Свеклоуборочники из кошачьего семейства немецкой компании Ropa хорошо известны и довольно популярны. Tiger пятого поколения получал награды на французской Sima и немецкой Agritechnica в 2015‑м, а «хищник» с цифрой 6 был отмечен золотом российского «Агросалона» в 2016‑м. Сколь различны эти два комбайна?
Тихий хищник
Именно так – тихо – двигался по свекловичным полям появившийся в 2014 году на рынке, обладающий недюжинной силой – 626 л. с. – Tiger 5 с 6‑цилиндровым двигателем от Mercedes-Benz, отвечавшим нормам токсичности выхлопных газов Tier 4 final. «Недра» звездного мотора объемом 15,6 л выдавали максимальный крутящий момент в 2900 Н·м, достигаемый при 1300 об/мин. При копке свёклы машина оставалась достаточно экономной с топливом и без особого надрыва выполняла все работы на 1100 об/мин.
Однако ворвавшийся в 2016 году на поля восточно-европейских стран Tiger 6 впечатлил даже всех тех, кто еще продолжал жить восторгами от пятерки: шестой был все так же тих, но намного мощнее – 768 л. с. А вырывались такие «лошадки» на волю благодаря 6‑цилиндровому двигателю, но не немецкого, а скандинавского производства – Volvo Penta. Наверное, изначально это был жест вежливости компании Ropa в адрес свекловодов из Восточной Европы, где качество дизельного топлива и по сей день оставляет желать лучшего.
Новый мощный двигатель работал без системы очистки выхлопных газов AdBlue и похвастать соответствием нормам ступени токсичности Tier 4 final уже не мог, зато питался он «нашей солярой». И этот монстр с работой справлялся совершенно легко. Еще бы, объем двигателя 16,12 л, максимальный крутящий момент 3 260 Н·м – даже на тяжелых влажных почвах он работал на 1100 об/мин, не усиливая своего рычания. Разве что при полном бункере обороты поднимались до 1 500 в минуту.
Отметим, что компания Ropa, очевидно, решила не ограничивать доступ европейских и американских свекловодов к новой машине и практически сразу вывела на рынок Tiger 6 в модификации «С», отвечавший высоким требованиям по выхлопным газам. За этуспособность хищнику пришлось поплатиться 68 лошадками – двигатель от Volvo Penta отвечает стандартам Tier 4 final, но выдает 700 л. с. Хотя это все еще существенно больше, чем у тигра-пятерки.
На мягких лапах
Движение хищников последних двух поколений компании Ropa не только тихое, но и мягкое. Интегрированная еще в Tiger 5 гидравлическая система шасси с поперечной стабилизацией и выравниванием нагрузки на колеса R-Soil Protect, к тому же защищающая почву от переуплотнения, была отмечена серебряной медалью Agritechnica-2015. На Tiger 6, как и на Tiger 5, она устанавливается опционально. Напомним отдельные ее особенности.
Передняя ось качающаяся, а две другие – гидравлически поддерживаемые. Цилиндры на передней и задних осях соединяются таким образом, что на раму передается лишь треть от перепада высот. Гидравлическое соединение осей способствует равномерному распределению нагрузки.
По информации ROPA, сравнительные испытания с предком современных хищников euro-Tiger V8 – 4 показали уменьшение пиковых нагрузок на переднюю ось на 8, на вторую ось – на 37 и на заднюю ось – на 43%.
Вкупе с шинами MICHELIN IF1000/55 R32 CerexBib медаленосное шасси способствует увеличению контакта колеса с почвой на 49%, в результате давление на почву уменьшается на 33 %, что позволяет избежать переуплотнения.
Еще один элемент R-Soil Protect – автоматическая система выравнивания комбайна с помощью шести гидравлических цилиндров и датчиков. Шасси остается в горизонтальном положении при наклоне до 10%. Центр тяжести, а вместе с ним и нагрузка на колеса с части машины в нижнем положении смещается на верхнюю часть. При этом существенно возрастают устойчивость и тяговое усилие, а следовательно уменьшается риск опрокидывания комбайна.
