Фото: Mayer

Рычаг свободы

Фото: Mayer

Джой­стик вме­сто руле­во­го коле­са – такое реше­ние еще недав­но каза­лось «кос­мо­сом». Сего­дня коли­че­ство само­ход­ных сель­хоз­ма­шин, обо­ру­ду­е­мых имен­но джой­сти­ком, рас­тет неустан­но: он более эрго­но­ми­чен, а отсут­ствие руле­вой колон­ки обес­пе­чи­ва­ет улуч­шен­ный фрон­таль­ный обзор.

Технические новшества

Деся­ти­ле­тия руле­вое коле­со оста­ва­лось основ­ным эле­мен­том управ­ле­ния в маши­нах прак­ти­че­ски любо­го вида. Джой­стик одна­ко суще­ству­ет почти столь же дол­го, как и коле­со. Рычаг управ­ле­ния был изоб­ре­тен при­мер­но в 1900 году для пер­вых само­ле­тов, во вре­ме­на Вто­рой миро­вой вой­ны исполь­зо­ва­лась уже его электроверсия.

Несмот­ря на доступ­ность это­го девай­са, суще­ствен­но раз­вив­шу­ю­ся в послед­ние годы, и по сей день нель­зя гово­рить о три­ум­фаль­ном про­ры­ве джой­сти­ка на рын­ках – повсе­мест­но по‑прежнему исполь­зу­ет­ся руле­вое коле­со. Тем не менее все боль­ше и боль­ше отрас­лей вхо­дят во вкус, один из при­ме­ров – стро­и­тель­ная: опе­ра­то­ры машин на гусе­нич­ном ходу дав­но при­вык­ли к управ­ле­нию тех­ни­кой через джойстик.

Это всё отговорки!

Забав­но, что в извест­ной сво­и­ми стро­и­тель­ны­ми маши­на­ми ком­па­нии Caterpillar на джой­стик для руле­во­го управ­ле­ния колес­ны­ми погруз­чи­ка­ми в сере­дине 1990‑х годов смот­ре­ли скеп­ти­че­ски, сего­дня же он явля­ет­ся стан­дар­том для мно­гих машин бренда.

«У при­вык­ших к руле­во­му коле­су води­те­лей неред­ки предубеж­де­ния на счет джой­сти­ка, но в боль­шин­стве слу­ча­ев с ними быва­ет покон­че­но, как толь­ко опе­ра­то­ру уда­ет­ся опро­бо­вать управ­ле­ние джой­сти­ком», – рас­ска­зы­ва­ет Уве Фур­манн, веду­щий про­да­вец компании‑дилера в Гер­ма­нии Zeppelin.

С 2011 года элек­тро­гид­рав­ли­че­ская систе­ма руле­во­го управ­ле­ния Caterpillar обес­пе­чи­ва­ет такую ско­рость реа­ги­ро­ва­ния – а она долж­на гаран­ти­ро­вать без­опас­ность и точ­ность про­цес­са руле­ния даже при высо­кой ско­ро­сти дви­же­ния, – что транс­порт­ные сред­ства, обо­ру­до­ван­ные ею, офи­ци­аль­но допу­ще­ны к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии. Так что для тех, кто не мыс­лит управ­ле­ния тех­ни­кой без руле­во­го коле­са, зака­зы­вать его при­хо­дит­ся толь­ко в виде опции – иных вари­ан­тов про­сто нет.

Дру­гой извест­ный стро­и­тель­ный бренд, Liebherr, влил­ся в новый тренд, так­же вклю­чив в свое пред­ло­же­ние колес­ные погруз­чи­ки, управ­ля­е­мые с помо­щью джой­сти­ка вме­сто руля. Одна­ко моде­ли Torion, выпус­ка­е­мые сов­мест­но с Claas (НСХ 3 / 21, с. 82, https://www.nsh.ru/selhoztehnika/svoj-paren-na-sele/ ), джой­сти­ка­ми не осна­ща­ют­ся: яко­бы сель­ско­хо­зяй­ствен­ные колес­ные погруз­чи­ки, в отли­чие от карьер­ных, ред­ко рабо­та­ют про­дол­жи­тель­ное вре­мя в режи­ме нон-стоп, а имен­но при таком сце­на­рии руле­вое управ­ле­ние дан­но­го типа пол­но­стью реа­ли­зу­ет свои пре­иму­ще­ства, ведь джой­стик намно­го эрго­но­мич­нее коле­са. Кста­ти, как раз в этом и есть основ­ная при­чи­на того, поче­му в насто­я­щее вре­мя им все чаще осна­ща­ют убо­роч­ную сель­ско­хо­зяй­ствен­ную технику.

Свекловичные пионеры

Про­ба пера на дан­ном попри­ще в сег­мен­те сель­хоз­ма­шин при­над­ле­жит свек­ло­убо­роч­ным ком­бай­нам Holmer и Ropa. На них уже дале­ко не пер­вый год управ­ле­ние зад­ним мостом в поле мож­но осу­ществ­лять с помо­щью джой­сти­ка и пово­рот­но­го выклю­ча­те­ля. Одна­ко при дви­же­нии по доро­гам по‑прежнему исполь­зу­ет­ся руле­вое колесо.

Двум дру­гим видам ком­бай­нов – зер­но­убо­роч­ным и кор­мо­убо­роч­ным – при убор­ке уро­жая и заго­тов­ке кор­мов зача­стую при­хо­дит­ся рабо­тать в режи­ме про­лон­ги­ро­ван­ных смен. Это, оче­вид­но, и послу­жи­ло пово­дом для созда­ния машин на управ­ле­нии джой­сти­ком. На спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной выстав­ке Agritechnica в 2019 году ком­па­нии Fendt и Krone пред­ста­ви­ли соот­вет­ствен­но свои зер­но­убо­роч­ный Ideal и кор­мо­убо­роч­ный BiG X с систе­мой управ­ле­ния джойстиком.

На релаксе

При­ме­ни­тель­но к само­ход­ным кор­мо­убо­роч­ным маши­нам Krone видит весо­мое пре­иму­ще­ство в исполь­зо­ва­нии руле­ния джой­сти­ком по срав­не­нию с обыч­ным руле­вым коле­сом: рабо­та будет менее изну­ри­тель­ной и уто­ми­тель­ной. А если кого сму­ща­ет левый под­ло­кот­ник, то для бес­пре­пят­ствен­но­го вхо­да в каби­ну и выхо­да из нее его из рабо­че­го поло­же­ния лег­ко отки­нуть назад.

Сам джой­стик управ­ля­ет­ся неболь­ши­ми дви­же­ни­я­ми левой руки, при этом пред­пле­чье зани­ма­ет рас­слаб­лен­ное поло­же­ние на под­ло­кот­ни­ке. Сни­жа­ет­ся и интен­сив­ность дви­же­ний, про­из­во­ди­мых при руле­нии в целом, а это спо­соб­ству­ет более рас­слаб­лен­но­му поло­же­нию все­го тела опе­ра­то­ра в крес­ле. В резуль­та­те нагруз­ка на рабо­та­ю­ще­го на кор­мо­убо­роч­ном ком­байне на про­тя­же­нии дол­гих часов сокра­ща­ет­ся, что помо­га­ет ему скон­цен­три­ро­вать­ся на каче­стве заго­тав­ли­ва­е­мо­го корма.

Руле­вое коле­со и его колон­ка оста­ют­ся в поле зре­ния опе­ра­то­ра кро­нов­ско­го кор­мо­убо­роч­ни­ка, посколь­ку по‑прежнему явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мой частью его кабины.

При пере­дви­же­нии по доро­гам управ­ле­ние кор­мо­убо­роч­ным ком­бай­ном реа­ли­зу­ет­ся в при­выч­ном режи­ме – посред­ством руле­во­го коле­са. Инте­рес­но, что для само­ход­ных коси­лок BiG M ком­па­ния Krone пока ника­ко­го управ­ле­ния джой­сти­ком не планирует.

Хотя кро­нов­ский кор­мо­убо­роч­ник Big X с джой­сти­ком впер­вые был пред­став­лен обще­ствен­но­сти в 2019 году, широ­ким спро­сом «девайс» пока не обза­вел­ся. По дан­ным про­из­во­ди­те­ля, в Евро­пе реа­ли­зо­ва­но четы­ре таких комбайна.

Ничто не мешает видеть

Ком­па­ния Fendt внед­ри­ла систе­му руле­ния джой­сти­ком на сво­их зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нах Ideal. Опе­ра­тор ком­бай­на, обо­ру­до­ван­но­го IdealDrive, управ­ля­ет маши­ной посред­ством джой­сти­ка, уста­нов­лен­но­го сле­ва от сиде­нья, при этом функ­ции при­выч­но­го джой­сти­ка на пра­вом под­ло­кот­ни­ке оста­ют­ся неиз­мен­ны­ми. В кабине Ideal, как и в BiG X, мож­но отки­нуть левый под­ло­кот­ник, что­бы обес­пе­чить бес­пре­пят­ствен­ный доступ к сиде­нью водителя.

Фенд­тов­цы в срав­не­нии с кро­нов­ца­ми пошли даль­ше и пол­но­стью отка­за­лись от руле­вой колон­ки – это боль­шой шаг в улуч­ше­нии эрго­но­мич­но­сти, посколь­ку обес­пе­чи­ва­ет­ся бес­пре­пят­ствен­ный обзор на жат­ку. Руле­вое управ­ле­ние джой­сти­ком опци­о­наль­но доступ­но для всех полу­гу­се­нич­ных моде­лей серии Ideal – от 7 до 10T.

