Фото: А. Жуков

«Белагро-2018»: рост амбиций

Фото: А. Жуков

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Алексей Жуков

Поделитьтся

Выстав­ка «Белаг­ро-2018» про­шла в нача­ле июня под Мин­ском. Она собра­ла более 500 ком­па­ний из 28 стран, одна­ко глав­ны­ми геро­я­ми экс­по­зи­ции, как обыч­но, ста­ли круп­ные маши­но­стро­и­тель­ные пред­при­я­тия Бело­рус­сии. Они про­де­мон­стри­ро­ва­ли несколь­ко инте­рес­ных нови­нок, в том чис­ле ори­ен­ти­ро­ван­ных в первую оче­редь на рос­сий­ско­го потре­би­те­ля.

Выстав­ка тра­ди­ци­он­но явля­ет­ся экс­порт­ной вит­ри­ной для бело­рус­ско­го агро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са. С огра­ни­че­ни­ем госу­дар­ствен­ных инве­сти­ций в раз­ви­тие АПК в послед­ние годы экс­порт­ная ори­ен­та­ция ста­ла толь­ко замет­нее.

Орга­ни­за­то­ры выстав­ки в лице Мин­сель­хоз­про­да и Мин­про­ма рес­пуб­ли­ки при­ла­га­ют мак­си­мум уси­лий для того, что­бы най­ти зару­беж­ных поку­па­те­лей для гос­пред­при­я­тий. Два года назад «Белаг­ро» при­уро­чи­ли к Фору­му реги­о­нов Бела­ру­си и Рос­сии, бла­го­да­ря чему экс­по­зи­цию рас­ши­ри­ли за счет трол­лей­бу­сов, пас­са­жир­ских авто­бу­сов, БелА­Зов, това­ров лег­кой про­мыш­лен­но­сти.

На этот раз выстав­ка про­шла в более тра­ди­ци­он­ном аграр­ном фор­ма­те. Зару­беж­ные деле­га­ции не силь­но бро­са­лись в гла­за, рос­сий­ское при­сут­ствие на «Белаг­ро-2018» так­же было не столь вну­ши­тель­ным, как в преды­ду­щие годы. Тем не менее на выстав­ке побы­ва­ли офи­ци­аль­ные деле­га­ции из 16 реги­о­нов Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Почет­ным гостем цере­мо­нии откры­тия стал губер­на­тор Воло­год­ской обла­сти Олег Кув­шин­ни­ков. Сме­на руко­вод­ства Мин­сель­хоза РФ, а так­же оче­ред­ное обостре­ние молоч­но­го спо­ра меж­ду стра­на­ми явно не спо­соб­ство­ва­ли при­ез­ду на бело­рус­скую выстав­ку руко­вод­ства рос­сий­ской аграр­ной отрас­ли.

«Белаг­ро-2018» раз­ме­сти­лась на пло­ща­ди 75 тыс. кв. м око­ло ново­го тор­го­во­го цен­тра в деревне Щомыс­ли­ца в трех кило­мет­рах от Мин­ской коль­це­вой авто­до­ро­ги. Она вто­рой раз под­ряд про­шла на этом месте и, похо­же, нако­нец полу­чи­ла посто­ян­ную про­пис­ку после того, как по рас­по­ря­же­нию пре­зи­ден­та А. Лука­шен­ко «Белаг­ро» поки­ну­ла свою тра­ди­ци­он­ную пло­щад­ку на зем­лях ОАО «Гастел­лов­ское». Новая пло­щад­ка доста­точ­но удоб­на в транс­порт­ном отно­ше­нии и в то же вре­мя не нахо­дит­ся в цен­тре горо­да, где было вели­ко чис­ло слу­чай­ных посе­ти­те­лей.

