Фото: Boethling

Империя сена

Фото: Boethling

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Аннеке Штрук, dlz agrarmagazin, ФРГ

Поделитьтся

Сеном и соло­мой в хозяй­стве Кри­сто­фа Шрё­де­ра рань­ше кор­ми­лись 120 коров. Теперь орга­ни­че­ское пред­при­я­тие заго­тав­ли­ва­ет корм для домаш­них кро­ли­ков и гры­зу­нов и реа­ли­зу­ет его по всей Германии.

Заготовка сена и соломы на продажу

Еще око­ло деся­ти лет тому назад в рас­по­ря­же­нии семьи Шрё­дер нахо­ди­лись молоч­ная фер­ма с пого­ло­вьем 120 коров, а так­же 350 га паш­ни и паст­бищ. Теперь же фер­ме­ры «пере­ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли» хозяй­ство и ста­ли зани­мать­ся заго­тов­кой и реа­ли­за­ци­ей сена и соло­мы для мел­ких домаш­них живот­ных. Как же это произошло?

Часть земель­ных уго­дий в хозяй­стве рас­по­ло­же­на на бере­гу реки Везер, на тер­ри­то­рии при­род­но­го заказ­ни­ка Везе­рауэ. В усло­ви­ях при­ро­до­охран­ной зоны было крайне слож­но воз­де­лы­вать кор­мо­вые куль­ту­ры для круп­но­го рога­то­го ско­та. Воз­ник­ла идея исполь­зо­вать эти зем­ли по-дру­го­му и само­сто­я­тель­но про­да­вать сено и солому.

– К реа­ли­за­ции дан­ной идеи мы при­сту­пи­ли в 2006 году, – начал свой рас­сказ Кри­стоф Шрё­дер, руко­во­ди­тель хозяй­ства. Непо­сред­ствен­но сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми рабо­та­ми Кри­стоф не зани­ма­ет­ся. Его при­зва­ние – денеж­ные рас­че­ты, обще­ние с кли­ен­та­ми и рас­ши­ре­ние ассор­ти­мен­та товаров.

Отец Кри­сто­фа, Фри­дрих-Виль­гельм Шрё­дер, на осно­ве хозяй­ства кото­ро­го и было созда­но новое пред­при­я­тие, счи­та­ет­ся фер­ме­ром орга­ни­че­ско­го хозяй­ства. Вме­сте с дру­ги­ми работ­ни­ка­ми он тру­дит­ся на полях, коор­ди­ни­ру­ет заго­тов­ку и при­ни­ма­ет уча­стие в погруз­ке авто­мо­би­лей, еже­днев­но при­бы­ва­ю­щих на пред­при­я­тие. Сотруд­ни­че­ство меж­ду сыном и отцом, а точ­нее, меж­ду адми­ни­стра­ци­ей и соб­ствен­но про­из­вод­ством, хоро­шо налажено.

«Когда оба оди­на­ко­во смот­рят на вещи, тогда они идут в одном направ­ле­нии», – ком­мен­ти­ру­ет Кри­стоф. Если каж­дый име­ет свой инте­рес и свои силь­ные сто­ро­ны в соот­вет­ствии с зада­ча­ми сво­е­го участ­ка дея­тель­но­сти, слож­но­сти, наблю­да­ю­щи­е­ся на каж­дом пред­при­я­тии в отно­ше­ни­ях меж­ду сотруд­ни­ка­ми раз­ных поко­ле­ний, ско­рее все­го будут отсутствовать.

В нача­ле про­даж толь­ко 30% сена и соло­мы постав­ля­лось для нужд мел­ких домаш­них живот­ных. С 2006 года парал­лель­но раз­ви­ва­лось и соб­ствен­ное молоч­ное ско­то­вод­ство. Пер­вое уча­стие моло­до­го пред­при­я­тия в круп­ней­шей миро­вой выстав­ке тор­гов­ли для домаш­них живот­ных в Нюрн­бер­ге в 2010 году ста­ло пере­лом­ным момен­том для чле­нов семей­ства Шрё­дер. Перед ними встал выбор: «Либо остав­лять это дело, либо посвя­тить себя ему полностью».

Было выбра­но послед­нее реше­ние, что послу­жи­ло нача­лом ста­нов­ле­ния «импе­рии сена». В этом же году Шрё­де­ры осно­ва­ли пред­при­я­тие Naturhof Schroeder и в 2012 г. покон­чи­ли с молоч­ным скотоводством.