Допуск дан

На пер­вый взгляд управ­ле­ние через рычаг пред­став­ля­ет собой все­го лишь кла­пан с про­пор­ци­о­наль­ным элек­три­че­ским управ­ле­ни­ем гид­рав­ли­кой. Одна­ко, что­бы полу­чить допуск ТС с таким устрой­ством к пере­ме­ще­нию по доро­гам и ули­цам, при­шлось инте­гри­ро­вать в кон­струк­цию нема­ло допол­ни­тель­ных тех­ни­че­ских решений.

Евро­пей­ское зако­но­да­тель­ство тре­бу­ет обя­за­тель­но­го нали­чия резерв­ной систе­мы, кото­рая в слу­чае выхо­да из строя какого‑либо ком­по­нен­та немед­лен­но возь­мет на себя его функ­ци­о­нал. «В таких систе­мах не сто­ит недо­оце­ни­вать сте­пень слож­но­сти согла­со­ван­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния элек­тро­ни­ки и гид­рав­ли­ки, – гово­рит экс­перт ком­па­нии Fendt Кон­стан­тин Шталь. – Ава­рий­ное руле­вое управ­ле­ние нами реа­ли­зо­ва­но таким обра­зом, что не остав­ля­ет пред­ста­ви­те­лям зако­на и шан­са для отка­за в офи­ци­аль­ном допус­ке к пере­дви­же­нию по доро­гам обще­го пользования».

Оста­ю­ща­я­ся в сег­мен­те зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов и по сей день уни­каль­ной систе­ма, реа­ли­зо­ван­ная в моде­лях Ideal от Fendt, соот­вет­ству­ет всем евро­пей­ским нор­мам, предъ­яв­ля­е­мым к транс­порт­ным сред­ствам, и всем усло­ви­ям пра­вил дорож­но­го дви­же­ния. Что каса­ет­ся педа­ли тор­мо­за, то она, конеч­но, по‑прежнему в нали­чии, посколь­ку тор­мо­же­ние через джой­стик лишь замед­ля­ет транс­порт­ное сред­ство через систе­му при­во­да, но не оста­нав­ли­ва­ет его.

Комфортный обмолот

Пред­ста­ви­те­ли как Fendt, так и Krone в каче­стве глав­но­го пре­иму­ще­ства руле­во­го управ­ле­ния с помо­щью джой­сти­ка назы­ва­ют повы­шен­ный ком­форт рабо­ты опе­ра­то­ра. В тече­ние все­го рабо­че­го дня води­тель может поз­во­лить себе сидеть в крес­ле рас­слаб­ле­но, отки­нув­шись на его спин­ку, в то вре­мя как при управ­ле­нии руле­вым коле­сом часто при­хо­дит­ся зани­мать поло­же­ние с накло­ном кор­пу­са впе­ред. Такая неудоб­ная поза обу­слав­ли­ва­ет­ся отча­сти необ­хо­ди­мо­стью дер­жать в про­цес­се руле­ния взгляд поверх руле­во­го колеса.

«В слу­чае джой­сти­ка мы уста­но­ви­ли, что сама физи­че­ская актив­ность опе­ра­то­ра сни­жа­ет­ся на 60 %, посколь­ку спе­ци­фи­че­ские дви­же­ния, напри­мер, харак­тер­ные для опе­ра­ций по выпол­не­нию раз­во­ро­тов, теперь пол­но­стью выпа­да­ют», – гово­рит К. Шталь.

Посколь­ку рабо­ту на совре­мен­ных зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нах уже нель­зя назвать изну­ря­ю­щей, ком­па­ния Fendt рас­це­ни­ва­ет сни­же­ние физи­че­ской нагруз­ки опе­ра­то­ра из‑за отсут­ствия необ­хо­ди­мо­сти вра­щать руль не как некую выда­ю­щу­ю­ся осо­бен­ность тех­ни­ки с управ­ле­ни­ем джой­сти­ком, а всего‑навсего как часть общей кон­цеп­ции ком­форт­но­го управ­ле­ния сельхозмашиной.

Систе­ма не толь­ко удоб­нее в прак­ти­че­ском при­ме­не­нии, она еще и эффек­тив­нее: гово­рят о росте эффек­тив­но­сти на убор­ке до 6 %. «Это опре­де­ле­но тем, что руле­ние джой­сти­ком – дви­же­ние рыча­га от пол­но­го упо­ра вле­во до пол­но­го упо­ра впра­во – опе­ра­тор реа­ли­зу­ет гораз­до быст­рее, чем в слу­чае с руле­вым коле­сом», – пояс­ня­ет К. Шталь. Бла­го­да­ря это­му ради­ус пово­ро­та маши­ны ста­но­вит­ся мень­ше, и мож­но быст­рее пере­хо­дить от одной загон­ки к дру­гой, даже рас­по­ло­жен­ной рядом.

Взаимодополняющие

В сег­мен­те зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов поми­мо про­че­го стан­дар­том уже явля­ет­ся нали­чие систем парал­лель­но­го вожде­ния с при­вяз­кой к коор­ди­на­там GPS, и это дает повод ком­па­нии Fendt, обо­ру­ду­ю­щей свои ком­бай­ны по послед­не­му сло­ву тех­ни­ки, с уве­рен­но­стью заявить, что руле­вая колон­ка бес­по­лез­на – бóль­шую часть вре­ме­ни рабо­ты ком­бай­на потреб­но­сти в ней нет. С ее отсут­стви­ем к тому же откры­ва­ет­ся бес­пре­пят­ствен­ный обзор фрон­таль­ной зоны, жат­ки и даже наклон­ной каме­ры. Такая про­смат­ри­ва­е­мость поз­во­ля­ет не толь­ко лег­ко иден­ти­фи­ци­ро­вать опас­но­сти и пре­пят­ствия, но и спо­соб­ству­ет повы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­сти на убор­ке. С раз­ви­ти­ем кон­цеп­ции руле­во­го управ­ле­ния сель­хоз­тех­ни­кой через джой­стик, таким обра­зом, откры­ва­ет­ся и новая стра­ни­ца эффек­тив­но­сти исполь­зо­ва­ния машин с при­вяз­кой к GPS‑координатам.

Зака­зать свой ком­байн Fendt Ideal с такой систе­мой евро­пей­ские фер­ме­ры мог­ли уже в 2020 году (с рын­ком восточ­но­ев­ро­пей­ских стран все не так уж одно­знач­но. – Прим. ред.). Пока­зы маши­ны в полях в про­шлом году поз­во­ли­ли полу­чить пер­вые отзы­вы о систе­ме от прак­ти­ков. «Пона­ча­лу наши кли­ен­ты про­яв­ля­ли осто­рож­ность и выка­зы­ва­ли некий скеп­сис вви­ду отсут­ствия в кабине руле­во­го коле­са, – повест­ву­ет К. Шталь. – Но сто­и­ло им занять место опе­ра­то­ра ком­бай­на без глав­но­го атри­бу­та управ­ле­ния маши­ной в ком­плек­та­ции, они доволь­но ско­ро при­вы­ка­ли к это­му, а хоро­шая обзор­ность и ком­форт при вожде­нии полу­ча­ли толь­ко поло­жи­тель­ные отзывы».

Спе­ци­а­лист так­же заост­ря­ет вни­ма­ние еще на том, что хоро­шо обо­ру­до­ван­ное рабо­чее место все­гда явля­ет­ся аргу­мен­том в поль­зу рабо­то­да­те­ля при при­ня­тии реше­ния о тру­до­устрой­стве или смене места рабо­ты. А посколь­ку дефи­цит ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабо­чих кад­ров сего­дня рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на опе­ра­то­ров ком­бай­нов и охва­ты­ва­ет новые ниши отрас­ли, уже сей­час необ­хо­ди­мо про­ве­сти иссле­до­ва­ния по выяв­ле­нию тех сфер сель­хоз­де­я­тель­но­сти, где инте­гри­ро­ва­ние джой­сти­ка вме­сто руле­во­го коле­са может ока­зать­ся целесообразным.

Наше заключение

Сто­ит хоть раз про­ехать­ся на машине, руле­ние кото­рой осу­ществ­ля­ет­ся через джой­стик, про­па­дут сра­зу все пред­рас­суд­ки. Исполь­зо­ва­ние систе­мы управ­ле­ния тех­ни­кой дан­но­го вида поз­во­ля­ет осво­бо­дить зону фрон­таль­ной види­мо­сти, что бес­цен­но, если рабо­чие опе­ра­ции выпол­ня­ют­ся имен­но в дан­ной зоне, а это при­ме­ни­мо к колес­ным погруз­чи­кам, зерно‑ и кор­мо­убо­роч­ным ком­бай­нам. Руле­ние джой­сти­ком спо­соб­ству­ет росту про­из­во­ди­тель­но­сти в поле.

В сег­мен­те гру­зо­во­го транс­пор­та в клас­си­че­ском его пред­став­ле­нии основ­ные пре­иму­ще­ства оста­ют­ся за руле­вым коле­сом. Одна­ко это не дает повод исклю­чать, что одна­жды джой­стик обна­ру­жит свое пре­вос­ход­ство при­ме­ни­тель­но и к грузовикам.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *