На фоне продовольственного эмбарго у отечественных поставщиков открываются шансы вытеснить с прилавков импортные продукты питания. Большие надежды связывают с российскими сыроделами, ведь импорт сыров за последние полгода сократился в два раза.

Конкурент не дремлет

На фоне продовольственного эмбарго у отечественных поставщиков открываются шансы вытеснить с прилавков импортные продукты питания. Большие надежды связывают с российскими сыроделами, ведь импорт сыров за последние полгода сократился в два раза.

Екатерина Юрко

Редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Менеджмент», «АПК за рубежом»

Поделитьтся

Сего­дня оте­че­ствен­ные постав­щи­ки могут вытес­нить импорт­ные про­дук­ты пита­ния. Но и зару­беж­ные про­из­во­ди­те­ли не дрем­лют.

Курс госу­дар­ства на импор­то­за­ме­ще­ние – при­зыв к рос­сий­ским постав­щи­кам про­до­воль­ствия уве­ли­чить свое при­сут­ствие в тор­го­вых сетях. Одна­ко в «бое­вой готов­но­сти» пре­бы­ва­ют не толь­ко оте­че­ствен­ные про­из­во­ди­те­ли про­дук­тов пита­ния, но и зару­беж­ные, жела­ю­щие рас­ши­рить свой рынок сбы­та за счет Рос­сии. Неда­ром в 22‑й Меж­ду­на­род­ной выстав­ке про­дук­тов пита­ния, напит­ков и сырья «Прод­экс­по-2015» при­ня­ло уча­стие почти две тыся­чи ком­па­ний из 65 стран мира. Раз­ме­ры экс­по­зи­ций Китая, Бра­зи­лии, Тур­ции, Параг­вая и Уруг­вая в этом году воз­рос­ли.

Новые реа­лии дают шанс и про­из­во­ди­те­лям орга­ни­че­ской про­дук­ции. Имен­но в дан­ный пери­од рос­сий­ские био­про­дук­ты могут при­влечь к себе вни­ма­ние потре­би­те­ля. Пока­зать соот­вет­ству­ю­щую про­дук­цию на выстав­ке и по воз­мож­но­сти най­ти для нее кана­лы сбы­та, поже­ла­ли 53 фир­мы.

Было бы желание…

Обсуж­де­ние темы био­про­дук­ции было про­дол­же­но в рам­ках дело­вой про­грам­мы выстав­ки на кон­фе­рен­ции «Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия эко­био­рын­ков в Рос­сии и за рубе­жом в новых эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях».

По сло­вам дирек­то­ра Меж­ду­на­род­но­го ЭКО БИО цен­тра Лилии Ле Гло­нек, открыв­шей меро­при­я­тие, основ­ная зада­ча госу­дар­ства сей­час – накор­мить стра­ну. Поэто­му оно заин­те­ре­со­ва­но в круп­ных агро­хол­дин­гах, прак­ти­ку­ю­щих интен­сив­ное про­из­вод­ство. Но, как пока­зы­ва­ет меж­ду­на­род­ный опыт, даже в кри­зис­ные момен­ты спрос на эко­ло­ги­че­ски чистую про­дук­цию не пада­ет, а ино­гда и вовсе воз­рас­та­ет. Сей­час постав­щи­ки такой про­дук­ции могут занять свою нишу в мага­зи­нах и заво­е­вать дове­рие оте­че­ствен­ных потре­би­те­лей. Неко­то­рые фер­ме­ры уже смог­ли не толь­ко пред­ста­вить свои био­то­ва­ры на локаль­ных рын­ках, но и «про­бить­ся» на мос­ков­ский. К при­ме­ру, Андрей Лунин, гла­ва ЛПХ «Андре­ев­ское подво­рье» в Орен­бург­ской обла­сти. На осно­ве пере­пе­ли­ных яиц он про­из­во­дит гото­вую про­дук­цию по соб­ствен­ным рецеп­там и успеш­но постав­ля­ет ее в мос­ков­ские мага­зи­ны «Избен­ка», «Вку­сВилл» и дру­гие.

Несмот­ря на про­бле­мы, свя­зан­ные с отсут­стви­ем зако­но­да­тель­ной базы, а так­же с «ата­кой» псев­до­био­про­из­во­ди­те­лей, мно­гие фер­ме­ры гото­вы зани­мать­ся про­из­вод­ством эко­ло­ги­че­ски чистой про­дук­ции, а обще­ствен­ные орга­ни­за­ции гото­вы под­дер­жи­вать их. Олег Зазим­ко, пре­зи­дент аграр­но­го сою­за Туль­ской обла­сти, рас­ска­зал при­сут­ству­ю­щим об област­ной про­грам­ме «Коро­вы в обмен на моло­ко», способствую­щей раз­ви­тию молоч­но­го живот­но­вод­ства и воз­рож­де­нию села. Суть про­грам­мы заклю­ча­ет­ся в предо­став­ле­нии кре­стья­нам молоч­но­го ста­да и полу­че­нии вза­мен моло­ка. За 7 – 8 меся­цев сто­и­мость сдан­но­го моло­ка дости­га­ет сто­и­мо­сти коро­вы, кото­рая пере­хо­дит в соб­ствен­ность кре­стьян. Дан­ная про­грам­ма осо­бен­но удоб­на для тех, кто готов начать молоч­ный биз­нес, но не име­ет стар­то­во­го капи­та­ла.

И на экспорт хватит

По мне­нию спе­ци­а­ли­ста по органичес­кому про­из­вод­ству, педа­го­га и писа­те­ля Хеле­ны Боле­зен, уже мно­го лет рабо­та­ю­щей в Рос­сии, рос­сий­ская эко­про­дук­ция может быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ной не толь­ко в пре­де­лах сво­ей стра­ны, но и за рубе­жом. Похо­же, мне­ние Хеле­ны пол­но­стью раз­де­ля­ет и неком­мер­че­ское парт­нер­ство по раз­ви­тию эко­ло­ги­че­ско­го и био­ди­на­ми­че­ско­го сель­ско­го хозяй­ства «Агро­софия». Так, парт­нер­ству уда­лось согла­со­вать с Мини­стер­ством про­до­воль­ствия и сель­ско­го хозяй­ства ФРГ поря­док вво­за био­про­дук­ции рос­сий­ско­го про­из­вод­ства в стра­ны Евро­со­ю­за. В рам­ках согла­ше­ния были уста­нов­ле­ны цены на постав­ки био­гре­чи­хи – 440 – 450 евро / т, хле­бо­пе­кар­ной биоп­ше­ни­цы – 350 – 360 евро / т, биоп­ше­на – 340 – 350 евро / т. Были так­же обсуж­де­ны меро­при­я­тия по кон­тро­лю за деятель­ностью био­сер­ти­фи­ка­то­ров Евро­со­ю­за.

Читайте также