Слышали? «Агроферму» перенесли! С начала февраля на конец января! Эта тема обсуждалась в профессиональном сообществе еще с осени. Лишь к декабрю стали известны новые сроки проведения выставки.
В итоге выставка «АгроФарм-2016» состоялась 19 – 21 января. Впрочем, перенос сроков практически не отразился на технической экспозиции: были представлены все основные поставщики техники и оборудования для животноводства. Стабильным осталось и число экспонентов – 360, хотя количество представленных стран сократилось: 27 вместо 29 в 2015 г. Едва ли это можно считать критичным для оценки масштаба выставки.
Технические тренды
Основной тенденцией нынешней выставки можно считать ставку на проекты глубокой интеграции технологических решений вплоть до создания производств «под ключ». Так, немецкая компания GEA представила широкую палитру техники не только для скотоводства и производства молока, но и для его переработки (различные сепараторы, гомогенизаторы, насосы, клапаны и пр.). Однако животноводам в глаза бросалось не это: существенная часть стенда компании была отведена под презентацию роботизированной доильной карусели DairyProQ. Практически все останавливались возле действующего сегмента этой установки.
А на стенде компании DeLaval вглубь стенда и обратно курсировал, пододвигая опилки, имитирующие кормосмесь, установленный на специальной шине робот – подталкиватель корма FPM300. Тем не менее внимание многих специалистов привлекла система оценки кондиции животных, интегрированная в систему управления стадом DelPro. BCS коров в баллах автоматически определяется по данным от инфракрасной 3D-камеры, установленной на выходе из зоны доильного робота или на селективных воротах.
Без демонстрации роботов не обошлась и экспозиция еще одного производителя оборудования для молочного скотоводства. В прошлом году демонстрировалась система кормления Lely Vector, нынче же все три дня на стенде нидерландской компании Lely «нарезал круги» в деморежиме по специально огороженной площадке неутомимый «пушер» Juno, который уже успели полюбить в российских хозяйствах с беспривязным содержанием.
Были представлены также технические решения для привязного содержания. Если при беспривязном содержании обнаружить корову в охоте можно по ее поведению и двигательной активности, то у стоящих «на приколе» животных возможностей проявлять свои инстинкты намного меньше. Для решения этой проблемы фирма Afimilk предложила систему AfiAct II Stanchion. Она состоит из двух частей: небольшого браслета, который крепится корове на ногу, и беспроводного ридера, который считывает с браслетов данные о поведенческой активности животных и передает их в компьютер для анализа программой AfiAct II Stanchion. По словам представителей фирмы-производителя, система позволяет сократить сервис-период на 20 – 40 дней и увеличить успешность осеменений на 6 – 9%.
Не остались в стороне от существующих тенденций и производители оборудования для отрасли козоводства. В ответ на рост интереса к отрасли несколько экспонентов предложили технологические решения для получения козьего молока. Стенды таких фирм, как SAC или Milkplan, в этом году вполне могли соперничать по посещаемости со стендами GEA Farm или DeLaval.
Чем накормим
Известно, что качественным рацион может быть только при известном составе наличного корма. Не у всех есть возможность направлять силос каждой вскрытой траншеи в лабораторию, а высокопродуктивный скот ошибок не прощает. Для быстрого проведения анализа состава корма компания Dinamica Generale S.p.A. предложила портативные экспресс-анализаторы, один из которых – AgriNIR – был удостоен звания «Лучший на «Агрофарм-2016». Этот «чемоданчик» меньше чем за минуту без проведения предварительной подготовки пробы и сушки образца может выполнить анализ и определить влажность, содержание сырого протеина, крахмала, ADF, NDF, золы и сырого жира. А значит, есть возможность оперативно оценить корм и скорректировать рацион.
Крупная самоходная и прицепная техника была представлена преимущественно кормосмесителями-раздатчиками (около 10 единиц). Неудивительно, что самоходный кормосмеситель-раздатчик Siloking SelfLine 4.0 System 500+ 2519 (НСХ 1/16, с. 97) удостоился титула «Лучший на «Агрофарм». Характерно, что вне зависимости от фирмы-производителя подавляющее большинство экземпляров кормосмесителей-раздатчиков поставляется с весовыми системами, имеющими модули программирования рационов. Остальные категории техники представляли несколько косилок и пресс-подборщиков, один трактор, один телескопический погрузчик, один прицеп… Так что в этой сфере хотелось бы пожелать выставке большего разнообразия.
Чемодан без ручки
А вот в деловой программе тематика затрагивалась самая широкая. К чести организаторов надо сказать, что программа от переноса сроков также не слишком пострадала: из распорядка дня выпал разве что мастер-класс по бонитировке скота в полевых условиях («за неприбытием быков»).
