Фото: фирма

Молоко из автомата

Фото: фирма

Устой­чи­вое пред­став­ле­ние о том, что све­жее и вкус­ное коро­вье моло­ко мож­но попро­бо­вать толь­ко в сель­ской мест­но­сти, дав­но уже уко­ре­ни­лось в созна­нии жите­лей горо­дов. Мож­но ли это пред­став­ле­ние изменить?

Вкус охла­жден­но­го моло­ка с утрен­ней дой­ки – свое­об­раз­ный эта­лон. Одна­ко город­ские поку­па­те­ли сла­бо зна­ко­мы с ним. Они при­об­ре­та­ют моло­ко в паке­тах, снаб­жен­ных ярки­ми кар­тин­ка­ми с дере­вен­ски­ми пей­за­жа­ми, коро­ва­ми, теля­та­ми и даже зна­ко­мы­ми с дет­ства геро­я­ми мульт­филь­мов. Кар­тин­ки долж­ны убе­дить потре­би­те­лей в каче­стве и полез­но­сти паке­ти­ро­ван­но­го моло­ка. В боль­шин­стве слу­ча­ев пре­тен­зий по каче­ству и полез­но­сти не воз­ни­ка­ет. Но вкус паке­ти­ро­ван­но­го моло­ка срав­не­ния с эта­ло­ном не выдерживает.

Скептицизм

К новым мар­кам моло­ка потре­би­тель почти все­гда отно­сит­ся скеп­ти­че­ски. Что уж гово­рить о моло­ке из авто­ма­та про­ек­та «А-моло­ко», с кото­рым посе­ти­те­ли выстав­ки «Агро­Фарм» позна­ко­ми­лись года четы­ре назад. Обыч­ные посе­ти­те­ли выра­жа­ли сомне­ние в том, что в авто­мат дей­стви­тель­но заправ­ле­но нату­раль­ное моло­ко с утрен­ней дой­ки (после сня­тия про­бы вопрос отпа­дал сам собой), а спе­ци­а­ли­стов инте­ре­со­ва­ло, соот­вет­ству­ет ли кон­цеп­ция таких про­даж моло­ка рос­сий­ским реа­ли­ям. Ведь одно дело при­вез­ти авто­мат и моло­ко под выстав­ку в каче­стве рекла­мы, и совсем дру­гое – реаль­но раз­ви­вать дан­ное направ­ле­ние сбы­та и зара­ба­ты­вать на этом день­ги. Чест­но гово­ря, я тоже скеп­ти­че­ски оце­ни­вал этот про­ект. Что ж, я был неправ!

Развеять сомнения

Сомне­вать­ся я начал в про­шлом году, когда в кон­це авгу­ста про­шла инфор­ма­ция о том, что по ито­гам тен­де­ра, объ­яв­лен­но­го Депар­та­мен­том горо­да Моск­вы по кон­ку­рент­ной поли­ти­ке, пра­во на уста­нов­ку 10 моло­ко­ма­тов полу­чи­ла ком­па­ния «Живой поток», рабо­та­ю­щая под брен­дом «А-моло­ко» и вхо­дя­щая в состав хол­дин­га «Бра­тья Чебу­раш­ки­ны. Семей­ная фер­ма». Один моло­ко­мат появил­ся неда­ле­ко от мое­го дома. Уве­рен­ность в успе­хе ново­го про­ек­та у меня появи­лась после поезд­ки на экс­кур­сию, кото­рую в сере­дине апре­ля это­го года орга­ни­зо­вал пресс-центр холдинга.

От производства к сбыту

Мысль о том, что необ­хо­ди­мо про­да­вать не сырье на пере­ра­бот­ку, а конеч­ный про­дукт, вре­мя от вре­ме­ни посе­ща­ет любо­го агра­рия. Клю­че­вым для бра­тьев Вла­ди­сла­ва и Ста­ни­сла­ва Чебу­раш­ки­ных стал 2010 год. Имен­но тогда, после паде­ния заку­поч­ных цен на моло­ко почти на 50%, было при­ня­то окон­ча­тель­ное реше­ние о необ­хо­ди­мо­сти пря­мо­го сбы­та. Одна­ко для это­го необ­хо­ди­мо стро­ить моло­ко­за­вод, а дело это медленное.

Реше­ние под­смот­ре­ли у евро­пей­ских фер­ме­ров – про­да­жу моло­ка через авто­ма­ты или «моло­ко­ма­ты», как их сей­час уже назы­ва­ют. И в 2011 году был запу­щен про­ект «А-Моло­ко». Его воз­гла­вил парт­нер бра­тьев Иван Соло­ма­ха. Сна­ча­ла про­ект исполь­зо­вал ита­льян­ские моло­ко­ма­ты. Пере­про­бо­вав раз­ное обо­ру­до­ва­ние, в «А-моло­ке» оста­но­ви­лись на авто­ма­тах ком­па­нии DF Italia.

Суть про­ек­та про­ста: напря­мую обес­пе­чи­вать насе­ле­ние каче­ствен­ным све­жим моло­ком. Нача­ли с нахо­дя­щих­ся неда­ле­ко от хозяй­ства горо­дов (Дмит­ров, Яхро­ма и ряд дру­гих). Раз в день рано утром по марш­ру­ту выез­жал гру­зо­вой авто­мо­биль с заправ­лен­ны­ми молоч­ны­ми тан­ка­ми на 180 – 210 л, кото­рый раз­во­зил их по моло­ко­ма­там и заби­рал отту­да пустые тан­ки на про­мыв­ку и заправ­ку. Авто­ма­ты уста­нав­ли­ва­ли как на ули­це, так и в поме­ще­ни­ях мага­зи­нов и в тор­го­вых центрах.

Моло­ко­ма­ты обхо­ди­лись неде­ше­во: улич­ный сто­ил 1,2 млн руб, а пред­на­зна­чен­ные для рабо­ты в поме­ще­ни­ях – 850 тыс. руб. Сра­зу создать сеть для сбы­та все­го про­из­во­ди­мо­го на фер­мах моло­ка, есте­ствен­но, было невоз­мож­но. До окон­ча­ния стро­и­тель­ства соб­ствен­но­го моло­ко­за­во­да «Бра­тьям Чебу­раш­ки­ным» все же при­хо­ди­лось сда­вать основ­ную часть моло­ка на пере­ра­бот­ку. Одна­ко молоч­ные авто­ма­ты поз­во­ли­ли фер­мам рабо­тать в плюс.

От сбыта к производству

Прав­да, не все тех­ни­че­ские реше­ния, реа­ли­зо­ван­ные в ита­льян­ских авто­ма­тах, хоро­шо пока­зы­ва­ли себя в рос­сий­ских усло­ви­ях. Поэто­му, посо­ве­щав­шись, парт­не­ры реши­ли сде­лать моло­ко­ма­ты более про­ду­ман­ны­ми и качественными.

Путь раз­ра­бот­ки ока­зал­ся непро­стым. Потре­бо­ва­лось почти 2 года. Неко­то­рые новые реше­ния про­ве­ря­лись на уже рабо­та­ю­щих моло­ко­ма­тах. После мно­го­чис­лен­ных испы­та­ний полу­чи­ли моло­ко­ма­ты, в мак­си­маль­ной сте­пе­ни соот­вет­ству­ю­щие осо­бен­но­стям оте­че­ствен­ной экс­плу­а­та­ции. А с уче­том кур­са валют они ока­за­лись еще и суще­ствен­но более деше­вы­ми, чем импорт­ные аналоги.

В кон­це про­шло­го года был начат про­цесс обнов­ле­ния име­ю­ще­го­ся пар­ка моло­ко­ма­тов. Все­го на дан­ный момент сеть насчи­ты­ва­ет око­ло 50 авто­ма­тов, рас­по­ло­жен­ных на севе­ре Мос­ков­ской обла­сти и в Москве. Почти все они уста­нов­ле­ны на ули­це. Недо­ро­гая арен­да пло­ща­ди под улич­ный аппа­рат с лих­вой оку­па­ет его более высо­кую сто­и­мость. Есть пла­ны и по даль­ней­ше­му раз­ви­тию сети. Одна­ко они име­ют свой логи­сти­че­ский пре­дел. Достав­лять све­жее моло­ко на рас­сто­я­ние, пре­вы­ша­ю­щее 100 – 150 км от хозяй­ства, невы­год­но. Что же делать с про­из­вод­ством молокоматов?

От производства к сбыту

Про­да­вать авто­ма­ты! Вот и реше­ние. Такой товар инте­ре­сен мно­гим. Ведь уста­нов­ка моло­ко­ма­та при­вле­ка­тель­на как для потре­би­те­лей, так и для неболь­шо­го сель­хоз­про­из­во­ди­те­ля, объ­е­мы про­из­вод­ства кото­ро­го не поз­во­ля­ют в насто­я­щее вре­мя осво­ить пере­ра­бот­ку. Пер­вые могут полу­чить каче­ствен­ный про­дукт по цене мага­зин­но­го паке­ти­ро­ван­но­го моло­ка, а вто­рые – допол­ни­тель­ный источ­ник дохо­да и достой­ное воз­на­граж­де­ние за свои труды.

Конеч­но, к вопро­су при­об­ре­те­ния и уста­нов­ки моло­ко­ма­та необ­хо­ди­мо под­хо­дить с умом: про­ве­сти рас­чет сро­ка оку­па­е­мо­сти и пр. Одна­ко в боль­шин­стве слу­ча­ев, когда речь идет о срав­не­нии затрат на сбыт моло­ка в насе­лен­ном пунк­те через авто­мат или путем раз­во­за бочек пер­вый вари­ант ока­жет­ся более выгод­ным. Зар­пла­ту про­дав­цу пла­тить не нужно!

Уважение к молоку

Гово­ря об авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной про­да­же това­ров в любой стране мира, осо­бен­но если речь захо­дит об аппа­ра­тах, сто­я­щих на ули­це, нель­зя не затро­нуть тему ван­да­лиз­ма. Слу­чаи ван­да­лиз­ма быва­ют и у нас в стране.

Зада­вая вопрос спе­ци­а­ли­стам про­ек­та, я был готов услы­шать ответ о нера­зум­но­сти неко­то­рых граж­дан, но не услы­шал. Несмот­ря на то что, запус­кая про­ект «А-моло­ко», Иван Соло­ма­ха и бра­тья Чебу­раш­ки­ны опа­са­лись это­го, никто кале­чить и спе­ци­аль­но ломать моло­ко­ма­ты не стал. По всей види­мо­сти, луч­ше любой охран­ной систе­мы их защи­ща­ет репу­та­ция про­дук­та, нахо­дя­ще­го­ся внутри.

Читайте также