Качество на уровне

Еже­год­но Naturhof Schroeder про­из­во­дит и про­да­ет 4,5 тыс. т соло­мы и 8 тыс. т сена для мел­ких домаш­них живот­ных. Ско­шен­ное на тер­ри­то­рии запо­вед­ни­ка сено (250 га) фер­ме­ры реа­ли­зу­ют как био­се­но с содер­жа­ни­ем высо­кой доли трав, сер­ти­фи­ци­ро­ван­ное по стан­дар­там ЕС. «За счет позд­не­го уко­са и невне­се­ния суб­стра­та на поля неко­то­рые сор­та трав пере­зре­ва­ют. По срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ным сеном такое сено менее соч­ное. Посколь­ку потре­би­те­ли при покуп­ке сена для мел­ких живот­ных оце­ни­ва­ют его каче­ство на глаз, про­дав­цы посто­ян­но долж­ны им объ­яс­нять, поче­му сено име­ет не очень при­вле­ка­тель­ный цвет», – рас­ска­зы­ва­ет Кристоф.

Начи­ная с июня, когда созре­ва­ют тра­вы, био­се­но заго­тав­ли­ва­ет­ся дву­мя уко­са­ми. Таким обра­зом обес­пе­чи­ва­ет­ся и есте­ствен­ный, интен­сив­ный под­сев. Что каса­ет­ся обыч­ных уго­дий, то здесь нача­ло уко­са зави­сит от погод­ных усло­вий. Тра­ди­ци­он­ное ска­ши­ва­ние про­во­дит­ся при­мер­но в 20‑х чис­лах мая. Для убор­ки уро­жая фер­ме­ры при­гла­ша­ют ком­па­нию-под­ряд­чи­ка, но работ­ни­ки хозяй­ства так­же при­ни­ма­ют уча­стие. С года­ми чис­ло помощ­ни­ков воз­рос­ло до 18 чело­век. «При­вле­кать под­ряд­чи­ков для нас без­опас­нее. Про­стои машин и свя­зан­ные с этим послед­ствия само­сто­я­тель­но очень слож­но ком­пен­си­ро­вать», – пояс­ня­ет руководитель.

Так как сено в хозяй­стве Шрё­де­ров сушит­ся на солн­це, убор­ка зани­ма­ет три – четы­ре дня. Быва­ли такие сезо­ны, когда в резуль­та­те неустой­чи­вой пого­ды каче­ство сена не было идеальным.

– Что­бы каче­ство сена мень­ше зави­се­ло от погод­ных усло­вий, мы реши­ли купить уста­нов­ку для суш­ки сена, – рас­ска­зы­ва­ет Кри­стоф Шрё­дер. В свя­зи с тем, что тер­ри­то­ри­аль­но рас­ши­рить пред­при­я­тие боль­ше нет воз­мож­но­сти, а поток гру­зо­вых машин уве­ли­чи­ва­ет­ся, семей­ство Шрё­дер заду­ма­лось о покуп­ке ново­го земель­но­го участ­ка в рас­по­ло­жен­ной непо­да­ле­ку промзоне.

– Хозяй­ство пере­едет в Ниж­нюю Сак­со­нию, – гово­рит Кри­стоф. – Нахо­дя­ща­я­ся там био­га­зо­вая уста­нов­ка будет обслу­жи­вать сушил­ку для сена.

Ресурсы

Для ухо­да за дер­ни­ной сено­ко­сов Шрё­де­ры про­во­дят обыч­ные меро­при­я­тия: дис­ко­ва­ние, боро­но­ва­ние, фре­зе­ро­ва­ние и под­сев. Что­бы не допу­стить повре­жде­ния дер­ни­ны, ста­ра­ют­ся избе­гать оши­бок в хозяй­ствен­ном исполь­зо­ва­нии сено­кос­ных уго­дий, в част­но­сти выби­рать соот­вет­ству­ю­щее удоб­ре­ние и высо­ту сре­за не менее 5 см.

Основ­ная выра­щи­ва­е­мая на сено­ко­сах куль­ту­ра – рай­грас мно­го­лет­ний в соче­та­нии со спе­ци­аль­ны­ми сор­та­ми. Пахот­ные зем­ли пред­при­я­тия сда­ют­ся в арен­ду фер­ме­рам, кото­рые постав­ля­ют соло­му Шрё­де­рам соглас­но стан­дар­там каче­ства орга­ни­че­ско­го хозяй­ства. Важ­но, что­бы соло­ма была ячмен­ной, ржа­ной, а так­же из три­ти­ка­ле. Пше­нич­ная соло­ма для под­стил­ки жестковата.

Кро­ме того, фер­ме­ры, живу­щие в ради­у­се 100 км от пред­при­я­тия Шрё­де­ров, постав­ля­ют им свое сено и соло­му вви­ду высо­ко­го спро­са на них. Но по воз­мож­но­сти Шрё­де­ры стре­мят­ся еще боль­ше уве­ли­чить ради­ус поста­вок. Несмот­ря на столь амби­ци­оз­ные пла­ны по рас­ши­ре­нию пред­при­я­тия, их основ­ная цель – не коли­че­ство, а высо­кое каче­ство продукции.

Зеленая любовь

Высо­кое каче­ство харак­тер­но для всей про­дук­ции, кото­рую про­из­во­дит и реа­ли­зу­ет сель­хоз­пред­при­я­тие Шрё­де­ра. Потре­би­те­ли, чув­ствуя это, отве­ча­ют про­из­во­ди­те­лю боль­шим спро­сом не толь­ко на про­стое сено и соло­му, но и на ряд таких био­то­ва­ров, как луго­вое сено с раз­лич­ны­ми добав­ка­ми (оду­ван­чи­ком, ябло­ком или цвет­ка­ми роз), коша­чий напол­ни­тель и даже лаком­ства под брен­дом «Зеле­ная любовь» (Grune Liebe). Снэки носят назва­ния Gemusetheke‚ Bananarama или Happy Pumkin. Все кор­мо­вые добав­ки про­из­ве­де­ны из нату­раль­ных веществ без искус­ствен­ных аро­ма­ти­за­то­ров, добав­ле­ния саха­ра и уси­ли­те­лей вкуса.

«Что­бы выхо­дить на рынок с подоб­ным новым про­дук­том, нуж­но запа­стись нема­лым тер­пе­ни­ем», – пре­ду­пре­жда­ет Кри­стоф. Товар­ная линей­ка «Зеле­ная любовь» реа­ли­зу­ет­ся пока очень мед­лен­но. Несмот­ря на это, имен­но допол­ни­тель­ный ассор­ти­мент про­дук­ции поз­во­ля­ет фер­ме­рам под­дер­жи­вать свой имидж. «Если бы мы про­да­ва­ли толь­ко сено и соло­му, нас бы уже дав­но вытес­ни­ли кон­ку­рен­ты», – гово­рит гла­ва хозяй­ства. Кро­ме сена и снэ­ков для мел­ких домаш­них живот­ных, Шрё­де­ры в коопе­ра­ции с дру­гим пред­при­я­ти­ем про­из­во­дят коша­чий напол­ни­тель на осно­ве соломы.

Три анга­ра, постро­ен­ные в 2011 году, слу­жат упа­ко­воч­ным цехом для про­дук­ции, про­из­ве­ден­ной в хозяй­стве Шрё­де­ров. «Упа­ков­ка – меха­ни­зи­ро­ван­ный про­цесс, но кое-что упа­ко­вы­ва­ет­ся и вруч­ную для сни­же­ния потерь от повре­жде­ний стеб­лей и обру­ши­ва­ния», – делит­ся сек­ре­та­ми Кри­стоф. Каж­дый день гру­зо­ви­ки достав­ля­ют про­дук­цию в круп­ней­шие тор­го­вые сети: Fressnapf, Agravis, Edeka, real, Petobel, hagebau и Otto. Поми­мо реа­ли­за­ции при­выч­ным спо­со­бом, доволь­но успеш­но осу­ществ­ля­ют­ся про­да­жи через Интер­нет, а так­же по почте.

Цель семьи Шрё­дер – пре­вра­тить пред­при­я­тие в систем­но­го постав­щи­ка сена, соло­мы, под­стил­ки и снэ­ков для мел­ких домаш­них живот­ных, дать тор­го­вым пред­при­я­ти­ям воз­мож­ность при­об­ре­тать пол­ный ассор­ти­мент това­ров от одно­го про­из­во­ди­те­ля. В бли­жай­шей пер­спек­ти­ве фер­ме­ры хотят нала­дить тор­гов­лю за пре­де­ла­ми Гер­ма­нии. Уже сей­час Кри­стоф Шре­дер ведет пере­го­во­ры с кли­ен­та­ми из Ита­лии, Испа­нии и Кувейта.

Читайте также