся­чи гек­та­ров для воз­де­лы­ва­ния риса, пше­ни­цы, ячме­ня, сахар­но­го трост­ни­ка и мас­лич­ных. Китай­ские агро­биз­не­сме­ны жаж­дут выра­щи­вать кун­жут на эфи­оп­ских полях, индий­ские – хотят на 340 тыс. га зани­мать­ся сель­хоз­про­из­вод­ством для обес­пе­че­ния про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти сво­ей стра­ны. А нам с доро­ги откры­ва­ет­ся вид на огром­ные хлоп­ко­вые и бана­но­вые план­та­ции ино­стран­ных инве­сто­ров, где за незна­чи­тель­ную пла­ту тру­дят­ся быв­шие кре­стьяне, став­шие теперь сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми рабо­чи­ми. Свои тра­ди­ци­он­ные круг­лые хижи­ны – туко­ли они заме­ня­ют четы­рех­уголь­ны­ми фах­вер­ко­вы­ми доми­ка­ми из сухих веток, обма­зан­ных гли­ной. Кры­шей слу­жат вол­ни­стые сталь­ные листы.

Старые традиции

В Эфи­о­пии раз­го­ва­ри­ва­ют на 80 язы­ках! А все пото­му, что в этой стране про­жи­ва­ют раз­лич­ные народ­но­сти, у кото­рых не толь­ко свой язык, но и свои тра­ди­ции. На тер­ри­то­рии, рас­ки­нув­шей­ся меж­ду совре­мен­ной авто­трас­сой, веду­щей в город Арба-Мынч, и озе­ром Абая, на пло­до­род­ной поч­ве кре­стьяне Ала­ба сеют куку­ру­зу, выра­щи­ва­ют бана­ны, папайю и папри­ку. Немно­го южнее про­жи­ва­ет ста­рей­шая народ­ность Кон­со, пред­став­лен­ная тре­мя­ста­ми тыся­ча­ми чело­век, кото­рые до сих пор верой и прав­дой слу­жат сво­е­му коро­лю. В насто­я­щее вре­мя коро­лев­ский титул носит Геза­эн Вол­де­вит Кал­ла. Тру­до­лю­би­вые кре­стьяне в хол­ми­стой мест­но­сти на Вели­ком Афри­кан­ском раз­ло­ме ведут тер­рас­ное зем­ле­де­лие: выра­щи­ва­ют куку­ру­зу, про­со, теф, сою, ово­щи на узких поло­сах поч­вы, защи­щен­ных с одной сто­ро­ны «сухой» стенкой.

В основ­ном вся про­дук­ция пред­на­зна­че­на для соб­ствен­но­го потреб­ле­ния, но неко­то­рую часть жен­щи­ны отно­сят на рынок в надеж­де най­ти поку­па­те­лей. В резуль­та­те остро­го дефи­ци­та осад­ков в про­шлом году уро­жай­ность куку­ру­зы сокра­ти­лась на 40%, а про­са – на 30%. Для кре­стьян­ских семей Кон­со это ста­ло насто­я­щей катастрофой.

В сред­нем на одну семью при­хо­дит­ся 3 коро­вы, при­мер­но 3 овцы и козы, а так­же 4 – 5 голов пти­цы. По ули­цам и доро­гам юно­ши и муж­чи­ны гонят ста­да коров, коз и овец к паст­би­щам и водо­пою. Про­пус­кая таких «пеше­хо­дов», лег­ко­вуш­ки и гру­зо­ви­ки вынуж­де­ны подол­гу про­ста­и­вать на трас­се. Из-за ред­ких дождей тра­ва в саван­нах не вырас­та­ет, и круп­ный рога­тый скот выгля­дит исто­щен­ным. Неболь­шие восточ­но-афри­кан­ские коро­вы или поме­си зебу дают 1 – 2 л моло­ка в день либо совсем его не дают. Овцы так­же исху­дав­шие. И толь­ко козы выгля­дят непло­хо. Они поеда­ют послед­нюю остав­шу­ю­ся лист­ву кустарников.

Немного о стране

В Эфи­о­пии про­жи­ва­ет почти 96 млн чело­век. В 1991 году стра­на была поде­ле­на по этни­че­ско­му при­зна­ку (этни­че­ский феде­ра­лизм). В насто­я­щее вре­мя Эфи­о­пия состо­ит из девя­ти неза­ви­си­мых шта­тов, шесть из кото­рых пред­став­ле­ны титуль­ной наци­ей (Тиг­рай, Амха­ра, Оро­миа, Сома­ли, Афар и Харар). В трех осталь­ных про­изо­шло этни­че­ское смешение.

