Фото: JCB

75 лет инноваций и рекордов

Фото: JCB

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»

Поделитьтся

23 октяб­ря 1945 года в неболь­шой мастер­ской в город­ке Атток­се­тер (Стаф­форд­шир, Вели­ко­бри­та­ния) Джо­зеф Сирил Бам­форд изго­то­вил пер­вый при­цеп-само­свал, кото­рый затем про­дал на сель­ской ярмар­ке за 45 фун­тов. С это­го момен­та нача­лась исто­рия JCB – брен­да, назва­ние кото­ро­го обра­зо­ва­ли пер­вые бук­вы име­ни пред­при­им­чи­во­го бри­тан­ца. В 2020-м ком­па­ния отме­ча­ет свое 75-летие.

Все­му миру JCB извест­на преж­де все­го экс­ка­ва­то­ра­ми. Пер­вый экс­ка­ва­тор-погруз­чик JCB Mk 1 был выпу­щен в 1953 году. Ком­би­ни­ро­ван­ная модель име­ла отвал с гид­ро­при­во­дом, что и опре­де­ли­ло ее уни­каль­ность. Уже в нача­ле 60-х ком­па­ния раз­вер­ну­ла про­из­вод­ство цело­го ряда новых моде­лей машин, кото­рые совер­ши­ли рево­лю­цию в стро­и­тель­ной инду­стрии, мно­го­крат­но сокра­тив потреб­ность в рабо­чей силе.

С откры­тия пер­во­го ино­стран­но­го фили­а­ла в Гол­лан­дии в 1962 году бри­тан­ская ком­па­ния нача­ла свою миро­вую экс­пан­сию. Сего­дня у JCB, поми­мо мно­го­чис­лен­ных заво­дов в Вели­ко­бри­та­нии, име­ют­ся про­из­вод­ства в Бра­зи­лии, Гер­ма­нии, Индии, Китае и США. Зна­чи­тель­ное рас­ши­ре­ние про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей и линей­ки выпус­ка­е­мой про­дук­ции ста­ло заслу­гой Энто­ни Бам­фор­да, сына осно­во­по­лож­ни­ка ком­па­нии, воз­гла­вив­ше­го ее в 1975 году. Спу­стя два года в ассор­ти­мен­те JCB появил­ся теле­ско­пи­че­ский погруз­чик Loadall, кото­ро­му суж­де­но было стать одним из самых попу­ляр­ных про­дук­тов в исто­рии брен­да: в 2016-м коли­че­ство про­из­ве­ден­ных и реа­ли­зо­ван­ных погруз­чи­ков соста­ви­ло 200 тысяч единиц.

Если в 1963 году JCB выпу­сти­ла пер­вый экс­ка­ва­тор-погруз­чик моде­ли JCB 3C, при­знан­ной рын­ком клас­си­че­ской, то в 1985-м ком­па­ния про­из­ве­ла свой 100-тысяч­ный экс­ка­ва­тор-погруз­чик и нача­ла выпуск инно­ва­ци­он­ной моде­ли 3CX Sitemaster, кото­рая несколь­ки­ми года­ми поз­же снис­ка­ла себе титул одной из самых про­да­ва­е­мых в мире. Март 2020-го был озна­ме­но­ван выхо­дом с кон­вей­е­ра 750-тысяч­но­го экс­ка­ва­то­ра-погруз­чи­ка брен­да JCB.

С высо­ки­ми ско­ро­стя­ми у JCB осо­бая исто­рия. В 1988-м ком­па­ния выпус­ка­ет экс­ка­ва­тор-погруз­чик JCB GT, демон­стри­ру­ю­щий ско­рость пере­ме­ще­ния 100 миль / ч (160,9 км / ч), а в 1990-м стар­ту­ет про­из­вод­ство пер­во­го в мире высо­ко­ско­рост­но­го трак­то­ра JCB Fastrac. На его раз­ра­бот­ку было затра­че­но 12 млн фунтов.

Трак­тор при­влек к себе вни­ма­ние мно­гих сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей. Име­ю­щие в сво­ем пар­ке хотя бы одну такую еди­ни­цу, в июне 2019-го полу­чи­ли осо­бый повод гор­дить­ся маши­ной: Fastrac в моди­фи­ка­ции One смог раз­вить ско­рость 103,6 миль / ч (166,69 км / ч), за что и был вклю­чен в Кни­гу рекор­дов Гин­нес­са (НСХ 4/19, с. 100). После это­го рекор­да JCB зада­лась амби­ци­оз­ной целью побить его и раз­ра­бо­та­ла Fastrac Two – более лег­кую модель обте­ка­е­мой фор­мы. Этот Fastrac смог раз­вить пико­вую ско­рость 153,8 миль / ч (247,46 км / ч).

2004-й озна­ме­но­ван оче­ред­ной вехой в исто­рии ком­па­нии: нача­то про­из­вод­ство соб­ствен­ных дви­га­те­лей Dieselmax. В 2006-м болид с дви­га­те­лем бри­тан­ско­го брен­да ста­вит рекорд ско­ро­сти для дизель­ных транс­порт­ных средств – 563,418 км / ч; таким спо­со­бом ком­па­ния заяви­ла все­му миру о сво­их серьез­ных наме­ре­ни­ях в сег­мен­те мото­ро­стро­е­ния. Уже спу­стя три­на­дцать лет, в 2017-м, коли­че­ство выпу­щен­ных дви­га­те­лей Dieselmax соста­ви­ло 500 тыс. единиц.

2018-й был озна­ме­но­ван пре­зен­та­ци­ей пер­во­го в исто­рии JCB элек­три­че­ско­го мини-экс­ка­ва­то­ра 19C-1E, кото­рый мог рабо­тать в поме­ще­нии, под зем­лей и в густо­на­се­лен­ных город­ских рай­о­нах. В этом же году стар­то­ва­ло про­из­вод­ство серии гусе­нич­ных экс­ка­ва­то­ров X и самосвалов.

Таков дале­ко не пол­ный, но впе­чат­ля­ю­щий пере­чень вех исто­рии JCB. Свое 75-летие ком­па­ния отме­ча­ет оче­ред­ным необыч­ным дости­же­ни­ем: на карьер­ных поли­го­нах тести­ру­ет­ся пер­вый в исто­рии стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти экс­ка­ва­тор, рабо­та­ю­щий на топ­ли­ве буду­ще­го – водороде.

Читайте также