Три страны одного континента с совершенно непохожим сельхозпроизводством. К такому выводу пришли Йорн и Таммо Глэзер, проделавшие в поисках сюжетов для съемок тематического фильма в общей сложности 15 тыс. км пути через важнейшие аграрные регионы Бразилии, Аргентины и Чили.
Ходу нашим планам по визиту в Южную Америку дало знакомство с Маркосом Любке, молодым фермером с немецкими корнями, хозяйствующим на 500 га в бразильском штате Мату-Гросу. С ним нам в поездке были обеспечены и перевод, и контакты к фермерам на местах. И вот в конце января 2017 года мы с братом сидели в самолете, направляясь через Сан-Паулу в Куябу – столицу штата, где базируется хозяйство Маркоса.
Бразилия: инфраструктура ни к черту
Инфраструктура в Бразилии и в наши дни остается огромной проблемой. Железнодорожных веток в стране всего ничего, поэтому основной вид транспорта – автомобильный. Урожай, например, из пригорода Синопа для его реализации приходится везти грузовиками на север или юг страны за 2000 км. Многие фазенды – по-португальски так называют сельскохозяйственные предприятия – располагаются на расстоянии до 200 км от ближайшей укрепленной грунтовой дороги. Когда идут дожди, пути становятся труднопроходимыми, зачастую затапливаются. Что говорить о сельских дорогах, когда на важнейшей автомагистрали страны BR-163, этой артерии длиной более 4 500 км, ведущей с юга на север к бассейну Амазонки, кусок трассы в 250 км на подъездах к портам не имеет асфальтового покрытия?! Но именно по злополучной BR-163 нам пришлось добираться из Куябы к центру соевого рая.
Живущие соей
Восемь процентов производимой в мире сои выращивается в бразильском штате Мату-Гросу. Между городами Нова Мутум и Синоп, каждый из которых едва старше 50 лет, располагается сердце соевого рая.
Для десятков тысяч людей, проживающих здесь сегодня, сельское хозяйство дало рабочие места и открыло новые перспективы. На своем маленьком внедорожнике мы по разбитым полевым дорогам пробираемся к месту съемок. В семейном предприятии GMS-Agro, в обработке которого в общей сложности 50 тыс. га пахотных земель, на уборке урожая используют исключительно роторные комбайны John Deere серий S670 и 9670 STS. Огромные флотилии уборочной техники теряются в пыли, обмолачивая сою на полях площадью не менее 700 га каждое. Такие масштабы можно запечатлеть только с воздуха – и мы запускаем дрон. В плохие годы с гектара здесь убирают около трех тонн бобов сои, при оптимальных условиях – свыше четырех.
Из-за наличия ярко выраженных сезонов дождей и засухи среднегодовой объем осадков, превышающий 2 000 мм, в течение года выпадает крайне неравномерно. В момент нашего пребывания в стране температура в течение дня быстро поднималась выше 30°С и действовала изнуряюще по причине высокой влажности воздуха.
Широкозахватный рекордсмен
Следующие несколько дней мы продолжаем путь на север. Муниципалитет Сорризу появился на карте страны только в 1986-м. На сегодняшний день здесь проживает почти 90 тысяч жителей. Взглянув на спутниковые снимки, можно сделать выводы об интенсивности растениеводства в регионе: любое поле едва ли меньше 250 га. При наличии крупных дождевальных установок здесь получают по три урожая в год.
Недалеко от Сорризу мы условились о встрече с фермером, у которого на тот момент была самая широкозахватная сеялка точного высева на континенте. Машина аргентинского бренда Crucianelli засевает за проход 60 рядков с междурядьем 55 см, ее ширина захвата – 33 метра! Перемещать сеялку по силам трактору Case IH Quadtrac 550. И это отличный сюжет для фильма!
Аргентина: стада коров и рисовые плантации
Спустя месяц после съемок в Бразилии мы снова отправляемся в Южную Америку – теперь в Аргентину. Наш провожатый в этой стране – Карлос. Это теперь он пенсионер, содержащий небольшую ферму, а до того долгое время занимался торговлей скотом, отсюда и связи с сельхозпроизводителями.
700 км по проселочным дорогам за один день для аргентинца – не проблема, поэтому уже в день своего прибытия мы оказываемся на севере страны, в пампасах. Первую ночь и первые два съемочных дня проводим на ферме, где содержатся 40 тыс. гол. крупного рогатого скота. В основном это скот породы брафорд, полученной в результате скрещивания герефордов и браманов (браман – порода КРС, популярная в южных штатах США). Животные очень неприхотливы, их легко содержать в этой климатической зоне. Единственно, брафордам не нравится, когда после сильных дождей поднимается уровень грунтовых вод и подтапливает пастбища.
Столь хорошей обеспеченностью водой здесь, на севере Аргентины, пользуются некоторые фермеры и выращивают рис. Так, на ферме Ceagro, где мы с камерой оказываемся в конце марта, уборка риса идет полным ходом. Одиннадцать комбайнов, в том числе пять Claas Lexion 760, разбитые на два отряда, ведут работы, перемещаясь по хлюпающей и вязкой грязи. Мы становимся обладателями редких кадров, на них сцены реальной жизни: как можно довести комбайн до его предельно допустимой нагрузки.
Ceagro является семейным предприятием и выращивает рис на площади 5000 га. В местности, где находится хозяйство, это самая важная культура. Убранный рис хранится на складе вместимостью 50 тыс. т. Здесь же его подвергают обработке, после чего фасуют в мешки для последующей реализации на экспорт. Интересно, что выращиваемый в Аргентине рис практически не играет роли в рационе аргентинцев.
Кто комбайном, а кто и самолетом
В 300 км к западу от Буэнос-Айреса располагается штаб-квартира компании Duckas, выполняющей подрядные работы для сельхозпредприятий. Здесь мы оказываемся спустя несколько дней. Управляющий директор Патрисио вырос на ферме своих родителей на севере Аргентины. Еще юношей он освоил работу с кормоуборочной техникой: был сменным оператором на предприятии в Калифорнии. В 80-х он осознал потенциал использования самоходных кормоуборочных комбайнов в своей стране и постепенно организовал подрядную фирму. Люцерна и кукуруза стали теми культурами, на уборке которых специализируется Duckas.
История Патрисио – одна из тех типичных, что рассказывают об американском человеке, добившемся всего самостоятельно. Чтобы привыкнуть к его стилю вождения большого пикапа Dodge Ram, нужно время. Однако до своих уборочных бригад Патрисио нередко добирается и на собственном самолете. Взлетно-посадочная полоса начинается прямо у ангара для сельхозтехники. Да, шеф часто в разъездах, как и его шесть кормоуборочных комбайнов Claas Jaguar. Поля самого дальнего клиента компании Duckas находятся в 1 500 км. Кто-то преодолевает такой путь в самолете, а кто-то – за рулем кормоуборочного самоходника. Расстояния, кстати, объясняют, почему среди транспортных единиц техники только грузовики – никаких тракторных прицепов. Между прочим, кормоуборочные комбайны у Патрисио нарабатывают по три-четыре тысячи моточасов в год – немыслимые по европейским меркам показатели.
Чили: к самым плодородным почвам мира
Самолет летит и летит. Спустя почти 13 часов пути показавшиеся в иллюминаторе Анды обещают скорую посадку в чилийской столице Сантьяго-де-Чили.
Сельское хозяйство распространено во многих районах этой страны, исключение составляет разве что пустыня Атакама, охватывающая большую часть земель на севере от столицы. К югу же расположена Центральная долина: благодаря Андам на востоке и океану на западе вряд ли где-либо в мире найдутся более благоприятные условия для занятия растениеводством. К тому же здесь многие регионы располагают знаменитыми трумао – землями, образованными из вулканического пепла и слывущими едва ли не самыми плодородными в мире.
Готовясь к полету в Чили, мы установили контакт с фермой Agua Buena. Из 3400 га пашни в хозяйстве 1500 га орошаются круговыми дождевальными установками. С гектара в среднем здесь убирают ячменя 11 тонн, рапса – 5, картофеля – 75, сахарной свёклы – рекордные 130 тонн!
Машинный парк хозяйства современный и для глаза европейца вполне привычный, а вот панорама… Панорама уникальна: несколько вулканов-трехтысячников, кстати, еще действующих, создали незабываемый фон для многих наших кадров! Есть и обратная сторона медали этих красот. Спустя несколько дней с момента наших восхищений вулканами мы на себе лично почувствовали сейсмологическую активность региона: ранним утром нас разбудили толчки небольшого землетрясения.
И снова Бразилия: едем на тростник
Каждый, кто в Бразилии занимается сельским хозяйством, не может игнорировать сахарный тростник. Хотя из-за производства этанола, получаемого в первую очередь из сахарного тростника, и большого его значения для рынка ГСМ в последние годы появилось много крупных предприятий, специализирующихся именно на данной культуре. Стоило невероятных усилий найти компанию, готовую принять на своих полях съемочную группу с видеокамерой. Гостеприимным оказался второй по величине производитель сахарного тростника в мире – компания Biosev.
Десять сахарных заводов, 16 тыс. сотрудников и 346 тыс. га земли – вот основные данные, с помощью которых можно описать принимающую сторону. Ну и совсем коротко о машинном парке предприятия: 220 комбайнов для уборки сахарного тростника, 700 тракторов и 400 грузовиков… С таким флотом сельхозмашин нам сталкиваться до сих пор не доводилось!
Уборку тростника ведут в три смены: 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Уборочная стартует в начале марта и продолжается до конца октября. В ходе столь продолжительной уборочной кампании машины нарабатывают от трех до четырех тысяч моточасов. 360-сильные комбайны для уборки сахарного тростника, хотя и представлены тремя известными брендами: John Deere, Valtra и Case IH, с виду очень похожи и не столь экзотичны, как ожидалось. А вот большие, вплоть до пятиосных моделей, бункеры-перегрузчики, доставляющие к краю поля нарезанные на короткие куски стебли тростника, для нас и нашей камеры стали зрелищем интригующим.
Сидя дома в креслах
Просматривая с братом нарезку видеосюжетов по итогам четырех поездок в Южную Америку, вспоминаем гостеприимство в каждом из принимавших нас сельхозпредприятий, а их, и больших, и малых, мы посетили несколько десятков! Проделанные туры, совсем коротко представленные в этой статье, были порой утомительными, иногда изматывающими. Но, вспоминая их сегодня, мы точно знаем одно: на тот континент мы еще вернемся!
Мекка технологии прямого сева
Южная Америка считается одним из важнейших рынков мира для сеялок прямого посева. Основная причина распространения здесь этой технологии заключается отчасти в объеме выпадающих в течение года осадков: местами среднегодовой показатель превышает 2 000 мм в год.
А поскольку почвы не отличаются хорошей структурой, ветер и вода могут причинить им огромный ущерб. Из-за этого Южная Америка наряду с Азией и Африкой считается проблемным регионом с точки зрения эрозии почв.
Машины для прямого посева часто поставляются местными производителями, такими как Semeato или Stara. Но есть сеялки известных брендов – Massey Ferguson и Valtra. Эти две марки являются лидерами рынка и в тракторном сегменте, за ними следуют John Deere, New Holland, Case IH, Landini и др. Местные бренды тракторов представлены аргентинскими Pauny и Agrale, но их роль скорее второстепенна.