23 октября 1945 года в небольшой мастерской в городке Аттоксетер (Стаффордшир, Великобритания) Джозеф Сирил Бамфорд изготовил первый прицеп-самосвал, который затем продал на сельской ярмарке за 45 фунтов. С этого момента началась история JCB – бренда, название которого образовали первые буквы имени предприимчивого британца. В 2020-м компания отмечает свое 75-летие.
Всему миру JCB известна прежде всего экскаваторами. Первый экскаватор-погрузчик JCB Mk 1 был выпущен в 1953 году. Комбинированная модель имела отвал с гидроприводом, что и определило ее уникальность. Уже в начале 60-х компания развернула производство целого ряда новых моделей машин, которые совершили революцию в строительной индустрии, многократно сократив потребность в рабочей силе.
С открытия первого иностранного филиала в Голландии в 1962 году британская компания начала свою мировую экспансию. Сегодня у JCB, помимо многочисленных заводов в Великобритании, имеются производства в Бразилии, Германии, Индии, Китае и США. Значительное расширение производственных мощностей и линейки выпускаемой продукции стало заслугой Энтони Бамфорда, сына основоположника компании, возглавившего ее в 1975 году. Спустя два года в ассортименте JCB появился телескопический погрузчик Loadall, которому суждено было стать одним из самых популярных продуктов в истории бренда: в 2016-м количество произведенных и реализованных погрузчиков составило 200 тысяч единиц.
Если в 1963 году JCB выпустила первый экскаватор-погрузчик модели JCB 3C, признанной рынком классической, то в 1985-м компания произвела свой 100-тысячный экскаватор-погрузчик и начала выпуск инновационной модели 3CX Sitemaster, которая несколькими годами позже снискала себе титул одной из самых продаваемых в мире. Март 2020-го был ознаменован выходом с конвейера 750-тысячного экскаватора-погрузчика бренда JCB.
С высокими скоростями у JCB особая история. В 1988-м компания выпускает экскаватор-погрузчик JCB GT, демонстрирующий скорость перемещения 100 миль / ч (160,9 км / ч), а в 1990-м стартует производство первого в мире высокоскоростного трактора JCB Fastrac. На его разработку было затрачено 12 млн фунтов.
Трактор привлек к себе внимание многих сельхозпроизводителей. Имеющие в своем парке хотя бы одну такую единицу, в июне 2019-го получили особый повод гордиться машиной: Fastrac в модификации One смог развить скорость 103,6 миль / ч (166,69 км / ч), за что и был включен в Книгу рекордов Гиннесса (НСХ 4/19, с. 100). После этого рекорда JCB задалась амбициозной целью побить его и разработала Fastrac Two – более легкую модель обтекаемой формы. Этот Fastrac смог развить пиковую скорость 153,8 миль / ч (247,46 км / ч).
2004-й ознаменован очередной вехой в истории компании: начато производство собственных двигателей Dieselmax. В 2006-м болид с двигателем британского бренда ставит рекорд скорости для дизельных транспортных средств – 563,418 км / ч; таким способом компания заявила всему миру о своих серьезных намерениях в сегменте моторостроения. Уже спустя тринадцать лет, в 2017-м, количество выпущенных двигателей Dieselmax составило 500 тыс. единиц.
2018-й был ознаменован презентацией первого в истории JCB электрического мини-экскаватора 19C-1E, который мог работать в помещении, под землей и в густонаселенных городских районах. В этом же году стартовало производство серии гусеничных экскаваторов X и самосвалов.
Таков далеко не полный, но впечатляющий перечень вех истории JCB. Свое 75-летие компания отмечает очередным необычным достижением: на карьерных полигонах тестируется первый в истории строительной промышленности экскаватор, работающий на топливе будущего – водороде.