Открытие нового тракторного цеха на российском предприятии! Неужели такое знаковое для отечественного сельхозмашиностроения событие могло остаться без внимания руководителей отрасли? Оказывается, может. Однако, несмотря на отсутствие оного, запущенное в августе прошлого года локализованное производство колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой Versatile 2375 (275 л.с.) уже выходит на проектную мощность. Причем нарастающим темпом. В этом мог убедиться любой участник программы «Один день на «Ростсельмаш», которая ежегодно перед началом сезона проходит на основной производственной площадке «Ростсельмаш».
До конца августа по плану здесь должны сделать 450 тракторов Versatile 2375. Сейчас как раз закладывается новая партия. Всего же по итогам года цех должен выйти на уровень выпуска порядка 500 машин.
На полную реализацию проекта перевода производства этой модели из канадского Виннипега в Ростов-на-Дону потребовалось полтора года. Сделать предстояло много. Помимо собственно перевозки производственного оборудования и оснастки, необходимо было новое производственное помещение для его размещения, набрать и обучить персонал, провести огромную работу с российскими поставщиками.
Местом базирования для новой производственной линии был выбран 45-й цех. Ранее в нем стояла часть штамповочных прессов, которые сейчас переехали в цеха РПРЗ («Ростовский Прессово-Раскройный Завод»), дочернего предприятия «Ростсельмаш», располагающегося на одной с ним территории. Старый же цех претерпел масштабную реконструкцию. От него, по сути, остались лишь стены. Все остальное новое. Кран-балки, технологическая оснастка и оборудование, системы вентиляции, отопления и освещения. Причем последняя выполнена на основе мощных и экономичных светодиодных светильников. Реконструкция и монтаж оборудования в новом цеху были завершены в июне 2016 года.
Параллельно на «Ростсельмаш» озаботились и обучением сотрудников для новой производственной линии. Первые семь сборщиков были отправлены на двухнедельную стажировку в Канаду. После ее прохождения и аттестации, полученная квалификация позволяла им не только осуществлять качественную сборку на российской земле, но и проводить обучение новых сотрудников.
Всего сейчас в этом цеху на сборке работает 42 сотрудника. Рядом с основной сборочной линией локализованного Versatile 2375, располагается линия, где из машинокомплектов собираются тракторы серии 4WD и самоходные опрыскиватели SP 275 / 235. В этом же цеху располагается и участок сборки кабин для тракторов. Сейчас этот цех «Ростсельмаш» выпускает уже четыре Versatile 2375 в день, а в начале установочной партии здесь собирали всего один. Однако в планах подразделения еще «прибавить» и выйти на уровень пять машин за смену, а уже через месяц планируют перейти на работу в две смены.
Наращивание производства на сборочном конвейере тянет за собой и сборку кабин. Для увеличения производительности сборки здесь планируют перейти на работу с комплектами наборами деталей на сборку. В зоне комплектации отдельный сотрудник будет комплектовать на выкатной тележке, полный набор деталей на одну кабину, который будет необходим сборщику на конкретном посту сборки. Это позволит не только повысить скорость, но и минимизировать возможные ошибки. По наличию или отсутствию деталей в тележке после завершения сборки работник сразу может понять, все ли он смонтировал или нет. Ведь с учетом того что общее число наименований сборочных единиц для кабины насчитывает более 750 позиций сделать это непросто.
Много внимания уделяется и контролю качества на новом производстве. Помимо еженедельных внутренних аудитов качества производства, каждый трактор проходит многоступенчатую систему контроля. Сначала покинувший конвейер трактор направляется на участок обкатки, так он первый раз заводится, проводятся тесты основных систем в статике, производится настройка гидравлики и механизма навески. После этого трактор направляется на динамические испытания. Выполнив все упражнения («горка», «восьмерка» и т. д.) и пройдя своим ходом по территории завода в общей сложности минимум 3 км, трактор направляется обратно на участок обкатки.
При отсутствии замечаний после мойки трактор перемещается на участок доведения товарного вида, где происходит окончательная комплектовка. И лишь тогда трактор во всей красе предстает перед участком ОТК. Однако на этом контроль качества не заканчивается. После прохождения ОТК трактор передается на участок ПСИ (приемо-сдаточные испытания), где сотрудники проводят осмотр и контроль «с точки зрения клиента».
Особого внимания заслуживает и проведенная производителем работа по локализации Versatile 2375. Из крупных импортных узлов остались лишь двигатель и трансмиссия. Все остальное «Ростсельмаш» делает либо сам, либо заказывает у российских поставщиков. В скором времени на «Ростсельмаш» планируют освоить даже производство корпусов мостов для локализованных тракторов. Благо производственные мощности позволяет.
Их состав и обновление заслуживает отдельного слова. Начать стоит прежде всего с того факта, что уже упомянутая «дочка» «Ростсельмаш» РПРЗ, имеет самый большой в России парк оборудования для лазерной резки. На одной площадке здесь размещены восемнадцать немецких лазерных комплексов Trumpf. Немало на РПРЗ работает и гибочных прессов этого же немецкого производителя. Их число, вместе с недавно запущенными шестью экземплярами, уже перевалило за два десятка.
Новые мощности уже загружены. Однако определенный резерв все же есть. Конечно, основную часть своей продукции РПРЗ производит для «Ростсельмаш», но не всю. Приблизительно 30% приходится на контрактное производство. В числе клиентов есть даже российские производства концернов Renault и Volkswagen.
Новый участок металлообработки появился и на производствен ной площадке МСК-2 Ростельмаша. Он стал не только самым современным по оборудованию, но и с точки зрения организации производства. Здесь все сделано для оптимальной работы наладчиков и операторов. Большая часть оборудования уже введена в эксплуатацию. Из шестнадцати станков на участке четыре были приобретены минувшей осенью. Два из них еще проходят пуско-наладочные работы. Однако уже сегодня этот участок работает в три смены.
Уже под конец экскурсии удалось побывать и на основном комбайновом производстве. Что ж, масштабные нововведения затронули и его. Очевидные изменения видны сразу. Причем не только с позиции организации производства, установки нового оборудования и запуска в производство новых моделей. Заметна новая атмосфера производства. Знаете, есть такое ощущение, когда двигатель набрал рабочие обороты. Так вот, именно это чувство испытывали многие участники экскурсии при взгляде на главный сборочный конвейер «Ростсельмаш».