Фото: Е. Герасименко

Из беспилотников в «умные»

Фото: Е. Герасименко

Елена Герасименко

Руководитель рекламной службы, редактор журнала «Новое сельское хозяйство», генеральный директор OOO «ДЛВ АГРОДЕЛО»

Поделитьтся

Столб ли, маши­на ли, чело­век ли на пути – ком­байн оста­но­вит­ся за три мет­ра. Подвиж­ный объ­ект, поки­нув зону про­ве­де­ния работ, «даст сиг­нал» для про­дол­же­ния ком­бай­ни­ро­ва­ния. Если же объ­ект ста­тич­ный, иден­ти­фи­ци­ро­вав его, ком­байн совер­шит объ­езд­ной маневр само­сто­я­тель­но или же при уча­стии опе­ра­то­ра. «Агро­тро­ник Пилот 2.0», отли­ча­ю­щий­ся от «Агро­тро­ник Пилот 1.0» тем, что, поми­мо систе­мы спут­ни­ко­вых коор­ди­нат и попра­вок от RTK-стан­ции, исполь­зу­ет машин­ное зре­ние. Дан­ный про­дукт для тех хозяйств, кото­рым, поми­мо точ­но­сти, важ­на и безопасность.

И он дей­стви­тель­но может рабо­тать без опе­ра­то­ра в кабине – это про­де­мон­стри­ро­вал «Рост­сель­маш» в сере­дине сен­тяб­ря в Про­хо­ров­ском рай­оне Бел­го­род­ской обла­сти на убор­ке сои и в ста­ни­це Бес­сер­ге­нев­ской Ростов­ской обла­сти на обмо­ло­те подсолнечника.

Да, в кабине нико­го. Да, ком­байн оста­нав­ли­ва­ет­ся перед любым пре­пят­стви­ем. Да, само­сто­я­тель­но совер­ша­ет раз­во­рот. Да, не забы­ва­ет при этом под­нять, а затем опу­стить жат­ку. Тем не менее «Рост­сель­маш» ста­ра­ет­ся теперь избе­гать гром­ко­го сло­во­со­че­та­ния «бес­пи­лот­ный ком­байн» в отно­ше­нии сво­их Torum, осна­щен­ных машин­ным зрением.

«Поче­му сего­дня мы не гово­рим о бес­пи­лот­ном ком­байне? Бес­пи­лот­ный – тот, кото­рый дви­га­ет­ся без пило­та внут­ри и может делать свою рабо­ту в тече­ние все­го дня без пря­мо­го уча­стия чело­ве­ка, – уточ­нял в про­хо­ров­ских полях руко­во­ди­тель про­ек­та отде­ла инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий ГК «Рост­сель­маш» Олег Алек­сан­дров. – Сего­дня мы очень близ­ко подо­шли к этой тех­но­ло­гии, но пока не гото­вы пол­но­стью отстра­нить чело­ве­ка от управ­ле­ния про­цес­сом. Невоз­мож­но это в первую оче­редь из-за законодательства».

В этой свя­зи рост­сель­ма­шев­ские бес­пи­лот­ни­ки теперь все чаще назы­ва­ют­ся «умны­ми ком­бай­на­ми», что, дей­стви­тель­но, более точ­но харак­те­ри­зу­ет неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти машин. Сего­дня они уже уме­ют многое.

Гибрид­ная систе­ма поз­во­ля­ет вести рабо­ту в режи­ме авто­пи­ло­ти­ро­ва­ния с точ­но­стью до 2,5 см, управ­лять жат­кой, регу­ли­ро­вать ско­рость дви­же­ния, спо­соб­ство­вать уве­ли­че­нию про­из­во­ди­тель­но­сти на ком­бай­ни­ро­ва­нии до 25 %.

А смо­гут «умни­ки» еще боль­ше и уже в сле­ду­ю­щем сезоне! Про­во­дят­ся испы­та­ния систе­мы адап­тив­но­го управ­ле­ния про­цес­сом ком­бай­ни­ро­ва­ния «РСМ Опти­макс 1.0», кото­рая поз­во­лит делать выбор стра­те­гии убор­ки в зави­си­мо­сти от акту­аль­ной пого­ды и целей: мини­маль­ные поте­ри, мини­маль­ный рас­ход топ­ли­ва или мак­си­маль­ная про­из­во­ди­тель­ность. Доступ­ный уже сего­дня сер­вис марш­ру­ти­за­ции «РСМ Роу­тер» поз­во­ля­ет груп­пе машин (не толь­ко ком­бай­нам!) спла­ни­ро­вать сла­жен­ную рабо­ту и с тем мини­ми­зи­ро­вать затра­ты на выпол­не­ние той или иной опе­ра­ции. С «РСМ Девайс ID» маши­на в авто­ма­ти­че­ском режи­ме смо­жет рас­по­зна­вать агре­га­ти­ру­е­мое ору­дие, в том чис­ле и тип жат­ки, ее шири­ну захва­та, и про­счи­ты­вать сце­на­рии опти­маль­но­го веде­ния работ.

В ско­ром буду­щем умные ком­бай­ны от «Рост­сель­ма­ша» смо­гут иден­ти­фи­ци­ро­вать опе­ра­то­ров, про­ве­рять их допуск к управ­ле­нию тех­ни­кой и систе­ма­ми, детек­ти­ро­вать дру­гой транс­порт в поле и даже вести рабо­ту с дру­ги­ми еди­ни­ца­ми тех­ни­ки сообща.

Созда­вая и испы­ты­вая сра­зу боль­шое коли­че­ство элек­трон­ных уме­ний для пар­ка машин буду­ще­го, рос­сий­ский про­из­во­ди­тель реа­ли­зу­ет ком­плекс­ный под­ход на пути к «Авто­ном­ной ферме».

«Авто­ном­ная фер­ма – конеч­ная цель наше­го про­ек­та, – ком­мен­ти­ро­вал Олег Алек­сан­дров. – Где-то пять лет потре­бу­ет­ся на пол­ную его реа­ли­за­цию, ведь надо авто­ма­ти­зи­ро­вать не толь­ко рабо­ту самой маши­ны, но и про­цес­сы ее обслу­жи­ва­ния, заправ­ки посев­ных ком­плек­сов, вопро­сы выгруз­ки, при­чем по несколь­ким сце­на­ри­ям. А пред­став­ля­е­мый нами «Агро­тро­ник», явля­ясь плат­фор­мен­ным реше­ни­ем, ста­но­вит­ся неким цен­тром управ­ле­ния рас­те­ние­вод­че­ско­го хозяй­ства. В апре­ле сле­ду­ю­ще­го года мы пла­ни­ру­ем вый­ти на рынок с про­да­жа­ми этой систе­мы. Без­от­каз­ность ее рабо­ты была про­те­сти­ро­ва­на в тече­ние 10 тысяч часов».

Надо ска­зать, что «Агро­тро­ник» в срав­не­нии с кон­ку­рент­ны­ми про­дук­та­ми, не все­гда спо­соб­ны­ми пред­ло­жить те же уме­ния, досту­пен по цене: 600 тысяч руб­лей обой­дет­ся вер­сия «Пай­лот 1.0», а за 800 тысяч уже воз­мож­на покуп­ка «Пай­лот 2.0» с функ­ци­ей машин­но­го зре­ния. Про­дукт мож­но при­об­ре­тать в ком­плек­те с маши­ной с кон­вей­е­ра или же в коро­боч­ном вари­ан­те, и доуком­плек­то­вы­вать им ту тех­ни­ку, что уже име­ет­ся в хозяйстве.

Читайте также