Фото: C. Rudolph

Когда «Майя» взлетает

Фото: C. Rudolph

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Вольфганг Рудольф, Бад Лаусик, ФРГ

Поделитьтся

Лета­ю­щие сеял­ки, раз­бра­сы­ва­те­ли удоб­ре­ний и опрыс­ки­ва­те­ли ста­но­вят­ся реаль­но­стью. Свя­за­но это со стре­ми­тель­ным раз­ви­ти­ем БПЛА. Пер­вые постав­щи­ки услуг по выпол­не­нию работ с воз­ду­ха полу­ча­ют при­зна­ние и стал­ки­ва­ют­ся с пре­гра­да­ми.

Использование БПЛА в ФРГ

Всего 2 х 2 см и вес менее одно­го грам­ма – в Кали­фор­ний­ском уни­вер­си­те­те срав­ни­тель­но недав­но был пред­став­лен самый малень­кий лета­ю­щий робот в мире. Зачем такой нужен? По замыс­лу уче­ных, мини-дрон мог бы выпол­нять функ­ции пче­лы, опы­ляя рас­те­ния.

Пче­ли­ным име­нем «Майя» (пче­ла Майя – геро­и­ня одно­имен­но­го мульт­филь­ма. – Прим. ред.) назы­ва­ет свои дро­ны сель­хоз­на­зна­че­ния Андре Пайне, руко­во­ди­тель немец­кой ком­па­нии Agroflight GmbH. Самая боль­шая из его «пче­лок» Maja 20 отры­ва­ет­ся от зем­ли с силь­ным жуж­жа­ни­ем, кото­рое изда­ют восемь вин­тов. Их лопа­сти – с пред­пле­чье чело­ве­ка каж­дая. Имея в диа­мет­ре око­ло четы­рех мет­ров и общий вес почти 50 кг, Maja явля­ет­ся в неко­то­рой сте­пе­ни пря­мой про­ти­во­по­лож­но­стью кали­фор­ний­ской пче­ле-дро­ну, и справ­ля­ет­ся она с зада­ча­ми посе­рьез­нее, неже­ли опы­ле­ние, напри­мер, рас­пре­де­ля­ет в поле удоб­ре­ния или посев­ной мате­ри­ал.

Дроны спецназначения

Ком­па­ния Agroflight ста­ла одним из пер­вых постав­щи­ков услуг по исполь­зо­ва­нию гру­зо­вых дро­нов в сель­ском хозяй­стве Гер­ма­нии. Вне­се­ние хими­че­ских средств защи­ты рас­те­ний с воз­ду­ха в ФРГ раз­ре­ше­но лишь в неко­то­рых слу­ча­ях. Тем не менее А. Пайне видит мно­же­ство дру­гих воз­мож­но­стей для при­ме­не­ния гру­зо­вых дро­нов в аграр­ном сек­то­ре.

Он при­зна­ет­ся: «Без­услов­но, лета­тель­ные аппа­ра­ты, даже если они взле­та­ют с отно­си­тель­но высо­кой полез­ной нагруз­кой, не могут обес­пе­чить той про­из­во­ди­тель­но­сти, кото­рую демон­стри­ру­ют опрыс­ки­ва­те­ли, сеял­ки или раз­бра­сы­ва­те­ли удоб­ре­ний». Но в рас­те­ние­вод­стве при­хо­дит­ся решать зада­чи, в кото­рых БПЛА мог­ли бы про­де­мон­стри­ро­вать свою силь­ную сто­ро­ну. Напри­мер, их целе­со­об­раз­но исполь­зо­вать для предот­вра­ще­ния поч­вен­но­го уплот­не­ния и при пол­ном отка­зе от рабо­ты с тех­но­ло­ги­че­ской коле­ей. Да и мно­гие меро­при­я­тия по ухо­ду за рас­те­ни­я­ми мож­но про­из­во­дить с исполь­зо­ва­ни­ем дро­нов, если из-за избы­точ­ной вла­ги выезд в поле огра­ни­чен. Как раз в дан­ном слу­чае у дро­нов было бы пре­иму­ще­ство в рав­но­мер­ном рас­пре­де­ле­нии гра­нул удоб­ре­ний или посев­но­го мате­ри­а­ла на шири­ну захва­та 9 м.

