Сельхозтехника становится всё тяжелее, а ее габариты – всё больше. Гигантам требуются и подобающие шины – такие, которые и нагрузку выдержат, и почве не навредят. Производители шин, чтобы оставаться на рынке, вынуждены реагировать на запросы современного сельхозпроизводства.
Тенденции рынка шин
В современном мире идентифицировать производительные шины довольно просто. Обозначение в названии модели обязательно подскажет, с каким продуктом вы имеете дело. Если боковина современной шины украшена надписью IF (improved flexion = повышенная гибкость) или VF (very high flexion = очень высокая гибкость), то от обычных радиальных шин такая шина отличается более высокой производительностью. Обозначения IF и VF говорят о высокой грузоподъемности и одновременно бережном отношении к почве.
Именно над созданием такой шины долгие годы трудилась компания Michelin. Результат трудов представили рынку 15 лет назад: мир узнал шину XeoBib – первую с технологией Ultraflex. XeoBib с давлением в ней 1 бар гарантировала бережное воздействие на почву одновременно при высокой скорости передвижения и больших нагрузках на оси. Эта шина стала «прародительницей» стандарта Европейской технической организации по ободам и покрышкам (ETRTO, European Tyre and Rim Technology Organisation), применяемого сегодня к шинам очень высокой гибкости (VF).
При всех прелестях шин повышенной и высокой гибкости есть у них один недостаток, удерживающий многих от смены «обуви», – более широкий обод. Обод аналогичных радиальных шин ýже. То есть «переобуть» трактор, если вы решились на это, получится только с заменой дисков. Но широкие диски означают бóльший объем и, соответственно, более высокую несущую способность. Так, может, игра все же стоит свеч?
С недавних пор производители шин стали предлагать модели IF и VF под стандартные диски (опция для узких дисков NRO). Такая опция уже включена в нормы ETRTO. С одной стороны, это дает возможность использовать обычные диски, а с другой – лишает вас преимуществ, предоставляемых шинами бóльшего объема. Стало быть, все предпринятые меры по предотвращению почвенного переуплотнения и сохранению плодородия будут уже не столь эффективны.
Сегодня шины IF и VF – последнее слово техники, и почти все производители предлагают их. Модели IF более гибкие по сравнению с радиальными аналогами на 20 %, что при одинаковой нагрузке позволяет создавать давление на почву на 20 % меньше, или же можно, сохранив давление, увеличить допустимую нагрузку на 20 %. Шина VF эластичнее традиционных вариантов на 40 %. Соответственно, на эту величину можно снизить давление или увеличить нагрузку.
Большое пятно контакта
При равном давлении у современных шин IF и VF пятно контакта больше, чем у традиционных. Это означает, что давление, оказываемое на почву, меньше, а число грунтозацепов в контакте с почвой – больше. В результате сцепление с поверхностью лучше.
Общее правило гласит: чем больше объем шины, тем больше ее производительность и тем меньше давление в шине при равной нагрузке. А чем меньше давление в шинах, тем меньше давление на грунт. То же самое и с пятном контакта: чем оно больше, тем меньше давление на грунт.
У любой шины есть минимальное необходимое давление. Оно зависит от конструкции шины, нагрузки и скорости передвижения. Чем больше нагрузка и скорость, тем больше прогиб каркаса, механическое воздействие и нагрев шины. Поэтому при высоких скоростях во избежание перегрузки требуется более высокое давление в шинах.
И вот тут как раз и возникает «конфликт версий» в отношении сельскохозяйственных шин. Для передвижения по дорогам необходимы высокое давление в шинах, соответственно небольшое пятно контакта и слабое сопротивление качению, а при работе в поле для сохранения структуры и плодородия почвы требуются низкое давление и большое пятно контакта. Но с таким низким давлением, как в поле, большой скорости на дорогах не разовьешь.
Гибкая боковина
Строение каркаса, применение новых материалов и рисунков протектора отличают современные шины. К сожалению, о разнице мы можем судить только по особенностям рисунка протектора или маркировке на боковине. «Внутренние» изменения останутся для нас неочевидными. На современных шинах гибкие боковины обеспечивают больший прогиб без повреждений. Для придания прочности и гибкости при производстве каркаса все чаще используется специальный нейлон. Плечо и борт шины стали прочнее, чтобы она крепко держалась на ободе диска.
