Фото: Adobe Stock

Глобальные вызовы

Фото: Adobe Stock

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

Конец года – вре­мя под­во­дить ито­ги. В декаб­ре в сте­нах Меж­ду­на­род­ной про­мыш­лен­ной ака­де­мии встре­ти­лись пред­ста­ви­те­ли отрас­ли свиноводства.

Спустя пол­го­да после годо­во­го собра­ния гла­ва Наци­о­наль­но­го сою­за сви­но­во­дов Юрий Кова­лев пред­ста­вил резуль­та­ты рабо­ты отрас­ли: по ито­гам 2019 года сви­ни­ны про­из­ве­де­но на 4,5 % боль­ше, чем годом ранее – 3,9 млн тонн, и это поз­во­ли­ло оправ­дан­но назвать сви­ни­ну «един­ствен­ным суще­ствен­ным драй­ве­ром роста про­из­вод­ства мяса в стране».

Увы, на 10 % вырос импорт, но в основ­ном бла­го­да­ря постав­кам из Бра­зи­лии в пер­вой поло­вине года (+116 % к тому же пери­о­ду про­шло­го года) – во вто­ром полу­го­дии более зна­чи­мым фак­то­ром ста­ла АЧС в Китае, спро­во­ци­ро­вав­шая рост миро­вых цен (импорт сни­зил­ся на 12 % ко вто­ро­му полу­го­дию 2018 года).

Постав­лен­ную зада­чу по нара­щи­ва­нию экс­пор­та – един­ствен­ное, что может спа­сти рынок от пере­про­из­вод­ства – сви­но­во­ды выпол­ня­ют: по ито­гам года при­ба­ви­ли 13 % (95,2 тыс. тонн в абсо­лют­ном выра­же­нии), при этом экс­порт мяса сви­ни­ны при­рос на 38 % – на долю чисто­го мяса в выве­зен­ной про­дук­ции при­хо­дит­ся 46 %. Это поло­жи­тель­ные сиг­на­лы. Как и то, что потреб­ле­ние сви­ни­ны сно­ва ста­ло нарастать.

Как гово­рит­ся, «не было бы сча­стья», ведь внут­рен­ние цены на сви­ни­ну не раду­ют про­из­во­ди­те­лей, сред­няя по ито­гам года не пре­вы­сит 100 руб. / кг в живом весе – отста­ва­ние от про­шло­го года на 6,5 %.

Но еще боль­ше «нега­ти­ва» ожи­да­ет отрасль, по мне­нию Ю. Кова­ле­ва, в насту­пив­шем 2020: на фоне роста оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства (+7 – 8 %) и сокра­ще­ния импор­та (на 25 – 30 % бла­го­да­ря вве­де­нию пошли­ны) при ста­биль­ном экс­пор­те (100 тыс. тонн) мож­но рас­счи­ты­вать на рез­кое сни­же­ние сред­не­го­до­вой цены на живых сви­ней еще на 8 – 10 %. Спа­сти может толь­ко откры­тие рын­ка Китая.

Кон­ку­рен­ция в отрас­ли еще более обост­рит­ся, когда боль­шин­ство новых ком­плек­сов уже выпла­тят взя­тые кре­ди­ты – к 2024 году. По мне­нию Ю. Кова­ле­ва, еще более услож­нит ситу­а­цию кон­со­ли­да­ция сете­во­го ритей­ла. Жиз­нен­но важ­но для отрас­ли нара­щи­вать экс­порт (при­чем экс­порт­ную осно­ву долж­ны состав­лять совре­мен­ные мощ­но­сти по пере­ра­бот­ке и глу­бо­кой раз­дел­ке) и вве­сти мора­то­рий на новые про­ек­ты товар­но­го про­из­вод­ства сви­ни­ны с господдержкой.

Ситу­а­цию на рын­ке усу­губ­ля­ет эко­но­ми­че­ская ситу­а­ция в стране. По сло­вам экс­пер­та ком­па­нии GfK Ана­ста­сии Джа­фа­ро­вой, дохо­ды насе­ле­ния сокра­ща­ют­ся, при­чем доля пес­си­ми­стич­но настро­ен­ных уве­ли­чи­лась даже в бла­го­по­луч­ной Москве. В этих усло­ви­ях люди поку­па­ют чаще, но тра­тят мень­ше: все боль­ше това­ров поку­па­ют­ся по акци­ям (2011 год – 6,2 %, 2019 – 22 %), при этом «раз­мы­ва­ет­ся лояль­ность брен­ду» – как това­ру кон­крет­но­го про­из­во­ди­те­ля, так и тор­го­вой сети. Это долж­но моти­ви­ро­вать про­из­во­ди­те­лей и пере­ра­бот­чи­ков пред­ла­гать осо­бые про­дук­ты, в том чис­ле с осо­бой маркировкой.

«69 % про­цен­тов потре­би­те­лей хотят знать боль­ше о про­из­вод­стве еды, – при­вел дан­ные иссле­до­ва­ний Тиг­ран Папа­зян из ком­па­нии Alltech. – И мно­гие из них нега­тив­но отно­сят­ся к анти­био­ти­кам. Их опа­се­ния обос­но­ва­ны: 80 % бак­те­рий, взя­тых из проб про­дук­тов круп­ней­шей в мире тор­го­вой сети Wallmart, обла­да­ют рези­стент­но­стью как мини­мум к одно­му антибиотику».

Биз­нес отве­ча­ет на эти вызо­вы: так к кон­цу 2016 года миро­вой бренд пиц­цы Papa John’s завер­шил пере­ход на мясо цып­лят, нико­гда не полу­чав­ших анти­био­ти­ки. Уже раз­ра­бо­та­ны раз­ные вари­ан­ты antibiotic free –тех­но­ло­гий: от пол­но­го отка­за (NAE – no antibiotics ever) до огра­ни­че­ния исполь­зо­ва­ния до опо­ро­са (NAAB – no antibiotics after birth).

В Дании, где с 1998 года запре­ще­но исполь­зо­ва­ние анти­био­ти­ков – сти­му­ля­то­ров роста, уда­лось за 10 лет сни­зить исполь­зо­ва­ние анти­био­ти­ков в сви­но­вод­стве на 25 %. «Да, при­дет­ся сми­рить­ся с неко­то­рым сни­же­ни­ем про­дук­тив­но­сти пона­ча­лу и повы­шен­ным паде­жом молод­ня­ка, – пре­ду­пре­дил Т. Папа­зян. – Но все ком­пен­си­ру­ет более высо­кое цена на мясо».

О рабо­те с потре­би­те­лем на пер­спек­ти­ву гово­рил и бес­смен­ный участ­ник кон­фе­рен­ций Наци­о­наль­но­го сою­за сви­но­во­дов Мушег Мами­ко­нян: «Мы поме­ня­ли тех­но­ло­гии, но забы­ва­ем о мар­ке­тин­ге, мы изу­ча­ем зару­беж­но­го потре­би­те­ля на экс­порт­ных рын­ках, а про сво­е­го забыли!»

Скеп­ти­че­ски отно­сясь к воз­мож­но­сти роста потреб­ле­ния сви­ни­ны в Китае («китай­цы перей­дут на пти­цу!»), он при­звал пом­нить о актив­ном рас­про­стра­не­нии в мире новых раз­но­вид­но­стей «диет» (веган­ство и т. п.), кото­рые ведут к сокра­ще­нию потреб­ле­ния мяса в раз­ви­тых стра­нах. М. Мами­ко­нян убеж­ден, что на фоне про­па­ган­ды «рагу из искус­ствен­но­го зай­ца» (тех­но­ло­гии «мяса в про­бир­ке») отрас­ле­вые сою­зы долж­ны доби­вать­ся запре­та «мяс­ной тер­ми­но­ло­гии» в отно­ше­нии подоб­ных про­дук­тов. Кста­ти, это уже пред­ло­жи­ли и в Пала­те пред­ста­ви­те­лей Бело­го дома в США: про­дук­ты из искус­ствен­но­го мяса долж­ны назы­вать­ся «ими­та­ци­ей».

Не сто­ит забы­вать и об экс­пан­сии элек­трон­ной ком­мер­ции. «Новая эти­ка потре­би­тель­ско­го пове­де­ния и циф­ро­вая транс­фор­ма­ция» дела­ют бес­смыс­лен­ной борь­бу за выхо­ды в круп­ные сети – сле­ду­ет поза­бо­тить­ся об удоб­стве про­дук­ции для про­да­жи и через интернет­магазины. Онлайн­рынок това­ров мас­со­во­го спро­са рас­тет на 50 % в год, по неко­то­рым видам това­ра – до 125 %.

«В денеж­ном выра­же­нии про­да­жи моло­ка онлайн вырос­ли на 32 % (офлайн на 6 %), кор­мов для собак – на 96 % (офлайн на 11 %). А еще потре­би­тель хочет полу­чить более близ­кий к окон­ча­тель­ной готов­но­сти про­дукт в удоб­ной мел­кой упа­ков­ке (что­бы мень­ше выбра­сы­вать несъе­ден­но­го – с. 31). Все эти гло­баль­ные тен­ден­ции уже при­хо­дят и в рос­сий­ские мега­по­ли­сы, а за ними рас­про­стра­нят­ся на дру­гие горо­да. «Вы заня­ты выхо­дом на гло­баль­ный рынок! Но давай­те и цели ста­вить гло­баль­ные – отве­ча­ю­щие тре­бо­ва­ни­ям осо­знан­но­го потреб­ле­ния», – при­звал собрав­ших­ся хариз­ма­тич­ный гла­ва Мяс­но­го сою­за РФ. Вре­мя упо­ра на «план по валу» в сви­но­вод­стве про­шло. Насту­пи­ла эпо­ха гло­баль­ных задач. Инстру­мен­ты для их реше­ния уже есть. Дело за волей и при­ме­не­ни­ем на практике.

Потребительские нравы

Зако­но­да­те­лем на рын­ке явля­ет­ся потре­би­тель с его вку­со­вы­ми при­выч­ка­ми, рас­по­ла­га­е­мым дохо­дом и дру­ги­ми фак­то­ра­ми! Ксе­ния Хомич из Gfk RUS сооб­щи­ла, что при­рост потреб­ле­ния това­ров повсе­днев­но­го спро­са в Рос­сии в 2019 году соста­вил 6,5 %. С октяб­ря 2018 г. и по сен­тябрь 2019 г. рас­хо­ды домо­хо­зяйств на покуп­ку това­ров FMCG достиг­ли 14 432 руб. в месяц, наи­боль­ший рост в нату­раль­ном выра­же­нии при­шел­ся на фар­ма­цев­ти­че­ские това­ры, кон­ди­тер­ские изде­лия и напит­ки. Одна­ко мяс­ные про­дук­ты до сих пор зани­ма­ют пер­вое место в цене потре­би­тель­ской корзины.

Мяс­ной рынок раз­ви­ва­ет­ся мед­лен­ны­ми тем­па­ми, хотя цены в сег­мен­те рас­тут: в III квар­та­ле 2019 г. сокра­ти­лись объ­е­мы потреб­ле­ния почти всех основ­ных групп мяс­ных про­дук­тов: реже ста­ли поку­пать говя­ди­ну, сосис­ки и пти­цу (цена на нее вырос­ла на 14 % – до того, как нача­ла сни­жать­ся в октяб­ре). Более ста­биль­ной ока­за­лась сви­ни­на: самый доступ­ный вид крас­но­го мяса поль­зу­ет­ся боль­шим спро­сом, когда дру­гие виды мяса доро­жа­ют. Но в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве ана­ли­тик «Чер­ки­зо­во» Андрей Даль­нов про­гно­зи­ру­ет побе­ду пти­цы – за счет более низ­кой цены, удоб­ства в при­го­тов­ле­нии и вкуса.

Сни­жая объ­е­мы потреб­ле­ния мяса, люди гото­вы пла­тить за раз­но­об­ра­зие: дели­ка­те­сы (гру­дин­ка, шпик и пр.) ста­но­вят­ся попу­ляр­нее. Свою роль игра­ет и доступ­ность для потре­би­те­лей с раз­ным уров­нем дохо­да в пери­од про­мо­ак­ций. Впро­чем, экс­пер­ты отме­ча­ют, что ловуш­ка «про­мо» состо­ит не в воз­мож­но­сти эко­но­мии, а в азар­те пого­ни за низ­ки­ми ценами.

Пред­по­чте­ния потре­би­те­лей ведут к изме­не­ни­ям кана­лов про­даж. Клю­че­вые ритей­ле­ры – гипер­мар­ке­ты, «фер­мер­ские» рын­ки пере­жи­ва­ют паде­ние. Все чаще поку­па­те­ли идут в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зи­ны, хард­дискаунтеры, неболь­шие мага­зи­ны у дома, поль­зу­ют­ся элек­трон­ной ком­мер­ци­ей. Экс­пер­ты рын­ка высту­па­ют за раз­но­об­ра­зие и раз­ви­тие: повы­шен­ным спро­сом поль­зу­ют­ся това­ры для спортс­ме­нов, детей, для пере­ку­сов, вече­ри­нок, поэто­му тре­бу­ют­ся новые фор­мы пред­ло­же­ния и упа­ков­ки. Семи­миль­ны­ми шага­ми раз­ви­ва­ет­ся элек­трон­ная ком­мер­ция, про­дол­жа­ют наби­рать обо­ро­ты сер­ви­сы достав­ки. Круп­ные сете­вые ритей­ле­ры заяви­ли об откры­тии онлайн­магазинов со «стре­ми­тель­ной» достав­кой (от 15 минут), в том чис­ле и охла­жден­но­го мяса.

«Поку­па­тель меня­ет­ся, про­ис­хо­дит раз­мы­тие лояль­но­сти к брен­дам. Кли­ен­ту нужен пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный под­ход, и это сле­ду­ет пони­мать, заду­мы­ва­ясь о новых сег­мен­тах», – под­ве­ла итог испол­ни­тель­ный дирек­тор Наци­о­наль­но­го сою­за мясо­пе­ре­ра­бот­чи­ков Ека­те­ри­на Лучкина.

Ека­те­ри­на Юрко

Читайте также