Фото: фирма

Вчера – мечта, сегодня – реальность!

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Маттиас Мумме, traction, ФРГ

Поделитьтся

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные маши­ны с частич­но авто­ном­ны­ми функ­ци­я­ми, напри­мер для выгруз­ки зер­на из зер­но­убо­роч­но­го ком­бай­на во вре­мя его дви­же­ния, уже дав­но при­сут­ству­ют на рын­ке. Пол­но­стью авто­ном­ный трак­тор с новей­ши­ми тех­но­ло­ги­я­ми раз­ра­бо­та­ла ком­па­ния CNH Industrial.

Робототехника в сельском хозяйстве

На выстав­ке Farm Progress Show в США в кон­це авгу­ста 2016 г. CNH Industrial пред­ста­ви­ла свою кон­цеп­цию бес­пи­лот­но­го трак­то­ра. Это ста­ло сен­са­ци­ей сре­ди спе­ци­а­ли­стов Вме­сте с тем про­дол­жа­ю­ща­я­ся до сих пор дис­кус­сия в соц­се­тях пока­зы­ва­ет, что мне­ния о при­ме­не­нии на прак­ти­ке таких тех­но­ло­гий рез­ко раз­де­ля­ют­ся. Одни боят­ся за свое рабо­чее место и счи­та­ют подоб­ную тех­ни­ку мало при­спо­соб­лен­ной для про­из­вод­ства, дру­гие – в вос­тор­ге от дизай­на и тех­ни­че­ско­го про­грес­са. Поэто­му мы реши­ли подроб­нее рас­смот­реть пред­по­сыл­ки для при­ме­не­ния новей­ших тех­но­ло­гий и тех­ни­ки в сель­ском хозяй­стве.

О рынках сбыта

Сле­ду­ет уточ­нить, что в бли­жай­шие годы немец­кие ведом­ства и дей­ству­ю­щие зако­ны не допу­стят на рынок Гер­ма­нии и мно­гих дру­гих стран бес­пи­лот­ную тех­ни­ку для обра­бот­ки боль­ших пло­ща­дей. Но тех­но­ло­гия, про­де­мон­стри­ро­ван­ная ком­па­ни­ей CNH Industrial, наце­ле­на на совер­шен­но дру­гие рын­ки. Кро­ме США и Кана­ды, – это, преж­де все­го, Австра­лия, Рос­сия, Мон­го­лия, Казах­стан, Укра­и­на и т. д., а так­же Афри­ка.

С одной сто­ро­ны, для ее исполь­зо­ва­ния в этих стра­нах под­хо­дя­щая струк­ту­ра пло­ща­дей с рав­нин­ны­ми и одно­род­ны­ми поля­ми. С дру­гой сто­ро­ны, это реги­о­ны с низ­кой плот­но­стью насе­ле­ния, где отсут­ству­ет опас­ность несчаст­ных слу­ча­ев в резуль­та­те столк­но­ве­ния авто­ном­ной тех­ни­ки с чело­ве­ком. Кро­ме того, в этих стра­нах име­ют­ся слож­но­сти с поис­ком под­хо­дя­ще­го пер­со­на­ла для рабо­ты на совре­мен­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных маши­нах. Напри­мер, в Австра­лии води­те­ли неред­ко зара­ба­ты­ва­ют 120 тыс. долл. в год, посколь­ку кон­ку­рен­ция за сотруд­ни­ков в отрас­лях, где пре­об­ла­да­ет физи­че­ский труд, очень высо­ка.

Поэто­му мно­гие фер­ме­ры не ста­ли бы дол­го раз­мыш­лять, если бы им пред­ста­ви­лась воз­мож­ность отка­зать­ся от услуг води­те­лей. Это каса­ет­ся стран и тако­го реги­о­на, как Афри­ка, где мало обра­зо­ван­ных спе­ци­а­ли­стов и обу­чен­ных меха­ни­за­то­ров в сель­ском хозяй­стве. Одним сло­вом, уже сего­дня потен­ци­ал для при­ме­не­ния авто­ном­ных машин высок, и мож­но быть уве­рен­ным, что они ско­ро появят­ся на раз­лич­ных рын­ках для тести­ро­ва­ния на прак­ти­ке.

Общий проект

Авто­ном­ный трак­тор Magnum ASi – резуль­тат сотруд­ни­че­ства ком­па­ний Case IH, CNH Industrial и Autonomous Solutions Incorporated (ASi). Еще одним носи­те­лем новой тех­но­ло­гии наря­ду с Magnum ASi стал тра­ди­ци­он­ный мощ­ный трак­тор New Holland T8 Blue Power, пере­обо­ру­до­ван­ный в авто­ном­ный трак­тор NHDrive с каби­ной. В отли­чие от него, Magnum ASi дол­жен был опре­де­лять путь сво­е­го дви­же­ния не толь­ко за счет тех­ни­че­ских реше­ний, но и за счет опти­ки.

