Большие, круглые и черные. Что еще можно сказать о сельскохозяйственных шинах, посмотрев на них со стороны? Подойдя поближе, можно различить маркировку типоразмера, индекса нагрузки и скорости. В некоторых случаях видны обозначения TT (камерная), TL (бескамерная) или TT / TL (возможно использование обоих вариантов). Указывается и тип шины, точнее тип конструкции ее каркаса (радиальный или диагональный). Без всяких маркировок заметен рисунок протектора (направленный или симметричный). Если же все эти параметры одинаковы, то получается, что разницы нет?
Однако она, оказывается, есть. Доказано это было 8 июня 2016 года на Дне поля, организованном известным мировым производителем шин компанией Michelin совместно с компаниями-партнерами «ЭкоНива» и JCB.
Давление на почву, топливная экономичность и ресурс – три основных момента, которые решила продемонстрировать на практике компания Michelin на примере своих шин с технологией Ultraflex. Побочным эффектом роста производительности современной мощной сельхозтехники является увеличение ее массы. Возникающие в силу переуплотнения почвы проблемы знакомы практически каждому российскому растениеводу. Поэтому первые два участка полевой демонстрации Michelin были предназначены для демонстрации снижения опорного давления на почву.
На первом из них был отрыт почвенный профиль шириной пять и глубиной почти полтора метра. Он и выступал в качестве своеобразного макета того, что происходит с почвой под воздействием шин даже 13-тонной «семерки» John Deere. Для большей наглядности почву до глубины примерно 1,20 м в профиле заменили засыпкой из контрастных ровных чередующихся слоев по 5 см почвы и глины, после чего на данную позицию был задним мостом загнан уже упомянутый трактор. При этом правое колесо было «обуто» в шину Michelin XeoBib VF710 / 60 R42 с технологией Ultraflex и давлением 0,8 бар, а левое – в обычную радиальную шину в размерности 710 / 70 R38 с давлением 1,7 бар. Меньшая по глубине колея и выровнявшаяся деформация пластов засыпки профиля на меньшей глубине однозначно указывали, где и какая шина была установлена.
Второй участок демонстрировал различие в площади пятна контакта при той же конфигурации шин. Здесь также первенствовало колесо с шиной Michelin XeoBib VF710 / 60 R42. Площадь контакта составила 5643 см2, а площадь контакта шины от конкурентов – 3780 см2. Это же не совсем равные условия, возможно, спросите вы? Ведь можно было бы «подспустить» давление и в другой шине? Только в этом случае нормативная нагрузка на нее уменьшается почти на тонну по сравнению с XeoBib. Если же пытаться использовать ее с тем же давлением, с той же нагрузкой и на тех же скоростях, то она просто быстро «умрет» из-за отслоения или разрыва каркаса. Учитывая стоимость комплекта тракторных шин, на такой эксперимент вряд ли кто-то отважится. А вот XeoBib, благодаря особой конструкции каркаса с более прочными и устойчивыми к деформации боковинами, спокойно отработает на этом давлении весь свой срок службы, пока, по словам представителей фирмы-производителя, «полностью не сотрутся грунтозацепы».
На третьем участке испытаний, продемонстрированном гостям компанией Michelin, был проведен тест на топливную экономичность. Для этого один трактор John Deere 7830 был дооборудован включенным в топливную систему измерительным стендом с двумя мерными цилиндрами и механизмом переключения контуров, а второй был закреплен за ним на сцепке с динамометром. Сначала первый трактор в сцепке прошел контрольную полосу длиной 90 м на шинах 600 / 65 R28 (1,7 бар) и 710 / 70 R38 (1,7 бар) с подключением к одному контуру измерительного стенда, а затем, «переобувшись» в комплект от Michelin VF600 / 60 R30 (0,6 бар) и VF710 / 60 R42 (0,8 бар), – к другому. При этом тяговое усилие в сцепке при буксировке второго трактора на контрольной полосе в обоих случаях выдерживалось на уровне 7400 даН. Примерно такое усилие трактор прикладывает во время основной почвообработки. Что же касается причины, побудившей организаторов использовать в качестве «нагрузки» не реальный почвообрабатывающий агрегат, а сцепку с трактором, то сделано это было для большей чистоты эксперимента. Ведь в силу почвенной неоднородности повторить проход с почвообрабатывающим орудием даже в соседней полосе с одинаковой рабочей скоростью и тяговым усилием невозможно.
– Да тут и так все ясно! Трактор идет нормально, – воскликнул кто-то из приглашенных представителей хозяйств во время второго заезда. Действительно, разница в степени пробуксовки трактора была заметна невооруженным глазом. Однако важны и цифры. После подсчета фактического расхода топлива вышло, что его экономия во втором случае составила 14,3%. С учетом доли горючего, затрачиваемого на почвообработку в крупном хозяйстве, и его стоимости речь может идти о суммах с шестью нулями.
Наряду с шинами, предназначенными для полевой техники, отдельная секция тестов была посвящена шинам для телескопических и других видов погрузчиков из линеек BibSteel All Terrain и Michelin XMCL. Для них самое главное – долговечность и прочность. Как ведут себя шины, стертые «в ноль» на телескопическом погрузчике по отношению к проколам? Ответ на этот вопрос мог найти для себя каждый. Правда, для этого надо было немного поработать физически. На установленном в поле испытательном стенде «Дырокол» любой из гостей мог самостоятельно опробовать на устойчивость к проколам разные образцы промышленных шин. Если несколько образцов конкурентов «сдались» на усилии рычага пробойника менее 150 Н·м, то образцы с отработавших больше 5 лет шин Michelin допускали прокол лишь при 200 – 210 Н·м.
Кстати, в деле промышленные шины Michelin можно было посмотреть и на соседней площадке, где проходила демонстрация погрузчиков JCB. Особо эффектным выглядело выступление 13-тонного фронтального погрузчика JCB 434S AGRI. От выделываемых им пируэтов на скорости, близкой к максимальной, порой захватывало дух. Когда же с рокотом двигателя погрузчик успешно выходил из очередного поворота, становилось ясно, что есть здесь и заслуга компании Michelin, которая, к слову сказать, комплектует своими шинами всю технику JCB. Ведь едва ли ему удалось бы так «летать» без качественных шин.