Internet фирма

Как живется на Руси?

Internet фирма

Екатерина Юрко

Редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Менеджмент», «АПК за рубежом»

Поделитьтся

Меж­ду­на­род­ный кон­церн Bayer и Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния обще­ствен­но­го мне­ния (ВЦИОМ) сов­мест­но про­ве­ли тре­тье мас­штаб­ное иссле­до­ва­ние каче­ства жиз­ни. Делим­ся резуль­та­та­ми.

Два пред­ше­ству­ю­щих опро­са поз­во­ля­ли судить об акту­аль­ном уровне удо­вле­тво­рен­но­сти насе­ле­ния каче­ством сво­ей жиз­ни, а теперь уже мож­но оце­нить резуль­та­ты иссле­до­ва­ния под назва­ни­ем «Bayer Баро­метр» в дина­ми­ке. По боль­шо­му сче­ту взгля­ды рос­си­ян оста­лись преж­ни­ми, но неко­то­рые инте­рес­ные изме­не­ния все-таки про­изо­шли.

Как и в про­шлом году, в опро­се были учте­ны голо­са 1600 жите­лей из 137 насе­лен­ных пунк­тов в 46 реги­о­нах стра­ны. Кро­ме того, был про­ве­ден отдель­ный опрос 600 моск­ви­чей. Хао­тич­ная жизнь в мега­по­ли­се накла­ды­ва­ет свой отпе­ча­ток на миро­воз­зре­ние его жите­лей, поэто­му узнать мне­ние моск­ви­чей было инте­рес­но как биз­не­су, так и все­му обще­ству.

Наи­бо­лее важ­но для рос­си­ян здо­ро­вье, на кото­рое очень силь­но вли­я­ют каче­ство про­дук­тов пита­ния и эко­ло­ги­че­ская обста­нов­ка (рис. 1). Око­ло 70 % опро­шен­ных рос­си­ян счи­та­ют, что неотъ­ем­ле­мой частью здо­ро­во­го обра­за жиз­ни явля­ет­ся доступ­ность ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной меди­цин­ской помо­щи, а для жите­лей сто­ли­цы на пер­вом плане нахо­дят­ся эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние и отсут­ствие стрес­сов.

При­мер­но поло­ви­на респон­ден­тов заяви­ла о вли­я­нии фар­ма­цев­ти­ки на здо­ро­вье. Тем не менее подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рос­си­ян (81 %) ответ­ствен­ность за соб­ствен­ное здо­ро­вье воз­ла­га­ет толь­ко на себя. Кро­ме того, жите­ли Моск­вы уве­ре­ны, что даже при неко­то­ром ухуд­ше­нии каче­ства жиз­ни (отме­чен­ном тре­тью опро­шен­ных в 2016 г. про­тив 27 % в 2015 г.) и паде­нии уров­ня дохо­дов они ско­рее изме­нят стиль жиз­ни, чем будут эко­но­мить на здо­ро­вье. Такое же отно­ше­ние у моск­ви­чей и к воз­мож­но­сти полу­че­ния допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния.

Сель­ское хозяй­ство обес­пе­чи­ва­ет насе­ле­ние про­дук­та­ми пита­ния, поэто­му респон­ден­ты охот­но дава­ли отве­ты и на блок аграр­ных вопро­сов, что поз­во­ли­ло выявить потре­би­тель­ские при­стра­стия в этой сфе­ре (рис. 2). Рос­сий­скую про­дук­цию пред­по­чи­та­ют 75 % опро­шен­ных. Пятую часть респон­ден­тов не инте­ре­су­ет стра­на про­ис­хож­де­ния про­дук­тов пита­ния. Уди­ви­тель­но, но еще в 2014 году дан­ный пока­за­тель состав­лял все­го 4 %. Поче­му вдруг такие изме­не­ния?

Разо­брать­ся в этом попы­тал­ся Андрей Сизов, испол­ни­тель­ный дирек­тор инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ско­го цен­тра «Совэ­кон». Несмот­ря на актив­ный рост сель­хоз­про­из­вод­ства в стране, вызван­ный пре­иму­ще­ствен­но отно­си­тель­но сла­бым кур­сом руб­ля, аграр­ный сек­тор испы­ты­ва­ет серьез­ные про­бле­мы. Эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния нега­тив­но отра­зи­лись на дохо­дах поку­па­те­лей. Стоя у полок мага­зи­нов, они теперь боль­ше вни­ма­ния уде­ля­ют цене про­до­воль­ствия, а не стране его про­из­вод­ства. Види­мо по этой при­чине, 53 % насе­ле­ния удо­вле­тво­ре­но коли­че­ством пред­став­лен­ной на рын­ке рос­сий­ской про­дук­ции. На недо­ста­ток оте­че­ствен­но­го про­до­воль­ствия сету­ют 38 % рос­си­ян и 44 % моск­ви­чей.

Участ­ни­кам опро­са так­же было пред­ло­же­но обсу­дить меры, обес­пе­чи­ва­ю­щие рост про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в оте­че­ствен­ном сель­ском хозяй­стве (рис. 3). Боль­шин­ство насе­ле­ния убеж­де­но, что спо­соб­ство­вать раз­ви­тию аграр­но­го сек­то­ра будут уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния со сто­ро­ны госу­дар­ства, при­вле­че­ние инве­сти­ций и новых ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров. Обсуж­де­ние резуль­та­тов иссле­до­ва­ния экс­пер­та­ми пока­за­ло несо­гла­сие послед­них с мне­ни­ем рос­си­ян по пово­ду мер сти­му­ли­ро­ва­ния сель­ско­го хозяй­ства.

Экс­пер­ты заяв­ля­ют, что уве­ли­че­ние гос­под­держ­ки сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей не явля­ет­ся основ­ным драй­ве­ром раз­ви­тия, посколь­ку финан­си­ро­ва­ние сек­то­ра осу­ществ­ля­ет­ся за счет нало­гов граж­дан, а к повы­ше­нию уров­ня нало­гов рос­си­яне вряд ли гото­вы. Кро­ме того, при­вле­че­ние инве­сти­ций в отрасль спе­ци­а­ли­сты не счи­та­ют мерой под­держ­ки. Как может сель­ское хозяй­ство заин­те­ре­со­вать биз­нес, если еще не созда­ны бла­го­при­ят­ные усло­вия для его раз­ви­тия? Улуч­шить ситу­а­цию в сель­ском хозяй­стве, по мне­нию А. Сизо­ва, спо­соб­ны тра­ди­ци­он­ные, но дей­ствен­ные для всех отрас­лей эко­но­ми­ки мето­ды: сво­бод­ная кон­ку­рен­ция, умень­ше­ние кор­руп­ции и бюро­кра­тии, нало­го­вые льго­ты и лояль­ность бан­ков.

Несмот­ря на то что взгля­ды спе­ци­а­ли­стов по здра­во­охра­не­нию и сель­ско­му хозяй­ству разо­шлись на тему основ­ных мер роста про­из­во­ди­тель­но­сти сель­ско­го хозяй­ства, резуль­та­ты иссле­до­ва­ния «Bayer Баро­метр» пока­зы­ва­ют, что боль­шин­ство рос­си­ян отда­ет пред­по­чте­ние оте­че­ствен­ной сель­хоз­про­дук­ции и высту­па­ют за актив­ное раз­ви­тие аграр­ной отрас­ли.

Читайте также