Фото: А. Жуков

В аэропорт!

Фото: А. Жуков

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Алексей Жуков

Поделитьтся

Выставка «Белагро-2016» в очередной раз сменила местоположение. Приурочив ее проведение к III форуму регионов Белоруссии и России, организаторы дополнили аграрную экспозицию демонстрацией достижений других отраслей промышленности.

Главная белорусская агропромышленная выставка вернулась к более привычному виду. Год назад она лишилась традиционной площадки под Минском, на которой находилась в течение 10 лет, и переместилась в белорусскую столицу к футбольному манежу, где выглядела несколько скомканной. Нынешняя «Белагро-2016» вернула себе привычный размах, расположившись на территории бывшего аэропорта Минск-1, который расположен недалеко от центра города.

Цифры и факты

Выставочная площадь в нынешнем году превысила 31 тыс. кв. м, а по числу участников был установлен новый рекорд. В Минске представили свою продукцию 535 компаний. Годом ранее площадь выставки была на треть меньше, а количество участников ненамного превышало пять сотен. Тогда «Белагро-2015» посетило более 50 тысяч человек из 23 стран. В 2016 году был поставлен неофициальный рекорд: такого количества VIP-гостей на «Белагро» не было давно. Экспозицию посетили президенты Беларуси и России, а также официальные делегации сорока российских регионов.

В этом году мероприятие приурочили к III форуму регионов Белоруссии и России, который должен придать новый импульс развитию сотрудничества в рамках Союзного государства. Этим и объясняется расширение экспозиции выставки за счет БелАЗов, продукции легкой промышленности. Здесь можно было увидеть белорусско-швейцарский трамвай, городской электробус на суперконденсаторах и т. д.

На выставке царил дух сотрудничества. Сегодня в Республике Беларусь в условиях сокращения государственного финансирования обновления машинно-тракторного парка, снижения покупательной способности российский рынок помогает выживать местным производителям техники, в особенности частным.

Формально белорусские тракторы или БелАЗы не являются «союзными проектами», но фактически созданы в тесной кооперации с российскими коллегами. Многие крупные производители на выставке указывали вклад каждой из стран в производство того или иного вида сельхозтехники. Хотя некоторые модели тракторов «Минского тракторного завода» по паспорту считаются белорусами, по «крови» вполне могут претендовать на российское гражданство. Так, в тракторе модели Беларус 1523 адвалорная доля России составляет 51 % против 49 % белорусских.

В тракторном зачете

Появление газодизельных тракторов в модельном ряду МТЗ тоже можно считать «союзным проектом». В России начали расширять сферу применения сжиженного метана в качестве топлива несколько лет назад. Появились соответствующие грузовые автомобили, тракторы. В Белоруссии тракторы с газодизельными двигателями пока не выпускались. Минские тракторостроители обратили внимание на альтернативное топливо не только под влиянием российского спроса, но и по поручению белорусского президента, который весной предложил рассмотреть возможность перевода аграрной отрасли на сжиженный газ. Соответствующие пилотные проекты с переводом на газ не только тракторов, но и грузового транспорта должны начаться в нескольких хозяйствах в 2017 году. К тому времени будут сертифицированы и пойдут в серию газовые Беларус 92П и Беларус 320, правда основным рынком сбыта на МТЗ все‑таки считают Российскую Федерацию. Трактор Беларус 92П использует двигатель мощностью 78 л. с., как в дизельном, так и в газодизельном режиме. Двигатель потребляет до 14 кг дизельного топлива за час рабочего времени. В смешанном режиме расход дизеля сокращается до 3 кг / ч, а расход компримированного природного газа составляет 240 г / кВт*ч. Машина комплектуется баком на 130 л дизельного топлива и тремя баллонами для сжиженного газа общей емкостью 180 л. Как и в случае с российскими тракторами Агромаша, МТЗ разместил баллоны на крыше «Беларусов».

