Отсутствие налогов, отличное географическое расположение, высокая покупательная способность населения – вот, о чем мечтают многие сельхозпредприниматели, развивающие прямой маркетинг. Однако не все так просто. Фермеры Квено с острова Джерси вынуждены изо дня в день справляться со множеством проблем.
Остров Джерси
Вывеску обычного фермерского магазина, расположенного на деревенской площади Святого Петра на северо-востоке самого большого британского острова Джерси, легко пропустить. «Мы сейчас не занимаемся рекламой», – поясняет Джулия Квено уже позднее в фермерском кафе. В последние годы все меньше покупателей наведывается в лавку, хотя фермерское хозяйство Manor Farm, специализирующееся на производстве и реализации молочных и мясных продуктов, имеет идеальное, с коммерческой точки зрения, расположение – практически прямо в центре поселения, на улице с развитой транспортной сетью и жилой инфраструктурой. Кроме того, потребители вполне могут позволить себе приобретать более дорогую фермерскую продукцию, поскольку, согласно статистическим данным, среднедушевой доход местного населения составляет 760 евро в неделю.
«Открытие магазина Classic Farmshop пришлось на 2006 год, когда стало модным покупать продукты в фермерских лавках», – вспоминает Джулия Квено. Однако два года спустя обрушившийся на страну финансовый кризис повлек за собой первый финансовый провал магазина. «С тех пор как пять лет назад здесь открылись два новых супермаркета, наш семейный бизнес так и не восстановился, – с сожалением в голосе говорит хозяйка. – В то время как люди стоят в длинных очередях в супермаркетах, в нашей лавке совсем пусто. Остались только постоянные клиенты, в основном пожилые люди, которым важно знать, чем они питаются». Большинство же бывших потребителей стали ходить в филиал торговой сети Marks & Spencer. Там они, по словам Д. Квено, могут позволить себе приобрести больше продуктов, чем в фермерском магазине.
«Несмотря на то что торговые сети знают, как лучше реализовать товары, впечатление того, что продукты поступают в продажу с идеальных сельскохозяйственных предприятий, бывает обманчивым», – считает фермер.
Джулия Квено (52 года) вместе со своим мужем Дарреном управляет хозяйством, включающим убойный цех, молочную переработку и фермерское кафе. Помимо сына, двадцатидвухлетнего Чеса, на предприятии трудятся еще десять работников. Чес активно помогает родителям в делах фермы уже в течение шести лет, а его подруга работает здесь ветеринарным врачом.
Дойное стадо на предприятии представлено 60 коровами джерсейской породы. 60 помесных голов (джерсейской и ангусской, джерсейской и бельгийской бело-голубой пород) находятся на откорме. Вдобавок фермеры содержат 200 свиней, из которых 30 голов – племенные свиноматки. Несмотря на довольно скромное поголовье свиней, Квено являются крупнейшими свиноводами на острове Джерси. Предприятие насчитывает 65 га пастбищ и два гектара, засеянных кормовой свёклой, однако в собственности аграриев находится только 24 га. Большую часть кормов, в том числе пшеницу, свекловичный жом, ячмень и сою, приходится закупать.
Благодаря мягкому климату на острове животные круглый год находятся на пастбищах. И только на дойку, а также зимними ночами они загоняются в помещение. Ежегодно предприятие Manor Farm производит около 330 тысяч литров молока. Хотя средняя молочная продуктивность составляет всего 5000 литров на одну корову в год, жирность молока, полученного от джерсеек, очень высокая – около 5 %. Здесь же в хозяйстве молоко перерабатывается в йогурт, сыр, сливки и мороженое.
Один против сети
В фермерском магазине предложение формируют произведенные в хозяйстве молочные и мясные продукты. Кроме того, в ассортименте представлены овощи, фрукты, яйца, домашняя выпечка, а также импортное вино и органические продукты питания. «Многие считают, что в фермерской лавке покупать продовольствие дороже, чем в супермаркете, однако это не так», – заявляет Джулия Квено. Молоко, произведенное в хозяйстве Manor Farm, стоит от 1,17 до 1,25 фунтов стерлингов за литр (примерно 1,30 – 1,39 евро / л). «Так же, как и в супермаркете за углом», – говорит хозяйка семейного предприятия. – За два года мы ни разу не повысили цены в магазине».
«Когда‑то две трети всего оборота предприятия приходилось на фермерскую лавку, сейчас только одна треть», – рассказывает владелица хозяйства. В настоящее время две трети произведенной молочной продукции реализуется через оптовую торговлю. Продукты поставляются в известные пабы, отели и магазины торговой сети Co-op. «Трижды в неделю мы поставляем 3000 литров молока в Co-op в виде сыра и сливок. Без такого клиента, как Co-op, наш бизнес сильно бы пострадал, – говорит Джулия. – Совместная работа с этой сетью осуществляется отлично, а оплата происходит очень быстро. С другими супермаркетами опыт работы сложился не так успешно».
По словам хозяйки сельхозпредприятия, на протяжении многих лет они боролись за то, чтобы работать независимо. До 2005 года все молочные скотоводы острова обязаны были поставлять сырое молоко в сельхозкооператив Jersey Dairy. Однако подобные условия не устраивали фермеров Квено. «Приоритетом кооператива была молочная отрасль, в результате чего крупные молочные предприятия становились все больше, а более мелкие начали сдавать позиции», – вспоминает Джулия. В настоящее время среднее поголовье в молочных хозяйствах составляет 120 коров.
Десять крупнейших фермеров содержат примерно по 210 голов. Год спустя, со вступлением в силу закона о конкуренции, фермеры Квено смогли выйти из‑под контроля кооператива и стали реализовывать свою молочную продукцию под собственным брендом Classic Farm. Всего в ассортименте представлены 34 наименования продукции. Кроме того, на сегодняшний день сельхозпредприятие Manor Farm является единственным независимым на острове молочным хозяйством.
Кафе в коровнике
В поисках дополнительных источников дохода фермеры Квено решили расширить свои хозяйственные помещения для сдачи в аренду. Сейчас здесь находятся ветеринарный кабинет для домашних животных, парикмахерская и гостиница для собак, салон красоты. В другом таком же здании, со вкусом переделанном бывшем коровнике, располагается фермерское кафе. Фотографии бывшего коровника, портреты джерсейских коров, написанные местной художницей, в том числе и на меню, создают особенный интерьер кафе. Кстати, цены в меню на свиное сало, колбаски и молочные продукты представлены в двух категориях. «Желающие попробовать продукты, произведенные на нашей ферме, должны заплатить немного больше, – поясняет хозяйка. – Наша продукция такая же качественная, как и органическая. С 2015 года мы просто перестали продлевать биосертификат, поскольку государство решило отказать в дальнейшей поддержке органического сельского хозяйства. Мы вернулись к обычным кормам, но ГМО по-прежнему не используем».
С террасы кафе гости могут наблюдать, как кипит работа на ферме. Отсюда же открывается вид на телятник, зайти в который может каждый. «Милые животные с большими глазами – любимцы всех школьников, которые регулярно посещают хозяйство целыми классами», – рассказывает Д. Квено. Над каждым теленком висит табличка с причудливым именем животного и его родителей. Во время отела на страничке Manor Farm в Facebook появляются фотографии новых жителей фермы, и каждый читатель может предложить свое имя теленку. Однако не только дети питают слабость к красивым коровам. Хозяйка фермы признается: «Мы любим своих джерсеек. Они такие дружелюбные и кроткие. Отелы у них проходят легко, да и к кормам непривередливы. А что за чудесное молоко они дают!»
О том, что на острове к коровам джерсейской породы относятся с особым почтением, видно и по брошюрам, представленным в местном туристическом бюро. «Наши джерсейки – знаменитости. Мы восхищаемся ими за красоту, чистоту и качественное молоко», – гласят заголовки.
Структурное преобразование
Несмотря на всеобщее восхищение коровами, заниматься сельским хозяйством на острове не так уж просто. В 1991 году, когда управление хозяйством перешло к супругу Джулии Даррену, в регионе насчитывалось 250 фермеров. В настоящее время сельхоздеятельностью занимаются лишь 40 человек, 24 из которых специализируются на молочном скотоводстве.
Традиционно джерсейские фермы были смешанными предприятиями – сочетали молочное скотоводство с картофелеводством. Сейчас таких хозяйств осталось очень мало, многие полностью переключились на прибыльное производство картофеля сорта Джерсейский королевский, единственного признанного сорта в Евросоюзе с защищенным географическим происхождением и, соответственно, реализуемого по премиальным ценам. В супермаркетах 700‑граммовый бумажный пакет картофеля этого сорта продается по 2,49 фунтов стерлингов (2,78 евро). О картофелеводах Д. Квено отзывается с некоторой обидой: «Они зарабатывают хорошие деньги и пользуются лучшими землями, а все потому, что они могут позволить заплатить более высокую арендную плату». 70% всех сельхозугодий острова Джерси занято картофельными полями. «Однако вряд ли это продолжится в дальнейшем. В наших почвах фиксируется высокая концентрация нитратов. Вдобавок существуют проблемы с нематодами», – сообщает фермер.
Джулия Квено обеспокоена отношением других фермеров к почве, которые пытаются «вытащить из нее все, что возможно». На острове остается все меньше людей, имеющих представление о том, как правильно производить продукты питания. Остров считается настоящим налоговым «оазисом», поэтому молодое поколение мечтает выстроить свою карьеру в банковском или финансовом секторе, в то время как сезонные работники в сельском хозяйстве приезжают из стран Восточной Европы. Однако, несмотря на сложности, семейство Квено не теряет надежды на светлое будущее.
Финансовый рай
Джерси является самым большим островом Соединенного Королевства. Он расположен в проливе Ла-Манш неподалеку от побережья Франции. Во времена Второй мировой войны остров был единственной британской территорией, оккупированной немецкими войсками. Со вступлением Великобритании в Европейский союз статус острова был определен дополнительным протоколом. Остров Джерси не входит в состав ЕС, но является его таможенной территорией. Насчитывая сотни финансовых и страховых учреждений, Джерси считается важнейшим финансовым регионом и налоговым оазисом.