При рабо­те с жид­ки­ми ком­по­нен­та­ми воз­душ­ное завих­ре­ние, обра­зу­е­мое вин­та­ми, обес­пе­чи­ва­ло бы каче­ствен­ное покры­тие рабо­чим рас­тво­ром всех частей рас­те­ний. Рас­пре­де­лять таким обра­зом воз­мож­но бак­те­ри­аль­ные пре­па­ра­ты, жид­кие удоб­ре­ния с мик­ро­эле­мен­та­ми и пр.

В каче­стве сле­ду­ю­ще­го при­ме­ра эффек­тив­но­го исполь­зо­ва­ния гру­зо­вых дро­нов в сель­ском хозяй­стве А. Пайне назы­ва­ет воз­мож­ность под­се­ва на «выпав­ших» участ­ках или высев про­ме­жу­точ­ных куль­тур, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся сра­зу же после обмо­ло­та основ­ной куль­ту­ры и не тре­бу­ют допол­ни­тель­ной поч­во­об­ра­бот­ки. Так, в посе­вы куку­ру­зы мож­но было бы под­се­ять кле­вер или овся­ни­цу крас­ную: они бы из-за сво­е­го более мед­лен­но­го роста не ста­ли бы поме­хой основ­ной куль­ту­ре, а сра­зу после ее убор­ки успе­ли бы раз­вить­ся в необ­хо­ди­мой мере.

Широ­кое поле дея­тель­но­сти для дро­нов экс­перт видит в сфе­ре орга­ни­че­ско­го зем­ле­де­лия. Здесь ассор­ти­мент средств, рас­пре­де­ля­е­мых с воз­ду­ха, варьи­ру­ет­ся от молоч­ной кис­ло­ты до укреп­ля­ю­щих рас­те­ния пре­па­ра­тов, вклю­чая так­же азот­фик­си­ру­ю­щие бак­те­рии, сме­си мик­ро­эле­мен­тов, удоб­ре­ния.

Тестовые пуски

Одним из кли­ен­тов Agroflight явля­ет­ся фер­мер Йан Кун­це, кото­рый свои 45 га пахот­ных земель и 27 га паст­бищ­ных уго­дий обра­ба­ты­ва­ет по прин­ци­пам орга­ни­че­ско­го зем­ле­де­лия. Сего­дняш­ним про­мозг­лым утром фер­мер сто­ит на краю поля с ози­мы­ми и наблю­да­ет за сотруд­ни­ком Agroflight Фран­цем Лай­ка­у­фом. После напол­не­ния гру­зо­во­го кон­тей­не­ра два­дца­тью кило­грам­ма­ми мик­ро­гра­нул серо­со­дер­жа­ще­го удоб­ре­ния Maja 20 под­ни­ма­ет­ся в воз­дух и про­дол­жа­ет дви­же­ние на запро­грам­ми­ро­ван­ной высо­те. Во вре­мя поле­та рас­пре­де­ле­ние гра­нул про­ис­хо­дит через устрой­ство, вмон­ти­ро­ван­ное в цен­тре лета­тель­но­го аппа­ра­та сни­зу.