В Эфи­о­пии раз­го­ва­ри­ва­ют на 80 язы­ках. Око­ло 40% жите­лей явля­ют­ся пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми, при­мер­но такое же чис­ло жите­лей испо­ве­ду­ет ислам.

В рей­тин­ге бед­ней­ших стран мира Эфи­о­пия зани­ма­ет 174‑е место (из 188 стран). Более 54% муж­чин и 75% жен­щин – без­гра­мот­ные. Сред­няя про­дол­жи­тель­ность жиз­ни не пре­вы­ша­ет 50 – 55 лет. С каж­дым годом насе­ле­ние стра­ны уве­ли­чи­ва­ет­ся при­мер­но на два мил­ли­о­на чело­век. В сред­нем на одну жен­щи­ну при­хо­дит­ся более 4 детей.

Восемь­де­сят про­цен­тов насе­ле­ния Эфи­о­пии про­жи­ва­ет в сель­ской мест­но­сти. В основ­ном они вла­де­ют лич­ны­ми под­соб­ны­ми хозяй­ства­ми. Толь­ко 12% жите­лей Эфи­о­пии заня­то в сфе­ре услуг, 8% насе­ле­ния рабо­та­ет в промышленности.

Назад в каменный век

После увле­ка­тель­ной поезд­ки по пес­ча­ным доро­гам на пол­но­при­вод­ном авто­мо­би­ле под охра­ной воору­жен­но­го авто­ма­том Калаш­ни­ко­ва охо­т­ин­спек­то­ра доби­ра­ем­ся до наци­о­наль­но­го пар­ка Маго, зани­ма­ю­ще­го тер­ри­то­рию более 2000 км². На этой же тер­ри­то­рии про­жи­ва­ет и народ Мур­си. Его чис­лен­ность состав­ля­ет от 8 до 10 тысяч чело­век, кото­рые живут в тра­ди­ци­он­ных круг­лых хижи­нах и воз­де­лы­ва­ют куку­ру­зу и про­со в долине реки Омо. На мель­нич­ном жер­но­ве, каким поль­зо­ва­лись еще в камен­ном веке, жен­щи­ны Мур­си пере­ма­лы­ва­ют зер­на в муку. Из этой муки они потом пекут хлеб­ные лепеш­ки или варят кашу. В празд­нич­ные дни Мур­си заби­ва­ют скот. Мы как раз попа­ли сюда в такой осо­бен­ный день. Весь про­цесс убоя про­ис­хо­дил на наших гла­зах. Сна­ча­ла муж­чи­ны тяже­лым кам­нем весом в несколь­ко кило­грам­мов оглу­ши­ли быка уда­ром в лоб, затем пова­ли­ли его на зара­нее раз­ло­жен­ные сучья и ста­ли раз­де­лы­вать тушу ост­рым маче­те. Бычью кровь собра­ли в сосуд кале­бас и выпи­ли. Све­жее мясо наре­за­ли узки­ми полос­ка­ми. Одну часть мяса семья упо­тре­бит в пищу пря­мо сей­час, а дру­гие кус­ки тол­щи­ной два сан­ти­мет­ра и дли­ной четы­ре сан­ти­мет­ра солн­це высу­шит на шку­ре живот­но­го «на потом».

Инте­рес­но, но народ Мур­си до сих пор не име­ет кален­да­ря, они так­же не зна­ют соб­ствен­ный воз­раст. Дети не ходят в шко­лу. Маль­чи­ки вме­сте с отца­ми пасут скот, а девоч­ки помо­га­ют мате­рям носить воду и гото­вить пищу. При­мер­но в пять или шесть лет девоч­кам про­ка­лы­ва­ют ниж­нюю губу и посте­пен­но рас­тя­ги­ва­ют ее с помо­щью дере­вян­ных пало­чек. Несколь­ко рез­цов в ниж­ней челю­сти лома­ют­ся, что­бы потом дер­жа­лась кера­ми­че­ская пла­стин­ка, кото­рая слу­жит у жен­щин сим­во­лом кра­со­ты и в диа­мет­ре может дости­гать 15 см. При­ня­то счи­тать, что чем боль­ше пла­сти­на, тем завид­нее неве­ста. При­мер­но в 16 лет девуш­ки выхо­дят замуж. Жених или его семья в каче­стве выку­па долж­ны отдать 30 коров и один авто­мат Калашникова.

