На южном склоне Месхетинского хребта, между реками Ханисцкали и Лаишура, в Багдатском муниципалитете региона Имерети (Западная Грузия), расположена деревня Хани. Чем же она примечательна?
Переработка молока
Деревенька привлекает посетителей не только живописным ландшафтом и чистейшим воздухом, но и тем, что донесла до наших дней старинную традицию хранения сыра в квеври. Так называют зарытый в землю гигантский глиняный сосуд, в котором в Грузии издревле выдерживали вино. Широкой общественности эту деревню открыл доктор географических наук, профессор Тбилисского государственного университета Георгий Двалашвили, который вместе со студентами объездил всю страну. Несколько лет назад он отправился в экспедицию по бассейну реки Риони в Западной Грузии, изучая памятники местной природы. Именно во время этого путешествия професор и оказался в Хани – название деревни в переводе с грузинского означает «время».
Хранение вне времени
Даже для знатока Грузии информация сельчан о том, что здесь принято держать сыр в квеври, была в новинку: во всех уголках страны известен сыр из другой посуды – глиняной банки большого размера («дерги»), которая используется для хранения сыра, маринадов и зерна. А вот в Хани каждая семья, имеющая погреб, один квеври отводит специально для сыра, другой – для пхали (так называют капусту, которую заправляют орехами и специями), а остальные, естественно, для вина. В квеври хранят два вида грузинского сыра – имеретинский и сулгуни (так называют известный сыр на родине). В зависимости от размера и состава семьи, ёмкость вмещает от 50 до 100 кг сыра. Сосуды закупоривают, как и квеври с вином, – местной глиной.
В Хани подобный метод практикуют на протяжении веков, и судя по всему, он вполне оправдывал себя: старожилы рассказали, что порой продукт и после года хранения в квеврине проявлял признаков порчи.
«Когда информация о таком способе хранения сыре распространилась по стране, в социальных сетях появились такие отзывы: «Мой дед тоже так держал сыр!».
Наверное, почти во всех регионах Грузии была распространена эта традиция, но, к сожалению, нигде, кроме Хани, она не сохранилась», – отмечает исследователь.
Продукт чистого края
Основной деятельностью сельчан является животноводство: почти каждая семья содержит по пятьвосемь коров, а те, что имеет доступ к горным пастбищам, – и по двадцатьтридцать. Сыр служит главным источником дохода местных жителей. Кстати, сыр производят не только из коровьего молока: в деревне есть много коз, из молока которых тоже производят сыр. «Вкусовые качества козьего сыра не уступают сулгуни», – считает Двалашвили.
Один из производителей сыра, деревенский житель Гоча Гелхвиидзе рассказывает, что скот выводят на пастбище в мае: несколько семей вместе отправляются в горы и живут в одном доме. Выпас находится в альпийской зоне на высоте 2 600 метров, здесь даже осенью трава зеленая. Скот, выпасаемый на альпийских пастбищах, дает жирное молоко, из которого получается замечательный сыр.
Сыр закладывают на хранение в августе-сентябре: сначала сосуд заполняют сыром, сверху кладут груз, затем до краев заливают рассолом, который называется цатхи. «После трехчетырех дней обязательно снимаем крышку и проверяем уровень раствора: сыр через поры впитывает рассол, поэтому уровень жидкости постепенно убывает и требует добавления: без рассола сыр начинает портиться», – добавляет Гоча.
Праздник в родовом гнезде
Запечатанный сосуд открывают к Масленице – в марте или конце февраля, в зависимости от православного календаря. По этому случаю все представители семейства собираются в родовом гнезде, приезжают даже родственники, живущие за рубежом.
Процесс вскрытия квеври сельчане называют «цирва» (что в переводе с грузинского означает «церковная служба»): накрывается большой праздничный стол с сыром, мчади (лепешки из кукурузной муки), пхали, мцнили (маринованные овощи), хачапури и другими блюдами имеретинской кухни. Люди поют и веселятся. Естественно, ни одно грузинское застолье не обходится без вина: из местного винограда ханцы производят черное вино со сладковатым вкусом, которое носит оригинальное название рко (груз. «желудь»).
«Это вино особенно хорошо идет с сыром и пхали из квеври», – с улыбкой добавляет Георгий Двалашвили.
Председателя Гильдии сыроделов Грузии Анну МикадзеЧикваидзе, которую в стране называют «матерью сыров», новость о традиции жителей Хани застала врасплох: «Я посвятила продукту большую часть жизни, много лет гордилась тем, что знаю все о грузинском сыре, и вдруг – сыр из квеври! Можете себе представить мою реакцию? Конечно, я тут же помчалась в Хани, чтобы воочию убедиться. И была впечатлена увиденным! Сыр из квеври – настоящий шедевр по вкусовым качествам и микрофлоре», – вспоминает Анна.
По ее словам, благодаря находке, сделанной ученымгеографом в высокогорной деревне Багдатского муниципалитета, старый имеретинский сыр обрел новую жизнь.
«Меня все знают как врага рассола: я категорически против долгого хранения продукта в цатхи. Единственным, кому могу это простить, – жителям Хани, потому что они знают, как настаивать раствор, не пересолив продукт», – продолжает председатель Гильдии сыроделов Грузии. И добавляет, что для нее Хани – это музей под открытым небом, который может превратить Верхнюю Имерети в Мекку грузинского сыра. Нужна лишь активность Национальной администрации туризма страны.
Кладезь древних традиций
По словам Георгия Двалашвили, первая эмоция, которая возникает при посещении этих мест, – в Хани время остановилось! Местные жители бережно отнеслись к обычаям своих предков.
Но и кроме сыра из квеври здесь есть что посмотреть. Деревня находится высоко в горах, в местности со сложным рельефом, поэтому тяжелая сельскохозяйственная техника здесь не может использоваться. Большую часть земельных участков по сей день обрабатывают с помощью упряжки с волами и сохи, а посевы, расположенные на равнине, вспахивают небольшим трактором, которым пососедски пользуются несколько семей. «Нам, конечно, тяжело, но мы не жалуемся, привыкли достойно переносить трудности», – улыбается сыродел Гоча Гелхвиидзе.
В Хани есть старая действующая водяная мельница, вода к ней подведена по каналу, сделанному из обтесанного дерева. На мельнице перемалывают местную кукурузу, а мчади из этой муки выпекают на глиняной сковородке, именуемой кеци.
В трех километрах от села, на высоте 1000 метров над уровнем моря, находится древняя, заросшая мхом каменная давильня: четыре метра в длину и три – в ширину.
«Сейчас здесь нет виноградников, но никто не построил бы такую огромную давильню вдали от лозы. Видимо, в старину на этом месте был виноградник, и здесь же давили виноград», – отмечает профессор.
Только один жилой дом в поселении построен из камня, остальные сооружены из дерева. По словам местного 75летнего плотника, в Хани строить жилье из древесины выгоднее и легче, чем из кирпичей: для блочного дома нужно доставлять стройматериалы, цемент, штукатурить стены, а дерева в селе всегда было в избытке. «Оно отличается долговечностью. Недаром дома, построенные из вязов, стоят уже два века», – добавляет плотник. Изделия из дерева являются неотъемлемой частью и современного быта ханцев: младенцев здесь до сих пор качают в деревянных колыбелях.
Гоча Гелхвиидзе свой дом переделал под семейную гостиницу и всегда готов принять туристов. По его словам, дерево дышит, поэтому и сон у гостей хороший, и отдых полноценный. Все, кто гостил в семье Гелхвиидзе, говорят, что будут приезжать сюда каждый год.
По словам Георгия Двалашвили, Хани выделяется среди других деревень еще и тем, что здесь множество памятников природы. Поблизости находится уникальный лесопарк Гулашвани, который был разбит еще во времена СССР: на участке земли в три гектара посажено тридцать две породы темнохвойных деревьев, привезенных со всего Советского Союза. Растения поныне цветут, создавая великолепный микроклимат. Через эту территорию ханцы перегоняют свой скот на пастбище.
Обе реки, опоясывающие Хани, – Лаишура и Ханисцкали (что в переводе с грузинского означает «вода Хани») – известны своими многочисленными водопадами и живописными каньонами. Одна из рек насквозь проходит через каменную глыбу, создавая нерукотворный мост.
Георгий Двалашвили отмечает, что благодаря хорошей дороге из Тбилиси сюда можно доехать за три с половиной часа, поучаствовать в ритуале открытия квеври и в тот же день вернуться обратно. В Масленичную неделю можно организовать специальные туры, и зарубежные гости с удовольствием посетят Хани, что пойдет на пользу развитию агротуризма.
«Еще два года назад мы днем с огнем искали семьи, которые показали бы сыр в квеври, ведь изза обильных снегов многим жителям было лень пробираться к сосудам сквозь сугробы, поэтому они стали хранить вино и сыр в другой посуде, – добавляет профессор ТГУ. – Однако после того, как сюжет о Хани был показан по телевидению, спрос на ханский сыр возрос, и резко увеличилось число семей, которые возродили традиции предков».