Так утверждают братья Чебурашкины и добавляют: «И продукты у нас настоящие, натуральные». Убедиться в этом мы смогли 1 июня, посетив предприятие по случаю расширения линейки.
Первый день лета известен как Международный день защиты детей, и только профи знают, что это еще и Международный день молока. К этой дате приурочили запуск новой линейки продукции подмосковные переработчики «Братья Чебурашкины».
Когда-то семейный бизнес Георгия Чебурашкина и его сыновей Станислава и Владислава состоял в переработке отходов горноперерабатывающих заводов Норильска. Но отец мечтал о селе, а в начале 2000‑х сама жизнь толкнула к диверсификации. Конечно, получившееся едва ли напоминает лубочную картинку о селе: производство молока у Чебурашкина – это такой же отлаженный бизнес, каким был перерабатывающий. Молочное животноводство в формате вертикально-интегрированного холдинга требует специфических знаний и полного погружения. Поэтому тогда, полтора десятка лет назад, на сельхозпроект решили «бросить» Владислава, вернувшегося в 2002 г. в Россию из Бостонского университета с дипломом MBA в финансовой сфере. Тогда Чебурашкины приобрели совхоз «Смычка» в Сергиево-Посадском районе с площадями в 3 тыс. гектаров. Поля запущенные, молочное стадо в плачевном состоянии…
Да, диплом МВА открывает широкие горизонты познания, но он мало стыковался с реалиями российского сельского хозяйства. Поэтому учились на ходу: пригласили немецких консультантов. Было решено не восстанавливать старые помещения, а строить новые. Привезли молочный скот из Венгрии и Голландии, продуктивность местных коров повышали за счет импорта семени лучших голштинских быков. На покупку нетелей, строительство ферм, покупку скота и оборудования, приведение в порядок полей в «Смычке» ушло 15 млн долларов. Сегодня здесь две фермы привязного содержания с доением в молокопровод.
Дальше было легче. Два года спустя в Дмитровском районе Подмосковья, в 40 км от первого хозяйства, купили второе – «Дубна Плюс». После обновления это предприятие состоит из двух ферм с круглогодичным беспривязным содержанием. Доильный зал «ёлочка» 2х18 от датской SAC уже отслужил 10 лет, и хотя он работает без перебоев, в перспективе планируется замена на более современный. Надой по итогам прошлого года в «Дубна Плюс» достиг 9 300 кг, несколько уступает «Смычка» – свыше 6 400 кг.
Благодаря получению в 2016 году статуса племенного репродуктора, обязывающего к продаже не менее 10% нетелей, хозяйство имеет дополнительную выручку: так, в прошлом году было реализовано 80 племенных нетелей, в 2018‑м надеются продать 120 голов, средняя цена составляет 140 тыс. рублей. А вот бычков продают на доращивание фермерам и местному населению в месячном возрасте.
Но основной продукт все же молоко – вложив в производство молока 600 млн рублей и доведя стадо до 4300 голов (в т. ч. 1900 дойных), «Братья Чебурашкины» ежедневно надаивают 40 т молока.
Сперва молоко продавали переработчикам, но в 2010 году закупочная цена рухнула до 10 руб. за кг, чтобы не работать в убыток, Чебурашкины решили продавать сырое молоко через вендинговые аппараты (НСХ 3/17, с. 104). Этот сложный бизнес с непростой логистикой приносит неплохой доход. Опыт работы с конечным потребителем убедил Чебурашкиных в необходимости налаживать и переработку, и в сентябре 2014 г. был запущен завод номинальной мощностью 100 т молока в сутки, но пока загруженный лишь на треть. Теперь на долю продаж через вендинговые аппараты приходится 10% объема, еще 5 – 7 т закупает «Дмитровский молочный завод».
За короткий срок бренду Чебурашкиных удалось стать известным, и, несмотря на высокие цены, продукция пользуется спросом. Да, экономический кризис сказался на объемах: первыми от покупок отказались те, кто по уровню доходов лишь позволял себе время от времени покупать продукцию премиального сегмента. Чтобы «вернуть» их и расширить круг покупателей, было решено запустить новую линейку продукции, в которой под брендом «Семейное дело» ассортиментные позиции будут примерно на 25 – 30% дешевле аналогичных премиальных. В новый проект вложено 3 млн руб.
Часть молока будет закупаться у фермеров Подмосковья, но, по словам В. Чебурашкина, «возможно, со временем решимся приобрести или построить еще одну ферму».
А пока Чебурашкины рассчитывают на увеличение оборотов холдинга в два раза уже в следующем году (в 2017 г. выручка составила 1 млрд руб.) и довести за пару лет свою долю на рынке московского региона с 0,5 – 0,6% до 2 – 3%.