Итоги исследования российского рынка средств защиты растений для основных зерновых и масличных культур.
Как и годом ранее, специалисты «АПК-Информ» совместно с российским маркетинговым агентством «Агростат» и международным исследовательским агентством Kynetec провели детальное изучение российского рынка средств защиты растений. Чтобы из первых рук получить информацию о предпочтениях аграриев при выборе пестицидов, исследование проводилось в рамках опроса сельхозпроизводителей и продолжалось в течение первой половины 2016 года.
Кого опрашивали
Были опрошены представители более 1700 сельскохозяйственных предприятий различной величины. Учитывались и выращиваемые культуры. В выборку вошли мелкие хозяйства площадью от 1000 га и более крупные (площадь которых превышает 10 тыс. га), а также агрохолдинги. Целевая аудитория опроса: агрономы и руководители хозяйств, отвечающие за принятие решений о приобретении средств защиты растений и посевного материала.
Российский рынок СЗР и посевного материала рассматривался в разрезе следующих культур:
- озимые зерновые: пшеница, ячмень, рожь, рапс, тритикале;
- яровые зерновые: пшеница, ячмень, овес, кукуруза;
- масличные: подсолнечник, соя.
Для проведения опроса были выбраны основные регионы возделывания данных культур в России. При этом хозяйства из Приволжского ФО составили 31,8% опрошенных, Центрального – 22,3%, Сибирского – 17,0%, Южного – 13,3%, Дальневосточного – 5,0%, Северо-Кавказского – 4,5%, Уральского – 4,4%, Северо-Западного – 1,7%.
Защита на старте
В результате исследования выяснилось, что 83% семян перед севом в 2016 г. были обработаны протравителями, 96% всего объема протравленных семян обрабатывались самостоятельно. Наиболее распространенными вредными объектами, против которых было направлено протравливание, стали возбудители различного рода болезней: против них обрабатывался 91% посевного материала, еще 8% – против вредителей. Следует отметить, что более четверти всего посевного материала прошло обработку против корневых гнилей, еще 16% – против плесневения семян.
Препаратами-лидерами по объему применения стали «Виал ТрасТ», «Кинто Дуо», «Максим», «Селест Топ» и «ТМТД ВСК». Пятерка сильнейших на российском рынке производителей выглядит так: Bayer, BASF, Syngenta, «Август», «Щелково Агрохим», (препараты и компании приведены в алфавитном порядке).
Рынок протравителей на рассматриваемых культурах специалисты «АПК-Информ» оценили в 12,5 млрд руб. Наибольшую его долю как в натуральном выражении, так и в денежном эквиваленте занимают препараты, примененные на пшенице, – суммарно 69% всего объема протравителей или 71% рынка в денежном выражении. Наименьшая доля (менее одного процента) приходится на протравители, использовавшиеся на семенах рапса. Конечно же, данные показатели целесообразно рассматривать, учитывая соотношение размеров посевных площадей и норм высева различных культур, а не только число хозяйств.
В период вегетации
Среди средств защиты растений, использовавшихся в период вегетации, более половины рынка составили гербициды (65% в натуральном выражении и 67% в денежном эквиваленте), на втором месте фунгициды (17% и 24% соответственно), на третьем – инсектициды (пять процентов и шесть процентов соответственно).
Рейтинг наиболее востребованных гербицидов возглавили «Балерина», «Примадонна» и «Спрут Экстра», фунгицидов – «Абакус Ультра», «Колосаль Про» и «Фалькон», инсектицидов – «БИ-58 Новый», «Борей» и «Эфория». Ведущими производителями и тут были те же компании. Суммарно они произвели более половины всех использованных в период вегетации пестицидов.
Среди культур пшеница стала лидером по объемам применения СЗР и в вегетационный период (52% в натуральном выражении и 50% в денежном эквиваленте). На втором месте находится подсолнечник, на третьем – соя (рисунок).
Среди вредных объектов наиболее распространенными были различные виды осота, двудольные однолетние и злаковые однолетние сорняки; среди болезней – мучнистая роса зерновых, ржавчина и септориоз; среди вредителей – различные виды клопа-черепашки, пьявиц и тли.
Полученные результаты исследования позволяют сегментировать рынок в разрезе регионов и культур, оценить его основные показатели, а также обеспечить построение прогнозов и налаживание коммуникации с покупателями и партнерами.
По материалам «АПК-Информ»