Фото: А. Жуков

В аэропорт!

Фото: А. Жуков

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Алексей Жуков

Поделитьтся

Выстав­ка «Белаг­ро-2016» в оче­ред­ной раз сме­ни­ла место­по­ло­же­ние. При­уро­чив ее про­ве­де­ние к III фору­му реги­о­нов Бело­рус­сии и Рос­сии, орга­ни­за­то­ры допол­ни­ли аграр­ную экс­по­зи­цию демон­стра­ци­ей дости­же­ний дру­гих отрас­лей про­мыш­лен­но­сти.

Глав­ная бело­рус­ская агро­про­мыш­лен­ная выстав­ка вер­ну­лась к более при­выч­но­му виду. Год назад она лиши­лась тра­ди­ци­он­ной пло­щад­ки под Мин­ском, на кото­рой нахо­ди­лась в тече­ние 10 лет, и пере­ме­сти­лась в бело­рус­скую сто­ли­цу к фут­боль­но­му мане­жу, где выгля­де­ла несколь­ко ском­кан­ной. Нынеш­няя «Белаг­ро-2016» вер­ну­ла себе при­выч­ный раз­мах, рас­по­ло­жив­шись на тер­ри­то­рии быв­ше­го аэро­пор­та Минск-1, кото­рый рас­по­ло­жен неда­ле­ко от цен­тра горо­да.

Цифры и факты

Выста­воч­ная пло­щадь в нынеш­нем году пре­вы­си­ла 31 тыс. кв. м, а по чис­лу участ­ни­ков был уста­нов­лен новый рекорд. В Мин­ске пред­ста­ви­ли свою про­дук­цию 535 ком­па­ний. Годом ранее пло­щадь выстав­ки была на треть мень­ше, а коли­че­ство участ­ни­ков нена­мно­го пре­вы­ша­ло пять сотен. Тогда «Белаг­ро-2015» посе­ти­ло более 50 тысяч чело­век из 23 стран. В 2016 году был постав­лен неофи­ци­аль­ный рекорд: тако­го коли­че­ства VIP-гостей на «Белаг­ро» не было дав­но. Экс­по­зи­цию посе­ти­ли пре­зи­ден­ты Бела­ру­си и Рос­сии, а так­же офи­ци­аль­ные деле­га­ции соро­ка рос­сий­ских реги­о­нов.

В этом году меро­при­я­тие при­уро­чи­ли к III фору­му реги­о­нов Бело­рус­сии и Рос­сии, кото­рый дол­жен при­дать новый импульс раз­ви­тию сотруд­ни­че­ства в рам­ках Союз­но­го госу­дар­ства. Этим и объ­яс­ня­ет­ся рас­ши­ре­ние экс­по­зи­ции выстав­ки за счет БелА­Зов, про­дук­ции лег­кой про­мыш­лен­но­сти. Здесь мож­но было уви­деть бело­рус­ско-швей­цар­ский трам­вай, город­ской элек­тро­бус на супер­кон­ден­са­то­рах и т. д.

На выстав­ке царил дух сотруд­ни­че­ства. Сего­дня в Рес­пуб­ли­ке Бела­русь в усло­ви­ях сокра­ще­ния госу­дар­ствен­но­го финан­си­ро­ва­ния обнов­ле­ния машин­но-трак­тор­но­го пар­ка, сни­же­ния поку­па­тель­ной спо­соб­но­сти рос­сий­ский рынок помо­га­ет выжи­вать мест­ным про­из­во­ди­те­лям тех­ни­ки, в осо­бен­но­сти част­ным.

Фор­маль­но бело­рус­ские трак­то­ры или БелА­Зы не явля­ют­ся «союз­ны­ми про­ек­та­ми», но фак­ти­че­ски созда­ны в тес­ной коопе­ра­ции с рос­сий­ски­ми кол­ле­га­ми. Мно­гие круп­ные про­из­во­ди­те­ли на выстав­ке ука­зы­ва­ли вклад каж­дой из стран в про­из­вод­ство того или ино­го вида сель­хоз­тех­ни­ки. Хотя неко­то­рые моде­ли трак­то­ров «Мин­ско­го трак­тор­но­го заво­да» по пас­пор­ту счи­та­ют­ся бело­ру­са­ми, по «кро­ви» вполне могут пре­тен­до­вать на рос­сий­ское граж­дан­ство. Так, в трак­то­ре моде­ли Бела­рус 1523 адва­лор­ная доля Рос­сии состав­ля­ет 51 % про­тив 49 % бело­рус­ских.