Несмот­ря на при­ми­тив­ный уро­вень жиз­ни, дыха­ние совре­мен­но­сти кос­ну­лось и жиз­ни Мур­си. Так, если рань­ше муж­чи­ны охра­ня­ли свое хозяй­ство с помо­щью копья, то сей­час в их арсе­на­ле насто­я­щий «Калаш­ни­ков».

Другой народ, другие традиции

Наря­ду с Оро­мо и Мур­си в Южной Эфи­о­пии про­жи­ва­ет и дру­гая неболь­шая народ­ность – Хамер. Жен­щи­ны это­го пле­ме­ни носят кожа­ные юбки, запле­та­ют воло­сы, сма­зан­ные сме­сью мас­ла, изве­сти и охры, в тон­кие косич­ки. В таком виде неза­муж­ние моло­дые девуш­ки тан­цу­ют и поют перед моло­ды­ми неже­на­ты­ми муж­чи­на­ми. Они про­сят, что­бы муж­чи­ны били их пру­тья­ми по спине. После тако­го битья появ­ля­ют­ся глу­бо­кие, кро­ва­вые руб­цы. Чем они тол­ще и чем их боль­ше, тем выше ста­тус девуш­ки в деревне как неве­сты. Подоб­ные тан­цы с битьем про­дол­жа­ют­ся несколь­ко часов.

Затем «в игру» всту­па­ют муж­чи­ны. Для под­твер­жде­ния спо­соб­но­сти всту­пать в брак моло­дой хамер дол­жен обна­жен­ным пять раз про­бе­жать по спи­нам сто­я­щих вплот­ную вось­ми быков. После тако­го испы­та­ния муже­ства моло­дой чело­век при­ни­ма­ет­ся в круг муж­чин, и девуш­ки начи­на­ют обра­щать на него боль­ше вни­ма­ния. Что­бы уви­деть эту цере­мо­нию, турист дол­жен про­ве­сти в 36‑градусной жаре под паля­щи­ми луча­ми солн­ца око­ло пяти часов и запла­тить 25 евро.

Под угрозой голода

Южно-эфи­оп­ским народ­но­стям – Мур­си, Хамер, Каро, Ала­ба или Кон­со до сих пор уда­ва­лось жить вда­ли от циви­ли­за­ции. Одна­ко все чаще посе­ща­ют их тури­сты. На ста­рых обмен­ных рын­ках афри­кан­ские пле­ме­на уже узна­ли насто­я­щую цен­ность денег и даже откры­ли для себя новый источ­ник дохо­да: за каж­дую фото­гра­фию с чело­ве­ка они берут по пять быров (при­мер­но 20 евро­цен­тов), а за фото­гра­фию, сде­лан­ную во вре­мя убоя ско­та, – все 100 быров. В пере­сче­те это состав­ля­ет око­ло 4,30 евро. Зара­бо­тан­ные таким спо­со­бом день­ги эфи­о­пы тра­тят на покуп­ку ножей, тек­сти­ля и алкоголя.

Уси­ле­ние тури­сти­че­ско­го пото­ка в места житель­ства древ­ней­ших афри­кан­ских пле­мен, а так­же рас­про­стра­не­ние совре­мен­ных тех­но­ло­гий в сель­ском хозяй­стве гро­зит пол­ным исчез­но­ве­ни­ем их необыч­ных риту­а­лов, куль­ту­ры, празд­ни­ков и тра­ди­ций уже через несколь­ко десятилетий.

Но кро­ме этой Эфи­о­пии угро­жа­ет и дру­гая про­бле­ма. С лета 2015 года в стране прак­ти­че­ски не было осад­ков. По оцен­ке пра­ви­тель­ства при­мер­но 10 млн чело­век через несколь­ко меся­цев ока­жут­ся на гра­ни голо­да. Пра­ви­тель­ство Эфи­о­пии обра­ти­лось к Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций о выде­ле­нии стране 1,3 млрд дол­ла­ров США на покуп­ку зер­на и про­до­воль­ствия. Одна­ко вви­ду отсут­ствия инфра­струк­ту­ры и дорож­ной сети в уда­лен­ных частях Эфи­о­пии мест­но­му насе­ле­нию угро­жа­ет голод. Этой бед­ной стране сроч­но нуж­на помощь!

Читайте также