Распределяя силы
Для более плавного распределения сил своих тигров ROPA совместно с компаниями Omsi и Bosch-Rexroth создала новую бесступенчатую коробку передач CVR (Constant Variable ROPA). Три масляных мотора установлены на суммирующем редукторе между моторным отсеком и третьей осью. Максимальная скорость движения 40 км/ч достигается на предельно экономных 1195 об/мин. Процесс копки происходит на оборотах, начиная с 1100 об/мин, которые система автономно при большей нагрузке увеличивает до 1 650 оборотов. Для копки скорость самоходных свеклоуборочников ограничена 18 км / ч, хотя обычно работа ведется на 7 км/ч.
Для контроля поведения тигров служат встроенные в оси работающие в масляной ванне дисковые тормоза.
Привод осуществляется через сквозной прямолинейно расположенный карданный вал, опережение и запаздывание во вращении осей исключены, что является большим преимуществом для лучшей тяги при сложном рельефе.
Зоркий взгляд
Хищник должен отличаться зорким взглядом и иметь хороший обзор. Кабина концепции R-Cab, унаследованная сначала Tiger 5 от Panther, а затем и Tiger 6, отвечает этим требованиям. Однако в 2016 году ее подвергли существенной модернизации. Здесь ориентировались на комфорт водителя, которому хотели предоставить оптимальный обзор на копатель. Приятный, легкий в уходе интерьер, просторные полки, отсеки и достаточное пространство вокруг водителя, а также холодильный бокс под сиденьем пассажира – компоненты улучшенной кабины.
Сам оператор располагается в комфортном кресле с подогревом сиденья в холодное время и вентиляцией – в жаркое. В кабине установлен сенсорный 12‑дюймовый терминал с WLAN-интерфейсом. Отсюда механизатор контролирует работу узлов всей машины, получает информацию о ее состоянии и результатах работы. Управление производится двумя способами, либо пальцем на сенсорном экране, либо вращением и нажатием поворотных кнопок R-Select и R-Direсt.
Дисплей можно комбинировать с планшетом и двумя видеокамерами. Эти новшества направлены на повышение производительности труда. Пересылка информации в режиме реального времени позволяет согласовывать данные для отгрузки свёклы.
Кроме того, информацию с планшета можно передавать через флешку, по электронной почте и через App-приложение Ropa. Мощные светодиодные фары (10 тыс. люмен) помогают механизаторам нормально работать в условиях ограниченной видимости, будь то сумерки, ночь, туман. Сомнения в этом не возникают: фары расположены вдоль всей машины – от ботвоудалителя до выгрузного транспортера.
Совершенствование управления отражает стремление фирмы ROPA уменьшить нагрузку на механизатора, но ему все‑таки необходимо контролировать около 140 встроенных сенсоров. Предупреждающее сообщение, инициированное одним из датчиков в случае какого-либо сбоя, передается в виде звукового сигнала. Сообщения могут различаться по тональности и интенсивности звучания.
Цепкие лапы
В зависимости от комплектации и мощности двигателя на комбайны Tiger 6 устанавливаются копатели PR и RR. Копатели PR ставили и на Tiger 5, а вот RR, как утверждает производитель, со времен Panther 2 были основательно доработаны. Копатель PR оснащен движущимися в противоположном друг другу направлении вибролемехами и гидравлической, не требующей обслуживания защитой от камней.
Копирующие колеса копателя PR диаметром 900 мм вместе с интеллектуальной трехточечной навеской обеспечивают точное ведение по глубине. Расходы на обслуживание минимизируются благодаря регулирующимся коническим роликовым подшипникам в приводах вибролемехов.
Для контроля и обслуживания ножей ботвоудалителя, ножей дообрезки и подкапывающих лемехов нажатием кнопки из кабины ботвоудалитель отводится вверх на 90° над копателем. Установив предохранительные пальцы, можно с уверенностью вести работы.
У копателя RR все то же, но колеса, отвечающие за точное ведение по глубине – диаметром 850 мм. Ново тут и то, что с помощью джойстика и терминала можно установить индивидуально глубину копания каждого отдельного ряда.
Новой разработкой в RR-копателях является подвеска: рама с продольными балками с левой и правой сторон обеспечивает для механизатора хорошую просматриваемость средних копачей. Использование особой стали позволило «сэкономить» на весе – он у копателя уменьшился на 300…400 кг. Благодаря автономному насосу копирование рельефа может вестись независимо от частоты вращения битеров, которая в скором времени будет доведена до 15 км/ч, что, в свою очередь, позволит увеличить темпы уборки.
На Tiger 5 и теперь на Tiger 6 ставятся копатели в вариантах на 6, 8 и 9 рядов. При любом варианте механизатор из кабины хорошо видит сам агрегат, ряды корнеплодов и результат обрезки ботвы ножами Micro-Topper.
Комбайны оснащаются на выбор: интегральным или резиновым ботвоудалителем с укладкой ботвы в междурядье, ботвоудалителем с функцией выброса ботвы слева, универсальным, укладывающим ботву как в рядок, так и выбрасывающим ее в левую сторону.
Не упустить «жертву»
После удаления ботвы и выкапывания сахарная свёкла у свеклоуборочных Tiger 5 и 6 подается на приемные вальцы. Для шестого поколения машин вместо прежних шести задействовано семь длинных вальцов, благодаря чему площадь сепарации увеличилась примерно на 15 %. Шесть вальцов направляют свёклу в центр к сепарирующему транспортеру шириной 80 см, а один валец с навивкой наружу вращается вовне, так полноценно используется вся доступная площадь очистки. В тяжелых условиях уборки на помощь этому (третьему) вальцу может прийти четвертый, надо только выполнить некоторый набор не совсем простых действий.
Диаметр сепарирующих звезд у свеклоуборочников от поколения к поколению не изменился – 1,7, 1,5 и 1,5 м, но у шестерки прутья звезд стали надежнее – их производят путем штамповки.
Еще в шестой версии комбайна изменилась организация перемещения свёклы от одной просеивающей звезды к другой. Скорость вращения отдельных звезд можно устанавливать индивидуально из кабины. В зависимости от степени загрязнения свёклы звезды дооснащают ограждающими решетками или пружинными зубьями.
От сепарирующих звезд свёкла движется на увеличенный по ширине до 1 м кольцевой элеватор, направляющий урожай в бункер.
Удержать больше
Еще для тигра-пятерки конструкторы позаботились об увеличении емкости бункера. Поскольку вширь расти машине не позволяли требования по безопасности движения, прибегли к небольшой хитрости: откидные прутчатые борта увеличивают высоту бункера и тем самым его вместимость – до 43 кубов (30 т). Правда, и порожняя масса машины стала не малая – до 33 тонн.
Столь выгодный бункер был сохранен и для Tiger 6. Как и в пятерке, у шестого уровень наполнения контролируется двумя ультразвуковыми сенсорами, расположенными на решетке с передней и задней сторон. Автоматика наполнения обеспечивает наилучшее распределение веса, что создает благоприятные условия для эффективного перемещения комбайна по влажным почвам при уборке. Ультразвуковые датчики измеряют урожайность свёклы и сохраняют данные в базе.
Унаследовал от пятого Tiger 6 и складывающийся в трех точках выгрузной транспортер шириной 2 м, который благодаря длине отлично проявляет себя при перегрузке свёклы из бункера даже при движении комбайна. Максимальная высота перегрузки 4 м. Полиуретановые захватывающие пальцы заботятся о высокой пропускной способности при сокращенном времени разгрузки – всего 50 секунд на полный бункер.
И еще немного
Tiger 6 отличается от своего предшественника и многими другими мелочами. Например, регулируемым прямолинейным движением и креплением захватов на трех планках элеватора. Эта придумка продлевает его срок службы. Выгнутость планок элеватора способствует увеличению подаваемого объема свёклы на 4 %, теперь и крупные корнеплоды удобно доставляются в бункер.
В самом бункере днище снова сделано как единое целое – в целях продления его срока службы. Однако возможна его быстрая замена: оно крепится болтами к раме комбайна.
В кабине посредством мелочей и не только существенно улучшена шумоизоляция, за счет смещения панели электроники высвободилось еще больше места. И это – далеко не все.
Итак, между Tiger 5 и Tiger 6 разница не только в «движках». Шестая версия стала существенно прочнее, реализованные в ней инновационные решения повышают производительность труда и снижают эксплуатационные расходы. Качество копки свёклы остается на высоком уровне, а очистка корнеплодов поднялась на новые высоты.