Фото: Trimble / КАМАЗ

Беспилотный грузовик

Фото: Trimble / КАМАЗ

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»

Поделитьтся

На откры­той пло­щад­ке про­шед­шей в нояб­ре в Крас­но­да­ре выстав­ки «ЮгА­г­ро-2021» вни­ма­ние посе­ти­те­лей при­вле­кал «КАМАЗ», над­пи­ся­ми на кабине и кузо­ве бук­валь­но кри­ча­щий о сво­ей бес­пи­лот­но­сти. Про­ве­рить ту или иную сте­пень авто­ном­но­сти рабо­ты маши­ны в рам­ках выстав­ки, конеч­но, воз­мож­но­сти не было, поэто­му при­шлось дове­рить­ся сло­вам пред­ста­ви­те­лей Идея пол­ной авто­но­ми­за­ции гру­зо­ви­ков реа­ли­зу­ет­ся в пять эта­пов, где самый послед­ний под­ра­зу­ме­ва­ет пол­но­стью авто­ном­ную езду маши­ны и само­сто­я­тель­ное при­ня­тие ею реше­ний. Авто­ма­ти­за­ция все­го цик­ла сель­ско­хо­зяй­ствен­ных работ, от посе­ва до выгруз­ки, – отдель­ный про­ект, нахо­дя­щий­ся в раз­ра­бот­ке двух ком­па­ний, его глав­ная цель – обес­пе­чить более авто­ма­ти­зи­ро­ван­ный и про­зрач­ный про­цесс убор­ки и опти­ми­зи­ро­вать про­цесс рабо­ты в поле. Испы­та­ния обо­ру­до­ва­ния уже про­во­дят­ся на само­сва­ле «КАМАЗ-65119». Имен­но поэто­му гру­зо­вик и пожа­ло­вал на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную выставку.

Пря­мое сотруд­ни­че­ство «КАМАЗ» с постав­щи­ком циф­ро­вых тех­но­ло­гий Trimble нача­лось за год до пре­зен­та­ции «про­дук­та» в Крас­но­да­ре. Ком­па­ния «КАМАЗ» уже дав­но раз­ра­ба­ты­ва­ет систе­му помо­щи води­те­лям под назва­ни­ем ADAS – сво­е­го рода пред­вест­ни­ка авто­пи­ло­та, опи­ра­ю­ще­го­ся на рабо­ту инте­гри­ро­ван­ных в авто­мо­биль дат­чи­ков, сен­со­ров, камер и устройств ГНСС. С объ­еди­не­ни­ем уси­лий ком­па­ний ГНСС-обо­ру­до­ва­ние и сер­ви­сы спут­ни­ко­вой кор­рек­ции Trimble на авто­мо­би­ле «КАМАЗ» нача­ли тести­ро­вать­ся в Хан­ты-Ман­сий­ском авто­ном­ном окру­ге, а так­же на поли­гоне в Набе­реж­ных Чел­нах. На «КАМА­Зы» был уста­нов­лен при­ем­ник Trimble BX992 со встро­ен­ной инер­ци­аль­ной систе­мой, спо­соб­ный выда­вать дан­ные по поло­же­нию маши­ны с часто­той до 100 Гц, что явля­ет­ся одним из луч­ших пока­за­те­лей в отрас­ли. Исполь­зу­е­мый ГНСС-модуль под­дер­жи­ва­ет запа­тен­то­ван­ные тех­но­ло­гии Trimble Maxwell 7 и Trimble ProPoint.

Trimble Maxwell 7 поз­во­ля­ет зна­чи­тель­но умень­шить потреб­ля­е­мую мощ­ность ГНСС-чип­се­та, а так­же успеш­но реша­ет про­бле­мы, свя­зан­ные с мно­го­лу­че­во­стью рас­про­стра­не­ния сиг­на­лов от спут­ни­ков, и помо­га­ет изба­вить­ся от ее нега­тив­но­го вли­я­ния до вычис­ле­ния коор­ди­нат про­цес­со­ром ГНСС-моду­ля. Тех­но­ло­гия суще­ствен­но повы­ша­ет защи­ту систе­мы от так назы­ва­е­мо­го «спу­фин­га» (воз­дей­ствие на систе­му /прием лож­ных ими­ти­ро­ван­ных ГНСС-сиг­на­лов) и «джем­мин­га» (заби­ва­ние полез­но­го сиг­на­ла более силь­ным, кото­рый пре­пят­ству­ет при­е­му радио­сиг­на­ла ГНСС-при­ем­ни­ком и его после­ду­ю­щей обра­бот­ке). Допол­ни­тель­но дан­ная тех­но­ло­гия несет с собой улуч­шен­ный алго­ритм кон­тро­ля каче­ства реше­ния и выяв­ле­ния радио­ча­стот­ных помех, кото­рый слу­жит для опре­де­ле­ния и отбра­ков­ки про­блем­ных спут­ни­ко­вых изме­ре­ний. И, нако­нец, сто­ит отме­тить алго­ритм отсле­жи­ва­ния спут­ни­ков на малых углах возвышения.

