Фото: фирма

Титаны всемогущие

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Феликс Аммон, Александр Брокманн, traction, ФРГ

Поделитьтся

Колес­ные фрон­таль­ные погруз­чи­ки самых раз­ных габа­ри­тов дав­но пере­ка­ти­лись за гра­ни­цы род­ной стро­и­тель­ной отрас­ли и уже надеж­но обос­но­ва­лись в сель­ском хозяй­стве. В дан­ном обзо­ре рас­смот­рим лишь те из них, экс­плу­а­та­ци­он­ная мас­са кото­рых пре­вы­ша­ет 3,5 тонны.

Обзор рынка колесных фронтальных погрузчиков

Родом из стро­и­тель­ной отрас­ли, колес­ные фрон­таль­ные погруз­чи­ки ста­но­вят­ся все более вос­тре­бо­ван­ны­ми в сфе­ре агро­про­из­вод­ства. На дан­ный момент отме­ча­ет­ся рост объ­е­ма их про­даж имен­но сель­хоз­пред­при­я­ти­ям, что лег­ко объ­яс­ни­мо: они – уни­вер­са­лы, спо­соб­ные спра­вить­ся с раз­лич­ны­ми вида­ми работ.

Рынок готов пред­ста­вить на выбор мно­же­ство раз­ных «колёс­ни­ков» под любые нуж­ды и мас­шта­бы сель­хоз­пред­при­я­тий, но наи­бо­лее часто они исполь­зу­ют­ся все же при  загруз­ке кор­мо­сме­си­те­лей, реше­нии логи­сти­че­ских задач во вре­мя убо­роч­ной и, не в послед­нюю оче­редь – для рас­пре­де­ле­ния и трам­бов­ки измель­чен­ной мас­сы в силос­ной тран­шее. Экс­плу­а­та­ци­он­ная мас­са машин, пред­став­лен­ных в дан­ном обзо­ре, варьи­ру­ет­ся от 3,5 до 20 тонн. Погруз­чи­ки более «тяже­лой весо­вой кате­го­рии» в реше­нии про­из­вод­ствен­ных задач сель­хоз­пред­при­я­тий не применяются.

На рын­ке при­сут­ству­ет целый ряд про­из­во­ди­те­лей, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на тех­ни­ке для сель­ско­го хозяй­ства. Сре­ди них JCB, Kramer, New Holland, Schäffer и Weidemann, а так­же Claas с маши­ной, создан­ной сов­мест­но с Liebherr. В сво­ем обзо­ре мы все же не обо­шли сво­им вни­ма­ни­ем неко­то­рые стро­и­тель­ные погрузчики.

Не одно и то же!

Пред­по­ла­га­ет­ся, что в сель­хоз­про­из­вод­стве стро­и­тель­ный погруз­чик дол­жен рабо­тать не мень­ше, чем на строй­ке, зна­чит, и отли­чий осо­бых быть не долж­но – но это толь­ко в тео­рии. Одна из самых основ­ных отли­чи­тель­ных черт сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го колёс­ни­ка – его шины, кото­рые в боль­шин­стве слу­ча­ев долж­ны отве­чать тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ля­е­мым к ним при выпол­не­нии работ по трам­бов­ке силос­ной мас­сы. Как пра­ви­ло, стро­и­тель­ные колес­ные погруз­чи­ки осна­ща­ют­ся шина­ми EM (Earth Mover Tire Molds, шины для дорож­но-стро­и­тель­ных и зем­ле­рой­ных работ), про­тек­тор кото­рых неглу­бо­кий, а на погруз­чи­ках сель­хоз­на­зна­че­ния исполь­зу­ют­ся шины с более осно­ва­тель­ным (глу­бо­ким) про­тек­то­ром, похо­жие на тракторные.

Погруз­чи­ки для стро­и­тель­ной отрас­ли и сель­ско­го хозяй­ства раз­ли­ча­ют­ся так­же рядом пара­мет­ров и кон­струк­ци­ей. Сило­вые эле­мен­ты пер­вых более мощ­ные, так как пред­на­зна­че­ны для исполь­зо­ва­ния на рабо­тах в тече­ние круг­ло­го года. Тем не менее стре­ла, оси и опо­ры сель­хоз­по­груз­чи­ков по сво­им тех­ни­че­ским харак­те­ри­сти­кам прак­ти­че­ски не усту­па­ют им.