В целом по экс­по­зи­ции выстав­ки было замет­но ожив­ле­ние бело­рус­ско­го рын­ка. Ком­па­нии-импор­те­ры выста­ви­ли более доро­гие и мощ­ные маши­ны, появи­лись новые для Бело­рус­сии брен­ды. Доста­точ­но пред­ста­ви­тель­ной была экс­по­зи­ция рос­сий­ских маши­но­стро­и­те­лей. Их чис­ло вырос­ло по срав­не­нию с про­шлым годом. Это сви­де­тель­ству­ет о том, что, несмот­ря на осо­бен­но­сти мест­но­го рын­ка тех­ни­ки, рос­сий­ские ком­па­нии все-таки нахо­дят потре­би­те­лей сре­ди бело­рус­ских агра­ри­ев, в первую оче­редь сре­ди фер­ме­ров. Так, «Киро­вец» в этом году поста­вил в Витеб­скую область на тест пар­тию трак­то­ров на гусе­нич­ном ходу (они были пред­став­ле­ны на выстав­ке). По ито­гам испы­та­ний область может заку­пить доста­точ­но боль­шую пар­тию тех­ни­ки для хозяйств, рас­по­ло­жен­ных на тяже­лых поч­вах.

Газовое измерение

Рос­сия оста­ет­ся основ­ным рын­ком для бело­рус­ских маши­но­стро­и­те­лей. Это замет­но и по оби­лию машин с газо­вы­ми дви­га­те­ля­ми. В РФ сти­му­ли­ру­ет­ся исполь­зо­ва­ние при­род­но­го газа в каче­стве авто­мо­биль­но­го топ­ли­ва. Бело­ру­сы спе­шат попасть в эту про­грам­му.

Мин­ский трак­тор­ный завод пока­зал газо­вую моди­фи­ка­цию трак­то­ра «Бела­рус 1221.2» с дви­га­те­лем мощ­но­стью 120 л. с. Ранее мин­чане уже пыта­лись сде­лать маши­ну на газе, одна­ко тот про­ект был при­знан недо­ста­точ­но эффек­тив­ным и не был реа­ли­зо­ван. В этот раз был пред­став­лен трак­тор, рабо­та­ю­щий на сжи­жен­ном при­род­ном газе. Трак­то­ро­стро­и­те­ли хотят, что­бы маши­на име­ла запас топ­ли­ва, доста­точ­ный для 10 часов рабо­ты. Преды­ду­щая попыт­ка раз­ме­щать бал­ло­ны на кры­ше была при­зна­на неудач­ной для при­ме­не­ния в сель­ском хозяй­стве.

У ново­го газо­во­го трак­то­ра один из баков нахо­дит­ся там же, где и дизель­ный. Вто­рой пока рас­по­ла­га­ет­ся за каби­ной, что, к сожа­ле­нию, огра­ни­чи­ва­ет при­ме­не­ние навес­но­го обо­ру­до­ва­ния. «Одна­ко новая ком­по­нов­ка выгля­дит более пер­спек­тив­ной, – рас­ска­зал дирек­тор кон­струк­тор­ско­го бюро МТЗ Васи­лий Гнед­чик. – Кон­струк­цию про­дол­жат совер­шен­ство­вать, а сам трак­тор будет соби­рать­ся в Рос­сии на мощ­но­стях казан­ско­го диле­ра МТЗ».

Гом­сель­маш пред­ста­вил газо­вый ком­байн. Новин­ка «Палес­се КЗС 4118К» рабо­та­ет на ком­при­ми­ро­ван­ном газе. Он снаб­жен дви­га­те­лем мощ­но­стью 350 л. с. и явля­ет­ся вари­ан­том попу­ляр­но­го Palesse GS12 (КЗС-1218). Газо­вое обо­ру­до­ва­ние уста­нов­ле­но над бун­ке­ром. Веро­ят­но, что это так­же не окон­ча­тель­ный вари­ант ком­по­нов­ки.

Путь в фулл-лайнеры

В Бело­рус­сии в бли­жай­шее вре­мя может появить­ся насто­я­щий фулл-лай­нер. В хол­динг «Гом­сель­маш» в про­шлом году вошел «Лида­а­г­ро­пром­маш», кото­рый зани­мал­ся про­из­вод­ством поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей, посев­ной, а так­же тех­ни­ки для защи­ты рас­те­ний. Ранее Гом­сель­маш, наря­ду с ком­бай­на­ми, выпус­кал тех­ни­ку для заго­тов­ки кор­мов, а так­же кар­то­фе­ле­убо­роч­ные и иные маши­ны.

Пол­ной линей­ка гомель­ско­го заво­да может стать через два года, когда в серию дол­жен пой­ти «трак­тор» – уни­вер­саль­ное энер­го­сред­ство МС-350. На пред­при­я­тии еще не вполне опре­де­ли­лись, как пози­ци­о­ни­ро­вать новую маши­ну. Ранее у гомель­чан уже были энер­го­сред­ства U280, 2U250 или U280, одна­ко они не под­хо­ди­ли для поч­во­об­ра­бот­ки и дру­гих работ.

С энер­го­сред­ством МС-350 мож­но будет агре­ги­ро­вать при­цеп­ные и навес­ные маши­ны для обра­бот­ки поч­вы, посе­ва, а так­же при­це­пы. На выстав­ке сред­ство было пред­став­ле­но с широ­ко­за­хват­ным поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щим агре­га­том. Одна­ко МС-350 так­же смо­жет уби­рать куку­ру­зу на силос с полу­на­вес­ным кор­мо­убо­роч­ным ком­бай­ном Palesse FH40 и Palesse FH40А или широ­ко­за­хват­ной косил­кой.

Пер­вый обра­зец МС-350, кото­рый при­вез­ли на выстав­ку, был собран бук­валь­но за пару дней до нача­ла меро­при­я­тия. Маши­на полу­чи­лась при­зе­ми­стой, име­ет вра­ща­ю­щу­ю­ся на 180 гра­ду­сов каби­ну от ком­бай­на, а дви­га­тель Мин­ско­го мотор­но­го заво­да. Но так­же пла­ни­ру­ет­ся уста­нав­ли­вать на него движ­ки Cummings и Mercedes. Цикл испы­та­ний про­дол­жит­ся еще два года.

Гом­сель­маш отме­тил­ся еще несколь­ки­ми инте­рес­ны­ми новин­ка­ми. Сре­ди них «супер­ком­байн» КЗС-2124КР. «Фак­ти­че­ски это Palesse GS16 (КЗС-1624) с мак­си­маль­ным набо­ром опций, – пояс­нил НСХ началь­ник мар­ке­тинг-цен­тра ОАО «Гом­сель­маш» Дмит­рий Муляр. – Пока­за­те­ли про­из­во­ди­тель­но­сти, мощ­ность дви­га­те­ля у супер­ком­бай­на такие же, как и у КЗС-1624, но он полу­чил боль­ше элек­тро­ни­ки, систе­му спут­ни­ко­вой нави­га­ции, удер­жа­ния в колее, более ком­фор­та­бель­ную новую каби­ну и т. д. Маши­на полу­чи­лась хоро­шей, но доро­гой. Она на 60 – 70 тыс. дол­ла­ров доро­же КЗС-1624. Но раз­ни­ца в цене сокра­тит­ся, если выпус­кать КЗС-2124КР круп­ны­ми пар­ти­я­ми».

Еще одна новин­ка выстав­ки – ком­байн с гибрид­ным обмо­ло­том КЗС-3219, соче­та­ю­щим в себе эле­мен­ты ротор­ной и бара­бан­ной схе­мы. Она обес­пе­чи­ва­ет высо­кую про­из­во­ди­тель­ность на хле­бах повы­шен­ной влаж­но­сти. У Гом­сель­ма­ша уже есть Palesse GS 13 с такой схе­мой, но осо­бен­ность КЗС-3219 в мак­си­маль­ной уни­фи­ка­ции с модер­ни­зи­ро­ван­ной моде­лью КЗС-1218‑А1. Маши­на долж­на быть доступ­нее, а так­же надеж­нее за счет того, что КЗС-1218 уже выпус­ка­ет­ся доста­точ­но мно­го лет и ком­бай­но­стро­и­те­ли устра­ни­ли в нем мно­го сла­бых мест.

Тракторный прорыв

С уче­том Гом­сель­ма­ша в Бела­ру­си может появить­ся уже тре­тий про­из­во­ди­тель трак­то­ров. Вто­рым соби­ра­ет­ся стать Амко­дор. В про­шлом году он пока­зал обра­зец трак­то­ра с шар­нир­но сочле­нен­ной схе­мой. В этом году на выстав­ке пока­за­ли усо­вер­шен­ство­ван­ный пред­се­рий­ный обра­зец, а так­же было заяв­ле­но уже три моде­ли: с дви­га­те­ля­ми ММЗ мощ­но­стью 325 и 350 л. с., а так­же Prekins в 450 л. с. Бело­рус­ская ком­па­ния под­пи­са­ла про­то­кол о наме­ре­ни­ях с Prekins в декаб­ре 2017 года. Бри­тан­ский про­из­во­ди­тель будет постав­лять дви­га­те­ли высо­ких эко­ло­ги­че­ских клас­сов. Про­да­жи машин с ними пла­ни­ру­ет­ся ори­ен­ти­ро­вать на евро­пей­ский рынок. Но его так­же пред­ло­жат бело­рус­ским и рос­сий­ским потре­би­те­лям.

Внеш­ний вид трак­то­ра Амко­дор изме­нит­ся: капот полу­чит ско­шен­ные гра­ни и будет боль­ше похож на дизайн дру­гих марок. В мае это­го года Амко­дор начал стро­и­тель­ство ново­го заво­да под Мин­ском, где, веро­ят­но, и будет про­из­во­дить­ся трак­тор. В серию его обе­ща­ют запу­стить в 2020 году.

На том же заво­де пла­ни­ру­ет­ся соби­рать и новую линей­ку погруз­чи­ков Амко­дор 320С2, 330С и 350С гру­зо­подъ­ем­но­стью от двух до пяти тонн. У них обнов­лен дизайн капо­та, каби­на, усо­вер­шен­ство­ва­ны орга­ны управ­ле­ния, уста­нов­ле­на новая гид­ро­ме­ха­ни­че­ская пере­да­ча. Менее про­из­во­ди­тель­ные маши­ны полу­чи­ли воз­мож­ность отклю­че­ния одно­го из мостов при дви­же­нии по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния.

Трак­тор МТЗ-4522 с 450‑сильным дви­га­те­лем мало изме­нил­ся за год. Исклю­че­ние соста­вил зад­ний мост. Маши­ну про­дол­жа­ют испы­ты­вать, ква­ли­фи­ка­ци­он­ные испы­та­ния она долж­на прой­ти до кон­ца года. После это­го трак­тор запу­стят в серию. В целом экс­по­зи­ция МТЗ в этом году не пест­ре­ла новин­ка­ми. Завод так­же про­де­мон­стри­ро­вал «Бела­рус-3522» на гусе­нич­ном ходу. В его кон­струк­ции исполь­зо­ва­лись канад­ские дви­жи­те­ли, кото­рые могут уста­нав­ли­вать­ся под заказ. Пла­нов по раз­ра­бот­ке соб­ствен­ных дви­жи­те­лей подоб­но­го типа бело­рус­ские трак­то­ро­стро­и­те­ли пока не вына­ши­ва­ют.

Мин­ский мотор­ный завод пред­ста­вил гостям выстав­ки 1,6‑литровый дизель­ный дви­га­тель мощ­но­стью 35 л. с. (макс. кру­тя­щий момент 120 нм) и само­ход­ное шас­си MMZ-30TD на его базе. Оно осна­ще­но гру­зо­вой плат­фор­мой, име­ет гру­зо­подъ­ем­ность 1,5 т, диа­па­зон ско­ро­сти от 5,39 до 23,86 км / ч. Так­же будет выпус­кать­ся шас­си MMZ-40TD с 45‑сильным дви­га­те­лем объ­е­мом 2,1 л.

На выстав­ке так­же экс­по­ни­ро­ва­лась тех­ни­ка для 450‑сильных трак­то­ров. ОАО «Воро­нов­ская сель­хоз­тех­ни­ка» пока­за­ло под мар­кой «Боярин» четы­рех­ос­ный при­цеп гру­зо­подъ­ем­но­стью 36 т. Это пер­вый обра­зец, кото­ро­му еще пред­сто­ит прой­ти испы­та­ния. При­цеп пока оста­ет­ся самым боль­шим сре­ди про­из­во­ди­мых в Бела­ру­си. Линей­ку адап­те­ров для сво­их при­це­пов про­из­во­ди­тель так­же рас­ши­ря­ет за счет пере­груз­чи­ка для сахар­ной свёк­лы.

Науч­но-прак­ти­че­ский центр по меха­ни­за­ции сель­ско­го хозяй­ства Ака­де­мии наук Бела­ру­си пред­ста­вил зер­но­су­шил­ку СКУ-10. Маши­на кару­сель­но­го типа еще не пред­ла­га­лась в Бела­ру­си. Она за час может высу­шить до про­до­воль­ствен­ных пара­мет­ров 10 пла­но­вых тонн зер­на. Сушил­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на неболь­шие хозяй­ства, кото­рые соби­ра­ют две-три тыся­чи тонн зер­на и мень­ше. На тон­ну зер­на будет тра­тить­ся от 6 кг жид­ко­го топ­ли­ва или от 8 кубо­мет­ров газа. Как ско­ро и в каком объ­е­ме будет осво­е­но про­из­вод­ство сушил­ки, пока точ­но неиз­вест­но, одна­ко пред­ло­же­ние может ока­зать­ся инте­рес­ным для фер­ме­ров.

Боб­руй­ска­гро­маш пока­зал в этом году две новин­ки: измель­чи­тель-упа­ков­щик влаж­но­го зер­на ИУВЗ-20М и упа­ков­щик силос­но-сенаж­ной мас­сы УСМ-1. Обе маши­ны демон­стри­ро­ва­лись ранее на выстав­ке, одна­ко на стен­де НПЦ по меха­ни­за­ции. Теперь же они появи­лись в серий­ном испол­не­нии. ИУВЗ-20М в состо­я­нии с плот­но­стью 1000 кг / кубо­метр упа­ко­вать в поли­мер­ный рукав до 20 т зер­на в час, а УСМ-1 име­ет про­из­во­ди­тель­ность от 30 до 90 т / ч по сило­су.

Резюме

В послед­ние годы пра­ви­тель­ство Бела­ру­си не в состо­я­нии под­дер­жи­вать агра­ри­ев в преж­них объ­е­мах в части обнов­ле­ния машин­но-трак­тор­но­го пар­ка. Соот­вет­ствен­но, сель­хоз­ма­ши­но­стро­и­те­лям при­хо­дит­ся все боль­ше смот­реть на зару­беж­ные рын­ки, в том чис­ле – рос­сий­ский. Как пока­зы­ва­ют послед­ние выстав­ки, они стре­мят­ся вой­ти в новые сег­мен­ты. Сего­дня по мере роста запро­сов потре­би­те­лей, а так­же агрес­сив­но­го про­дви­же­ния китай­ской тех­ни­ки рабо­тать в нише «соот­но­ше­ние цена / каче­ство» ста­но­вит­ся все слож­нее. Поэто­му бело­рус­ский про­из­во­ди­тель ста­ра­ет­ся повер­нуть­ся лицом к потре­би­те­лю. В бли­жай­шие годы мож­но ожи­дать боль­ше­го чис­ла нови­нок, чему будет спо­соб­ство­вать и акти­ви­за­ция сотруд­ни­че­ства с Кита­ем. Тот же новый завод Амко­до­ра стро­ит­ся при уча­стии китай­цев и на китай­ские кре­ди­ты. Есть так­же сов­мест­ные про­ек­ты у МАЗа и дру­гих маши­но­стро­и­тель­ных ком­па­ний.

Читайте также