Что касается конференций, семинаров и пр., ни один из «больших людей», не всегда имеющих возможность «играть» датами в своем рабочем графике, от участия не отказался. Центральным – по масштабу и срокам проведения – событием деловой программы стал очередной съезд Национального союза производителей молока, седьмой по счету.
«Молоко – главное стратегическое направление! Стройте фермы, покупайте роботов, создавайте свою переработку! У нас нет выхода – мы должны на 90% закрыть потребности в молоке своим продуктом!» – такой посыл содержался в обращении главы Минсельхоза Александра Ткачева к делегатам съезда. Пока же оценка уровня самообеспеченности молоком и молочными продуктами составляет от 70 до 77%.
Воодушевил министра на такие лозунги тот факт, что в федеральном бюджете на поддержку молочной отрасли запланировано 29,2 млрд руб. Это почти вдвое больше, чем в 2015 году (рис.). Увы, деньги выделят, только там, где регионы соблюдают требования по уровню софинансирования, так что производители из регионов с несбалансированными бюджетами едва ли получат поддержку. Президент «Союзмолока» Айрат Хайруллин посетовал на то, что по итогам 2015 года из-за «неактивных регионов» в бюджет пришлось вернуть 4,5 млрд руб. И все же увеличение бюджетного ломтя радует президента союза: выделение отрасли в отдельную строку бюджета союз заносит себе в актив.
Но как мы будем делить деньги?! Айрат Хайруллин убежден в том, что надо помочь хозяйствам, создавшим в 2006 – 2008 гг. высокотехнологичные фермы и наиболее закредитованным. Он назвал соответствующие проекты «чемоданами без ручки». Многие из них остаются незавершенными, а все доходы от реализации полученного молока уходят на погашение процентов по кредитам. Упомянутые хозяйства, по мнению А. Хайруллина, – самые опытные в производстве. Он считает, что поддержать выстроенные фермы дешевле, чем создавать новые. Если его предложение будет принято, страна сможет увеличить производство молока на 800 тыс. тонн в короткие сроки.
А вот глава профильного министерства считает, что поддержку следует оказывать всем – «и крупным, и мелким, и семейным». За счет этого есть возможность нарастить и производство мяса «по советскому образцу»: «…говядина всегда была за счет выбраковки из молочного скотоводства, всегда был откорм молодняка». Министр рассчитывает на получение до 400 – 500 тыс. т говядины в год при развитии молочного скотоводства.
Пока же поголовье КРС сокращается, как и производство молока (с 31,8 млн тонн в 2012 г. до 30,4 млн тонн в 2015-м), в структуре валового производства которого около 45% занимают ЛПХ, 48% – сельхозпредприятия, остальное обеспечивают фермеры.
Давление белорусских производителей молока ощущают на себе не столько наши производители, сколько переработчики. Реплика представителя сыроделов из зала выразила чаяния отрасли: «Ввести квоты на ввоз сыров и прочей молочки по примеру квотирования ввоза мяса свиней и птицы». Внутренние резервы роста (+21 %, 455 тысяч тонн) исчерпали себя – дальше надо вкладываться в модернизацию производства, что требует инвестиций, а значит, обострения конкуренции с импортным товаром по себестоимости продукции.
Проблема снижения себестоимости за счет использования «пальмы» не является очень острой. В основном она раздувается прессой. По словам руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, из проанализированных за 9 месяцев 2015 года двухсот тысяч проб лишь 752 пробы оказались фальсификатом (чаще всего масло сливочное, далее сыры, затем творог и сметана). По оценке «Союзмолока» за те же 9 месяцев дефицит молочных жиров для произведенной продукции составляет 9 – 10%, в 2014 году за тот же период он не превышал 5%. Председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко настаивает на ужесточении ответственности за фальсификацию. Нельзя вводить потребителя в заблуждение: он сам вправе выбирать продукт по вкусу и по карману. Впрочем, по карману выбирать все сложнее: снижение покупательной способности привело к падению спроса на молочную продукцию, а повышение розничных цен подтолкнуло потребителя к более дешевым продуктам, которые «любезно предложили» недобросовестные переработчики.
Оценки перспектив разнятся. Минэкономразвития прогнозирует (при запланированных экономических условиях) рост производства сырого молока: 0,3% – в 2016 году, 0,6% – в 2017 году и т. д. В 2018 году производство достигнет 31,3 млн т. «Союзмолоко» пессимистичнее: даже при действии всех запланированных министерством факторов производство молока в 2016 году в хозяйствах всех категорий составит 30,1 – 30,2 млн т, а это на 1,6 % ниже, чем в 2015 г.
