Сеном и соломой в хозяйстве Кристофа Шрёдера раньше кормились 120 коров. Теперь органическое предприятие заготавливает корм для домашних кроликов и грызунов и реализует его по всей Германии.
Заготовка сена и соломы на продажу
Еще около десяти лет тому назад в распоряжении семьи Шрёдер находились молочная ферма с поголовьем 120 коров, а также 350 га пашни и пастбищ. Теперь же фермеры «переквалифицировали» хозяйство и стали заниматься заготовкой и реализацией сена и соломы для мелких домашних животных. Как же это произошло?
Часть земельных угодий в хозяйстве расположена на берегу реки Везер, на территории природного заказника Везерауэ. В условиях природоохранной зоны было крайне сложно возделывать кормовые культуры для крупного рогатого скота. Возникла идея использовать эти земли по-другому и самостоятельно продавать сено и солому.
– К реализации данной идеи мы приступили в 2006 году, – начал свой рассказ Кристоф Шрёдер, руководитель хозяйства. Непосредственно сельскохозяйственными работами Кристоф не занимается. Его призвание – денежные расчеты, общение с клиентами и расширение ассортимента товаров.
Отец Кристофа, Фридрих-Вильгельм Шрёдер, на основе хозяйства которого и было создано новое предприятие, считается фермером органического хозяйства. Вместе с другими работниками он трудится на полях, координирует заготовку и принимает участие в погрузке автомобилей, ежедневно прибывающих на предприятие. Сотрудничество между сыном и отцом, а точнее, между администрацией и собственно производством, хорошо налажено.
«Когда оба одинаково смотрят на вещи, тогда они идут в одном направлении», – комментирует Кристоф. Если каждый имеет свой интерес и свои сильные стороны в соответствии с задачами своего участка деятельности, сложности, наблюдающиеся на каждом предприятии в отношениях между сотрудниками разных поколений, скорее всего будут отсутствовать.
В начале продаж только 30% сена и соломы поставлялось для нужд мелких домашних животных. С 2006 года параллельно развивалось и собственное молочное скотоводство. Первое участие молодого предприятия в крупнейшей мировой выставке торговли для домашних животных в Нюрнберге в 2010 году стало переломным моментом для членов семейства Шрёдер. Перед ними встал выбор: «Либо оставлять это дело, либо посвятить себя ему полностью».
Было выбрано последнее решение, что послужило началом становления «империи сена». В этом же году Шрёдеры основали предприятие Naturhof Schroeder и в 2012 г. покончили с молочным скотоводством.
Качество на уровне
Ежегодно Naturhof Schroeder производит и продает 4,5 тыс. т соломы и 8 тыс. т сена для мелких домашних животных. Скошенное на территории заповедника сено (250 га) фермеры реализуют как биосено с содержанием высокой доли трав, сертифицированное по стандартам ЕС. «За счет позднего укоса и невнесения субстрата на поля некоторые сорта трав перезревают. По сравнению с традиционным сеном такое сено менее сочное. Поскольку потребители при покупке сена для мелких животных оценивают его качество на глаз, продавцы постоянно должны им объяснять, почему сено имеет не очень привлекательный цвет», – рассказывает Кристоф.
Начиная с июня, когда созревают травы, биосено заготавливается двумя укосами. Таким образом обеспечивается и естественный, интенсивный подсев. Что касается обычных угодий, то здесь начало укоса зависит от погодных условий. Традиционное скашивание проводится примерно в 20‑х числах мая. Для уборки урожая фермеры приглашают компанию-подрядчика, но работники хозяйства также принимают участие. С годами число помощников возросло до 18 человек. «Привлекать подрядчиков для нас безопаснее. Простои машин и связанные с этим последствия самостоятельно очень сложно компенсировать», – поясняет руководитель.
Так как сено в хозяйстве Шрёдеров сушится на солнце, уборка занимает три – четыре дня. Бывали такие сезоны, когда в результате неустойчивой погоды качество сена не было идеальным.
– Чтобы качество сена меньше зависело от погодных условий, мы решили купить установку для сушки сена, – рассказывает Кристоф Шрёдер. В связи с тем, что территориально расширить предприятие больше нет возможности, а поток грузовых машин увеличивается, семейство Шрёдер задумалось о покупке нового земельного участка в расположенной неподалеку промзоне.
– Хозяйство переедет в Нижнюю Саксонию, – говорит Кристоф. – Находящаяся там биогазовая установка будет обслуживать сушилку для сена.
Ресурсы
Для ухода за дерниной сенокосов Шрёдеры проводят обычные мероприятия: дискование, боронование, фрезерование и подсев. Чтобы не допустить повреждения дернины, стараются избегать ошибок в хозяйственном использовании сенокосных угодий, в частности выбирать соответствующее удобрение и высоту среза не менее 5 см.
Основная выращиваемая на сенокосах культура – райграс многолетний в сочетании со специальными сортами. Пахотные земли предприятия сдаются в аренду фермерам, которые поставляют солому Шрёдерам согласно стандартам качества органического хозяйства. Важно, чтобы солома была ячменной, ржаной, а также из тритикале. Пшеничная солома для подстилки жестковата.
Кроме того, фермеры, живущие в радиусе 100 км от предприятия Шрёдеров, поставляют им свое сено и солому ввиду высокого спроса на них. Но по возможности Шрёдеры стремятся еще больше увеличить радиус поставок. Несмотря на столь амбициозные планы по расширению предприятия, их основная цель – не количество, а высокое качество продукции.
Зеленая любовь
Высокое качество характерно для всей продукции, которую производит и реализует сельхозпредприятие Шрёдера. Потребители, чувствуя это, отвечают производителю большим спросом не только на простое сено и солому, но и на ряд таких биотоваров, как луговое сено с различными добавками (одуванчиком, яблоком или цветками роз), кошачий наполнитель и даже лакомства под брендом «Зеленая любовь» (Grune Liebe). Снэки носят названия Gemusetheke‚ Bananarama или Happy Pumkin. Все кормовые добавки произведены из натуральных веществ без искусственных ароматизаторов, добавления сахара и усилителей вкуса.
«Чтобы выходить на рынок с подобным новым продуктом, нужно запастись немалым терпением», – предупреждает Кристоф. Товарная линейка «Зеленая любовь» реализуется пока очень медленно. Несмотря на это, именно дополнительный ассортимент продукции позволяет фермерам поддерживать свой имидж. «Если бы мы продавали только сено и солому, нас бы уже давно вытеснили конкуренты», – говорит глава хозяйства. Кроме сена и снэков для мелких домашних животных, Шрёдеры в кооперации с другим предприятием производят кошачий наполнитель на основе соломы.
Три ангара, построенные в 2011 году, служат упаковочным цехом для продукции, произведенной в хозяйстве Шрёдеров. «Упаковка – механизированный процесс, но кое-что упаковывается и вручную для снижения потерь от повреждений стеблей и обрушивания», – делится секретами Кристоф. Каждый день грузовики доставляют продукцию в крупнейшие торговые сети: Fressnapf, Agravis, Edeka, real, Petobel, hagebau и Otto. Помимо реализации привычным способом, довольно успешно осуществляются продажи через Интернет, а также по почте.
Цель семьи Шрёдер – превратить предприятие в системного поставщика сена, соломы, подстилки и снэков для мелких домашних животных, дать торговым предприятиям возможность приобретать полный ассортимент товаров от одного производителя. В ближайшей перспективе фермеры хотят наладить торговлю за пределами Германии. Уже сейчас Кристоф Шредер ведет переговоры с клиентами из Италии, Испании и Кувейта.