«При столь высо­кой влаж­но­сти поч­вы, как сего­дня, я бы не смог вый­ти в поле с раз­бра­сы­ва­те­лем», – отме­ча­ет Йан Кун­це. Мик­ро­гра­ну­лы с серой он вно­сит как под куль­ту­ры на пашне, так и на сено­ко­сах и паст­би­щах. Кро­ме это­го, про­шлым летом фер­мер впер­вые опро­бо­вал вне­се­ние азот­фик­си­ру­ю­щих бак­те­рий в посе­вы три­ти­ка­ле с воз­ду­ха. «Уро­жай­ность куль­ту­ры, несмот­ря на затяж­ную засу­ху, в ито­ге соста­ви­ла 62 ц / га, что было выше по срав­не­нию с резуль­та­та­ми пред­ше­ству­ю­ще­го года», – дово­лен Й. Кун­це успе­хом. Оче­вид­ные резуль­та­ты так­же пока­за­ло раз­брыз­ги­ва­ние с дро­нов в ходе про­ве­де­ния меро­при­я­тий по борь­бе с забо­ле­ва­ни­я­ми гриб­ной этио­ло­гии молоч­ной кис­ло­ты.

«Вно­си­мое коли­че­ство мы регу­ли­ру­ем за счет ско­ро­сти поле­та», – объ­яс­ня­ет осо­бен­но­сти рабо­ты Ф. Лай­ка­уф, тем вре­ме­нем вновь напол­няя кон­тей­нер вер­нув­ше­го­ся лета­тель­но­го аппа­ра­та. Загру­жа­е­мое коли­че­ство перед при­ме­не­ни­ем, как и опти­маль­ная тра­ек­то­рия поле­та над обра­ба­ты­ва­е­мой пло­ща­дью, рас­счи­ты­ва­ет­ся спе­ци­аль­ной про­грам­мой. «Мы обра­ба­ты­ва­ем до 10 гек­та­ров в час, – гово­рит пилот дро­на. – Но все про­цес­сы необ­хо­ди­мо син­хро­ни­зи­ро­вать, ведь каж­дые 12 – 15 минут тре­бу­ет­ся заме­на акку­му­ля­то­ра».

«Зако­но­да­тель­ство раз­ре­ша­ет выпол­нять поле­ты с вос­хо­дом солн­ца. Мы дей­ству­ем быст­ро: в это вре­мя часто без­вет­рен­но и есть воз­мож­ность учесть утрен­нюю росу при дози­ро­ван­ном сме­ши­ва­нии жид­ких ком­по­нен­тов с водой. Это озна­ча­ет, что мы можем вно­сить веще­ства с боль­шей кон­цен­тра­ци­ей и в резуль­та­те обра­ба­ты­вать при одном и том же объ­е­ме загруз­ки боль­ше пло­ща­дей», – добав­ля­ет А. Пайне.

Фик­си­ро­вать рас­цен­ки, свя­зан­ные с вне­се­ни­ем веществ дро­на­ми, он не хотел бы. В рас­че­тах с фер­ме­ра­ми всё силь­но зави­сит от кон­крет­ных тре­бо­ва­ний и локаль­ных усло­вий. «Мы дела­ем каль­ку­ля­цию на гек­тар. Здесь же учи­ты­ва­ют­ся под­го­то­ви­тель­ные меро­при­я­тия и пла­ни­ро­ва­ние. Вно­си­мые сред­ства – удоб­ре­ния или семе­на – обыч­но предо­став­ля­ет заказ­чик. Мы лишь можем давать реко­мен­да­ции, исхо­дя из наше­го опы­та. Затем, осно­вы­ва­ясь на сде­лан­ном пред­ло­же­нии, фер­мер при­ни­ма­ет реше­ние по коли­че­ству необ­хо­ди­мых лет­ных часов», – гово­рит гла­ва Agroflight.

Обучение в Китае

Для того что­бы вый­ти на рынок Гер­ма­нии с пред­ло­же­ни­ем сво­их услуг, ком­па­ния при­об­ре­ла у одно­го китай­ско­го про­из­во­ди­те­ля два гру­зо­вых дро­на гру­зо­подъ­ем­но­стью 20 кг (Maja 20) и один БПЛА, кото­рый мож­но загру­жать до 10 кг. Было куп­ле­но так­же обо­ру­до­ва­ние для вне­се­ния гра­нул, рас­пы­ле­ния рас­тво­ров или порош­ка. В тех­ни­че­ское осна­ще­ние боль­ших дро­нов вхо­дит немно­го мень­ший по раз­ме­ру Willi (види­мо, друг пчел­ки Майи по тому же мульт­филь­му Вил­ли. – Прим. ред.), он, в первую оче­редь, при­ме­ня­ет­ся на рабо­тах по рас­пре­де­ле­нию кап­сул с три­хо­грам­мой для борь­бы с огнев­кой на посе­вах куку­ру­зы.

Что­бы управ­лять боль­ши­ми дро­на­ми, Ф. Лай­ка­уф про­шел трех­не­дель­ное обу­че­ние у про­из­во­ди­те­ля в Под­не­бес­ной. Нали­чие сер­ти­фи­ка­тов было одним из усло­вий полу­че­ния спе­ци­аль­ных лицен­зий на исполь­зо­ва­ние боль­ших и тяже­лых дро­нов в Гер­ма­нии. «Соглас­но поста­нов­ле­нию по дро­нам, на его подъ­ем при общем весе от 5 кг тре­бу­ет­ся раз­ре­ше­ние от земель­но­го управ­ле­ния граж­дан­ской авиа­ции.

Во мно­гих феде­раль­ных зем­лях верх­ний гру­зо­вой порог для дро­нов состав­ля­ет 25 кг. Так как наша Maja 20 в загру­жен­ном состо­я­нии весит почти 50 кг, нам еще нуж­но спе­ци­аль­ное исклю­чи­тель­ное раз­ре­ше­ние, кото­рое сле­ду­ет про­дле­вать каж­дые шесть меся­цев. Кро­ме того, мы обя­за­ны зара­нее сооб­щать о каж­дом рей­се в мест­ное отде­ле­ние поли­ции», – опи­сы­ва­ет офи­ци­аль­ную про­це­ду­ру А. Пайне.

Запрет на полет вне поля зрения

Фак­ти­че­ски тех­но­ло­гия бес­пи­лот­ных лета­тель­ных аппа­ра­тов достиг­ла уров­ня, кото­рый поз­во­лил бы исполь­зо­вать ее в сель­ском и лес­ном хозяй­стве намно­го шире, чем это преду­смат­ри­ва­ет нынеш­нее зако­но­да­тель­ство мно­гих стран. Сей факт не в послед­нюю оче­редь под­твер­жда­ет анонс про­из­во­ди­те­ля само­ле­тов Airbus о созда­нии авто­ном­но­го пас­са­жир­ско­го дро­на. К тому же несколь­ко меся­цев назад китай­ские уче­ные сооб­щи­ли об успеш­ном испы­та­нии одно­го бес­пи­лот­но­го лета­тель­но­го аппа­ра­та с дви­га­те­лем внут­рен­не­го сго­ра­ния, кото­рый может транс­пор­ти­ро­вать полез­ный груз весом более одной тон­ны. Раз­лич­ные ком­па­нии по все­му миру раз­ра­ба­ты­ва­ют кон­цеп­ции гру­зо­вых дро­нов (НСХ 1/20, с. 42), про­дви­гая тех­но­ло­гию впе­ред.

Юрист и пре­по­да­ва­тель Тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та горо­да Хем­ни­ца про­фес­сор, док­тор Мар­тин Мас­ла­тон регу­ляр­но сидит за штур­ва­лом биз­нес-дже­та сво­е­го адво­кат­ско­го бюро, он так­же явля­ет­ся чле­ном прав­ле­ния Феде­раль­но­го сою­за граж­дан­ской бес­пи­лот­ной авиа­ции. Экс­перт убеж­ден, что гру­зо­подъ­ем­ность гру­зо­вых дро­нов в бли­жай­шее вре­мя зна­чи­тель­но уве­ли­чит­ся. При­чем раз­ра­бот­ки новых тех­но­ло­гий акку­му­ли­ро­ва­ния энер­гии (напри­мер, твер­до­тель­ной бата­реи) будут спо­соб­ство­вать это­му.

«Обес­пе­че­ние без­опас­но­сти про­фес­си­о­наль­ных БПЛА уже достиг­ло высо­ко­го уров­ня», – сооб­ща­ет М. Мас­ла­тон. Яко­бы име­ют­ся эле­мен­ты управ­ле­ния через GPS, с помо­щью кото­рых мож­но запро­грам­ми­ро­вать точ­ки марш­ру­та и выпол­не­ние опе­ра­ций. При сла­бой мощ­но­сти бата­реи или раз­ры­ве свя­зи бес­пи­лот­ни­ки авто­ма­ти­че­ски плав­но опус­ка­ют­ся на зем­лю. Бла­го­да­ря функ­ции рас­по­зна­ва­ния пре­пят­ствий «бес­пи­лот­ни­ки» могут уже летать по лесу, оги­бая при этом дере­вья.

Тем не менее, в пуб­лич­ных обсуж­де­ни­ях по-преж­не­му пре­ва­ли­ру­ют стра­хи и опа­се­ния. Орга­ны вла­сти реа­ги­ру­ют, соот­вет­ствен­но, – с чрез­мер­ной осто­рож­но­стью, в том чис­ле из-за неод­но­знач­но­го пра­во­во­го ста­ту­са БПЛА.

«В насто­я­щее вре­мя это самый боль­шой тор­моз в инно­ва­ци­он­ных биз­нес-моде­лях с исполь­зо­ва­ни­ем дро­нов», – кон­ста­ти­ру­ет М. Мас­ла­тон. Осо­бен­но воз­му­ща­ют про­фес­со­ра пра­ви­ла, запре­ща­ю­щие полет БПЛА вне поля зре­ния. В прин­ци­пе есть воз­мож­ность подать заяв­ку на полу­че­ние спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния, но по опы­ту экс­пер­та поло­жи­тель­ное реше­ние после­ду­ет в абсо­лют­но исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях. Сде­лать это не уда­лось даже одно­му немец­ко­му сете­во­му опе­ра­то­ру, кото­рый хотел исполь­зо­вать дро­ны для мони­то­рин­га трасс линии свя­зи.

Суще­ство­ва­ние запре­та на поле­ты вне поля зре­ния при при­ме­не­нии лета­тель­ных аппа­ра­тов в аграр­ном сек­то­ре силь­но услож­ня­ет выпол­не­ние задач, к при­ме­ру, по вне­се­нию СЗР в мест­но­сти с хол­ми­стым релье­фом: потре­бу­ет­ся посто­ян­но менять точ­ку управ­ле­ния БПЛА.

То, что так назы­ва­е­мый запрет Out of sight (англ.: вне поле зре­ния) более не отве­ча­ет духу вре­ме­ни, М. Мас­ла­тон обос­но­вы­ва­ет при­ме­ром из соб­ствен­но­го опы­та пило­та: «У меня есть раз­ре­ше­ние на поле­ты по при­бо­рам, это зна­чит, что в сле­пом поле­те я могу управ­лять пас­са­жир­ским само­ле­том, осно­вы­ва­ясь на пока­за­ни­ях таких при­бо­ров, как высо­то­метр или авиа­го­ри­зонт. Соб­ствен­но, для это­го мне не нуж­но сидеть в кабине, управ­лять я так­же мог бы с зем­ли. Но в соот­вет­ствии с нынеш­ней пра­во­вой ситу­а­ци­ей я не могу так посту­пить с дро­ном, даже если он осна­щен каме­рой, то есть вовсе не «слеп», как я во вре­мя поле­та по при­бо­рам на сво­ей зна­чи­тель­но боль­шей по раз­ме­ру машине…»

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *