Функционал «телескопов» становится все шире. Работа находится для них и на скотном дворе, и в поле. Модельный ряд пополняется каждый год. К чему стремятся производители незаменимых помощников сегодня – в нашем обзоре.
Обзор рынка телескопических погрузчиков
Каталоги производителей телескопических погрузчиков буквально лопаются от числа моделей, доступных к приобретению. В последние годы многие бренды сосредоточились на разработке и выводе на рынок узкоспециализированных машин, отвечающих разнообразным требованиям заказчиков. А в них заказчики, признаемся честно, и по сей день выходят далеко за рамки стандартного набора функций. Взыскательные пользователи хотят, чтобы «телескопы» были более мультифункциональными, приспособленными для решения самых разных хозяйственных задач. Одна из ярких тенденций – машины должны быть легкими, экономичными и к тому же составлять конкуренцию мини-погрузчикам, при этом не терять ни толики в грузоподъемности.
Конкурент «минюшки»
В свете таких тенденций совершенно неудивительно, что самый «юный» в отрасли при своих двух метрах в высоту и лишь 1,56 м в ширину обладает грузоподъемностью 1,25 т. Погрузчик Weidemann T4512 сеет неспокойствие в данном сегменте рынка примерно десять последних лет, однако теперь машина существенно обновилась (НСХ 5 / 2020, с. 96).
Поводом к модернизации стала необходимость перехода на соответствие нормам токсичности отработавших газов Stage V. Новый вариант машины мощностью 25 л. с. полностью отвечает этим требованиям даже без использования катализатора окисления топлива (DOC) и сажевого фильтра (DPF). А вариант машины мощностью 45 л. с. уже потребовал интеграции данных систем в машину. В опциональном исполнении погрузчик развивает скорость до 30 км / ч, производительность гидронасоса составляет до 70 л / мин (опция High Flow) – такой показатель является нормой для «телескопов» более мощных. Чтобы использовать доступную производительность гидронасоса наилучшим образом, компания-производитель наградила T4512 четырьмя режимами движения с электрорегулировками. Один из них предназначен для работы с гидравлическим оборудованием и обеспечивает соответствующую подачу мощности к навесному оборудованию, другой – для выполнения погрузочно-разгрузочных работ по Y-схеме (например, загрузка прицепа сыпучими материалами из вороха рядом).
Существующее разнообразие режимов вождения должно повысить эффективность работы погрузчика и компенсировать менее мощный двигатель компактной модели (актуальные 25 л. с. вместо 31 л. с. у предшественника). На рынке, кстати, другого телескопического погрузчика с такой низкой мощностью двигателя нет. Обновленный телескопический погрузчик Weidemann рекомендован к применению на работах, которые обычно выполняют мини-погрузчики.
Стройный француз и основательный немец
Аналогичной концепции решила придерживаться и французская компания Manitou, предложив сельхозпроизводителям свой MLT 420 – 60 H. Его габаритная ширина 1,49 м, высота менее 2 м. Уже в стандартном исполнении «телескоп» оснащен гидравлическим насосом производительностью 77 л / мин. Несмотря на свою компактность, француз тяжеленький (если сравнивать с Weidemann T4512) – порожняя масса 4,1 т, зато поднять он способен груз до 2 т. За счет более высокого уровня грузоподъемности сверхкомпактному «телескопу» Manitou открыт и более широкий спектр задач в рамках сельхозпредприятия. Двигатель от Kubota мощностью 42 кВт на поверку оказался более живым, нежели предполагалось.
Над грузоподъемностью своих телескопических погрузчиков потрудилась и компания Kramer. Их КТ276 весит чуть больше французской модели – от 4,2 т, но ее грузоподъемность, равная 2,7 т, больше. Кроме того, в серийном исполнении погрузчик мощностью 75 л. с. и производительностью гидронасоса 89 л / мин потенциально имеет бóльшую производительность гидравлической системы. Практичен КТ276 и при выполнении рутинных работ в хозяйстве: по высоте подъема компактный «телескоп» Kramer (макс. 5,73 м) превосходит «манитушку» (4,35 м). Правда, он значительно шире (1,96 м) как в сравнении с Weidemann, так и с Manitou, из-за чего не всякая работа из функционала мини-погрузчиков будет ему по статусу.
Лучше, чем просто погрузчик, больше, чем просто трактор
Компания Merlo в свое время открыла для телескопических погрузчиков еще одну сферу применения. В 2001 году в ассортименте бренда появилась линейка Multifarmer, представители которой претерпели основательную модернизацию совсем недавно. При необходимости этот «телескоп» должен был заменять трактор и, не исключено, фронтальный погрузчик, поскольку отличался он всеми способностями малогабаритного трактора.
Multifarmer 40.7 СS имеет задний подъемный механизм категории 3 грузоподъемностью 7 т, а также ВОМ с механическим приводом на 540 или 1000 об / мин. При давлении 210 бар производительность гидравлической системы составляет 152 л / мин.
Таким образом, обладатели данного «телескопа» Merlo могут задействовать его, например, на заготовке кормов, когда особенно остро вскрывается проблема нехватки тракторов. Без какихлибо сложностей работает он и с сеялками, так что и тут Multifarmer всегда вас подстрахует, если вдруг какой из тракторов откажет. Система подвески кабины и в том, и в другом случае обеспечивает должный комфорт для механизатора.
Грузоподъемность стрелы Multifarmer 40.7 СS макс. 4 т, подъем груза возможен на высоту 7 м. У модели постарше 40.9 СS высота подъема составляет 9 м.
Меньший из телескопических погрузчиков линейки Multifarmer – модель 34.7 (34.9) – отличается грузоподъемностью 3,4 т и оснащается подъемным механизмом категории 2. Его задняя навеска совладает с навесными орудиями массой до 4 т. Производительность гидронасоса 125 л / мин.
Но может ли телескопический погрузчик действительно заменить фронтальный?
Компания Case IH выпускает оба типа погрузчиков и отмечает, что сбыт телескопических растет, при этом объем продаж фронтальных не снижается. По мнению специалистов компании, применение телескопического погрузчика не ограничивается одними только работами в энергопарках. Теперь он успешно используется и на внутрихозяйственных работах, находятся ему задачи и в других сферах производства. Например, он хорош при штабелировании тюков и рулонов.
Спросом пользуются погрузчики компании Case IH с телескопической стрелой средней длины. Лидером продаж меж тем остается Farmlift 742 с вылетом стрелы 7 м.
Меняющий перспективы
Компания Fendt открывает для себя новые сегменты рынка. При этом отмечается ее ориентированность не на мини- или фронтальные погрузчики, поскольку Cargo T955 можно отнести скорее к погрузчикам колесным. На сходство с ними указывает и схема работы кинематики – она Z-образная, усилие отрыва составляет 85 кН.
Но привлекает в Cargo T955 нечто иное – его поднимаемая наверх подрессоренная кабина. Оторваться от «базы» и сменить угол зрения, разместив его на высоте 4,2 м, можно нажатием педали. Улучшенная обзорность позволяет, например, контролировать уровень загрузки прицепа. При этом слепых зон вокруг машины не образуется.
Поднимающий кабину гидроцилиндр оснащен азотным аккумулятором, благодаря чему кабина защищена от толчков.
Не из компактных!
На рынке телескопических погрузчиков машину серии Cargo едва можно отнести к сегменту компактных: грузоподъемность 5,5 т при собственной массе 11 т. Максимальная высота подъема 8,5 м, конечно, выводит Cargo на лидерские позиции, однако данный показатель теряет свою магию из-за подъемной кабины.
Три режима вождения способствуют эффективному использованию двигателя мощностью 123 кВт (167 л. с.). Интересно, что его марка – Cummins, а не AGCO Power или MAN, наблюдаемые обычно в машинах бренда Fendt. Производительность рабочей гидравлики 200 л / мин соответствует мощности двигателя.
Лидирует данная модель на европейском рынке телескопических погрузчиков и по цене – почти 190 тыс. евро в базовой комплектации с завода. По слухам, ведутся разработки и других моделей «телескопов» серии Cargo Т.
Толчок к модернизации
В последнее время почти все бренды основательно модернизировали модельные ряды своих телескопических погрузчиков. Толчок к обновлению дали требования новой нормы токсичности ОГ, соответствовать которым в Европе пришлось уже в 2020-м.
Удовлетворение норм Stage V влечет за собой некоторую потерю мощности, поэтому большинство компаний-производителей направили усилия на повышение конкурентной привлекательности своих машин по другим параметрам. Так, Bobcat прибегла к новому дизайну капота, сделав его более скошенным. В результате обзорность из кабины вперед стала намного лучше, с этим на 15 % сократилась и слепая зона с правого бока. Телескопические погрузчики Bobcat по-прежнему рекордсмены по максимальной высоте подъема: у модели Т40.1В0 SLP с выдвижными стабилизаторами она достигает 17,47 м, без них – 16,2 м. В точку максимального подъема погрузчик может доставить груз 1 т, со стабилизаторами – до 2,5 т.
Выбери свою высоту
Компания Kramer, как и другие, воспользовалась моментом перехода на Stage V для основательного обновления своих «телескопов». Помимо «двухсоток» в ассортименте имеются компактные модели грузоподъемностью от 3 до 4 т (КТ306 и КТ407) с двумя вариантами кабины. В небольших моделях высота машины составляет 2,31 м. За счет установки 20-дюймовых шин она может снизиться до 2,26 м. Те, кому нужно больше пространства в кабине, могут выбрать вариант +20: больше и кабина, и емкость топливного бака (дополнительно 20 л).
Решетка на крыше кабины, защищающая от падающих предметов, выдвигается теперь наружу, в результате улучшается просматриваемость навесного оборудования. В погрузчиках грузоподъемностью до 4 т она поставляется опционально, в моделях от КТ457 до КТ559 идет в серийной комплектации.
Гидравлическая система рулевого управления в погрузчиках моделей от КТ306 оснащена так называемым тихим насосом, благодаря которому уровень шума в кабине не превышает 72 дБ.
Телескопическую стрелу на «телескопах» Kramer очень уважают практики, поскольку такие обычно используются в машинах более высоких классов мощности.
Вместо заключения
Представленные в статье модели – далеко не полный перечень компактных телескопических погрузчиков, появившихся на рынке за последние два года. Мы лишь упомянули самые заметные из них. Насколько та или иная модель доступна к приобретению в конкретной стране, необходимо выяснять у дилеров и представительств компаний на местах.