Фото: Е. Герасименко

Молоко и «немолоко»

Фото: Е. Герасименко

Екатерина Юрко

Редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Менеджмент», «АПК за рубежом»

Поделитьтся

В этом году меж­ду­на­род­ная выстав­ка обо­ру­до­ва­ния для про­из­вод­ства моло­ка и молоч­ной про­дук­ции DairyTech состо­я­лась в два­дца­тый юби­лей­ный раз. Несмот­ря на слож­ную эпи­де­мио­ло­ги­че­скую обста­нов­ку, уча­стие в меро­при­я­тии при­ня­ли 192 ком­па­нии из сем­на­дца­ти стран мира.

Площадь выста­воч­ной экс­по­зи­ции воз­рос­ла в пол­то­ра раза. Впер­вые вышли на пло­щад­ку 25 новых рос­сий­ских и ино­стран­ных ком­па­ний. Да и дело­вая про­грам­ма все три дня была насы­щен­на и разнообразна.

Рос­сия вхо­дит в чис­ло «самых молоч­ных» стран. На миро­вом рын­ке она зани­ма­ет пятую пози­цию сре­ди круп­ней­ших про­из­во­ди­те­лей моло­ка и вхо­дит в пятер­ку лиде­ров по экс­пор­ту моро­же­но­го и кис­ло­мо­лоч­ной про­дук­ции. В послед­ние годы экс­порт «молоч­ки» рос актив­ны­ми тем­па­ми, в то вре­мя как ситу­а­ция с импор­том ста­би­ли­зи­ру­ет­ся. В 2020 году постав­ки за рубеж воз­рос­ли на 25 %, а в про­шлом – еще на 15 %. Про­гно­зи­ро­ва­ли, что в буду­щем заме­ще­ние импор­та и нара­щи­ва­ние экс­пор­та ста­нут основ­ны­ми драй­ве­ра­ми раз­ви­тия молоч­ной индустрии.

Экс­пер­ты отме­ча­ют зна­чи­тель­ный потен­ци­ал роста в тор­гов­ле бир­же­вы­ми молоч­ны­ми про­дук­та­ми. Кро­ме того, круп­ней­шие реци­пи­ен­ты моло­ка в мире уже откры­ли свои две­ри для рос­сий­ской про­дук­ции, напри­мер Китай, стра­ны Афри­ки. Оте­че­ствен­ным ком­па­ни­ям оста­ет­ся толь­ко нара­щи­вать объ­е­мы поста­вок и повы­шать их каче­ство. В отли­чие от неко­то­рых дру­гих отрас­лей сель­ско­го хозяй­ства, про­из­во­ди­те­ли моло­ка могут поль­зо­вать­ся мно­ги­ми вида­ми госу­дар­ствен­ной под­держ­ки, в част­но­сти самой эффек­тив­ной – ком­пен­са­ци­ей доли капи­таль­ных затрат.

На внут­рен­нем молоч­ном рын­ке ситу­а­ция пока не раду­ет. Толь­ко недав­но спрос пополз вверх, как опять начал тор­мо­зить. Совсем не уди­ви­тель­но, при таком­то подъ­еме себе­сто­и­мо­сти и, соот­вет­ствен­но, росте цен.

Опе­ра­ци­он­ный дирек­тор Streda Consulting Алек­сей Груз­дев сооб­щил, что цены под­рос­ли на 7,5 % на все виды молоч­ной про­дук­ции, что чуть выше уров­ня про­до­воль­ствен­ной инфля­ции. «В сле­ду­ю­щем году ожи­да­ет­ся еще вол­на повы­ше­ния цен. В свя­зи с этим вряд ли повы­сит­ся уро­вень потреб­ле­ния, сле­до­ва­тель­но, в 2022 году ситу­а­ция на рын­ке моло­ка будет непро­стая», – про­гно­зи­ру­ет спикер.