В тракторном зачете

Появ­ле­ние газо­ди­зель­ных трак­то­ров в модель­ном ряду МТЗ тоже мож­но счи­тать «союз­ным про­ек­том». В Рос­сии нача­ли рас­ши­рять сфе­ру при­ме­не­ния сжи­жен­но­го мета­на в каче­стве топ­ли­ва несколь­ко лет назад. Появи­лись соот­вет­ству­ю­щие гру­зо­вые авто­мо­би­ли, трак­то­ры. В Бело­рус­сии трак­то­ры с газо­ди­зель­ны­ми дви­га­те­ля­ми пока не выпус­ка­лись. Мин­ские трак­то­ро­стро­и­те­ли обра­ти­ли вни­ма­ние на аль­тер­на­тив­ное топ­ли­во не толь­ко под вли­я­ни­ем рос­сий­ско­го спро­са, но и по пору­че­нию бело­рус­ско­го пре­зи­ден­та, кото­рый вес­ной пред­ло­жил рас­смот­реть воз­мож­ность пере­во­да аграр­ной отрас­ли на сжи­жен­ный газ. Соот­вет­ству­ю­щие пилот­ные про­ек­ты с пере­во­дом на газ не толь­ко трак­то­ров, но и гру­зо­во­го транс­пор­та долж­ны начать­ся в несколь­ких хозяй­ствах в 2017 году. К тому вре­ме­ни будут сер­ти­фи­ци­ро­ва­ны и пой­дут в серию газо­вые Бела­рус 92П и Бела­рус 320, прав­да основ­ным рын­ком сбы­та на МТЗ все‑таки счи­та­ют Рос­сий­скую Феде­ра­цию. Трак­тор Бела­рус 92П исполь­зу­ет дви­га­тель мощ­но­стью 78 л. с., как в дизель­ном, так и в газо­ди­зель­ном режи­ме. Дви­га­тель потреб­ля­ет до 14 кг дизель­но­го топ­ли­ва за час рабо­че­го вре­ме­ни. В сме­шан­ном режи­ме рас­ход дизе­ля сокра­ща­ет­ся до 3 кг / ч, а рас­ход ком­при­ми­ро­ван­но­го при­род­но­го газа состав­ля­ет 240 г / кВт*ч. Маши­на ком­плек­ту­ет­ся баком на 130 л дизель­но­го топ­ли­ва и тре­мя бал­ло­на­ми для сжи­жен­но­го газа общей емко­стью 180 л. Как и в слу­чае с рос­сий­ски­ми трак­то­ра­ми Агро­ма­ша, МТЗ раз­ме­стил бал­ло­ны на кры­ше «Бела­ру­сов».

Газо­ди­зель­ные маши­ны не ста­ли глав­ным экс­по­на­том мин­ских трак­то­ро­стро­и­те­лей. На выстав­ке вновь пока­за­ли Бела­рус 4522. Мощ­ный трак­тор с 450‑сильным мото­ром пред­стал перед посе­ти­те­ля­ми в «бру­таль­ном» виде со сдво­ен­ны­ми перед­ни­ми и зад­ни­ми коле­са­ми. Прак­ти­че­ски – это пре­мье­ра маши­ны. Как пояс­ни­ли НСХ пред­ста­ви­те­ли заво­да, два года назад на «Белаг­ро-2014» демон­стри­ро­вал­ся макет­ный обра­зец, в кото­ром дви­га­тель повы­шен­ной мощ­но­сти про­сто уста­но­ви­ли на шас­си 350‑сильного Бела­рус 3522.

