В конце октября Петербургский тракторный завод в рамках организованного пресс-тура представил новый трактор K-424, производство которого было запущено на сборочном конвейере завода в сентябре.
В ходе мероприятия представителей прессы познакомили с работой участков металлообработки, сварки и покраски тракторного производства Кировского завода. Помимо этого, участникам пресс-тура был показан главный сборочный конвейер ПТЗ, а также универсальная автоматизированная сборочная линия кабин, введенная в эксплуатацию в апреле этого года.
Однако центральным событием мероприятия стала презентация нового колесного трактора с шарнирно-сочлененной рамой K-424 и тест-драйв новинки. Он является базовым для новой линейки тракторов серии K-4. Она будет включать в себя модели, охватывающие 3-й и 4-й тяговый класс с двигателями от 200 до 280 л.с.
Первенец линейки оснащен рядным дизельным двигателем ЯМЗ-53625 мощностью 240 л.с. Эксплуатационная масса трактора составляет 11200 кг. Грузоподъемность заднего навесного устройства (Саt 3) – 6000 кг. Максимальная производительность гидростистемы – 210 л / мин. Коробка передач – автоматическая, производства немецкой фирмы ZF. Однако в плане у завода установить на нее своего «робота», который уже используется на «старших братьях» – тракторах линейки K744. По заявлению представителей завода, один экземпляр K-424 уже передан на опытную роботизацию.
Уровень собственного производства комплектующих на ПТЗ был всегда весьма высок – до 70%. На заводе считают, что лишь тот, кто делает всю трансмиссию трактора, по-настоящему его производит. Показательным является пример и с K-424. В ходе подготовки к поездке на завод и изучения материалов по новинке я наткнулся на информацию, что на нем установлены ведущие мосты производства белорусской компании «Амкодор». Однако на сборочном конвейере оказалось, что это уже не так. На крышках бортовых редукторов осей серийных K-424 стоит фирменный знак «ПТЗ». Да и тормоза оказались не многодисковыми в закрытой масляной ванне, а дисковыми вентилируемыми.
– Белорусские мосты мы испытывали на предсерийных экземплярах K-424. Однако они нам не полностью подошли. Все-таки они были изначально спроектированы для фронтального колесного погрузчика, а не сельскохозяйственного трактора. Условия работы – другие. Поэтому мы сделали свои, – прокомментировал этот вопрос генеральный директор ПТЗ Сергей Серебряков.
Суммарные инвестиции в разработку и запуск в серийное производство трактора К-424 составили 700 млн рублей. Из них 50 млн рублей – возвратный заем Минпромторга РФ. Вообще последние годы были отмечены на заводе масштабными инвестициями в модернизацию производственных мощностей. Так, в 2016 году на эти цели было направлено 1,6 млрд рублей собственных средств предприятия. Еще 60 млн рублей, но уже в этом году, было потрачено на универсальную автоматизированную сборочную линию кабин. С проектной мощностью до 35 кабин в сутки она должна обеспечить круглогодичную загрузку главного сборочного конвейера ПТЗ. Линия рассчитана на выпуск кабин для всех серийных и перспективных «Кировцев».
Особо интересно наличие на линии сборки нескольких роботизированных постов для переворота кабин в положение, оптимальное для дальнейшей сборки. За счет этого удалось повысить удобство работы сборщиков, что положительным образом сказалось на производительности и качестве их труда. В планах у завода на следующий год обзавестись новым цехом, где будут производиться элементы трансмиссионной системы тракторов.
Однако инновации затронули не только производство на ПТЗ, но и процесс разработки. «При создании трактора К-424 нами применен модульный принцип проектирования, позволяющий развивать и модернизировать машину по мере совершенствования агротехнологий», – отметил Сергей Серебряков.
Пока завод выпускает три новых модели трактора в сутки, однако к марту 2018-го в планах увеличить выпуск до девяти машин в сутки. Первый этап производства предполагает выпуск до 1200 К-4 в год. По заявлению директора завода, эта цифра составляет примерно половину емкости российского рынка тракторов 3 – 4-го тяговых классов.
– Наши машины способны успешно конкурировать с техникой ведущих мировых производителей, будучи примерно на 40% дешевле: их стоимость на внутреннем рынке составляет 5,1 млн рублей», – резюмировал руководитель ПТЗ. На заводе отмечают и хороший экспортный потенциал тракторов серии K-4. Мировая премьера новинки состоялась через две недели на крупнейшей международной выставке Agritechnica 2017.
А как же тест-драйв? Современный сельскохозяйственный трактор с просторной кабиной с хорошей обзорностью, шумоизоляцией и бортовым компьютером. Весьма шустрый и проворный относительно своих габаритов. В заводском проезде он с легкостью развернулся за один прием. По правде говоря, от трактора почти семиметровой длины не ожидаешь такой маневренности. Поэтому ПТЗ позиционирует линейку K-4 не только как «фермерский» трактор для хозяйств с площадью пашни от 500 до 2000 га, но и как рабочую машину для крупных хозяйств с сильно удаленными или мелкоконтурными полями.