Газодизельные машины не стали главным экспонатом минских тракторостроителей. На выставке вновь показали Беларус 4522. Мощный трактор с 450‑сильным мотором предстал перед посетителями в «брутальном» виде со сдвоенными передними и задними колесами. Практически – это премьера машины. Как пояснили НСХ представители завода, два года назад на «Белагро-2014» демонстрировался макетный образец, в котором двигатель повышенной мощности просто установили на шасси 350‑сильного Беларус 3522.

В этом году демонстрируется машина, которая готовится к приемочным испытаниям. Она полностью спроектирована с учетом использования двигателя мощностью 450 л. с. Отдельные узлы и системы создавались с нуля, другие представляют собой модернизированные технические решения, примененные в тракторе Беларус 3522. В частности, в 450‑сильной машине установлены новые трансмиссия, гидросистема, кабина. Создание трактора заново заметно и по внешнему виду. У него увеличен и видоизменен капот. Обтекатель перед радиатором имеет большую площадь и эффективнее охлаждает более мощный мотор. В целом дизайн белорусского трактора стал более агрессивным и современным.

За эти два года Беларус 4522 получил новый двигатель. Вместо Deutz тракторостроители выбрали Caterpillar C13 номинальной мощностью 431 л. с. Он соответствует экологическим требованиям класса IIIa. Как пояснили на стенде, «американца» выбрали и по маркетинговым соображениям. Он имеет рабочий объем 12,5 литров, «честный объем» выигрывает в глазах потенциальных потребителей. Возможно, в будущем машина получит и белорусский двигатель. Минский моторный завод также показал на выставке новый 11,5‑литровый 6‑цилиндровый двигатель WP12.430E4 экологического класса Euro-4 мощностью 430 л. с. В тракторе 4522 использована гидрофицированная трансмиссия с электронным управлением. Она способна переключать передачи под нагрузкой. Обеспечиваются 16 скоростей движения вперед (от 3,4 до 38 км / ч) и 8 назад (от 2,9 до 16 км / ч). На передней навеске можно будет закреплять до 5 т, на задней – до 10 т. Емкость гидросистемы составила 175 л, производительность насоса варьируется в пределах от 0 до 160 л / мин. Приемочные испытания 450‑сильной машины пройдут в этом году. Если все будет складываться удачно, то в следующем году трактор может пойти в серию.

Минский тракторный завод в текущем году снова выставил на первый план Беларус 3023. Машина, которая семь лет назад завоевала медаль выставки AGRITECHNICA-2009 и стала первым трактором с электромеханической трансмиссией, все еще далека от серийного производства. Отрадно, что заводчане не сдаются и продолжают работать над гибридным трактором. Уже удалось решить проблему с охлаждением электромоторов в закрытых корпусах. Так что уникальная машина сделала еще один шажок к рынку.

Эволюция уборки

ОАО «Гомсельмаш» представило на выставке новую модификацию своего наиболее популярного комбайна Палессе GS12. Модель выпускается довольно давно, ее конструкция хорошо отработана, отлажены производственные процессы. Неслучайно она является и наиболее надежной среди гомельских комбайнов. В сложной экономической ситуации покупатели больше внимания уделяют соотношению цена / качество. Поэтому в нынешнем году Гомсельмаш демонстрировал Палессе GS12А-1, а не более производительные GS14, GS16 или бюджетный GS575.

В Палессе GS12А-1 усилили наклонную камеру и ее привод, применив четырехручьевой ремень. В результате комбайн теперь может работать не только с 6- и 7‑метровыми, но и с 9,2‑метровой жаткой. К адаптерам для уборки кукурузы, подсолнечника и сои добавились две модели зерновых подборщиков, 6- и 7‑метровые приставки для рапса. Бункер комбайна увеличили с 8 до 9 кубометров, сохранив прежнюю скорость выгрузки. Применен также соломоизмельчитель с двухступенчатой регулировкой вала. Дефлектор соломоизмельчителя снабдили пневмоцилиндрами. Некоторые капоты стали пластиковыми. Наконец, в комбайне обновили интерьер кабины, сделав ее более комфортной.

