Джойстик вместо рулевого колеса – такое решение еще недавно казалось «космосом». Сегодня количество самоходных сельхозмашин, оборудуемых именно джойстиком, растет неустанно: он более эргономичен, а отсутствие рулевой колонки обеспечивает улучшенный фронтальный обзор.
Технические новшества
Десятилетия рулевое колесо оставалось основным элементом управления в машинах практически любого вида. Джойстик однако существует почти столь же долго, как и колесо. Рычаг управления был изобретен примерно в 1900 году для первых самолетов, во времена Второй мировой войны использовалась уже его электроверсия.
Несмотря на доступность этого девайса, существенно развившуюся в последние годы, и по сей день нельзя говорить о триумфальном прорыве джойстика на рынках – повсеместно по‑прежнему используется рулевое колесо. Тем не менее все больше и больше отраслей входят во вкус, один из примеров – строительная: операторы машин на гусеничном ходу давно привыкли к управлению техникой через джойстик.
Это всё отговорки!
Забавно, что в известной своими строительными машинами компании Caterpillar на джойстик для рулевого управления колесными погрузчиками в середине 1990‑х годов смотрели скептически, сегодня же он является стандартом для многих машин бренда.
«У привыкших к рулевому колесу водителей нередки предубеждения на счет джойстика, но в большинстве случаев с ними бывает покончено, как только оператору удается опробовать управление джойстиком», – рассказывает Уве Фурманн, ведущий продавец компании‑дилера в Германии Zeppelin.
С 2011 года электрогидравлическая система рулевого управления Caterpillar обеспечивает такую скорость реагирования – а она должна гарантировать безопасность и точность процесса руления даже при высокой скорости движения, – что транспортные средства, оборудованные ею, официально допущены к участию в дорожном движении. Так что для тех, кто не мыслит управления техникой без рулевого колеса, заказывать его приходится только в виде опции – иных вариантов просто нет.
Другой известный строительный бренд, Liebherr, влился в новый тренд, также включив в свое предложение колесные погрузчики, управляемые с помощью джойстика вместо руля. Однако модели Torion, выпускаемые совместно с Claas (НСХ 3/21, с. 82 ), джойстиками не оснащаются: якобы сельскохозяйственные колесные погрузчики, в отличие от карьерных, редко работают продолжительное время в режиме нон-стоп, а именно при таком сценарии рулевое управление данного типа полностью реализует свои преимущества, ведь джойстик намного эргономичнее колеса. Кстати, как раз в этом и есть основная причина того, почему в настоящее время им все чаще оснащают уборочную сельскохозяйственную технику.
Свекловичные пионеры
Проба пера на данном поприще в сегменте сельхозмашин принадлежит свеклоуборочным комбайнам Holmer и Ropa. На них уже далеко не первый год управление задним мостом в поле можно осуществлять с помощью джойстика и поворотного выключателя. Однако при движении по дорогам по‑прежнему используется рулевое колесо.
Двум другим видам комбайнов – зерноуборочным и кормоуборочным – при уборке урожая и заготовке кормов зачастую приходится работать в режиме пролонгированных смен. Это, очевидно, и послужило поводом для создания машин на управлении джойстиком. На специализированной выставке Agritechnica в 2019 году компании Fendt и Krone представили соответственно свои зерноуборочный Ideal и кормоуборочный BiG X с системой управления джойстиком.
На релаксе
Применительно к самоходным кормоуборочным машинам Krone видит весомое преимущество в использовании руления джойстиком по сравнению с обычным рулевым колесом: работа будет менее изнурительной и утомительной. А если кого смущает левый подлокотник, то для беспрепятственного входа в кабину и выхода из нее его из рабочего положения легко откинуть назад.
Сам джойстик управляется небольшими движениями левой руки, при этом предплечье занимает расслабленное положение на подлокотнике. Снижается и интенсивность движений, производимых при рулении в целом, а это способствует более расслабленному положению всего тела оператора в кресле. В результате нагрузка на работающего на кормоуборочном комбайне на протяжении долгих часов сокращается, что помогает ему сконцентрироваться на качестве заготавливаемого корма.
Рулевое колесо и его колонка остаются в поле зрения оператора кроновского кормоуборочника, поскольку по‑прежнему являются неотъемлемой частью его кабины.
При передвижении по дорогам управление кормоуборочным комбайном реализуется в привычном режиме – посредством рулевого колеса. Интересно, что для самоходных косилок BiG M компания Krone пока никакого управления джойстиком не планирует.
Хотя кроновский кормоуборочник Big X с джойстиком впервые был представлен общественности в 2019 году, широким спросом «девайс» пока не обзавелся. По данным производителя, в Европе реализовано четыре таких комбайна.
Ничто не мешает видеть
Компания Fendt внедрила систему руления джойстиком на своих зерноуборочных комбайнах Ideal. Оператор комбайна, оборудованного IdealDrive, управляет машиной посредством джойстика, установленного слева от сиденья, при этом функции привычного джойстика на правом подлокотнике остаются неизменными. В кабине Ideal, как и в BiG X, можно откинуть левый подлокотник, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к сиденью водителя.
Фендтовцы в сравнении с кроновцами пошли дальше и полностью отказались от рулевой колонки – это большой шаг в улучшении эргономичности, поскольку обеспечивается беспрепятственный обзор на жатку. Рулевое управление джойстиком опционально доступно для всех полугусеничных моделей серии Ideal – от 7 до 10T.
Допуск дан
На первый взгляд управление через рычаг представляет собой всего лишь клапан с пропорциональным электрическим управлением гидравликой. Однако, чтобы получить допуск ТС с таким устройством к перемещению по дорогам и улицам, пришлось интегрировать в конструкцию немало дополнительных технических решений.
Европейское законодательство требует обязательного наличия резервной системы, которая в случае выхода из строя какого‑либо компонента немедленно возьмет на себя его функционал. «В таких системах не стоит недооценивать степень сложности согласованного функционирования электроники и гидравлики, – говорит эксперт компании Fendt Константин Шталь. – Аварийное рулевое управление нами реализовано таким образом, что не оставляет представителям закона и шанса для отказа в официальном допуске к передвижению по дорогам общего пользования».
Остающаяся в сегменте зерноуборочных комбайнов и по сей день уникальной система, реализованная в моделях Ideal от Fendt, соответствует всем европейским нормам, предъявляемым к транспортным средствам, и всем условиям правил дорожного движения. Что касается педали тормоза, то она, конечно, по‑прежнему в наличии, поскольку торможение через джойстик лишь замедляет транспортное средство через систему привода, но не останавливает его.
Комфортный обмолот
Представители как Fendt, так и Krone в качестве главного преимущества рулевого управления с помощью джойстика называют повышенный комфорт работы оператора. В течение всего рабочего дня водитель может позволить себе сидеть в кресле расслаблено, откинувшись на его спинку, в то время как при управлении рулевым колесом часто приходится занимать положение с наклоном корпуса вперед. Такая неудобная поза обуславливается отчасти необходимостью держать в процессе руления взгляд поверх рулевого колеса.
«В случае джойстика мы установили, что сама физическая активность оператора снижается на 60 %, поскольку специфические движения, например, характерные для операций по выполнению разворотов, теперь полностью выпадают», – говорит К. Шталь.
Поскольку работу на современных зерноуборочных комбайнах уже нельзя назвать изнуряющей, компания Fendt расценивает снижение физической нагрузки оператора из‑за отсутствия необходимости вращать руль не как некую выдающуюся особенность техники с управлением джойстиком, а всего‑навсего как часть общей концепции комфортного управления сельхозмашиной.
Система не только удобнее в практическом применении, она еще и эффективнее: говорят о росте эффективности на уборке до 6 %. «Это определено тем, что руление джойстиком – движение рычага от полного упора влево до полного упора вправо – оператор реализует гораздо быстрее, чем в случае с рулевым колесом», – поясняет К. Шталь. Благодаря этому радиус поворота машины становится меньше, и можно быстрее переходить от одной загонки к другой, даже расположенной рядом.
Взаимодополняющие
В сегменте зерноуборочных комбайнов помимо прочего стандартом уже является наличие систем параллельного вождения с привязкой к координатам GPS, и это дает повод компании Fendt, оборудующей свои комбайны по последнему слову техники, с уверенностью заявить, что рулевая колонка бесполезна – бóльшую часть времени работы комбайна потребности в ней нет. С ее отсутствием к тому же открывается беспрепятственный обзор фронтальной зоны, жатки и даже наклонной камеры. Такая просматриваемость позволяет не только легко идентифицировать опасности и препятствия, но и способствует повышению производительности на уборке. С развитием концепции рулевого управления сельхозтехникой через джойстик, таким образом, открывается и новая страница эффективности использования машин с привязкой к GPS‑координатам.
Заказать свой комбайн Fendt Ideal с такой системой европейские фермеры могли уже в 2020 году (с рынком восточноевропейских стран все не так уж однозначно. – Прим. ред.). Показы машины в полях в прошлом году позволили получить первые отзывы о системе от практиков. «Поначалу наши клиенты проявляли осторожность и выказывали некий скепсис ввиду отсутствия в кабине рулевого колеса, – повествует К. Шталь. – Но стоило им занять место оператора комбайна без главного атрибута управления машиной в комплектации, они довольно скоро привыкали к этому, а хорошая обзорность и комфорт при вождении получали только положительные отзывы».
Специалист также заостряет внимание еще на том, что хорошо оборудованное рабочее место всегда является аргументом в пользу работодателя при принятии решения о трудоустройстве или смене места работы. А поскольку дефицит квалифицированных рабочих кадров сегодня распространяется не только на операторов комбайнов и охватывает новые ниши отрасли, уже сейчас необходимо провести исследования по выявлению тех сфер сельхоздеятельности, где интегрирование джойстика вместо рулевого колеса может оказаться целесообразным.
Наше заключение
Стоит хоть раз проехаться на машине, руление которой осуществляется через джойстик, пропадут сразу все предрассудки. Использование системы управления техникой данного вида позволяет освободить зону фронтальной видимости, что бесценно, если рабочие операции выполняются именно в данной зоне, а это применимо к колесным погрузчикам, зерно‑ и кормоуборочным комбайнам. Руление джойстиком способствует росту производительности в поле.
В сегменте грузового транспорта в классическом его представлении основные преимущества остаются за рулевым колесом. Однако это не дает повод исключать, что однажды джойстик обнаружит свое превосходство применительно и к грузовикам.