Что можно изменить, не требуя денег от государства? «Союзмолоко» внесло ряд предложений, часть из которых, безусловно, найдет понимание у широких масс: отсрочка решения по лейкозу, исключение транспортных средств сельхозназначения из норм, регулирующих применение тахографов и рабочего графика водителей, снижение ставки утилизационного сбора с техники и пр. Но ряд призывов вызывает массу вопросов, например санация активов в состоянии банкротства и «передача их в управление эффективным собственникам по минимальной цене с обязательствами по доинвестированию». Где же найти этих эффективных собственников, способных не только взять на себя ответственность за собственные предприятия, но и расширить сферу компетенций на разорившиеся хозяйства? Увы, таких в стране мало. А на плаву, как показывает опыт, остаются предприятия, в которых собственник или управляющий живет вопросами своего хозяйства, не распыляясь на другие проекты. К чему им «чемодан без ручки»?
Коровы как стиль жизни
Если в молочном скотоводстве «большие люди» по-прежнему лоббируют крупные производства, то в мясном скотоводстве вариантов больше. Неиндустриальный подход предлагает фермер из Подмосковья Василий Великоднев: «Фермерство – это независимая жизнь вдали от города в гармонии с природой». Поработавший и в молочном хозяйстве фермер последние несколько лет занимается мясным скотоводством. Безусловно, неформальное общение в режиме «вопрос – ответ» было самым запоминающимся событием последнего дня выставки – Дня фермера. Исполнительный директор Национальной ассоциации скотопромышленников Роман Костюк и Василий Великоднев без малого два часа «держали зал», рассказывая об азах мясного скотоводства, тонкостях технологии и экономике. Да, об экономике невозможно забыть даже «вдали от города». Начать В. Великоднев рекомендует с конца, т. е. с оценки потребителя товара. Полный цикл – от теленка до прилавка – потребует огромных вложений и опыта. Начиная этот путь, следует запастись силами, временем, деньгами, уверенностью в наличии земельных площадей и через пять лет… Поэтому начинающим имеет смысл остановиться на содержании маточного стада и получении телят. Для этого нужно иметь не менее 200 – 250 голов маточного стада. Тогда это окупится.
Р. Костюк добавил, что практически все крупные производители говядины – от «Заречного» до «Мираторга» – готовы заключать контракты на покупку скота, причем покупать предпочитают молодых животных по принципу «чем раньше, тем лучше»: только при этом условии специалисты по доращиванию и откорму смогут реализовать потенциал скота «на все сто».
Маточное стадо, с одной стороны, требует внимательного отношения, а с другой – вполне совместимо с размеренным сельским укладом жизни, к которому стремятся «новые фермеры». Экстенсивность характерна для первого этапа разведения крупного рогатого скота мясных пород в сочетании с овцами и, может быть, лошадьми. «Использовать нужно все уровни травостоя!» – замечает В. Великоднев. Так что идея передачи фермерам самого сложного по менеджменту звена – получения телят – вполне жизнеспособна.
Были даны практические советы по формированию маточного стада, обсуждены возможности кооперации в деле обмена быками-производителями и т. п., обговорены детали организации содержания скота на пастбище, в том числе в зимний период.
У стендов большинства компаний в дни работы выставки собиралось много людей. Ирину Черногар из калининградского ЗАО «Центр племенного животноводства» порадовали посетители: «Не было праздношатающихся, невесть каким ветром занесенных на выставку. Все вопросы были по делу». Это наблюдение подтверждает и статистика организаторов: выставку в течение трех дней посетило 8920 человек, а доля профильных специалистов возросла до 97%.
С животными на выставке было негусто: одна телочка да две дойные коровы. Их и напугали «зоозащитники», впервые, пожалуй, появившиеся на выставке подобного масштаба и устроившие в первый день свой «перформанс». Впрочем, только у людей сторонних возникает ощущение, что животное для агрария – это просто орудие производства. К станкам и машинам в промышленности не относятся с той любовью, которую проявляют животноводы к своим четвероногим подшефным.
Оптимизация кормления и создание с помощью производителей оборудования комфортных для животных условий, обеспечивающих реализацию потенциала их продуктивности, обсуждались и на мероприятиях свиноводов и птицеводов. Достигнув отличных результатов по валовому объему продукции, они ставят перед собой задачи уменьшения издержек и выработки эффективных рыночных стратегий с учетом изменения потребностей современного покупателя. В рамках деловой программы были обсуждены вопросы племенной работы и профилактики заболеваний.
Много внимания уделялось менеджменту и финансированию – чрезвычайно актуальным кризисным темам. Наши аграрии становятся все более умудренными, имеющими большой багаж знаний и навыков, полученных в том числе и на выставках, подобных «АгроФарм-2016». Знакомство с выставками – один из видов нашего оружия в борьбе с кризисными явлениями.