Фото: НСА

Прорыва нет

Фото: НСА

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Татьяна Рыбалова

Поделитьтся

6 июня 2018 г. в Санкт-Петер­бур­ге про­шла еже­год­ная XVI Меж­ду­на­род­ная кон­фе­рен­ция по стра­хо­ва­нию, орга­ни­зо­ван­ная Все­рос­сий­ским сою­зом стра­хов­щи­ков.

Восполь­зо­ва­лись пло­щад­кой и агро­стра­хов­щи­ки. «Этот сег­мент стра­хо­во­го рын­ка нахо­дит­ся в пла­чев­ном состо­я­нии, – утвер­жда­ет пре­зи­дент Наци­о­наль­но­го сою­за агро­стра­хов­щи­ков (НСА) Кор­ней Биждов. – След­стви­ем вве­де­ния «еди­ной суб­си­дии» (вклю­ча­ю­щей стра­хо­ва­ние рис­ков) ста­ло рез­кое сни­же­ние объ­е­мов стра­хо­ва­ния».

Ситуация критическая

За 2012 – 2016 гг. уси­ли­я­ми НСА и орга­нов вла­сти в Рос­сии была сфор­ми­ро­ва­на феде­раль­ная систе­ма суб­си­ди­ро­ва­ния агро­стра­хо­ва­ния, но едва субъ­ек­ты РФ полу­чи­ли воз­мож­ность само­сто­я­тель­но рас­пре­де­лять сред­ства феде­раль­но­го бюд­же­та, агро­стра­хо­ва­ние ока­за­лось в тени, средств на ком­пен­са­цию затрат на упла­ту пре­мии по дого­во­ру стра­хо­ва­ния не нашлось.

Из 48 реги­о­нов, при­няв­ших обя­за­тель­ства по гос­под­держ­ке стра­хо­ва­ния рис­ков рас­те­ние­вод­ства, 31 не выпол­нил целе­вые пока­за­те­ли или пол­но­стью отка­зал­ся от гос­под­держ­ки стра­хо­ва­ния – пона­де­я­лись на бла­го­при­ят­ные про­гно­зы уро­жай­но­сти.

НСА бил во все коло­ко­ла еще на эта­пе обсуж­де­ния «еди­ной суб­си­дии» и, увы, ока­зал­ся прав: стра­хо­ва­ние с гос­под­держ­кой в 2017 году сокра­ти­лось с 8,5 млрд руб. в 2016 году до 2,8 млрд руб. – в 3,5 раза.

Усу­гу­би­ла ситу­а­цию недо­ра­бот­ка феде­раль­но­го Мин­сель­хоза: лишь в декаб­ре 2017 г. была утвер­жде­на нор­ма­тив­ная база по опре­де­ле­нию стра­хо­вой сто­и­мо­сти, тогда как еже­год­но этот под­за­кон­ный акт при­ни­мал­ся не позд­нее мар­та.

В целом рынок агро­стра­хо­ва­ния в 2017 г. «усох» с 9,8 до 4,3 млрд руб., изме­ни­лась и струк­ту­ра: если в 2016 г. стра­хо­ва­ние с гос­под­держ­кой зани­ма­ло 87% стра­хо­вой пре­мии, то в 2017 г. – лишь 65%. При этом впер­вые вырос рынок агро­стра­хо­ва­ния без гос­под­держ­ки (+246 млн руб. к 2016 г.), впро­чем, этот рост не смог ком­пен­си­ро­вать поте­ри агро­стра­хо­ва­ния с гос­под­держ­кой.

Застра­хо­ван­ные пло­ща­ди сокра­ти­лись на 68% – с 4,1 млн га (2016) до 1,3 млн га (2017), а доля застра­хо­ван­ных пло­ща­дей соста­ви­ла мизер­ные 1,7%.

Актив­нее дру­гих заклю­ча­ют дого­во­ры стра­хо­ва­ния без гос­под­держ­ки живот­но­во­ды: из 72,8 тыс. дого­во­ров в 2017 году 94% при­шлись на стра­хо­ва­ние живот­ных на лич­ных подво­рьях физи­че­ских лиц. Свое пого­ло­вье застра­хо­ва­ли и 4,2 тыс. сель­хоз­пред­при­я­тий – на их долю при­хо­дит­ся более поло­ви­ны рын­ка (54%). Толь­ко 202 дого­во­ра страху­ют пред­при­я­тия от рис­ков в рас­те­ние­вод­стве (33% стра­хо­вой пре­мии).

Статус-кво

Пер­вое полу­го­дие 2018 г. не при­нес­ло облег­че­ния: ситу­а­ция выгля­дит не луч­ше про­шло­год­ней, поэто­му все силы НСА бро­ше­ны на пре­одо­ле­ние кри­зи­са в стра­хо­ва­нии с гос­под­держ­кой. Встре­во­жен и Цен­тро­банк Рос­сии: замру­ко­во­ди­те­ля депар­та­мен­та стра­хо­во­го рын­ка Свет­ла­на Ники­ти­на сооб­щи­ла, что будет сфор­ми­ро­ва­на рабо­чая груп­па, в кото­рую вой­дут пред­ста­ви­те­ли регу­ля­то­ра, Мин­фи­на, Мин­сель­хоза РФ и НСА. Эти ведом­ства при­ни­ма­ли уча­стие в обсуж­де­нии изме­не­ний, кото­рые будут вне­се­ны в Закон № 260‑ФЗ «О гос­под­держ­ке в сфе­ре сель­хоз­стра­хо­ва­ния» в части агро­стра­хо­ва­ния с гос­под­держ­кой, и высту­пи­ли за обес­пе­че­ние гиб­ко­сти при выбо­ре сель­хоз­про­из­во­ди­те­ля­ми стра­хо­вой про­грам­мы.

Бес­по­ко­ит стра­хов­щи­ков и рас­ши­ре­ние обя­зан­но­стей финан­си­ро­вать вынуж­ден­ный забой живот­ных. Для соблю­де­ния балан­са меж­ду инте­ре­са­ми агра­ри­ев и стра­хо­вых ком­па­ний, по мне­нию С. Ники­ти­ной, тре­бу­ют­ся допол­ни­тель­ные рас­че­ты. Важ­ным ЦБ РФ счи­та­ет и рас­ши­ре­ние воз­мож­но­стей стра­хо­ва­ния для малых форм хозяй­ство­ва­ния, вза­им­но­го стра­хо­ва­ния, вве­де­ние индекс­но­го стра­хо­ва­ния в аграр­ном сек­то­ре.

Важ­ней­шим направ­ле­ни­ем может стать сбли­же­ние усло­вий стра­хо­ва­ния с гос­под­держ­кой и зало­го­во­го стра­хо­ва­ния, кото­ро­го тре­бу­ют бан­ки при кре­ди­то­ва­нии агра­ри­ев. Зако­но­про­ект о поправ­ках в Закон № 260‑ФЗ в пер­вом чте­нии при­нят Гос­ду­мой 3 июля, вто­рое назна­че­но на осен­нюю сес­сию пар­ла­мен­та (24 сен­тяб­ря 2018 г.). НСА под­дер­жи­ва­ет зако­но­про­ект, ведь он при­зван повы­сить доступ­ность агро­стра­хо­ва­ния.

Смотреть за край тарелки

Не замы­ка­ясь на про­бле­мах момен­та, обсу­ди­ли стра­хов­щи­ки опыт агро­стра­хов­щи­ков Ита­лии, Фран­ции. Осо­бый инте­рес вызва­ли выступ­ле­ния испан­цев, чья систе­ма агро­стра­хо­ва­ния с госу­дар­ствен­ной под­держ­кой при­зна­на, наря­ду с систе­мой в США, наи­бо­лее пере­до­вой в мире. На про­тя­же­нии четы­рех десят­ков лет в стране про­во­дит­ся поли­ти­ка раз­ви­тия агро­стра­хо­ва­ния, и фун­да­мен­таль­ную роль игра­ет госу­дар­ство: сель­хоз­про­из­во­ди­те­ли боль­шую часть сво­их рис­ков «пере­да­ют» стра­хо­ва­те­лю. По пра­ви­лам ЕС мак­си­маль­но воз­мож­ный объ­ем суб­си­дий – 65%, в Испа­нии он дости­га­ет 40 – 45%. Основ­ные рис­ки, кото­рые страху­ют, – град, засу­ха и навод­не­ния, в живот­но­вод­стве на пер­вом месте КРС, затем идут пти­це­вод­ство и сви­но­вод­ство.

Под­во­дя ито­ги, Кор­ней Биждов обо­зна­чил цели НСА: крат­ко­сроч­ная – вос­ста­нов­ле­ние систе­мы гос­под­держ­ки как глав­но­го драй­ве­ра раз­ви­тия агро­стра­хо­ва­ния, сред­не­сроч­ная – повы­ше­ние гиб­ко­сти и эффек­тив­но­сти систе­мы гос­под­держ­ки. А стра­те­ги­че­ская – фор­ми­ро­ва­ние систе­мы управ­ле­ния рис­ка­ми АПК, с тем что­бы стра­хо­ва­ни­ем после 2020 года было охва­че­но не менее 30% основ­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур и живот­ных.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *