Виноделие в Грузии испокон веков считалось мужским занятием: «погреб – не женское дело». Но десять лет назад на «чужое поле» пришли женщины-виноделы, осмелившиеся разрушить укоренившийся стереотип.
Cадоводство и виноградарство Грузии
Впрочем, в истории Грузии уже были примеры успешной деятельности женщин в этой сфере: в XIX веке известным виноделом была княжна Саломе Дадиани, жена французского принца Шарля Ашиль Мюрата. Переехав из Франции в город Зугдиди (регион Самегрело, Западная Грузия), супруги привезли несколько французских сортов винограда и стали культивировать лозу наряду со знаменитым местным сортом Оджалеши. Великолепные вина пользовались популярностью в Европе. Принцесса Саломе часто лично обходила виноградники, заботливо осматривая гроздья, а после смерти мужа и вовсе возглавила семейный бизнес: под ее управлением винодельня Дадиани стала самой масштабной в стране.
В XX веке, уже в советский период, представительницы слабого пола занимали ответственные должности в винных компаниях, занимаясь бухгалтерией, маркетингом и менеджментом, а некоторые были и виноделами-технологами. Однако активное участие женщин в виноградарстве и процессе производства вина все еще оставалось табуированным. Процесс «феминизации» грузинского виноделия начался примерно десять лет назад с производства вин в небольших семейных погребах.
Обнаженный Оджалеши
С Кето Нинидзе я познакомилась на презентации ее книги «Медленное брожение», посвященной женщинам-виноделам Грузии. Она с воодушевлением рассказывала истории успеха женщин, преодолевших множество преград. Однако Нинидзе и словом не обмолвилась о том, что сама является виноделом. Лишь после окончания мероприятия она рассказала, как виноделие стало делом ее жизни…
В январе 2015 года президент «Винного клуба» Малхаз Харбедия предложил Кето возглавить «Информационный центр вина». Филолог по профессии, она всегда хотела писать о вине, но об отрасли знала немного. Единственное, что связывало Кето с виноделием – деятельность мужа, основавшего компанию «Vino M-ARTville». Ежедневная работа с текстами о вине позволила Нинидзе накопить знания. Но собственное вино Кето начала производить совершенно случайно…
В ноябре 2015 года, когда в регионе Самегрело происходит поздний сбор винограда, она узнала, что один виноградарь из ущелья реки Техура не смог продать 500 кг превосходного винограда сорта Оджалеши. Не пропадать же добру! И Кето решила в качестве эксперимента изготовить из него вино. Своего погреба у нее тогда не было, так что единственная трехсотлитровая емкость из нержавеющей стали разместилась в погребе у родственников, проживающих в Таргамеули, Мартвильский район. Результатом трудов Нинидзе стало белое сухое вино, получившее оригинальное название – «Обнаженный Оджалеши». Этикетка бутылки, созданная друзьями-дизайнерами, столь же необычна, как и название: фигура обнаженной женщины, сидящей в стакане, до края наполненном вином.
Когда годом позже супругу Кето предложили работу в Мартвильском каньоне, семья решила переехать на постоянное жительство в деревню и поселилась в деревянном доме, стоящем на каменных столбах-опорах – такие в Самегрело называют «ода». Это наименование Кето и дала своему бренду.
А где погреб?
Сегодня у Кето с мужем две абсолютно независимые друг от друга винные компании, и своим погребом женщина управляет сама, однако многие воспринимают «Оду» как проект мужа. Винодельня Кето Нинидзе производит натуральные экспериментальные вина из редких сортов винограда, растущих в Западной Грузии. «Мы особенно гордимся тем, что в наших небольших коллекционных виноградниках смогли вырастить редкие мегрельские и абхазские сорта винограда: Чвитилури, Колоши, Дундгуши, Лакаиажи и Ашугажи», – не без гордости отмечает винодел.
Помимо «Обнаженного Оджалеши», компания производит розовое сухое вино «Орбелури Оджалеши» и красное сухое – «Дзелшави». Виноградарство и виноделие семья дополнила винным туризмом: только за последние два года Нинидзе приняла у себя около 1 800 гостей из 50 стран мира, среди них были профессионалы – винные писатели, сомелье, импортеры. Туризм оказался отличным инструментом популяризации вин. «Многие были очарованы «Обнаженным Оджалеши», а некоторые признались, что это лучшее вино, которое они пробовали в Грузии», – добавляет Кето. – Когда меня спрашивали о производительности погреба, я отвечала – двести бутылок, а покупатели думали, что имеется в виду двести тысяч».
Поначалу это вызывало у женщины некоторую растерянность: она воспринимала виноделие как эксперимент, а не как массовое производство. Но потом растерянность переросла в уверенность: «В новых реалиях я поняла, что кокетничать некогда – надо работать над расширением бизнеса». За последние два года «Ода» увеличила количество выпускаемых бутылок сначала до 1 500, затем и до 3 000. Продукцию вывозят на экспорт в такие страны, как США, Германия, Австралия, Швеция и Израиль.
Маленькая хозяйка большого погреба
Двадцатишестилетняя Байя Абуладзе из деревни Обча Багдатского района (регион Имерети, Западная Грузия) стала одной из первых, кто показал своим сверстникам, что жизнь в деревне и ведение хозяйства могут превратиться в довольно выгодный бизнес. Уже несколько поколений виноградарство и виноделие для семьи Байи – основное дело. Уход за лозой – дело трудоемкое: не зря говорят, что если не полить виноградник своим потом, то хорошего урожая ждать не стоит. И женщины, не покладая рук, работали в хозяйстве наравне с мужчинами.
Абуладзе используют старинный грузинский метод изготовления вина в квеври – гигантских глиняных амфороподобных сосудах, зарытых в землю, в которых напиток бродит и зреет. Сама Байя, еще будучи ребенком, с раннего утра ходила с отцом в виноградник, помогая ему разрыхлять землю у корней лозы. Девочка «хозяйничала» и в погребе. «Папа не помещался в квеври, поэтому мне приходилось прыгать внутрь и мыть сосуд», – с улыбкой вспоминает Байя. Интерес к виноделию «подогревали» и рассказы дедушки о том, что в древности грузинские воины, идя в бой, под кольчугой несли виноградную ветвь. В случае гибели тело воина сливалось с землей, на этом месте вырастала лоза.
Знакомство с теорией виноделия Байя начала с посещения лекций «Винного клуба», тогда девушка и поняла, что родные имеретинские вина, виноградники дедушки, деревенское гостеприимство и вкуснейшая кухня могут приносить хороший доход. Свое первое вино она представила на «Фестивале нового вина» в Тбилиси, где владельцы малых погребов получили возможность ознакомить со своей продукцией широкую общественность. Государственная программа по содействию бизнесу «Производи в Грузии» позволила семье осуществить розлив вина в бутылки. Новый бренд назвали «Вино Байи». В его популяризации помогла и Ассоциация фермеров Грузии, так что «девочка из деревни Обча» стала звездой телеэфиров.
Первые партии марочного вина Абуладзе появились в «Винном магазине на Грибоедова» и «Винной галерее». Когда Байя начинала свое дело, она и представить не могла, что всего через несколько лет ее марка будет представлена не только в известных грузинских ресторанах, но и во многих странах мира.
«Когда тебя поддерживают близкие – мечты превращаются в реальность», – добавляет Байя. В Тбилисском государственном университете она изучала очень далекие от виноделия социальные науки, но на тренингах «Винного клуба» Байя и ее сотрудники получили необходимые для ведения бизнеса знания. Сестра Байи Гванца стала магистром агрономии и теперь набирается опыта в семейном винограднике.
Как и Нинидзе, семья Абдуладзе занимается винным туризмом: в маленькой гостинице они принимают гостей, знакомят их с виноградником, угощают грузинскими блюдами. «Многие гости специально приезжают в Обчу, чтобы попробовать вино Абуладзе. Это создает дополнительную мотивацию для совершенствования качества продукции и роста бизнеса», – не без гордости заявляет Байя.
Под брендом «Вино Байи» выпускаются белые сухие вина, носящие названия сортов винограда, из которых они производятся: «Цоликоури», «Цицка-Цоликоури», «Цицка-Цоликоури-Крахуна». На сегодняшний день продукция винодельни Абуладзе продается в семи странах мира, что для семейного погреба большое признание.
Вино для кокеток
А Манана Ахвледиани сделала акцент на создании вин исключительно для представительниц слабого пола: на этикетках компании Madamwine – силуэт женщины, облаченной в шикарное вечернее платье и туфли на высоком каблуке, а губы – малинового цвета.
Ахвледиани почти двадцать лет работает в сфере виноделия – начинала с маркетинга на большом винном заводе, а затем решила открыть собственное дело. Накопленный опыт помог ей правильно спланировать бизнес: сначала Манана изучила отношение женщин к вину. Оказалось, у большинства из них напиток ассоциировался с пьяным супругом и вызывал резко отрицательные эмоции. Поэтому рекламная кампания была выстроена на том, что правильное и умеренное употребление вина является залогом красоты и здоровья.
Чтобы начать бизнес, Манана продала украшения, которые собирала годами, на вырученные деньги приобрела оборудование и сырье. До завершения строительства собственного погреба первые вина она «приютила» на прежней работе.
«Говорят, что у вина и женщин много общего – кокетство, игривость, веселье, строгость и загадочность. Поэтому мы производим такое «загадочное» красное полусладкое, как Lovely Woman, предназначенное для влюбленных женщин. Красное полусухое Coquette – для кокеток, спокойное и стабильное красное сухое вино Housewife – для домохозяек», – рассказывает Ахвледиани.
Виноградники ее компании находятся в Кварели и Телави (регион Кахети, Восточная Грузия), а вина производятся из сортов Саперави, Каберне, Тавквери. Манана опасалась, что ее продукция не будет иметь успеха в Грузии, но вина, к ее изумлению, понравились не только женщинам, но и представителям сильного пола. На выставке WinExpo Georgia – 2016 мужчины сначала с улыбкой рассматривали экзотические бутылки, а после дегустации вина говорили: «Ты посмотри!»
Винный бутик Madamwine открыт на окраине Тбилиси, в районе многоэтажной жилой застройки Варкетили – достопримечательностей здесь нет, соответственно, нет и туристов. Поэтому идею об открытии бутика в таком районе многие считали рискованной. Однако Манана столь активно работала над повышением уровня осведомленности посетителей магазина, что, практически, сама «создала» своих потребителей. Из соседних банков и офисов постепенно потянулись клиенты: молодежь, которая хотела выпить с друзьями бокал вина, или те, кто желал приобрести напиток в качестве подарка.
Основную опору ее бизнеса составляют именно женщины – не только как потребители, но и как сотрудники. По словам Ахвледиани, ее пример интересен тем, что она смогла организовать любимое дело после пятидесяти лет и достигла в нем успеха. «Я принадлежу к тому поколению людей, чьи лучшие годы совпали с разрухой 90-х годов. Это женщины, которые не смогли реализовать себя ввиду тяжелых обстоятельств. Сейчас они думают, что их жизнь кончена. Но, это далеко не так», – отметила Ахвледиани. Компания имеет очень хорошие продажи, и реализует продукцию не только в Грузии, но и в Эстонии, Финляндии, Азербайджане.