«Непростые времена приходят и уходят, а рынок остается», — в этом убежден Йерун Кейзер, генеральный директор «Лейли рус» — российского представительства известного нидерландского производителя роботизированной техники Lely. О результатах работы в прошлом и планах компании на 2016 год рассказали в декабре на пресс-брифинге Й. Кейзер и Татьяна Сушина — менеджер по маркетингу. Интерьер аутентичного голландского кафе «ДеНахтВахт» настраивал на неформальное общение, тем более что в отличие от традиционного формата в мероприятии участвовали не только журналисты и «продавец» товара, но и его первый покупатель.
Александр Саяпин с супругой Ириной были теми песчинками, вокруг которых, подобно жемчужине, сформировался бизнес«Лейли» в России. Увлекательная и местами драматичная история становления хозяйства молодых фермеров из Калужской области, потребовавшая от Александра и Ирины упорства, была интересна не только с точки зрения технологии.
Это был тот редкий случай, когда «купца» пришлось уговаривать продать свой товар: животные у Саяпиных содержатся практически в чистом поле, поэтому специалисты из Нидерландов долго сомневались, сумеет ли в таких условиях действовать робот. Но в 2010 году Александр был убедительным. А сегодня в его хозяйстве уже девять роботов. Правда, два из них законсервированы в ожидании будущих «клиенток» (весной ожидается массовый отел), а один «занимается» приучением нетелей к доению.
Прошло пять лет, и сегодня, по словам г-на Кейзера, в России работают уже примерно двести красных роботов. Из них около сорока — в Калужской области. «Виной» тому — поддержка местных властей: губернатор Калужской области Александр Артамонов еще в 2014 году выступил с инициативой и одобрил региональную программу «Сто роботизированных ферм», предусматривающую поддержку начинающих фермеров.
Поддержку губернатора «Лейли Рус» нашла и в вопросах организации собственного производства: в первой половине 2016 года в Калужской области откроется сборочное производство мощностью 300 доильных роботов в год. Распространению«астронавтов в красном», наверняка, будет способствовать и факт аккредитации компании Росагролизингом: десять предприятий уже подали заявки на приобретение техники.
Менеджер по маркетингу Татьяна Сушина подчеркнула, что важную роль в продвижении продукции на российском рынке играет участие в выставках (только в 2015 году компания приняла участие в 16 выставках, причем на 13 экспозициях было представлено собственно доильное роботизированное оборудование — Lely Astronaut A4). «Это принципиальный подход компании: мы стремимся показать „товар лицом“, невзирая на расстояния, которые приходится преодолевать роботу», — отметила она.
Еще одним направлением работы на российском рынке стала организация обучающих мероприятий. Первый двухдневный семинар состоялся в июне 2015 года в Екатеринбурге. Более 80 специалистов смогли пообщаться с авторитетными экспертами по вопросам кормления и содержания. Выезд на роботизированную ферму (а таких на Урале уже три!) позволил специалистам российских хозяйств увидеть оборудование в действии и убедиться в его функциональности.
Александр Саяпин положительно оценивает обучающие мероприятия: «Многих фермеров следует обучать не эксплуатации роботов (в этом ничего сверхсложного нет), а фундаментальным вопросам: что корова ест, когда пьет, что ей нужно и в каком количестве. Мы тоже посещаем семинары и понимаем, что нередко на них пытаются преподать «высшую математику», в то время как большинству нужна «арифметика». И даже самым опытным не помешает взгляд со стороны: в работе глаз«замыливается». Удачно, что следующий большой семинар запланировано провести как раз в Калужской области зимой 2016 г.
Если пять лет назад роботы «Лели» воспринимались в России как техника исключительно для мелких фермеров, то сегодня их потенциал распознали и мегафермы. В ближайшее время 16 «астронавтов» будут установлены в Тверской области(ОАО «Зареченское»), 22 — в Нижегородской («ТД Колиз»).
Спросом в российских хозяйствах пользуется и робот Lely Juno для пододвигания кормов («пушер»). Покупатели утверждают, что окупается он за 7−8 месяцев. Всего в российских хозяйствах более двух десятков единиц такой техники.
Кроме того, недавно компания вышла на российский рынок с химикатами и кормозаготовительной техникой. Первые успехи уже есть: вместе с компанией «Агро-Нова» за 2015 год было продано около 40 единиц техники.
Генеральный директор российского подразделения отметил, что новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев уделяет серьезное внимание молоку — так что можно ожидать дальнейшего расширения государственной поддержки молочной отрасли и, как следствие, ее дальнейшего активного развития.
«Для нашего бизнеса кризиса нет», — заключил Йерун Кейзер. Довольно поздно выйдя на российский рынок, «Лейли» встречает пятилетний юбилей серьезными достижениями: сегодня приобрести нидерландское оборудование можно у 14 дилеров, а наличие таких убежденных и харизматичных сторонников, как калужский фермер А. Саяпин, говорит само за себя.