Цены рас­тут, а насе­ле­ние рез­ко бед­не­ет. Этот факт под­твер­ди­ли и дру­гие спи­ке­ры. Рим­ма Чури­на, мене­джер по раз­ви­тию биз­не­са GfK Rus, сооб­щи­ла, что сред­ний раз­мер чека потре­би­те­лей уве­ли­чил­ся из­за цено­вой поли­ти­ки, а не часто­ты совер­шен­ных поку­пок. В про­шлом году рас­хо­ды на молоч­ку соста­ви­ли 1906 руб. в месяц – это пока­зал опрос 20 тысяч домо­хо­зяйств за декабрь 2020 – ноябрь 2021 гг.

В струк­ту­ре про­даж лиди­ру­ет сег­мент «тра­ди­ци­он­ная» молоч­ная про­дук­ция (моло­ко, мас­ло, кефир, сме­та­на и др.) с долей 53,8 %. Одна­ко по тем­пам роста он усту­па­ет «совре­мен­ным про­дук­там» (2,8 % про­тив 5,3 %). Боль­шой попу­ляр­но­стью сре­ди насе­ле­ния поль­зу­ют­ся питье­вые и лож­ко­вые йогур­ты, молоч­ные десер­ты, гла­зи­ро­ван­ные сыр­ки. По сло­вам дирек­то­ра по раз­ви­тию менедж­мен­та NielsenIQ Свет­ла­ны Боб­ро­вой, зна­чи­тель­но вырос­ли покуп­ки про­дук­тов, в том чис­ле молоч­ных, онлайн. В 2020 году дан­ный рост выра­зил­ся трех­знач­ным чис­лом почти по всем кате­го­ри­ям. В 2021 году он несколь­ко сни­зил­ся, но так­же чрез­вы­чай­но высок. Те, кто стре­мят­ся сэко­но­мить на покуп­ках в Интер­не­те, будут разо­ча­ро­ва­ны, услы­шав заклю­че­ние спи­ке­ра, что онлайн не дешев­ле оффлайн. Но мно­гие все рав­но пред­по­чтут дистан­ци­он­но при­об­ре­тать про­дук­ты в силу удоб­ства и эко­но­мии вре­ме­ни, несмот­ря на сред­нюю нацен­ку онлайн­магазинов в 15 – 20 %.

Гло­баль­ным трен­дом ста­но­вит­ся про­из­вод­ство и потреб­ле­ние рас­ти­тель­ных ана­ло­гов про­дук­ции живот­но­го про­ис­хож­де­ния. Рынок заме­ни­те­лей состав­ля­ет уже 10 % миро­во­го рын­ка моло­ка. Наи­боль­шие тем­пы рас­ти­тель­ные аль­тер­на­ти­вы пока­зы­ва­ют в Евро­пе (доля 6,1 % отно­си­тель­но моло­ка), США (9,6 %), Азии и Австра­лии (12,6 %).

В Рос­сии рынок «немо­ло­ка» охва­ты­ва­ет все­го 2 %, но пока­зы­ва­ет еже­год­ную дина­ми­ку роста в 30 %. По сло­вам Арте­ма Поно­ма­ре­ва, соос­но­ва­те­ля Greenwise и пре­зи­ден­та Асо­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей аль­тер­на­тив­ных пище­вых про­дук­тов АПАПП, в аль­тер­на­тив­ной пище­вой про­мыш­лен­но­сти тренд на рост оше­ло­ми­тель­ный. Цен­ни­ки на такую про­дук­цию стре­мят­ся вниз, а запус­кать про­из­вод­ство ста­но­вит­ся выгод­нее и дешевле.

Конеч­но, заме­нить живот­ное моло­ко рас­ти­тель­ные ана­ло­ги не смо­гут. Но они явля­ют­ся новы­ми про­дук­та­ми, инно­ва­ци­ей, кото­рая не дает заста­и­вать­ся тра­ди­ци­он­но­му молоч­но­му рынку.

Читайте также