Сле­ду­ет упо­мя­нуть не толь­ко о кон­струк­ци­он­ных отли­чи­ях этих машин, раз­ли­ча­ют­ся так­же и кана­лы их поста­вок: погруз­чи­ки сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния постав­ля­ют­ся, что логич­но, дилер­ски­ми фир­ма­ми, реа­ли­зу­ю­щи­ми сель­хоз­тех­ни­ку. Если сель­хоз­пред­при­я­тию тре­бу­ет­ся погруз­чик стро­и­тель­но­го направ­ле­ния, то за ним при­дет­ся обра­тить­ся к диле­ру стро­и­тель­ной тех­ни­ки, кото­рый, сле­ду­ет взять на замет­ку, мало зна­ком со спе­ци­фи­кой сель­хоз­про­из­вод­ства и не пони­ма­ет, что в стра­ду от него будут ожи­дать реак­ции по запро­су 24 часа в сут­ки семь дней в неде­лю. В отли­чие от диле­ров стро­и­тель­ной тех­ни­ки, доступ­ных в боль­шин­стве слу­ча­ев толь­ко по рабо­чим дням, диле­ры сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки име­ют гиб­кий рабо­чий гра­фик, они учи­ты­ва­ют осо­бен­но­сти рабо­ты в «горя­чую пору», напри­мер в сезон заго­тов­ки куку­руз­но­го сило­са, и спо­соб­ны быст­ро реа­ги­ро­вать на воз­мож­ные про­бле­мы с тех­ни­кой. У тан­де­ма Liebherr / Claas есть осо­бен­но­сти орга­ни­за­ции постав­ки погруз­чи­ков. А кон­церн CNH свои колес­ни­ки, в зави­си­мо­сти от их назна­че­ния, раз­вел по брен­дам: стро­и­тель­ные выхо­дят на рынок под име­нем Case Construction, а сель­ско­хо­зяй­ствен­ные – New Holland.

Привод и гидравлика

Для подъ­ема тяже­лых гру­зов необ­хо­ди­ма при­лич­ная мощ­ность. На погруз­чи­ках экс­плу­а­та­ци­он­ной мас­сой более 3,5 тон­ны сто­ят, как пра­ви­ло, четы­рех- или шести­ци­лин­дро­вые дви­га­те­ли. Ком­па­нии без соб­ствен­но­го про­из­вод­ства дви­га­те­лей осна­ща­ют погруз­чи­ки агре­га­та­ми Cummins, Deutz, Perkins или Yanmar. На погруз­чи­ки Caterpillar, CNH, JCB, Kubota или Liebherr ста­вят­ся дви­га­те­ли соб­ствен­но­го изго­тов­ле­ния. Диа­па­зон мощ­но­сти велик: от 45 л.с. у самой малень­кой моде­ли Schäffer 2345 до 282 л.с. – на самой боль­шой моде­ли JCB 457.

На малых погруз­чи­ках уста­нов­лен в боль­шин­стве слу­ча­ев двух­сту­пен­ча­тый гид­ро­стат. Пер­вая сту­пень пред­на­зна­че­на для основ­ных погру­зоч­ных работ, мак­си­маль­ная ско­рость дви­же­ния 10 км / ч. Вто­рая сту­пень отве­ча­ет за пере­воз­ку и уско­ре­ние погруз­чи­ка от 0 км / ч до мак­си­маль­ной ско­ро­сти, кото­рая состав­ля­ет пре­иму­ще­ствен­но 20 км / ч. Уве­ли­че­ние это­го пара­мет­ра доступ­но как опция. На погруз­чи­ках с боль­шей экс­плу­а­та­ци­он­ной мас­сой мак­си­маль­ная ско­рость дви­же­ния дости­га­ет 40 км / ч, а коли­че­ство сту­пе­ней гид­ро­ста­ти­че­ско­го при­во­да уве­ли­чи­ва­ет­ся, что­бы под каж­дое новое зада­ние име­лась в запа­се под­хо­дя­щая передача.

Начи­ная с опре­де­лен­ной экс­плу­а­та­ци­он­ной мас­сы (у JCB – от 8 тонн), погруз­чи­ки, создан­ные на базе стро­и­тель­ной тех­ни­ки, осна­ща­ют авто­ма­ти­че­ской короб­кой пере­дач, пере­клю­ча­е­мой под нагруз­кой. У круп­ных погруз­чи­ков New Holland пяти­сту­пен­ча­тая короб­ка пере­дач тако­го типа сопро­вож­да­ет­ся муф­той бло­ки­ров­ки гид­ро­транс­фор­ма­то­ра. Про­из­во­ди­те­ли, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на мини-погруз­чи­ках, дела­ют став­ку на гид­ро­ста­ти­че­ский при­вод, уста­нав­ли­вая его даже на топо­вых моде­лях. Флаг­ман­ские моде­ли Torion от Claas осна­ще­ны короб­кой пере­дач с рас­пре­де­ле­ни­ем мощности.

Работы по подъему

Класс погруз­чи­ков опре­де­ля­ет не толь­ко мощ­ность дви­га­те­ля, но и мощ­ность его гид­рав­ли­ки. Для подъ­ема гру­зов весом более 20 тонн нужен подо­ба­ю­щий гид­рав­ли­че­ский насос. Обя­за­тель­но необ­хо­ди­ма и систе­ма изме­ре­ния нагруз­ки. Самая боль­шая модель колес­ни­ка Claas (Torion 1914) выда­ет мак­си­маль­ное гид­рав­ли­че­ское дав­ле­ние 380 бар на фоне про­из­во­ди­тель­но­сти 234 л / мин. Наи­боль­шая про­из­во­ди­тель­ность зафик­си­ро­ва­на у JCB 457 – 340 л / мин при мак­си­маль­ном гид­рав­ли­че­ском дав­ле­нии 220 бар. Тео­ре­ти­че­ское раз­ви­ва­е­мое уси­лие огра­ни­чи­ва­ет­ся экс­плу­а­та­ци­он­ной мас­сой погруз­чи­ка – и поэто­му на прак­ти­ке оно недо­сти­жи­мо. Здесь свою роль игра­ют дру­гие величины.

Эксплуатационная масса и опрокидывающая нагрузка

В тех­ни­че­ских пара­мет­рах погруз­чи­ков в раз­де­ле «Мас­са» зача­стую ука­зы­ва­ет­ся несколь­ко раз­ных харак­те­ри­стик: напри­мер, экс­плу­а­та­ци­он­ная мас­са или опро­ки­ды­ва­ю­щая нагруз­ка. Отча­сти речь идет о вели­чи­нах уни­фи­ци­ро­ван­ных, но неко­то­рые из них уста­нав­ли­ва­ют­ся непо­сред­ствен­но про­из­во­ди­те­лем. К при­ме­ру, ком­па­ния Kramer в каче­стве экс­плу­а­та­ци­он­ной мас­сы ука­зы­ва­ет порож­нюю мас­су погруз­чи­ка без води­те­ля со стан­дарт­ным ков­шом и пол­ным баком.

Под ста­ти­че­ской опро­ки­ды­ва­ю­щей нагруз­кой пони­ма­ют рабо­чую нагруз­ку в цен­тре тяже­сти полез­ной нагруз­ки ков­ша, при кото­рой зад­ние коле­са погруз­чи­ка отры­ва­ют­ся от поверх­но­сти зем­ли. Самое ста­ти­че­ски небла­го­при­ят­ное поло­же­ние погруз­чи­ка дости­га­ет­ся, когда его стре­ла при­хо­дит в гори­зон­таль­ную пози­цию, а рама – в поло­же­ние мак­си­маль­но­го изло­ма. Дан­ные пока­за­те­ли игра­ют клю­че­вую роль в обес­пе­че­нии устой­чи­во­сти погрузчика.

Нагруз­ка при исполь­зо­ва­нии вилоч­ной насад­ки регла­мен­ти­ру­ет­ся зако­но­да­тель­но посред­ством уста­нов­ки коэф­фи­ци­ен­та запа­са устой­чи­во­сти, кото­рый пред­пи­сы­ва­ет, что при веде­нии работ на ров­ной поверх­но­сти вбли­зи этой поверх­но­сти рабо­чая нагруз­ка не долж­на пре­вы­шать 80 % от ста­ти­че­ской опро­ки­ды­ва­ю­щей нагрузки.

При рабо­тах на неров­ных поверх­но­стях она не долж­на пре­вы­шать 60 % это­го пока­за­те­ля. В реа­ли­ях повсе­днев­но­сти допу­сти­мую нагруз­ку уве­ли­чи­ва­ют в ущерб манев­рен­но­сти, умень­шая угол изло­ма или угол рас­кач­ки. Кста­ти, мак­си­маль­ная рабо­чая нагруз­ка при исполь­зо­ва­нии ков­ша соглас­но евро­пей­ско­му стан­дар­ту EN 474 – 3 не долж­на пре­вы­шать 50 % опро­ки­ды­ва­ю­щей нагруз­ки при мак­си­маль­но допу­сти­мом угле изло­ма рамы погрузчика.