Trimble ProPoint, в свою оче­редь, обес­пе­чи­ва­ет повы­шен­ную точ­ность и уско­рен­ную схо­ди­мость реше­ния, осо­бен­но в слож­ных при­е­мах спут­ни­ко­вых сиг­на­лов. Trimble уда­лось это реа­ли­зо­вать бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию раз­лич­ных ком­би­на­ций ГНСС-сиг­на­лов всех созвез­дий (GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou и QZSS) и диа­па­зо­нов. Инер­ци­аль­ная систе­ма и высо­ко­точ­ные сер­ви­сы спут­ни­ко­вой кор­рек­ции Trimble RTX, наря­ду с упо­мя­ну­ты­ми запа­тен­то­ван­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, поз­во­ля­ют машине рабо­тать с высо­кой точ­но­стью и обес­пе­чи­ва­ют надеж­ность управ­ле­ния, в том чис­ле в момент поте­ри сиг­на­лов от спут­ни­ков. Таким обра­зом, при помо­щи инер­ци­аль­ной систе­мы мож­но про­дол­жать дви­гать­ся с высо­кой точ­но­стью в нуж­ном направ­ле­нии при любых обстоятельствах.

«Систе­мой Trimble будут осна­ще­ны и авто­мо­би­ли для сель­ско­го хозяй­ства, так как она пока­за­ла себя крайне эффек­тив­но на всех участ­ках, обес­пе­чив заяв­лен­ный уро­вень сиг­на­ла и точ­ность, – ком­мен­ти­ру­ет сотруд­ни­че­ство глав­ный кон­струк­тор инно­ва­ци­он­ных авто­мо­би­лей ПАО «КАМАЗ» Сер­гей Наза­рен­ко. – Кол­ле­ги из Trimble быст­ро реа­ги­ру­ют на наши запро­сы, предо­став­ля­ют обо­ру­до­ва­ние и тех­под­держ­ку, помо­га­ют с обу­че­ни­ем персонала».

«У «КАМА­За» есть огром­ное коли­че­ство соб­ствен­ных нара­бо­ток в усо­вер­шен­ство­ва­нии сво­ей ADAS, – в свою оче­редь отме­ча­ет дирек­тор сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го направ­ле­ния Trimble в Рос­сии, Рес­пуб­ли­ке Бела­русь, Узбе­ки­стане и Мон­го­лии Денис Дуд­кин. – По сути, в дан­ном про­ек­те мы предо­став­ля­ем им реше­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щие пози­ци­о­ни­ро­ва­ние авто­мо­би­ля на мест­но­сти с точ­но­стью до 2,5 см. При­чем еще раз сле­ду­ет под­черк­нуть, не при помо­щи тех­но­ло­гии RTK, а более уни­вер­саль­но­го реше­ния – Trimble RTX – сер­ви­сов спут­ни­ко­вой кор­рек­ции, кото­рые дей­ству­ют во всем мире, гло­баль­но и везде».

В насто­я­щий момент Trimble предо­став­ля­ет «КАМА­Зу» образ­цы нави­га­ци­он­ных систем для тести­ро­ва­ния. «КАМАЗ» же про­из­во­дит закуп­ку обо­ру­до­ва­ния Trimble для осна­ще­ния само­сва­лов карьер­но­го типа «КАМАЗ-65807», а так­же маги­страль­ных тяга­чей 54901 и 54907. Обо­ру­до­ва­ние на авто­мо­биль мож­но уста­но­вить бук­валь­но за пять минут.

Сре­ди дру­гих пла­нов на буду­щее – осна­стить еще боль­ше моде­лей «КАМА­За» обо­ру­до­ва­ни­ем Trimble, напри­мер карьер­ные, лег­ко­вые /  элек­три­че­ские автомобили.

Читайте также