Молодые немецкие инженеры-мехатроники решили некоторое время поработать за границей, чтобы приобрести опыт и поделиться знаниями с другими.
Стажировка за рубежом
Германия известна высоким качеством подготовки специалистов, в частности инженеров-мехатроников для сельского хозяйства. Немецкие продавцы сельхозмашин за границей и местные фермеры рады получить от них профессиональную поддержку во время страды. Во время зарубежной стажировки молодым мехатроникам предоставляется прекрасная возможность изучать иностранные языки, знакомиться с людьми, странами и условиями уборки урожая.
Там за океаном…
Отправиться за 12 тысяч километров от родного дома не каждый решится. Дух приключений, смелость и готовность самостоятельно справляться с трудностями должны быть присущи кандидату на подобную стажировку. Одним из таких смельчаков оказался Геро Хартке, управляющий мастерской на предприятии W. Doormann + Kopplin (DoKo) в г. Шёнберге, расположенном в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн.
Еще во время учебы Геро неоднократно приходилось участвовать в показах техники. Он прекрасно справлялся с настройкой бывших в употреблении машин перед их продажей. Продажами как раз и занималась компания DoKo. «Опыт работы за рубежом у меня уже имеется. В 2007 году я был командирован на работу в российский Калининград», – рассказывает молодой человек. После этого Г. Хартке успел еще поработать в Латвии. Теперь же ему предстоялo настраивать машины не где-нибудь в Европе, а в далеком Чили. Если в России к Хартке на две недели был приставлен переводчик, в Латвии он свободно общался на английском языке, то для работы в Чили ему пришлось учить испанский. «В течение нескольких недель перед первой поездкой в Чили я за рулем изучал язык, слушая записанные на CD уроки. Нужно иметь сильную мотивацию и желание изучать язык, иначе в этом нет никакого смысла».
Первая стажировка в Чили в 2010 году длилась пять недель. Период уборки урожая в Чили тогда пришелся на немецкую зиму – в Германии в это время срочной работы не было. «Квалификация у чилийцев не так высока: им недостает базовых знаний. Что касается электроники, то любой мехатроник из Германии найдет общий язык с коллегами из Чили – в этом плане не нужно бояться работы за границей», – советует Г. Хартке.
Местные продавцы сельхозтехники к специалисту из Германии отнеслись, скорее, сдержанно, поскольку он создавал некоторую конкуренцию, в особенности в том, что касалось технического обслуживания и ремонта зерноуборочных комбайнов. Фермеры, наоборот, были благожелательно настроены к немецкому эксперту. «Там не привыкли к очень быстрой и эффективной работе. Трудовая нагрузка в Чили несколько меньше. Никто не жалуется, что доставка запчастей может продлиться, например, четыре недели. В Германии – это немыслимо!» Простоев машин фермеры избегают за счет подготовки большего количества техники, чем это необходимо. По мнению Г. Хартке, потенциал увеличения производительности машин в стране есть, однако для этого механизаторы должны чуть лучше разбираться в электронике.
Мастерские по ремонту сельхозтехники в Чили устроены таким же образом, как и в Германии, но они не такие современные: меньше склад запчастей и недостаточна оснащенность инструментами. «Очень часто приходится ремонтировать технику прямо в хозяйствах, – объясняет Геро Хартке. – А вместо хорошо оборудованного автомобиля-мастерской в распоряжении мехатроника находится только перевозимый на пикапе ящик со скудным набором инструментов». Сами же фермеры крайне редко берутся за ремонт машин. В свою вторую поездку в Чили в 2011 году Хартке взял с собой из Германии инструмент для диагностики неисправностей электроники и гидравлики.
С наладкой культиваторов немецкому специалисту пришлось повозиться: легкие, насыщенные вулканическим пеплом почвы плохо поддавались обработке. Культиваторы хорошо заработали лишь тогда, когда к ним прикрепили одностороннюю стрельчатую лапу для работы на бoльшую глубину. Пригодились умение импровизировать и смекалка.
Несмотря на то что стажировка проходила в достаточно сложных условиях, Геро Хартке ни разу не пожалел. «В любом случае пребывание за рубежом обогащает знаниями: многому можно научиться в общении с людьми». Даже сильнейшее землетрясение не испортило его впечатлений от проведенного в Чили времени.
Накопить жизненный опыт
В Австралии можно увидеть не только кенгуру и овец, но и огромные пахотные угодья. За год в стране продается 500 – 1000 зерноуборочных комбайнов (среди продавцов сельхозтехники представлена и компания Claas). Подготовка механиков в Австралии не так хорошо поставлена, как в Германии, поэтому квалифицированных механиков здесь не хватает. Еще десять лет назад руководитель отдела по работе с клиентами в фирме Claas Франц Хенсен запустил проект международного обмена специалистами. В период уборки урожая квалифицированные механики из Германии должны поддерживать австралийских дилеров техники. «Пока все идет своим чередом, и каждый год пять – восемь специалистов мы отправляем в Австралию на 10 – 12 недель», – говорит Ф. Хенсен.
Двум механикам по сельскохозяйственной технике из компании Eggers, которая базируется в Зулендорфе (федеральная земля Нижняя Саксония), довелось поучаствовать в уборочной кампании в Австралии. Для прохождения стажировки Хенрик Цинке (26 лет) и Бенедикт Зоха (24 года) были направлены в южную часть континента в г. Лейк Болак, который находится в 200 км западнее Мельбурна. Они были задействованы в компании Landpower, импортирующей технику фирмы Claas. Landpower курирует территорию, по размеру равную территории Германии, где «трудятся» 164 зерноуборочных комбайна и 33 пресс-подборщика. Почасовая оплата труда для механиков была установлена на уровне 27 австралийских долларов (около 18,5 евро).
Уборочная кампания стартовала 6 декабря. До начала уборки нужно было провести техосмотр большинства комбайнов и успеть устранить неисправности. Зачастую уборочная техника нуждается в серьезном ремонте, так как практически не проводится необходимый технический осмотр. Причина – нехватка механиков для сельхозтехники. В поисках более высокой заработной платы они уходят работать в горнодобывающую промышленность, поэтому в большинстве, случаев фермеры вынуждены ремонтировать сельхозтехнику своими руками. «Наш руководитель консультировал фермеров по телефону, поскольку расстояния до ферм могут достигать 750 км», – рассказывает Бенедикт Зоха.
Тем не менее выезжать в хозяйства механики должны были довольно часто. Как и в Чили, полностью оснащенные передвижные мастерские здесь редкость. Приходилось довольствоваться инструментальным ящиком, перевозимым на пикапе. «В Австралии сотрудники должны являться на работу со своими инструментами, – поясняет молодой специалист из Германии. – В случае нехватки какого‑то инструмента остается импровизировать». По мнению руководителя проекта Ф. Хенсена, так молодые кадры учатся самостоятельно справляться с проблемами, с которыми в Германии они вряд ли столкнулись бы. Случалось заниматься наладкой не только новых машин, но и комбайнов двадцатилетней давности.
Работа в Австралии для немецких механиков не стала напряженной: меньше ненужной спешки, а «окна» в уборке продолжительнее. Выходные у ребят были всегда свободными, и у них образовалось достаточно времени для знакомства с окрестностями. Больше всего молодых людей поразили огромные размеры сельхозугодий (поле может достигать 780 га и в целях защиты от кенгуру огораживаться забором). Урожайность пшеницы в Австралии не превышает 1,5 т / га. «Несмотря на рабочую скорость прохода 20 км / ч, потребовалось три часа, чтобы наполнить доверху зерновой бункер», – удивляется Б. Зоха. Высокая скорость прохода комбайна по полю значительно увеличивает износ сельхозтехники из‑за вибрации, что для Германии нехарактерно. Однако это не единственная проблема: множество хлопот как аграриям, так и технике доставляет сильная жара. Она плохо влияет на систему охлаждения, работу приводных ремней, приводит к сильной запыленности.
В Австралии все еще широко распространена раздельная уборка, в том числе и для зерновых. Но работающие жатки Vario фирмы Claas, почти неизвестные в стране, вызывают у фермеров живой интерес. Обычная же практика для австралийских фермеров: большая ширина захвата жаток до 13,5 м и ширина колеи комбайна 4 м (Controlled Traffic).
Обучить преподавателя
Сельхозмашины в Уганде можно пересчитать по пальцам, а те, что есть, уже находятся в «преклонном возрасте». Из-за нехватки в стране механиков, способных ремонтировать сельхозтехнику, сложно ввести новые агрегаты в эксплуатацию. Даже небольшая неисправность, которую в Германии может устранить каждый фермер, здесь приводит к полному простою тракторов. Получить специальность механика в Уганде трудно, поэтому Хиллари Бвамбале из г. Касесе с энтузиазмом отправился в баварский город Бад-Файльнбах за новыми знаниями.
Конечно, работа в незнакомой стране для Х. Бвамбале стала испытанием: ему не только пришлось изучать другой язык, но и полностью сменить профессию. У себя на родине он работал педагогом и социальным работником. Теперь же вместе с другим молодым человеком он проходит обучение в компании BayWa. «Как правило, мы с коллегами друг друга понимаем. Иногда бывает сложно освоить некоторые технические термины и разговор на диалекте. С клиентами общаться мне приходится не так часто, но и с ними объясниться смогу», – говорит Х. Бвамбале.
Больше всего преподавателя из Уганды удивило в Германии огромное разнообразие сельхозтехники и размеры машин: «У себя дома я никогда не видел таких машин, как полевые опрыскиватели, разбрасыватели минеральных удобрений. Кроме того, в Уганде почти полностью отсутствует техника для заготовки кормов, поскольку животные круглый год содержатся на пастбищах». А на полях в жаркой африканской стране преимущественно выращивают не кормовые культуры, а хлопчатник, кукурузу, фасоль, сою и рис. Также есть банановые, кофейные и чайные плантации.
Не только широкий ассортимент сельхозтехники поразил африканца, но и возможность получить качественное образование в сфере сельского хозяйства. Хиллари Бвамбале о своей учебе в профтехучилище в г. Траунройте говорит так: «Учиться здесь очень тяжело. К счастью, мне помогает наш преподаватель. После занятий я могу ему задать вопросы, а также посетить дополнительный урок». В Уганде мехатроников, специализирующихся на сельскохозяйственной технике, нет. Обслуживают технику простые механики, не всегда имеющие образование. Специалисты же с дипломом часто занимают руководящие должности.
Антон Цехетмайер, под руководством которого Хиллари работает в мастерской, отзывается о своем ученике как о спокойном, вдумчивом и жадном до знаний молодом человеке. За время своего обучения в Германии Хиллари Бвамбале старается получить как можно больше знаний и опыта. У него есть определенная цель: вернуться к себе на родину и открыть собственную мастерскую по ремонту сельхозмашин.