Отдых, обучение иностранному языку и... сельскохозяйственная практика? Можно ли в сжатые сроки совместить приятное с полезным?

Умные каникулы

Отдых, обучение иностранному языку и... сельскохозяйственная практика? Можно ли в сжатые сроки совместить приятное с полезным?

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»

Фотогалерея
Поделитьтся

Отдых, обу­че­ние ино­стран­но­му язы­ку и…  сель­ско­хо­зяй­ствен­ная прак­ти­ка? Мож­но ли в сжа­тые сро­ки сов­ме­стить при­ят­ное с полез­ным?

Одно­го из пер­вых сво­их гостей-пра­к­ти­кан­тов откуда‑то из Ниж­не­го Повол­жья Кла­удия Гресха­ке пом­нит до сих пор и рас­ска­зы­ва­ет о нем с теп­ло­той и с гру­стью. Она не сра­зу дога­да­лась, что про­ис­хо­дит с юным сту­ден­том, кото­рый при­е­хал в Гер­ма­нию из дале­кой Рос­сии и жил в семье фер­ме­ров Гресха­ке в феде­раль­ной зем­ле Север­ный Рейн – Вест­фа­лия. Моло­дой чело­век был искренне удив­лен и даже оза­да­чен про­ис­хо­дя­щим и уви­ден­ным. Тер­ри­то­рия фер­мер­ско­го хозяй­ства раз­ме­ром 60 га, парк тех­ни­ки рай­он­но­го мас­шта­ба, КРС, овцы, куры, козы, соб­ствен­ное учеб­ное хозяй­ство – вот неболь­шой пере­чень того, чем вла­де­ют Гресха­ке.

– Что вы за мил­ли­о­не­ры такие?! Да и зачем вам столь­ко тех­ни­ки?!
– Да какие же мы мил­ли­о­не­ры? Мы обыч­ные рабо­тя­ги, кре­стьяне по‑вашему, да и совре­мен­ная сель­хоз­тех­ни­ка – это наше спа­се­ние: без нее никак, – пыта­лись рас­тол­ко­вать прак­ти­кан­ту фер­ме­ры.

Семь раз отмерь…

Как извест­но, вопрос профори­ен­та­ции вче­раш­них школь­ни­ков забо­тит роди­те­лей под­час силь­нее, чем их детей. Разу­ме­ет­ся, в первую оче­редь всех вол­ну­ет вос­тре­бо­ван­ность на рын­ке тру­да. Будет ли она? Одна­ко нема­ло­важ­но и то, насколь­ко инте­рес­ны без пяти минут аби­ту­ри­ен­ту его буду­щая спе­ци­аль­ность и отрасль. Ведь от это­го инте­ре­са и настроя во мно­гом зави­сит отно­ше­ние к уче­бе и ее резуль­та­там. Вста­нет ли он или она на путь «полу­че­ния короч­ки» или нач­нет рас­ти как спе­ци­а­лист, кото­рый будет дей­стви­тель­но вос­тре­бо­ван в буду­щем?

Подоб­ные вопро­сы посе­ща­ют и мно­гих рабо­та­ю­щих в агро­про­мыш­лен­ном сек­то­ре роди­те­лей. Осо­бен­но если в каче­стве одно­го из вари­ан­тов отве­та рас­смат­ри­ва­ет­ся про­дол­же­ние семей­но­го дела или тра­ди­ции. Отве­том на этот «запрос» стал про­ект «Умные кани­ку­лы». Он поз­во­ля­ет моло­дым людям попро­бо­вать себя «в деле» и уже тогда решать: отка­зать­ся от идеи рабо­ты в сель­ском хозяй­стве или при­ки­петь к нему всей душой.

Каким образом?

Про­грам­ма «Умные кани­ку­лы» орга­ни­зо­ва­на так, что здесь нахо­дит­ся место и рабо­те с уче­бой, и отды­ху. Резуль­тат: мас­са неза­бы­ва­е­мых впе­чат­ле­ний. Ведь на базе фер­мер­ско­го хозяй­ства участ­ни­ков про­грам­мы «Умные кани­ку­лы» ожи­да­ет насы­щен­ная про­грам­ма дли­тель­но­стью от 10 до 15 дней.

Пер­вая поло­ви­на дня посвя­ще­на язы­ко­вой под­го­тов­ке. Мно­гим людям, не зна­ю­щим немец­ко­го язы­ка, он кажет­ся лаю­щим и жест­ким. Этот сте­рео­тип с удо­воль­стви­ем раз­ру­шит про­фес­сор Миха­эль Ман­ко, пре­по­да­ва­тель гер­ма­ни­сти­ки мно­гих язы­ко­вых школ, дав­но рабо­та­ю­щий с ино­стран­ны­ми сту­ден­та­ми. Он рас­ска­жет, что такое «хэн­ди» и как появи­лось это сло­во; объ­яс­нит, как лег­ко запом­нить артик­ли и не боять­ся гово­рить, пре­одо­лев внут­рен­ний барьер неуве­рен­но­сти.

Теория и практика

После обе­да наста­ет вре­мя для семи­на­ров по рас­те­ние­вод­ству, живот­но­вод­ству, пере­ра­бот­ке сель­хоз­про­дук­ции. Они зна­ко­мят с немец­ким под­хо­дом к сель­ско­хо­зяй­ствен­ной нау­ке и прак­ти­ке. Эти семи­на­ры про­во­дят как фер­ме­ры учхо­за, так и при­гла­шен­ные спе­ци­а­ли­сты. А под­креп­ле­ние полу­чен­ных зна­ний на прак­ти­ке мож­но полу­чить здесь же. Хозяй­ства, на базе кото­рых про­во­дит­ся обу­че­ние – мно­го­пла­но­вые. Мож­но попро­бо­вать и соб­ствен­ные силы: помочь фер­ме­ру по хозяй­ству. Покор­мить, подо­ить живот­ных, съез­дить за кор­мом на трак­то­ре, помочь на убо­роч­ной. Выбор в дан­ном слу­чае оста­ет­ся за гостя­ми. Ведь самое глав­ное – это обо­юд­ная поль­за и хоро­шее настро­е­ние.

Одним из учеб­ных пред­при­я­тий, на базе кото­ро­го орга­ни­зу­ют­ся «Умные кани­ку­лы», как раз и явля­ет­ся хозяй­ство семьи Гресха­ке. Они, как и мно­гие дру­гие фер­ме­ры из раз­ных реги­о­нов Гер­ма­нии, под­дер­жи­ва­ют эту про­грам­му. Спе­ци­а­ли­сты в рас­те­ние­вод­стве и живот­но­вод­стве раз­ви­ва­ют свое фер­мер­ское хозяй­ство уже дол­гие годы, пере­няв его по наслед­ству. Жена и муж Гресха­ке нико­гда не пред­став­ля­ли себе дру­го­го вида дея­тель­но­сти. Да и обра­зо­ва­ние соот­вет­ству­ет: выс­шее био­ло­ги­че­ское и допол­ни­тель­ное педа­го­ги­че­ское. Несмот­ря на боль­шой опыт и фун­да­мен­таль­ные зна­ния, они посто­ян­но нахо­дят что‑то новое в тех­но­ло­ги­ях и не боят­ся внед­рять нов­ше­ства в сво­ем хозяй­стве.

Образование в Германии

Дав­но нико­го не удив­ля­ет рус­ская речь в таких извест­ных уни­вер­си­те­тах с выра­жен­ным аграр­ным про­фи­лем, как Уни­вер­си­тет Хоэн­хайм под Штут­гар­том или Рейн­ский уни­вер­си­тет Фри­дри­ха Виль­гель­ма в Бонне. Здесь полу­ча­ют дипло­мы бака­лав­ра и маги­стра сту­ден­ты, при­ез­жа­ю­щие после двух или пяти лет рос­сий­ско­го вузов­ско­го обра­зо­ва­ния. Сто­ит отме­тить, что поступ­ле­ние в немец­кие вузы про­ис­хо­дит, как пра­ви­ло, без всту­пи­тель­ных экза­ме­нов с воз­мож­но­стью парал­лель­ной пода­чи доку­мен­тов в неогра­ни­чен­ное коли­че­ство уни­вер­си­те­тов. Для ино­стран­но­го сту­ден­та с невы­со­ки­ми отмет­ка­ми в зачет­ной книж­ке все это реаль­но.

Тем, кто хочет учить­ся в Гер­ма­нии, важ­но знать, что обу­че­ние про­хо­дит либо на немец­ком язы­ке, либо толь­ко на англий­ском. Необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для поступ­ле­ния в уни­вер­си­тет явля­ет­ся нали­чие язы­ко­во­го сер­ти­фи­ка­та, под­твер­жда­ю­ще­го вла­де­ние немец­ким или англий­ским язы­ком. Таким сер­ти­фи­ка­том могут быть для обу­че­ния на англий­ском язы­ке IELTS или TOEFL, а на немец­ком – DSH или DaF. Поми­мо уче­бы по про­грам­мам бака­лаври­а­та и маги­стра­ту­ры есть воз­мож­ность учить­ся в аспи­ран­ту­ре.

Не каж­до­му рос­сий­ско­му сту­ден­ту извест­но, что он может полу­чить немец­кое выс­шее обра­зо­ва­ние прак­ти­че­ски бес­плат­но. Точ­нее, сто­и­мость (сту­ден­че­ский сбор) одно­го семест­ра состав­ля­ет от 110 до 250 евро за полу­го­дие. Ста­тус сту­ден­та поз­во­ля­ет рас­счи­ты­вать так­же на:

  • льгот­ный сту­ден­че­ский про­езд­ной билет прак­ти­че­ски на все виды обще­ствен­но­го транс­пор­та в том реги­оне, где нахо­дит­ся вуз;
  • льгот­ное пита­ние в сту­ден­че­ской сто­ло­вой;
  • скид­ки при посе­ще­нии кино, теат­ров, кафе, спор­тив­ных сек­ций, оздо­ро­ви­тель­ных ком­плек­сов и даже поли­кли­ник.

Сре­ди кура­то­ров про­грамм обу­че­ния в Гер­ма­нии, как пра­ви­ло, есть рус­ско­языч­ные. Они с с удо­воль­стви­ем ока­зы­ва­ют кон­суль­та­ции отно­си­тель­но воз­мож­но­стей изу­че­ния немец­ко­го и англий­ско­го язы­ков, про­хож­де­ния прак­ти­ки в фер­мер­ских хозяй­ствах, а так­же полу­че­ния выс­ше­го обра­зо­ва­ния и поис­ка рабо­ты в Гер­ма­нии, а во вре­мя обу­чения помо­гут разо­брать­ся, если воз­ник­ли какие-то слож­но­сти.

А как же отдых?

Отды­ху отда­ны послед­ние 3 – 4 дня в про­грам­ме. Кто такие Тис­сен и Крупп? Поче­му эти­ми име­на­ми назва­но нема­лое коли­че­ство улиц, пло­ща­дей и даже боль­ниц? Поче­му не сто­ит зака­зы­вать пиво Кёльш в Дюс­сель­дор­фе, а пиво Альт в Кёльне? Что такое «эква­тор белых соси­сок» и где про­хо­дит этот самый эква­тор? В это же вре­мя есть воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с мас­сой досто­при­ме­ча­тель­но­стей Гер­ма­нии.

Дополнительные варианты

Конеч­но, в первую оче­редь про­грам­ма «Умные кани­ку­лы» – это полез­ный отдых для моло­де­жи, для тех, кому пред­сто­ит выбрать про­фес­сию. Одна­ко она может при­го­дить­ся сту­ден­там-агра­ри­ям, да и моло­дым спе­ци­а­ли­стам, толь­ко что вышед­шим из стен вузов. Все они стал­ки­ва­ют­ся с ситу­а­ци­ей, когда воз­ни­ка­ет жела­ние удо­сто­ве­рить­ся в пра­виль­но­сти выбо­ра про­фес­сии либо пере­осмыс­лить неко­то­рые момен­ты. Такая серьез­ная сме­на обста­нов­ки, как про­жи­ва­ние в дру­гой стране при пол­ном погру­же­нии в дру­гую язы­ко­вую сре­ду и вхож­де­нии в дру­гой круг обще­ния, может дать новый тол­чок к раз­ви­тию. Аби­ту­ри­ен­там и сту­ден­там, жела­ю­щим полу­чить, к при­ме­ру, выс­шее аграр­ное обра­зо­ва­ние в Гер­ма­нии, будет поле­зен подоб­ный опыт.

Завершая рассказ

Гос­по­жа Гресха­ке еще дол­го рас­ска­зы­ва­ет нам о детях, о сту­ден­тах, кото­рые каж­дый год про­хо­дят прак­ти­ку в учхо­зе. О том, как ран­ним утром, проснув­шись с пер­вы­ми пету­ха­ми и начав печь све­жие булоч­ки для всей семьи, она, попи­вая аро­мат­ный кофе, раз­мыш­ля­ет о том, что абсо­лют­но ниче­го не хоте­ла бы поме­нять в сво­ей жиз­ни. Дело, кото­ро­му она посвя­ти­ла жизнь, не пере­ста­ет ей нра­вить­ся. Оно было, есть и будет вос­тре­бо­ван­ным.

Мате­ри­ал: Юлия Геди­ке, Unitalent, ФРГ

Читайте также