Почти два года минуло с момента нашего последнего посещения оренбургского завода корпорации John Deere (НСХ 4 / 14, с. 105). Тогда поводом послужило открытие нового цеха сварки и покраски. Однако время не стоит на месте, и 16 марта этого года завод, принадлежащий крупнейшему в мире производителю сельхозтехники, в очередной раз распахнул свои двери для прессы.
По традиции Дню прессы на заводе, который, к слову сказать, в прошлом году отметил 10‑летний юбилей, предшествовали Дни клиентов. Вот и в этот раз за два дня, 14 и 15 марта, с производством и продукцией здесь ознакомились почти 140 специалистов хозяйств практически из всех регионов России. Об этом директор по производству «Джон Дир Русь» Алексей Кузнецов рассказал перед началом презентации представителям ведущих аграрных СМИ.
Теперь о самой презентации. Она началась с рассказа об истории завода его директора Дмитрия Новгородова. В 2005 году стартовало сборочное производство. «Приходил грузовой контейнер, в котором находился полный комплект компонентов, например для одной сеялки, из которых мы и собирали ее, – пояснял он. – После приобретения в 2011 году производственного комплекса в собственность в 2012 году мы перешли на узловую сборку, а еще через два года после введения в эксплуатацию участков сварки и покраски, можно было говорить о полноценном производстве, – резюмировал директор завода.
Это в совокупности с активной работой по поиску и подбору российских поставщиков позволило увеличить процент локализации отдельных выпускаемых здесь сельхозагрегатов до 70%. Однако на этом планы по развитию производства не заканчиваются. К концу 2016 года на заводе планируют установить оборудование для участков раскройки и гибки металла. Ожидается, что инвестиции в его покупку составят около 0,5 млн долл. США. Сейчас прорабатывается возможность участия в инвестиционной госпрограмме по данному направлению. Первый шаг в этом направлении уже сделан: с начала нынешнего года оренбургский завод John Deere признан отечественным производителем, техника которого подпадает под действие программы госсубсидий 1432. Из всего объема финансирования на данный год по этой программе заводу выделена квота в 5%. Ведутся и переговоры о возможном сотрудничестве с «Росагролизингом». Впрочем, не стоит забывать, что у российского представительства John Deere есть и собственный финансовый инструмент для помощи сельхозпроизводителям в покупке техники – John Deere Financial. Причем, в некоторых случаях годовой процент удорожания техники при ее лизинге может доходить до нуля.
Вместе с тем никакой гонки за процентом локализации на производстве здесь не было и нет. Ведь в необдуманной погоне за ним может увеличиться как себестоимость техники, а значит и ее цена, так и качество. Последним здесь занимаются не только на словах, но и на деле: производство имеет сертификаты ISO 9001, IQNet и корпоративный JD-QPS.
Многоступенчатый контроль качества охватывает все этапы производства, начиная от входного контроля комплектующих и заканчивая финальной сборкой. Многокоординатный измерительный стенд, лаборатория металлографии, химическая мини-лаборатория, пост контроля качества окраски по целым пяти параметрам, оборудование для полной имитации подключения к трактору – все это можно было увидеть в работе. К вопросам качества проявляют серьезное внимание еще до начала работы с поставщиками. Первичный аудит, аудит системы менеджмента качества и аудит СМК производственных процессов – все эти этапы поставщик должен успешно пройти до начала поставок. В среднем с момента первого контакта с будущим поставщиком до завершения процесса проходит минимум 1,5 – 2 года.
Сейчас число российских поставщиков равно двадцати семи. В плане качества показателен тот факт, что уже под конец экскурсии по производственным линиям большинство гостей завода не смогло правильно определить место производства двух стоящих рядом рам для бункеров-прицепов сеялок. Гости уверенно показывали на элемент конструкции агрегата, полностью сваренный и окрашенный здесь, и утверждали, что это продукция американского завода. Впрочем, нашлись и те, кто указал правильно. Как они опознали раму, произведенную на другом конце света? По пыли на некоторых внутренних поверхностях и в отверстиях. Других отличий никому найти не удалось!
Уже после окончания экскурсии, делясь своими впечатлениями от увиденного с директором по сбыту в России Арне Бергманном, я не мог ему не сказать, что был приятно удивлен увиденным здесь и какой‑либо разницы по сравнению, например, с европейским производством аналогичного оборудования не заметил. Разве что, снег за окнами в середине марта указывал на то, что дело, скорее всего, происходит в России.