Поэто­му с само­го нача­ла при раз­ра­бот­ке его кон­цеп­ции кон­струк­то­ры отка­за­лись от каби­ны. Это озна­ча­ло, что в авто­ном­ном режи­ме трак­тор дол­жен пере­ме­щать­ся не толь­ко по полям, но и по поле­вым доро­гам. Под кор­пу­сом из листо­вой ста­ли в нем раз­ме­ще­но «обыч­ное» обо­ру­до­ва­ние Magnum CVX, то есть дизель­ный дви­га­тель, бес­сту­пен­ча­тая короб­ка пере­дач с раз­ветв­ле­ни­ем мощ­но­сти, гид­рав­ли­че­ская систе­ма при­во­да рабо­че­го обо­ру­до­ва­ния, конеч­ные при­во­ды и оси. Но дизайн моде­ли был усо­вер­шен­ство­ван в свя­зи с отсут­стви­ем каби­ны. Кон­струк­то­ры ори­ен­ти­ро­ва­лись на серию Optum CVX. Тем самым Magnum ASi пред­вос­хи­тил сле­ду­ю­щее поко­ле­ние Magnum с каби­ной. Уже во вре­мя пред­став­ле­ния Optum CVX в 2015 г. сооб­ща­лось, что новый дизайн будет образ­цом для сле­ду­ю­щих поко­ле­ний трак­то­ров дру­гих серий.

Объединенные в сеть

Как пра­ви­ло, трак­то­ры Magnum ASi и NHDrive пере­ме­ща­ют­ся по полям и доро­гам с помо­щью систе­мы управ­ле­ния, полу­ча­ю­щей сиг­нал от RTK-стан­ций и спут­ни­ков. Но для это­го в тех­но­ло­гию потре­бо­ва­лась инте­гра­ция неко­то­рых допол­ни­тель­ных сен­сор­ных тех­но­ло­гий. Для ори­ен­ти­ро­ва­ния на мест­но­сти и рас­по­зна­ва­ния пре­пят­ствий в трак­то­рах наря­ду с рада­ром при­ме­ня­ют­ся лидар, рабо­та­ю­щий с лазер­ны­ми импуль­са­ми, и несколь­ко видео­ка­мер с функ­ци­ей опти­че­ско­го рас­по­зна­ва­ния. Лидар­ная тех­но­ло­гия поз­во­ля­ет трак­то­ру само­сто­я­тель­но опре­де­лять влаж­ность воз­ду­ха и оста­нав­ли­вать­ся во вре­мя дождя или пере­ме­щать­ся на сухое поле (до сих пор это раз­ре­ше­но лишь на част­ных доро­гах). Если на трак­тор не посту­пят со спут­ни­ка дан­ные о пози­ци­о­ни­ро­ва­нии или воз­ник­нут нере­ша­е­мые зада­чи – напри­мер, на его пути встре­тит­ся пре­пят­ствие, кото­рое нель­зя объ­е­хать или мож­но пре­одо­леть лишь с боль­шим тру­дом, он отклю­ча­ет­ся, но перед этим пере­да­ет соот­вет­ству­ю­щее сооб­ще­ние дис­пет­че­ру, кото­рый через ком­пью­тер или план­шет может при­нять нуж­ное реше­ние.

Все дан­ные пере­да­ют­ся с помо­щью теле­мет­ри­че­ской систе­мы и сохра­ня­ют­ся в систе­ме управ­ле­ния инфор­ма­ци­ей. Для кон­тро­ля над функ­ци­о­наль­ны­ми пара­мет­ра­ми инже­не­ры раз­ра­бо­та­ли интер­ак­тив­ную обо­лоч­ку, поз­во­ля­ю­щую вести управ­ле­ние с офис­но­го ком­пью­те­ра или план­ше­та. При этом наря­ду с про­кла­ды­ва­ни­ем марш­ру­та име­ет­ся воз­мож­ность выво­дить на экран изоб­ра­же­ния с четы­рех видео­ка­мер. «Води­тель» тако­го трак­то­ра или цело­го отря­да авто­ном­ных трак­то­ров в любое вре­мя име­ет доступ к дан­ным, напри­мер к тех­ни­че­ским харак­те­ри­сти­кам при­цеп­но­го ору­дия (дав­ле­ние сош­ни­ка на поч­ву, нор­ма вне­се­ния удоб­ре­ния и др.) или дан­ным пози­ци­о­ни­ро­ва­ния трак­то­ра, и может вме­шать­ся в тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс в слу­чае воз­ник­но­ве­ния опас­но­сти или полом­ки.

В отли­чие от Magnum ASi, трак­тор NHDrive может рабо­тать и в обыч­ном режи­ме – с меха­ни­за­то­ром, – так как в авто­ном­ном вари­ан­те каби­на сохра­ня­ет­ся. Оба бес­пи­лот­ных трак­то­ра мож­но экс­плу­а­ти­ро­вать в частич­но авто­ном­ном режи­ме, т. е. в ком­плек­се с трак­то­ром, управ­ля­е­мым трак­то­ри­стом, или с ком­бай­не­ром на зер­но­вом ком­байне.

Таким обра­зом, CNH Industrial вско­ре пол­но­стью авто­ма­ти­зи­ру­ет вывоз зер­на с поля при убор­ке уро­жая, начи­ная с выгруз­ки во вре­мя дви­же­ния или на обо­чине до его пере­груз­ки и раз­груз­ки.

Впро­чем, руч­ное управ­ле­ние еще допус­ка­ет­ся и трак­то­ром Case IH Magnum ASi. Для это­го нуж­но частич­но снять крыш­ку меж­ду зад­ни­ми гря­зе­за­щит­ны­ми кры­лья­ми и уста­но­вить руле­вое коле­со на сохра­нив­шу­ю­ся руле­вую колон­ку трак­то­ра. Кро­ме того, име­ют­ся инстру­мен­ты управ­ле­ния для замед­ле­ния дви­же­ния тех­ни­ки, напри­мер при манев­ри­ро­ва­нии на тер­ри­то­рии пред­при­я­тия или в цехах.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *