Сегодня отечественные поставщики могут вытеснить импортные продукты питания. Но и зарубежные производители не дремлют.
Курс государства на импортозамещение – призыв к российским поставщикам продовольствия увеличить свое присутствие в торговых сетях. Однако в «боевой готовности» пребывают не только отечественные производители продуктов питания, но и зарубежные, желающие расширить свой рынок сбыта за счет России. Недаром в 22‑й Международной выставке продуктов питания, напитков и сырья «Продэкспо-2015» приняло участие почти две тысячи компаний из 65 стран мира. Размеры экспозиций Китая, Бразилии, Турции, Парагвая и Уругвая в этом году возросли.
Новые реалии дают шанс и производителям органической продукции. Именно в данный период российские биопродукты могут привлечь к себе внимание потребителя. Показать соответствующую продукцию на выставке и по возможности найти для нее каналы сбыта, пожелали 53 фирмы.
Было бы желание…
Обсуждение темы биопродукции было продолжено в рамках деловой программы выставки на конференции «Перспективы развития экобиорынков в России и за рубежом в новых экономических условиях».
По словам директора Международного ЭКО БИО центра Лилии Ле Глонек, открывшей мероприятие, основная задача государства сейчас – накормить страну. Поэтому оно заинтересовано в крупных агрохолдингах, практикующих интенсивное производство. Но, как показывает международный опыт, даже в кризисные моменты спрос на экологически чистую продукцию не падает, а иногда и вовсе возрастает. Сейчас поставщики такой продукции могут занять свою нишу в магазинах и завоевать доверие отечественных потребителей. Некоторые фермеры уже смогли не только представить свои биотовары на локальных рынках, но и «пробиться» на московский. К примеру, Андрей Лунин, глава ЛПХ «Андреевское подворье» в Оренбургской области. На основе перепелиных яиц он производит готовую продукцию по собственным рецептам и успешно поставляет ее в московские магазины «Избенка», «ВкусВилл» и другие.
Несмотря на проблемы, связанные с отсутствием законодательной базы, а также с «атакой» псевдобиопроизводителей, многие фермеры готовы заниматься производством экологически чистой продукции, а общественные организации готовы поддерживать их. Олег Зазимко, президент аграрного союза Тульской области, рассказал присутствующим об областной программе «Коровы в обмен на молоко», способствующей развитию молочного животноводства и возрождению села. Суть программы заключается в предоставлении крестьянам молочного стада и получении взамен молока. За 7 – 8 месяцев стоимость сданного молока достигает стоимости коровы, которая переходит в собственность крестьян. Данная программа особенно удобна для тех, кто готов начать молочный бизнес, но не имеет стартового капитала.
И на экспорт хватит
По мнению специалиста по органическому производству, педагога и писателя Хелены Болезен, уже много лет работающей в России, российская экопродукция может быть конкурентоспособной не только в пределах своей страны, но и за рубежом. Похоже, мнение Хелены полностью разделяет и некоммерческое партнерство по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия». Так, партнерству удалось согласовать с Министерством продовольствия и сельского хозяйства ФРГ порядок ввоза биопродукции российского производства в страны Евросоюза. В рамках соглашения были установлены цены на поставки биогречихи – 440 – 450 евро / т, хлебопекарной биопшеницы – 350 – 360 евро / т, биопшена – 340 – 350 евро / т. Были также обсуждены мероприятия по контролю за деятельностью биосертификаторов Евросоюза.