Погрузка – разгрузка

Компания «Амкодор» также отметилась на «Белагро-2016» двумя премьерами. Погрузчик с бортовым поворотом Амкодор 208Е больше интересен коммунальным службам, а вот вторая новинка – Амкодор 540 – 70 – уже придется ко двору в хозяйствах. Погрузчик с телескопической стрелой расширяет пока довольно скромную линейку подобных машин белорусского предприятия. Вылет стрелы составляет 7 метров, грузоподъемность: 2,5 т с ковшом на стреле минимальной длины, 1,6 т – на максимальной, 4 т – с вилами. Машина оснащается двигателем минского завода мощностью 81 кВт. Погрузчик стал немного ниже по сравнению с Амкодором 527 и обладает большей грузоподъемностью. Проходят приемочные испытания, и можно ожидать, что в следующем году, как и другие белорусские новинки, пойдет в серию.

Самоходный смеситель – раздатчик кормов Амкодор ССР12 на выставке был представлен уже в серийном исполнении. Машина с фрезерным загрузочным устройством может готовить до 12 рецептур кормосмесей в 18‑кубовом бункере. Производитель готов поставлять до 20 машин в год.

«Амкодор» отличился на выставке не только новинками, но и шоу-программой. Операторы производителя демонстрировали возможности машин различного назначения и точность управления, снимая ковшом экскаватора кепку с вешалки или закрывая спичечный коробок с помощью оборудования погрузчика.

Концепты

Научно-практический центр (НПЦ) по механизации НАН Белоруссии в этом году завершил работу над унифицированными шасси для сельскохозяйственных прицепов. Концепция предполагает использование двух- или трехосного шасси и сменных кузовов с технологическим оборудованием. На выставке был показан прицеп ПТ-20С с трехосным шасси и самосвальным кузовом для перевозки силоса, сенажа, зерна, комбикорма и других сыпучих грузов. Первая и третья оси шасси сделаны активными. Они могут подруливать, уменьшая радиус поворота и увеличивая срок службы шин. Двадцатитонный кузов можно сменить на цистерну, навозоразбрасыватель или другое технологическое оборудование. Концепция позволяет хозяйству в теории не покупать несколько прицепов, а ограничиться одним-двумя шасси и набором сменного технологического оборудования. Таким образом, появляется возможность эксплуатировать прицеп практически круглый год. Кроме того, дополнительным преимуществом можно считать большую гигиеничность прицепа: частицы органических удобрений уже ни при каких условиях не пересекутся с кормами в одном кузове. Прицеп заканчивает испытания и уже с осени будет выпускаться на гродненском предприятии «Вороновская сельхозтехника».

Еще одна новинка от НПЦ – 12‑корпусной плуг. Он уже освоен в производстве на Минойтовском ремонтном заводе, и три таких плуга даже прописались в российских хозяйствах. Новинка создается под 450‑сильный трактор. В целом в ближайшие 1 – 2 года у белорусов ожидается расширение ассортимента почвообрабатывающей и другой навесной, полуприцепной и прицепной техники под более мощные машины МТЗ. Плуг ПО-(8+4)–40 предназначен для движения вне борозды, имеет ширину захвата до 4,8 м, может вспахать до 4,8 га за час основного времени. Возможна его комплектация прикатывающими катками.

Итоги

Разумеется, предпочтение на выставке всегда отдавалось белорусским производителям. Однако в этом году было заметно, что импортеры ведут себя скромнее, чем в предыдущие годы. Крупные белорусские заводы начинают поворачиваться лицом к фермерам. В этот раз больше внимания было уделено технике малой мощности, которая будет востребована в небольших хозяйствах.

Выставка была интереснее, чем год назад. Однако в 2017‑м, по слухам, ее снова ждет смена площадки. Хочется надеяться, что «Белагро» все-таки найдет себе постоянное местоположение и будет проводиться в формате, который нравится так многим.

Читайте также