Наше резюме
В последние годы на рынок выходит все больше шин, отличающихся повышенной гибкостью. Изначальной целью создания шин с единым уровнем давления было разрешить противоречие между сохранением плодородия почвы (низкое давление в шинах) и безопасностью на дорогах (высокое давление в шинах). Однако потенциал шин IF и VF намного шире. Тем, кто планирует воспользоваться им «на полную», необходима система регулирования давления в шинах.
В серийном варианте она присутствует лишь на одной модели тракторов, на остальных возможна доукомплектовка. Для шин EvoBib c технологией «два в одном» наличие такой системы обязательно для смены режимов «дорога» и «поле».
Современные шины выдерживают бóльшие, чем раньше, нагрузки при равном давлении на грунт. К сожалению, техника становится все тяжелее и требует более производительных шин. Что касается размера, на данный момент диаметр 2,35 м является стандартом. Но посмотрим, сколько пространства останется от крыла до колеса в следующем поколении мощных тракторов.
Завтра будет лучше, чем вчера
Колесо – связующее звено между трактором и землей. Хорошая шина характеризуется бережным воздействием на почву, прекрасным сцеплением с поверхностью, надежностью и комфортом при езде. Раньше, лет десять назад, шины различных производителей отличались друг от друга существенно. Сегодня эта разница уже не столь велика.
Тогда тон в игре задавали два мощных представителя отрасли – Michelin и Trelleborg / Pirelli. Их шины не знали себе равных как раз в бережном воздействии на почву, качении и комфортной езде, поскольку имели нужный большой типоразмер и позволяли работать и совершать переезды на низком давлении.
В те времена компания Alliance (ATG) еще являлась израильским брендом и была известна больше как производитель шин для прицепов. BKT славилась своими доступными ценами. Немецкий бренд премиум-сегмента Continental тогда от сельского хозяйства открестился, передав бизнес компании Mitas, которая подхватила оставленное «знамя» и, надо сказать, довольно успешно понесла его дальше. Компании Vredestein из Нидерландов, при всей прелести производимой продукции, конкурировать с монстрами рынка по производству и продажам было все же очень сложно.
Казалось бы, рынок стабилизировался, каждый занял свое место под солнцем, но нет… Теперь он переживает новую волну перемен. Вызовы, брошенные сферой агропроизводства, заставляют двигаться дальше. ATG (бренды Alliance, Galaxy, Primex) и Vredestein с приходом других собственников направляют огромные инвестиции на разработку шин новых типов и размеров. BKT также следует курсом роста производства и развития. Крупнейший производитель шин в мире с японскими корнями Bridgestone теснит остальных на европейском рынке своими свежими разработками и продуктами. Внезапно Continental снова открыл для себя рынок сельскохозяйственных шин и занялся производством в Португалии. Mitas исчез под крышей Trelleborg, последовав примеру Pirelli. Группа компаний Michelin (бренды Michelin, Kleber и Taurus) огорошила участников рынка приобретением PTG и Téléflow (производство комплексов для контроля давления в шинах), а также Camso (производство резиновых гусениц и диагональных шин).
Все эти компании теснят теперь друг друга на рынке, предлагая шины, отличающиеся невиданной до сих пор несущей способностью при низком уровне давления в них. С такими шинами работы в поле можно вести большими и тяжелыми машинами, не причиняя вреда почвенной структуре. Однако развитие специализированных шин с трудом поспевает за выходом на рынок новых тракторов и комбайнов, габариты и вес которых становятся все больше. Но несмотря на это, кто желает – может работать в поле, избегая почвенного переуплотнения. Новые шины IF и VF в этом плане имеют свое весомое преимущество по сравнению с радиальными моделями.
Конкуренция на рынке высока, рассказы производителей шин – многообещающие, а проверить, как долго прослужит та или иная шина, однако, не так уж и просто.