Фото: Е. Герасименко

Всего лишь одна кнопка

Фото: Е. Герасименко

Авто­ма­ти­че­ские функ­ции, кото­ры­ми обла­да­ют неко­то­рые совре­мен­ные сель­хоз­ма­ши­ны, помо­га­ют делать рабо­ту каче­ствен­нее и быст­рее. Ну и, конеч­но, они суще­ствен­но упро­ща­ют реше­ние постав­лен­ных задач.

С Калашниковым за плечом

От редакции

Эту новую под­руб­ри­ку мы реши­ли создать вме­сте со спе­ци­а­ли­стом по опрыс­ки­ва­те­лям и элек­тро­ни­ке рос­сий­ско­го пред­ста­ви­тель­ства ком­па­нии Amazone Алек­се­ем Калаш­ни­ко­вым, что­бы пери­о­ди­че­ски рас­ска­зы­вать вам о спо­соб­но­стях совре­мен­ных сель­хоз­ма­шин. Элек­тро­ни­ка суще­ствен­но упро­ща­ет реа­ли­за­цию задач в поле­вод­стве, а мы порой не зна­ем о ее воз­мож­но­стях или не уме­ем ими вос­поль­зо­вать­ся. Алек­сей обе­ща­ет помочь разо­брать­ся с тем, что кажет­ся слож­ным, под­ска­жет, как облег­чить выпол­не­ние рабо­чих про­цес­сов в поле и как сде­лать это с боль­шей эффек­тив­но­стью. В общем, готов стать сво­е­го рода про­филь­ным анге­лом-хра­ни­те­лем за вашим плечом.

В кабине трак­то­ра долж­на быть одна боль­шая крас­ная кноп­ка. Чело­век садит­ся в крес­ло опе­ра­то­ра, уда­ря­ет по ней кула­ком – и поехал. Закон­чил рабо­тать – еще раз нажал кноп­ку и пошел домой. Таким, по мне­нию мое­го кол­ле­ги Его­ра Бере­зов­ско­го, дол­жен быть иде­аль­ный тер­ми­нал управ­ле­ния опрыс­ки­ва­те­лем. Свои пред­став­ле­ния о нем он изло­жил почти деся­ти­ле­тие назад. Идея отлич­ная, если учи­ты­вать реа­лии и нуж­ды совре­мен­но­го сель­хоз­про­из­вод­ства. А вспом­нил я о ней совсем недав­но, сидя в само­ход­ном опрыс­ки­ва­те­ле Pantera и гля­дя на кно­поч­ку AUTO на экране тер­ми­на­ла: ведь в какой-то сте­пе­ни эта кноп­ка перед мои­ми гла­за­ми и есть пер­вое пре­тво­ре­ние того одно­кно­поч­но­го вари­ан­та управ­ле­ния маши­ной в жизнь…

Push the button

Под­дер­жи­вать высо­кие тем­пы про­из­вод­ства с одно­вре­мен­ным соблю­де­ни­ем каче­ствен­ных пока­за­те­лей без умных систем-помощ­ни­ков сего­дня про­сто невоз­мож­но. Поэто­му мы все чаще обна­ру­жи­ва­ем их на совре­мен­ных образ­цах сель­хоз­тех­ни­ки. Инте­рес­но, что мно­гие авто­ма­ти­че­ские функ­ции уже нача­ли вос­при­ни­мать­ся как долж­ное и пре­вра­ти­лись в свое­об­раз­ный стан­дарт, без кото­ро­го эффек­тив­ность про­ве­де­ния опе­ра­ции, да и финан­со­вый выхлоп от нее ста­вят­ся под вопрос. Но обо всем по порядку.

Для нача­ла давай­те посмот­рим, что же скры­ва­ет­ся за кноп­кой AUTO на дис­плее само­ход­но­го опрыс­ки­ва­те­ля. Пре­лесть ее в том, что нажа­тие вклю­ча­ет не одну авто­ма­ти­че­скую функ­цию, а сра­зу несколько.

Во-пер­вых, акти­ви­ру­ет­ся авто­ма­ти­че­ское отклю­че­ние опрыс­ки­ва­ния в тех местах, где уже клин обра­бо­тан (Section Control). Рабо­та будет вестись пофор­су­ноч­но, что обес­пе­чит мак­си­маль­ную эко­но­мию рабо­че­го рас­тво­ра и поз­во­лит достичь само­го высо­ко­го из воз­мож­ных на сего­дняш­ний день уров­ня сокра­ще­ния двой­ных обработок.

Во-вто­рых, вклю­ча­ет­ся авто­ма­ти­че­ское веде­ние штан­ги по высо­те, озна­ча­ю­щее, что маши­на будет выдер­жи­вать задан­ную зара­нее высо­ту рас­по­ло­же­ния штан­ги над целе­вой поверх­но­стью. Если на машине уста­нов­ле­на систе­ма авто­ма­ти­че­ско­го пере­клю­че­ния фор­су­нок, то для каж­дой фор­сун­ки мож­но задать свою высо­ту рабо­ты, и маши­на будет менять ее при пере­клю­че­нии с одной фор­сун­ки на дру­гую. Это не толь­ко упро­ща­ет про­цесс, но и предот­вра­ща­ет воз­мож­ные ошиб­ки, эко­но­мит вре­мя, кото­рое ино­гда тра­тит­ся на путе­ше­ствие по меню для сме­ны пара­мет­ров в про­цес­се работы.

В-тре­тьих, если на машине при­сут­ству­ет систе­ма авто­ма­ти­че­ско­го выбо­ра нуж­ной фор­сун­ки AmaSelect, то она так­же акти­ви­ру­ет­ся, сле­до­ва­тель­но, при изме­не­нии ско­ро­сти будет про­ис­хо­дить пере­клю­че­ние меж­ду фор­сун­ка­ми или вклю­чать­ся сра­зу две. Как было упо­мя­ну­то ранее, авто­ма­ти­че­ски изме­нит­ся и высо­та штан­ги над обра­ба­ты­ва­е­мой поверх­но­стью. Одно­вре­мен­но же будет про­ис­хо­дить и под­строй­ка нор­мы вне­се­ния вдоль штан­ги при пово­ро­те маши­ны. Для это­го с одной сто­ро­ны штан­ги будут выби­рать­ся одни фор­сун­ки, а с дру­го­го кон­ца – дру­гие. И все это, заметь­те, дела­ет­ся «по умол­ча­нию», само собой и без наше­го участия.

В-чет­вер­тых, вклю­чит­ся авто­ма­ти­че­ское управ­ле­ние часто­той вра­ще­ния насо­са. Полез­ная функ­ция, так как для раз­ных опе­ра­ций часто­та вра­ще­ния может быть раз­ной. В режи­ме опрыс­ки­ва­ния она одна, а если опрыс­ки­ва­ние отклю­че­но и про­ис­хо­дит толь­ко пере­ме­ши­ва­ние, то доста­точ­но и мень­шей часто­ты вра­ще­ния. При запол­не­нии основ­но­го бака и бака чистой воды соб­ствен­ны­ми насо­са­ми маши­ны тре­бу­ет­ся поболь­ше обо­ро­тов, тут они уве­ли­чат­ся авто­ма­ти­че­ски. Еще один пункт, за кото­рый не при­дет­ся пере­жи­вать, – опти­маль­ный режим рабо­ты насо­сов. Он выби­ра­ет­ся без ваше­го участия.

В-пятых, нор­ма вне­се­ния рабо­че­го рас­тво­ра ста­нет под­дер­жи­вать­ся авто­ма­ти­че­ски вне зави­си­мо­сти от ско­ро­сти дви­же­ния опрыс­ки­ва­те­ля. Эту воз­мож­ность мож­но деак­ти­ви­ро­вать для про­ве­де­ния сер­ви­са или кон­тро­ля систе­мы опрыс­ки­ва­ния. Обыч­но дан­ная функ­ция все­гда оста­ет­ся во вклю­чен­ном состо­я­нии, и о ско­ро­сти дви­же­ния вам думать не придется.

Ну и, в-шестых, если вы нахо­ди­тесь не в кабине само­ход­ной маши­ны, а в трак­то­ре и управ­ля­е­те при­цеп­ным опрыс­ки­ва­те­лем, то акти­ви­ру­ет­ся авто­ма­ти­че­ское управ­ле­ние гид­роп­нев­ма­ти­че­ской под­вес­кой, кото­рая может уста­нав­ли­вать­ся и на при­цеп­ной опрыс­ки­ва­тель. Она будет удер­жи­вать нуж­ный про­свет вне зави­си­мо­сти от запол­нен­но­сти бака. Так­же для при­цеп­но­го агре­га­та вклю­чит­ся и авто­ма­ти­че­ское под­ру­ли­ва­ние коле­са­ми опрыс­ки­ва­те­ля для сле­до­ва­ния по колее трактора.

Пред­став­ля­е­те, вы нажа­ли все­го одну кноп­ку, а это все сра­зу же заработало!

Если бои­тесь пове­сить такие функ­ции все­го толь­ко на одну кноп­ку, то може­те выбрать, какие из них оста­нут­ся в вашем веде­нии, – это мож­но настроить.

Пока никто не видит

Есть у маши­ны еще ряд уме­ний, кото­рые сра­ба­ты­ва­ют сами по себе, как гово­рит­ся, на зад­нем плане. Напри­мер, при­ме­ни­тель­но к штан­ге, систе­ма AutoFift. Как толь­ко выклю­ча­ет­ся опрыс­ки­ва­ние при захо­де на уже обра­бо­тан­ную тер­ри­то­рию, в том чис­ле на раз­во­рот­ной поло­се, штан­га авто­ма­ти­че­ски под­ни­ма­ет­ся, давая воз­мож­ность машине раз­вер­нуть­ся с высо­ко под­ня­той штан­гой. Вклю­чи­ли опрыс­ки­ва­ние, и штан­га опус­ка­ет­ся в рабо­чее положение.

Совре­мен­ное поко­ле­ние машин поз­во­ля­ет скла­ды­вать штан­гу, умень­шая шири­ну захва­та, как с двух сто­рон, так, в слу­чае машин Amazone, и с одной. Допу­стим, вы сло­жи­ли штан­гу с 36 до 24 мет­ров. Маши­на сра­зу будет знать, что вы сде­ла­ли, авто­ма­ти­че­ски учтет это при рабо­те и даже пока­жет на экране уже мень­шую актив­ную шири­ну захва­та. Вся авто­ма­ти­ка нач­нет рабо­тать, исхо­дя из пара­мет­ров новой шири­ны захвата.

К авто­ма­ти­че­ской систе­ме я бы отнес и систе­му актив­но­го гаше­ния гори­зон­таль­ных коле­ба­ний SwingStop (в маши­нах Amazone), кото­рая дей­ству­ет в слу­чае воз­ник­но­ве­ния коле­ба­ний в гори­зон­таль­ном направ­ле­нии во вре­мя рабо­ты или при раз­гоне и, конеч­но, торможении.

Систе­ма рабо­та­ет все­гда, сама по себе, и отве­ча­ет за то, что­бы не было пере­ли­ва и недо­ли­ва при обра­бот­ках в поле. Рабо­та актив­но­го гаси­те­ля коле­ба­ний осно­ва­на на пока­за­ни­ях спе­ци­аль­ных дат­чи­ков, уста­нов­лен­ных на кон­цах штанги.

Мне так­же нра­вит­ся еще две систе­мы, харак­тер­ные для послед­не­го поко­ле­ния опрыс­ки­ва­те­лей. Они свя­за­ны с пото­ком рас­тво­ра, помо­га­ют в рабо­те и не тре­бу­ют уча­стия чело­ве­ка. В преды­ду­щих сво­их ста­тьях руб­ри­ки я уже реко­мен­до­вал отда­вать пред­по­чте­ние маши­нам с дву­мя насо­са­ми, один из кото­рых пред­на­зна­чен исклю­чи­тель­но для пере­ме­ши­ва­ния. Так вот, в слу­чае когда ситу­а­ция тре­бу­ет уве­ли­че­ния пода­чи жид­ко­сти в штан­гу, насос мешал­ки начи­на­ет помо­гать качать ее к фор­сун­кам. Когда же в силь­ном пото­ке надоб­но­сти нет, вто­рой насос плав­но пере­клю­ча­ет свои уси­лия обрат­но на пере­ме­ши­ва­ние. В дан­ном слу­чае ниче­го не надо вклю­чать или отклю­чать, все слу­чит­ся само по себе. А при умень­ше­нии уров­ня жид­ко­сти в основ­ном баке мешал­ка отклю­чит­ся авто­ма­ти­че­ски, это умень­шит пено­об­ра­зо­ва­ние, и про­цесс спо­кой­но будет дове­ден до кон­ца. Выка­чать весь рас­твор из основ­но­го бака пол­но­стью, кста­ти, помо­жет мем­бран­но-порш­не­вой насос, он не боит­ся рабо­ты «насухую».

Заправляем и моем на автомате

Есть два про­цес­са, кото­рые полез­но авто­ма­ти­зи­ро­вать, – это заправ­ка бака опрыс­ки­ва­те­ля и его про­мыв­ка. Так, при воз­мож­но­сти авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной заправ­ки как соб­ствен­ны­ми насо­са­ми опрыс­ки­ва­те­ля, так и под внеш­ним дав­ле­ни­ем мож­но задать уро­вень запол­не­ния, при дости­же­нии кото­ро­го маши­на сама оста­но­вит про­цесс. Пре­лесть дан­но­го «авто­ма­тиз­ма» не толь­ко в том, что «химия» не польет­ся через край. Осо­бый его шик оце­ни­те при послед­ней заправ­ке на поле, когда нуж­но набрать стро­го опре­де­лен­ное коли­че­ство жид­ко­сти, что­бы ниче­го не оста­лось при «закры­тии» поля. В про­тив­ном слу­чае при­дет­ся сли­вать лиш­нее или хра­нить остат­ки в опрыс­ки­ва­те­ле до сле­ду­ю­щих работ. Дол­жен тут напом­нить, что опрыс­ки­ва­те­лю сто­ять с «хими­ей» в баке и во всех систе­мах дол­го нельзя.

Маши­ну нуж­но регу­ляр­но про­мы­вать, и сего­дня это дела­ет­ся лег­ко бла­го­да­ря авто­ма­ти­че­ским режи­мам про­мыв­ки. Все­го-то на тер­ми­на­ле управ­ле­ния выби­ра­ем про­мыв­ку, быст­рую или осо­бо интен­сив­ную, и маши­на сама про­мы­ва­ет­ся. Все пере­клю­че­ния она про­из­во­дит сама и без ваше­го уча­стия: берет воду из бака чистой воды, про­мы­ва­ет бак и все кон­ту­ры, выли­ва­ет все через фор­сун­ки – и так несколь­ко раз.

Кста­ти, есть даже отдель­ная кно­поч­ка для про­мыв­ки всех кон­ту­ров вокруг бака, если у вас в нем остал­ся рас­твор, но рабо­тать нель­зя и необ­хо­ди­мо ждать. Такое обхож­де­ние с опрыс­ки­ва­те­лем помо­жет уве­ли­чить срок служ­бы эле­мен­тов всей систе­мы, где пере­ме­ща­ет­ся жид­кость, вклю­чая насо­сы. А это в свою оче­редь бла­го­при­ят­ным обра­зом отра­зит­ся на затра­тах на обслу­жи­ва­ние и ремонт, да и вре­ме­ни сэко­но­ми­те прилично.

Вместо заключения

Уди­ви­тесь, но это дале­ко не пол­ный спи­сок элек­трон­ных помощ­ни­ков, уста­нав­ли­ва­е­мых на совре­мен­ных опрыс­ки­ва­те­лях. Уве­рен, что чис­ло авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных про­цес­сов, ока­зы­ва­ю­щих­ся под управ­ле­ни­ем кноп­ки AUTO, будет посто­ян­но рас­ти, ведь они помо­га­ют делать рабо­ту в поле эффек­тив­ней. К этой инте­рес­ной теме обе­щаю вер­нуть­ся в пер­спек­ти­ве, прав­да, уже при­ме­ни­тель­но к дру­гим типам машин. Пока же при­зы­ваю всех не боять­ся элек­тро­ни­ки: выход из строя каких-либо элек­трон­ных ком­по­нен­тов и их заме­на с лих­вой ком­пен­си­ру­ют­ся той поль­зой, кото­рую они приносят.

Ваш Калаш­ни­ков

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *