В этом году международная выставка оборудования для производства молока и молочной продукции DairyTech состоялась в двадцатый юбилейный раз. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, участие в мероприятии приняли 192 компании из семнадцати стран мира.
Площадь выставочной экспозиции возросла в полтора раза. Впервые вышли на площадку 25 новых российских и иностранных компаний. Да и деловая программа все три дня была насыщенна и разнообразна.
Россия входит в число «самых молочных» стран. На мировом рынке она занимает пятую позицию среди крупнейших производителей молока и входит в пятерку лидеров по экспорту мороженого и кисломолочной продукции. В последние годы экспорт «молочки» рос активными темпами, в то время как ситуация с импортом стабилизируется. В 2020 году поставки за рубеж возросли на 25 %, а в прошлом – еще на 15 %. Прогнозировали, что в будущем замещение импорта и наращивание экспорта станут основными драйверами развития молочной индустрии.
Эксперты отмечают значительный потенциал роста в торговле биржевыми молочными продуктами. Кроме того, крупнейшие реципиенты молока в мире уже открыли свои двери для российской продукции, например Китай, страны Африки. Отечественным компаниям остается только наращивать объемы поставок и повышать их качество. В отличие от некоторых других отраслей сельского хозяйства, производители молока могут пользоваться многими видами государственной поддержки, в частности самой эффективной – компенсацией доли капитальных затрат.
На внутреннем молочном рынке ситуация пока не радует. Только недавно спрос пополз вверх, как опять начал тормозить. Совсем не удивительно, при такомто подъеме себестоимости и, соответственно, росте цен.
Операционный директор Streda Consulting Алексей Груздев сообщил, что цены подросли на 7,5 % на все виды молочной продукции, что чуть выше уровня продовольственной инфляции. «В следующем году ожидается еще волна повышения цен. В связи с этим вряд ли повысится уровень потребления, следовательно, в 2022 году ситуация на рынке молока будет непростая», – прогнозирует спикер.
Цены растут, а население резко беднеет. Этот факт подтвердили и другие спикеры. Римма Чурина, менеджер по развитию бизнеса GfK Rus, сообщила, что средний размер чека потребителей увеличился изза ценовой политики, а не частоты совершенных покупок. В прошлом году расходы на молочку составили 1906 руб. в месяц – это показал опрос 20 тысяч домохозяйств за декабрь 2020 – ноябрь 2021 гг.
В структуре продаж лидирует сегмент «традиционная» молочная продукция (молоко, масло, кефир, сметана и др.) с долей 53,8 %. Однако по темпам роста он уступает «современным продуктам» (2,8 % против 5,3 %). Большой популярностью среди населения пользуются питьевые и ложковые йогурты, молочные десерты, глазированные сырки. По словам директора по развитию менеджмента NielsenIQ Светланы Бобровой, значительно выросли покупки продуктов, в том числе молочных, онлайн. В 2020 году данный рост выразился трехзначным числом почти по всем категориям. В 2021 году он несколько снизился, но также чрезвычайно высок. Те, кто стремятся сэкономить на покупках в Интернете, будут разочарованы, услышав заключение спикера, что онлайн не дешевле оффлайн. Но многие все равно предпочтут дистанционно приобретать продукты в силу удобства и экономии времени, несмотря на среднюю наценку онлайнмагазинов в 15 – 20 %.
Глобальным трендом становится производство и потребление растительных аналогов продукции животного происхождения. Рынок заменителей составляет уже 10 % мирового рынка молока. Наибольшие темпы растительные альтернативы показывают в Европе (доля 6,1 % относительно молока), США (9,6 %), Азии и Австралии (12,6 %).
В России рынок «немолока» охватывает всего 2 %, но показывает ежегодную динамику роста в 30 %. По словам Артема Пономарева, сооснователя Greenwise и президента Асоциации производителей альтернативных пищевых продуктов АПАПП, в альтернативной пищевой промышленности тренд на рост ошеломительный. Ценники на такую продукцию стремятся вниз, а запускать производство становится выгоднее и дешевле.
Конечно, заменить животное молоко растительные аналоги не смогут. Но они являются новыми продуктами, инновацией, которая не дает застаиваться традиционному молочному рынку.