Фото: фирма

Барометр настроений

Фото: фирма

Екатерина Юрко

Редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Менеджмент», «АПК за рубежом»

Поделитьтся

Опти­ми­стич­но, реа­ли­стич­но или пес­си­ми­стич­но? Как оце­ни­ва­ют насто­я­щее и буду­щее поло­же­ние в отрас­ли сами сельхозпроизводители?

Изуче­ние дело­во­го кли­ма­та в аграр­ной отрас­ли регу­ляр­но про­во­дит­ся веду­щи­ми ста­ти­сти­че­ски­ми, науч­но-иссле­до­ва­тель­ски­ми и мар­ке­тин­го­вы­ми орга­ни­за­ци­я­ми. На дис­кус­си­он­ных пло­щад­ках свои взгля­ды на пер­спек­тив­ность рос­сий­ско­го сель­ско­го хозяй­ства неод­но­крат­но выска­зы­ва­ли экс­пер­ты отрас­ли и чинов­ни­ки. Одна­ко мне­ние самих агра­ри­ев, еже­днев­но реша­ю­щих «поле­вые» про­бле­мы, зача­стую не сов­па­да­ет с мне­ни­ем аналитиков.

Прогноз – оптимистичный

В нача­ле июня Syngenta – про­из­во­ди­тель семян и средств защи­ты рас­те­ний пред­ста­ви­ла пер­вый рос­сий­ский индекс раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ком­па­ний, при­зван­ный еже­год­но изме­рять сте­пень уве­рен­но­сти и опти­ми­стич­но­сти сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей, доступ­но­сти финан­со­вых ресур­сов, а так­же сте­пень внед­ре­ния и при­ме­не­ния агра­ри­я­ми совре­мен­ных тех­но­ло­гий в сель­ском хозяйстве.

«Баро­метр настро­е­ний», как назы­ва­ют индекс спе­ци­а­ли­сты ком­па­нии, обос­но­вы­ва­ет резуль­та­ты опро­са агро­фирм, зани­ма­ю­щих­ся рас­те­ние­вод­ством. Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния обще­ствен­но­го мне­ния (ВЦИОМ) ока­зал боль­шую помощь ком­па­нии в про­ве­де­нии опро­са 100 веду­щих агро­хо­зяйств из 32 рос­сий­ских реги­о­нов в апре­ле-мае 2016 года. В опро­се участ­во­ва­ли мел­кие и сред­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ные пред­при­я­тия пло­ща­дью от 2,5 до 70 тысяч га. Что­бы не иска­жать реаль­ные дан­ные, гиган­ты-агро­хол­дин­ги в анке­ти­ро­ва­ние вклю­че­ны не были.

Осве­тил резуль­та­ты иссле­до­ва­ния гла­ва ком­па­нии «Син­ген­та» в стра­нах СНГ Алек­сандр Бер­ков­ский. По его сло­вам, сотруд­ни­ки сель­ско­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­тий оце­ни­ли 2015 год как самый пози­тив­ный пери­од с 2011 года. Часть хозяйств (30%) в про­шед­шем году смог­ла рас­ши­рить посев­ные пло­ща­ди, 67% агро­фирм оста­ви­ли свои пло­ща­ди неиз­мен­ны­ми. Инте­ре­сен тот факт, что почти все пред­при­я­тия (96%) про­гно­зи­ру­ют уве­ли­че­ние уро­жай­но­сти сель­хоз­куль­тур, а 86% рас­счи­ты­ва­ют уве­ли­чить дохо­ды по ито­гам сезо­на за счет воз­мож­но­го допол­ни­тель­но­го зара­бот­ка. Боль­шин­ство хозяйств заин­те­ре­со­ва­но в даль­ней­шем уве­ли­че­нии посев­ных пло­ща­дей под мас­лич­ные и зер­но­вые куль­ту­ры. В южных реги­о­нах все чаще агра­рии воз­де­лы­ва­ют вино­град и пло­до­вые. Как бы ни были пара­док­саль­ны заяв­ле­ния фер­ме­ров, их пози­тив­ный настрой раз­де­ля­ет и Дмит­рий Рыль­ко, гене­раль­ный дирек­тор Инсти­ту­та конъ­юнк­ту­ры аграр­но­го рын­ка. По его про­гно­зу, в 2016 году рас­те­ние­во­дам удаст­ся повто­рить успех про­шло­го года (в 2015 году при­рост рас­те­ние­вод­ства соста­вил 2,9%).

Современные технологии

В иссле­до­ва­нии пара­мет­ров в индек­се раз­ви­тия наи­бо­лее важ­ным стал ана­лиз доступ­но­сти и исполь­зо­ва­ния агра­ри­я­ми кре­ди­тов. Общая закре­ди­то­ван­ность сель­ско­го хозяй­ства – высо­кая. Сре­ди опро­шен­ных агро­фирм 71% ведет свою дея­тель­ность «в кре­дит». Чаще все­го при­вле­чен­ные финан­со­вые ресур­сы рас­хо­ду­ют­ся хозяй­ства­ми на покуп­ку тех­ни­ки и семян. По сло­вам ген­ди­рек­то­ра Syngenta в Рос­сии Джо­на­та­на Бра­у­на, 10% кре­ди­тов выда­ют­ся рос­сий­ским сель­хоз­про­из­во­ди­те­лям. При­чем, как уве­ря­ют спе­ци­а­ли­сты, доля воз­врат­ных кре­ди­тов состав­ля­ет почти 100%. «Пло­хих дол­гов» за послед­ние годы не было.

Пока­за­тель­ным для инду­стрии стал и дру­гой пара­метр, оце­ни­ва­ю­щий уро­вень тех­но­ло­гич­но­сти отрас­ли, посколь­ку пер­спек­тив­ность сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти во мно­гом опре­де­ля­ет­ся готов­но­стью пред­при­я­тий актив­но исполь­зо­вать новей­шие мето­ды семе­но­вод­ства, защи­ты рас­те­ний, удоб­ре­ния поч­вы, хра­не­ния, транс­пор­ти­ров­ки и пере­ра­бот­ки продукции.

Дан­ные опро­са демон­стри­ру­ют поло­жи­тель­ные тен­ден­ции. «По резуль­та­там иссле­до­ва­ния ста­ло оче­вид­но, что рос­сий­ские агра­рии про­дол­жа­ют внед­рять инно­ва­ции и руко­вод­ству­ют­ся не толь­ко фак­то­ра­ми сни­же­ния себе­сто­и­мо­сти, но и жела­ни­ем исполь­зо­вать совре­мен­ные миро­вые раз­ра­бот­ки», – заявил А. Берковский.

О готов­но­сти исполь­зо­вать инно­ва­ции в обла­сти средств защи­ты куль­тур заяви­ли 63% респон­ден­тов, в сфе­ре удоб­ре­ний – 55%, в семе­но­вод­стве – 48%, хра­не­нии – 46%, пере­ра­бот­ке и транс­пор­ти­ров­ке – 31%. При выбо­ре средств защи­ты боль­шин­ство опро­шен­ных агра­ри­ев, преж­де все­го, при­ни­ма­ет во вни­ма­ние гаран­тию про­из­во­ди­те­ля, дока­зан­ную про­дук­тив­ность и разум­ную цену.

В насто­я­щее вре­мя кор­по­ра­ция идет по пути уве­ли­че­ния лока­ли­за­ции всех направ­ле­ний дея­тель­но­сти. Весо­мый вклад в раз­ви­тие семе­но­вод­ства в Рос­сии был сде­лан совсем недав­но за счет откры­тия соб­ствен­ной лабо­ра­то­рии по кон­тро­лю каче­ства семян в Став­ро­поль­ском крае. Резуль­та­ты пер­во­го рос­сий­ско­го индек­си­ро­ва­ния раз­ви­тия сель­хоз­ком­па­ний пред­став­ля­ют для ком­па­нии Syngenta осо­бую важ­ность и рас­кры­ва­ют новый гори­зонт пла­ни­ро­ва­ния. Они пока­зы­ва­ют, что несмот­ря на ряд слож­но­стей, кото­рые пока не уда­ет­ся пре­одо­леть, вера агра­ри­ев в соб­ствен­ные воз­мож­но­сти рас­тет, а зна­чит, пред­по­сыл­ки уве­ли­че­ния уров­ня тех­но­ло­гич­но­сти сель­ско­го хозяй­ства все же имеются.

Читайте также