В этом году демон­стри­ру­ет­ся маши­на, кото­рая гото­вит­ся к при­е­моч­ным испы­та­ни­ям. Она пол­но­стью спро­ек­ти­ро­ва­на с уче­том исполь­зо­ва­ния дви­га­те­ля мощ­но­стью 450 л. с. Отдель­ные узлы и систе­мы созда­ва­лись с нуля, дру­гие пред­став­ля­ют собой модер­ни­зи­ро­ван­ные тех­ни­че­ские реше­ния, при­ме­нен­ные в трак­то­ре Бела­рус 3522. В част­но­сти, в 450‑сильной машине уста­нов­ле­ны новые транс­мис­сия, гид­ро­си­сте­ма, каби­на. Созда­ние трак­то­ра зано­во замет­но и по внеш­не­му виду. У него уве­ли­чен и видо­из­ме­нен капот. Обте­ка­тель перед ради­а­то­ром име­ет боль­шую пло­щадь и эффек­тив­нее охла­жда­ет более мощ­ный мотор. В целом дизайн бело­рус­ско­го трак­то­ра стал более агрес­сив­ным и совре­мен­ным.

За эти два года Бела­рус 4522 полу­чил новый дви­га­тель. Вме­сто Deutz трак­то­ро­стро­и­те­ли выбра­ли Caterpillar C13 номи­наль­ной мощ­но­стью 431 л. с. Он соот­вет­ству­ет эко­ло­ги­че­ским тре­бо­ва­ни­ям клас­са IIIa. Как пояс­ни­ли на стен­де, «аме­ри­кан­ца» выбра­ли и по мар­ке­тин­го­вым сооб­ра­же­ни­ям. Он име­ет рабо­чий объ­ем 12,5 лит­ров, «чест­ный объ­ем» выиг­ры­ва­ет в гла­зах потен­ци­аль­ных потре­би­те­лей. Воз­мож­но, в буду­щем маши­на полу­чит и бело­рус­ский дви­га­тель. Мин­ский мотор­ный завод так­же пока­зал на выстав­ке новый 11,5‑литровый 6‑цилиндровый дви­га­тель WP12.430E4 эко­ло­ги­че­ско­го клас­са Euro-4 мощ­но­стью 430 л. с. В трак­то­ре 4522 исполь­зо­ва­на гид­ро­фи­ци­ро­ван­ная транс­мис­сия с элек­трон­ным управ­ле­ни­ем. Она спо­соб­на пере­клю­чать пере­да­чи под нагруз­кой. Обес­пе­чи­ва­ют­ся 16 ско­ро­стей дви­же­ния впе­ред (от 3,4 до 38 км / ч) и 8 назад (от 2,9 до 16 км / ч). На перед­ней навес­ке мож­но будет закреп­лять до 5 т, на зад­ней – до 10 т. Емкость гид­ро­си­сте­мы соста­ви­ла 175 л, про­из­во­ди­тель­ность насо­са варьи­ру­ет­ся в пре­де­лах от 0 до 160 л / мин. При­е­моч­ные испы­та­ния 450‑сильной маши­ны прой­дут в этом году. Если все будет скла­ды­вать­ся удач­но, то в сле­ду­ю­щем году трак­тор может пой­ти в серию.

Мин­ский трак­тор­ный завод в теку­щем году сно­ва выста­вил на пер­вый план Бела­рус 3023. Маши­на, кото­рая семь лет назад заво­е­ва­ла медаль выстав­ки AGRITECHNICA-2009 и ста­ла пер­вым трак­то­ром с элек­тро­ме­ха­ни­че­ской транс­мис­си­ей, все еще дале­ка от серий­но­го про­из­вод­ства. Отрад­но, что завод­чане не сда­ют­ся и про­дол­жа­ют рабо­тать над гибрид­ным трак­то­ром. Уже уда­лось решить про­бле­му с охла­жде­ни­ем элек­тро­мо­то­ров в закры­тых кор­пу­сах. Так что уни­каль­ная маши­на сде­ла­ла еще один шажок к рын­ку.

Эволюция уборки

ОАО «Гом­сель­маш» пред­ста­ви­ло на выстав­ке новую моди­фи­ка­цию сво­е­го наи­бо­лее попу­ляр­но­го ком­бай­на Палес­се GS12. Модель выпус­ка­ет­ся доволь­но дав­но, ее кон­струк­ция хоро­шо отра­бо­та­на, отла­же­ны про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы. Неслу­чай­но она явля­ет­ся и наи­бо­лее надеж­ной сре­ди гомель­ских ком­бай­нов. В слож­ной эко­но­ми­че­ской ситу­а­ции поку­па­те­ли боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ют соот­но­ше­нию цена / каче­ство. Поэто­му в нынеш­нем году Гом­сель­маш демон­стри­ро­вал Палес­се GS12А-1, а не более про­из­во­ди­тель­ные GS14, GS16 или бюд­жет­ный GS575.

В Палес­се GS12А-1 уси­ли­ли наклон­ную каме­ру и ее при­вод, при­ме­нив четы­рех­ру­чье­вой ремень. В резуль­та­те ком­байн теперь может рабо­тать не толь­ко с 6- и 7‑метровыми, но и с 9,2‑метровой жат­кой. К адап­те­рам для убор­ки куку­ру­зы, под­сол­неч­ни­ка и сои доба­ви­лись две моде­ли зер­но­вых под­бор­щи­ков, 6- и 7‑метровые при­став­ки для рап­са. Бун­кер ком­бай­на уве­ли­чи­ли с 8 до 9 кубо­мет­ров, сохра­нив преж­нюю ско­рость выгруз­ки. При­ме­нен так­же соло­мо­из­мель­чи­тель с двух­сту­пен­ча­той регу­ли­ров­кой вала. Дефлек­тор соло­мо­из­мель­чи­те­ля снаб­ди­ли пнев­мо­ци­лин­дра­ми. Неко­то­рые капо­ты ста­ли пла­сти­ко­вы­ми. Нако­нец, в ком­байне обно­ви­ли инте­рьер каби­ны, сде­лав ее более ком­форт­ной.

Погрузка – разгрузка

Ком­па­ния «Амко­дор» так­же отме­ти­лась на «Белаг­ро-2016» дву­мя пре­мье­ра­ми. Погруз­чик с бор­то­вым пово­ро­том Амко­дор 208Е боль­ше инте­ре­сен ком­му­наль­ным служ­бам, а вот вто­рая новин­ка – Амко­дор 540 – 70 – уже при­дет­ся ко дво­ру в хозяй­ствах. Погруз­чик с теле­ско­пи­че­ской стре­лой рас­ши­ря­ет пока доволь­но скром­ную линей­ку подоб­ных машин бело­рус­ско­го пред­при­я­тия. Вылет стре­лы состав­ля­ет 7 мет­ров, гру­зо­подъ­ем­ность: 2,5 т с ков­шом на стре­ле мини­маль­ной дли­ны, 1,6 т – на мак­си­маль­ной, 4 т – с вила­ми. Маши­на осна­ща­ет­ся дви­га­те­лем мин­ско­го заво­да мощ­но­стью 81 кВт. Погруз­чик стал немно­го ниже по срав­не­нию с Амко­до­ром 527 и обла­да­ет боль­шей гру­зо­подъ­ем­но­стью. Про­хо­дят при­е­моч­ные испы­та­ния, и мож­но ожи­дать, что в сле­ду­ю­щем году, как и дру­гие бело­рус­ские новин­ки, пой­дет в серию.

Само­ход­ный сме­си­тель – раз­дат­чик кор­мов Амко­дор ССР12 на выстав­ке был пред­став­лен уже в серий­ном испол­не­нии. Маши­на с фре­зер­ным загру­зоч­ным устрой­ством может гото­вить до 12 рецеп­тур кор­мо­сме­сей в 18‑кубовом бун­ке­ре. Про­из­во­ди­тель готов постав­лять до 20 машин в год.

«Амко­дор» отли­чил­ся на выстав­ке не толь­ко новин­ка­ми, но и шоу-про­грам­мой. Опе­ра­то­ры про­из­во­ди­те­ля демон­стри­ро­ва­ли воз­мож­но­сти машин раз­лич­но­го назна­че­ния и точ­ность управ­ле­ния, сни­мая ков­шом экс­ка­ва­то­ра кеп­ку с вешал­ки или закры­вая спи­чеч­ный коро­бок с помо­щью обо­ру­до­ва­ния погруз­чи­ка.

Концепты

Науч­но-прак­ти­че­ский центр (НПЦ) по меха­ни­за­ции НАН Бело­рус­сии в этом году завер­шил рабо­ту над уни­фи­ци­ро­ван­ны­ми шас­си для сель­ско­хо­зяй­ствен­ных при­це­пов. Кон­цеп­ция пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние двух- или трех­ос­но­го шас­си и смен­ных кузо­вов с тех­но­ло­ги­че­ским обо­ру­до­ва­ни­ем. На выстав­ке был пока­зан при­цеп ПТ-20С с трех­ос­ным шас­си и само­сваль­ным кузо­вом для пере­воз­ки сило­са, сена­жа, зер­на, ком­би­кор­ма и дру­гих сыпу­чих гру­зов. Пер­вая и тре­тья оси шас­си сде­ла­ны актив­ны­ми. Они могут под­ру­ли­вать, умень­шая ради­ус пово­ро­та и уве­ли­чи­вая срок служ­бы шин. Два­дца­ти­тон­ный кузов мож­но сме­нить на цистер­ну, наво­зо­раз­бра­сы­ва­тель или дру­гое тех­но­ло­ги­че­ское обо­ру­до­ва­ние. Кон­цеп­ция поз­во­ля­ет хозяй­ству в тео­рии не поку­пать несколь­ко при­це­пов, а огра­ни­чить­ся одним-дву­мя шас­си и набо­ром смен­но­го тех­но­ло­ги­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния. Таким обра­зом, появ­ля­ет­ся воз­мож­ность экс­плу­а­ти­ро­вать при­цеп прак­ти­че­ски круг­лый год. Кро­ме того, допол­ни­тель­ным пре­иму­ще­ством мож­но счи­тать боль­шую гиги­е­нич­ность при­це­па: части­цы орга­ни­че­ских удоб­ре­ний уже ни при каких усло­ви­ях не пере­се­кут­ся с кор­ма­ми в одном кузо­ве. При­цеп закан­чи­ва­ет испы­та­ния и уже с осе­ни будет выпус­кать­ся на грод­нен­ском пред­при­я­тии «Воро­нов­ская сель­хоз­тех­ни­ка».

Еще одна новин­ка от НПЦ – 12‑корпусной плуг. Он уже осво­ен в про­из­вод­стве на Миной­тов­ском ремонт­ном заво­де, и три таких плу­га даже про­пи­са­лись в рос­сий­ских хозяй­ствах. Новин­ка созда­ет­ся под 450‑сильный трак­тор. В целом в бли­жай­шие 1 – 2 года у бело­ру­сов ожи­да­ет­ся рас­ши­ре­ние ассор­ти­мен­та поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и дру­гой навес­ной, полу­при­цеп­ной и при­цеп­ной тех­ни­ки под более мощ­ные маши­ны МТЗ. Плуг ПО-(8+4) – 40 пред­на­зна­чен для дви­же­ния вне бороз­ды, име­ет шири­ну захва­та до 4,8 м, может вспа­хать до 4,8 га за час основ­но­го вре­ме­ни. Воз­мож­на его ком­плек­та­ция при­ка­ты­ва­ю­щи­ми кат­ка­ми.

Итоги

Разу­ме­ет­ся, пред­по­чте­ние на выстав­ке все­гда отда­ва­лось бело­рус­ским про­из­во­ди­те­лям. Одна­ко в этом году было замет­но, что импор­те­ры ведут себя скром­нее, чем в преды­ду­щие годы. Круп­ные бело­рус­ские заво­ды начи­на­ют пово­ра­чи­вать­ся лицом к фер­ме­рам. В этот раз боль­ше вни­ма­ния было уде­ле­но тех­ни­ке малой мощ­но­сти, кото­рая будет вос­тре­бо­ва­на в неболь­ших хозяй­ствах.

Выстав­ка была инте­рес­нее, чем год назад. Одна­ко в 2017‑м, по слу­хам, ее сно­ва ждет сме­на пло­щад­ки. Хочет­ся наде­ять­ся, что «Белаг­ро» все-таки най­дет себе посто­ян­ное место­по­ло­же­ние и будет про­во­дить­ся в фор­ма­те, кото­рый нра­вит­ся так мно­гим.

Читайте также