Тонкости кинематики

Раз­но­сто­рон­ность сфер при­ме­не­ния колес­ных погруз­чи­ков тре­бу­ет раз­лич­ных вари­ан­тов управ­ле­ния рабо­чи­ми орга­на­ми, то есть раз­лич­ной кине­ма­ти­ки стре­лы и опро­ки­ды­ва­ния ков­ша. В основ­ном раз­ли­ча­ют два типа кине­ма­ти­че­ских схем – Р- и Z-образная.

При парал­лель­ном ходе стре­лы (Р-образ­ная кине­ма­ти­ка) гид­ро­ци­линдр опро­ки­ды­ва­ния ков­ша нахо­дит­ся в сере­дине рыча­га пово­ро­та, а шток цилин­дра рас­по­ло­жен парал­лель­но подъ­ем­но­му рыча­гу, за счет чего дости­га­ет­ся точ­ность управ­ле­ния рабо­чим орга­ном. По срав­не­нию с Z-образ­ной кине­ма­ти­кой уси­лия при тро­га­нии с места и отры­ва ков­ша погруз­чи­ка в дан­ном слу­чае мень­ше, посколь­ку дав­ле­ние гид­рав­ли­че­ской жид­ко­сти при­хо­дит­ся со сто­ро­ны што­ка. В основ­ном такая кине­ма­ти­че­ская схе­ма исполь­зу­ет­ся в маши­нах, рабо­та­ю­щих на пере­вал­ке и транс­пор­ти­ров­ке грузов.

Z-образ­ная кине­ма­ти­ка харак­тер­на для корот­ко­го изо­гну­то­го подъ­ем­но­го рыча­га с цен­траль­ным рыча­гом управ­ле­ния опро­ки­ды­ва­ю­щим меха­низ­мом в каче­стве пово­рот­но­го рыча­га, а подъ­ем­ный цилиндр и цилиндр опро­ки­ды­ва­ния встро­е­ны в подъ­ем­ный меха­низм, соеди­ня­е­мый с кор­пу­сом погруз­чи­ка шар­нир­ным сочле­не­ни­ем. По срав­не­нию с парал­лель­ной кине­ма­ти­кой уси­лия тро­га­ния уве­ли­че­ны, так как поток гид­рав­ли­че­ской жид­ко­сти воз­дей­ству­ет на всю пло­щадь поршня.

Еще один тип кине­ма­ти­ки встре­ча­ет­ся на сель­ско­хо­зяй­ствен­ных погруз­чи­ках Claas, кото­рые могут быть исполь­зо­ва­ны на самых раз­но­об­раз­ных рабо­тах в сель­хоз­про­из­вод­стве. В его осно­ве – улуч­шен­ное соот­но­ше­ние веса и мощ­но­сти, а так­же хоро­шее парал­лель­ное веде­ние. В ассор­ти­мен­те JCB для подъ­ема гру­зов на бóль­шую высо­ту обна­ру­жи­те свои типы кине­ма­ти­ки: HT High Lift и HT Super High Lift. Case пред­ла­га­ет кине­ма­ти­ку XR и XT для бóль­ших высо­ты подъ­ема и шири­ны захва­та. CAT так­же осна­ща­ет свои погруз­чи­ки сель­ско­хо­зяй­ствен­ной серии удли­нен­ной стрелой.

Выше неба

Те, кому не хва­та­ет запа­са высот, обес­пе­чи­ва­е­мо­го кине­ма­ти­кой погруз­чи­ков, могут вос­поль­зо­вать­ся колес­ны­ми погруз­чи­ка­ми с удли­нен­ной теле­ско­пи­че­ской стре­лой. Моде­ли погруз­чи­ков с высо­той подъ­ема до 6,1 м пред­ла­га­ют такие брен­ды, как Gehl, JCB, Mustang, Schäffer и Weidemann. Мак­си­маль­ная полез­ная гру­зо­подъ­ем­ность дохо­дит до 4,2 тонн.

При выбо­ре теле­ско­пи­че­ских и колес­ных погруз­чи­ков с удли­нен­ной стре­лой необ­хо­ди­мо учесть умень­шен­ную опро­ки­ды­ва­ю­щую нагруз­ку вви­ду изме­не­ния уси­лия рыча­га и сме­ще­ния цен­тра тяжести.

