На открытой площадке прошедшей в ноябре в Краснодаре выставки «ЮгАгро-2021» внимание посетителей привлекал «КАМАЗ», надписями на кабине и кузове буквально кричащий о своей беспилотности. Проверить ту или иную степень автономности работы машины в рамках выставки, конечно, возможности не было, поэтому пришлось довериться словам представителей Идея полной автономизации грузовиков реализуется в пять этапов, где самый последний подразумевает полностью автономную езду машины и самостоятельное принятие ею решений. Автоматизация всего цикла сельскохозяйственных работ, от посева до выгрузки, – отдельный проект, находящийся в разработке двух компаний, его главная цель – обеспечить более автоматизированный и прозрачный процесс уборки и оптимизировать процесс работы в поле. Испытания оборудования уже проводятся на самосвале «КАМАЗ-65119». Именно поэтому грузовик и пожаловал на сельскохозяйственную выставку.
Прямое сотрудничество «КАМАЗ» с поставщиком цифровых технологий Trimble началось за год до презентации «продукта» в Краснодаре. Компания «КАМАЗ» уже давно разрабатывает систему помощи водителям под названием ADAS – своего рода предвестника автопилота, опирающегося на работу интегрированных в автомобиль датчиков, сенсоров, камер и устройств ГНСС. С объединением усилий компаний ГНСС-оборудование и сервисы спутниковой коррекции Trimble на автомобиле «КАМАЗ» начали тестироваться в Ханты-Мансийском автономном округе, а также на полигоне в Набережных Челнах. На «КАМАЗы» был установлен приемник Trimble BX992 со встроенной инерциальной системой, способный выдавать данные по положению машины с частотой до 100 Гц, что является одним из лучших показателей в отрасли. Используемый ГНСС-модуль поддерживает запатентованные технологии Trimble Maxwell 7 и Trimble ProPoint.
Trimble Maxwell 7 позволяет значительно уменьшить потребляемую мощность ГНСС-чипсета, а также успешно решает проблемы, связанные с многолучевостью распространения сигналов от спутников, и помогает избавиться от ее негативного влияния до вычисления координат процессором ГНСС-модуля. Технология существенно повышает защиту системы от так называемого «спуфинга» (воздействие на систему /прием ложных имитированных ГНСС-сигналов) и «джемминга» (забивание полезного сигнала более сильным, который препятствует приему радиосигнала ГНСС-приемником и его последующей обработке). Дополнительно данная технология несет с собой улучшенный алгоритм контроля качества решения и выявления радиочастотных помех, который служит для определения и отбраковки проблемных спутниковых измерений. И, наконец, стоит отметить алгоритм отслеживания спутников на малых углах возвышения.
Trimble ProPoint, в свою очередь, обеспечивает повышенную точность и ускоренную сходимость решения, особенно в сложных приемах спутниковых сигналов. Trimble удалось это реализовать благодаря использованию различных комбинаций ГНСС-сигналов всех созвездий (GPS, ГЛОНАСС, Galileo, Beidou и QZSS) и диапазонов. Инерциальная система и высокоточные сервисы спутниковой коррекции Trimble RTX, наряду с упомянутыми запатентованными технологиями, позволяют машине работать с высокой точностью и обеспечивают надежность управления, в том числе в момент потери сигналов от спутников. Таким образом, при помощи инерциальной системы можно продолжать двигаться с высокой точностью в нужном направлении при любых обстоятельствах.
«Системой Trimble будут оснащены и автомобили для сельского хозяйства, так как она показала себя крайне эффективно на всех участках, обеспечив заявленный уровень сигнала и точность, – комментирует сотрудничество главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко. – Коллеги из Trimble быстро реагируют на наши запросы, предоставляют оборудование и техподдержку, помогают с обучением персонала».
«У «КАМАЗа» есть огромное количество собственных наработок в усовершенствовании своей ADAS, – в свою очередь отмечает директор сельскохозяйственного направления Trimble в России, Республике Беларусь, Узбекистане и Монголии Денис Дудкин. – По сути, в данном проекте мы предоставляем им решения, обеспечивающие позиционирование автомобиля на местности с точностью до 2,5 см. Причем еще раз следует подчеркнуть, не при помощи технологии RTK, а более универсального решения – Trimble RTX – сервисов спутниковой коррекции, которые действуют во всем мире, глобально и везде».
В настоящий момент Trimble предоставляет «КАМАЗу» образцы навигационных систем для тестирования. «КАМАЗ» же производит закупку оборудования Trimble для оснащения самосвалов карьерного типа «КАМАЗ-65807», а также магистральных тягачей 54901 и 54907. Оборудование на автомобиль можно установить буквально за пять минут.
Среди других планов на будущее – оснастить еще больше моделей «КАМАЗа» оборудованием Trimble, например карьерные, легковые / электрические автомобили.