Рабочие органы

Про­из­во­ди­те­ли рабо­чих орга­нов для погруз­чи­ков пред­став­ле­ны на рын­ке в таком же изоби­лии, как и про­из­во­ди­те­ли самих погруз­чи­ков. Напри­мер, Bressel & Lade, Schneider & Hechl или Fliegl сосре­до­то­че­ны толь­ко на про­из­вод­стве съем­но­го обо­ру­до­ва­ния, а ряд про­из­во­ди­те­лей погруз­чи­ков (JCB, Volvo, Weidemann) пред­ла­га­ют свои маши­ны с навес­ным обо­ру­до­ва­ни­ем соб­ствен­но­го про­из­вод­ства. Линей­ка про­дук­ции про­сти­ра­ет­ся от при­выч­ных ков­шей для сыпу­чих гру­зов, обыч­ных и спе­ци­аль­ных вил до грей­фер­ных ков­шей, ков­шей для раз­бра­сы­ва­ния, отва­лов, ков­шей-сило­со­ре­зок, кото­рые тре­бу­ют нали­чия отдель­ных кон­ту­ров управления.

Преж­де чем выбрать то или иное навес­ное обо­ру­до­ва­ние, выби­ра­ют вид креп­ле­ния рабо­че­го орга­на – пря­мое или быст­ро­смен­ное (EURO, Volvo и т. д.). А вооб­ще, ковш ков­шу – рознь. Быва­ют ков­ши для таких лег­ко­вес­ных гру­зов, как зер­но, ков­ши для веде­ния зем­ля­ных работ с зубья­ми, откры­тые ков­ши для кам­ней или погруз­ки сахар­ной свёк­лы. Тем, кому недо­ста­точ­но высо­ты выгруз­ки 4,01 м, пред­ла­га­е­мой JCB 437 (в РФ не постав­ля­ет­ся), сто­ит поре­ко­мен­до­вать ковш для верх­ней раз­груз­ки или ковш для сбра­сы­ва­ния от ком­па­нии Claas. Сре­ди рекорд­сме­нов по высо­те сле­ду­ет назвать погруз­чи­ки: Kramer KL 60.8L – 3,95 м, New Holland W190D – 4,30 м, JCB 457 – от 3,99 до 4,96 м (в зави­си­мо­сти от типа кинематики).

Что каса­ет­ся объ­е­ма ков­ша, Mustang AL506 осна­ща­ет­ся самым малень­ким ков­шом 0,36 м³, а у Volvo L110H он в 26 раз боль­ше – 9,5 м³. Для без­опас­ной рабо­ты необ­хо­ди­мо учи­ты­вать опро­ки­ды­ва­ю­щую нагруз­ку и общую мас­су погруз­чи­ка или ков­ша, а так­же вес сыпу­чих материалов.

Поми­мо вил для под­до­нов, суще­ству­ют так­же вилы гид­рав­ли­че­ски управ­ля­е­мые для пере­ме­ще­ния ящи­ков и руло­нов соло­мы, шта­бе­ли­ро­ва­ния бре­вен. В этом слу­чае важен пара­метр высо­ты пере­груз­ки, кото­рый инфор­ми­ру­ет о мак­си­маль­ной высо­те гори­зон­таль­но рас­по­ло­жен­но­го рабо­че­го орга­на (вилы, захват и т. д.). Если при рабо­те с вила­ми важ­на высо­та подъ­ема, то сто­ит обра­тить вни­ма­ние опять-таки на New Holland W190D, мак­си­мум кото­ро­го состав­ля­ет 4,56 м, или же на тот же JCB 457, под­ни­ма­ю­щий гру­зы на мак­си­маль­ные 5,27 м. Одна­ко при шта­бе­ли­ро­ва­нии на неболь­шом пятач­ке реко­мен­ду­ет­ся при­ме­нять более манев­рен­ные ком­пакт­ные погрузчики.

Кро­ме уже назван­ных суще­ству­ет мно­го рабо­чих наса­док спе­ци­аль­но­го назна­че­ния, напри­мер отвал для рас­пре­де­ле­ния сило­са, сне­го­от­ва­лы, раз­но­об­раз­ные захва­ты, щет­ки для под­ме­та­ния, садо­вые пилы и мно­гое дру­гое. Для при­во­да этих рабо­чих орга­нов пона­до­бит­ся не то что тре­тий, но даже и чет­вер­тый кон­тур управления.

Читайте также