Фото: фирма

Мы – не вымысел

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Татьяна Рыбалова

Поделитьтся

Так утвер­жда­ют бра­тья Чебу­раш­ки­ны и добав­ля­ют: «И про­дук­ты у нас насто­я­щие, нату­раль­ные». Убе­дить­ся в этом мы смог­ли 1 июня, посе­тив пред­при­я­тие по слу­чаю рас­ши­ре­ния линей­ки.

Пер­вый день лета изве­стен как Меж­ду­на­род­ный день защи­ты детей, и толь­ко про­фи зна­ют, что это еще и Меж­ду­на­род­ный день моло­ка. К этой дате при­уро­чи­ли запуск новой линей­ки про­дук­ции под­мос­ков­ные пере­ра­бот­чи­ки «Бра­тья Чебу­раш­ки­ны».

Когда-то семей­ный биз­нес Геор­гия Чебу­раш­ки­на и его сыно­вей Ста­ни­сла­ва и Вла­ди­сла­ва состо­ял в пере­ра­бот­ке отхо­дов гор­но­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих заво­дов Нориль­ска. Но отец меч­тал о селе, а в нача­ле 2000‑х сама жизнь толк­ну­ла к дивер­си­фи­ка­ции. Конеч­но, полу­чив­ше­е­ся едва ли напо­ми­на­ет лубоч­ную кар­тин­ку о селе: про­из­вод­ство моло­ка у Чебу­раш­ки­на – это такой же отла­жен­ный биз­нес, каким был пере­ра­ба­ты­ва­ю­щий. Молоч­ное живот­но­вод­ство в фор­ма­те вер­ти­каль­но-инте­гри­ро­ван­но­го хол­дин­га тре­бу­ет спе­ци­фи­че­ских зна­ний и пол­но­го погру­же­ния. Поэто­му тогда, пол­то­ра десят­ка лет назад, на сель­хоз­про­ект реши­ли «бро­сить» Вла­ди­сла­ва, вер­нув­ше­го­ся в 2002 г. в Рос­сию из Бостон­ско­го уни­вер­си­те­та с дипло­мом MBA в финан­со­вой сфе­ре. Тогда Чебу­раш­ки­ны при­об­ре­ли сов­хоз «Смыч­ка» в Сер­ги­е­во-Посад­ском рай­оне с пло­ща­дя­ми в 3 тыс. гек­та­ров. Поля запу­щен­ные, молоч­ное ста­до в пла­чев­ном состо­я­нии…

Да, диплом МВА откры­ва­ет широ­кие гори­зон­ты позна­ния, но он мало сты­ко­вал­ся с реа­ли­я­ми рос­сий­ско­го сель­ско­го хозяй­ства. Поэто­му учи­лись на ходу: при­гла­си­ли немец­ких кон­суль­тан­тов. Было реше­но не вос­ста­нав­ли­вать ста­рые поме­ще­ния, а стро­ить новые. При­вез­ли молоч­ный скот из Вен­грии и Гол­лан­дии, про­дук­тив­ность мест­ных коров повы­ша­ли за счет импор­та семе­ни луч­ших гол­ш­тин­ских быков. На покуп­ку нете­лей, стро­и­тель­ство ферм, покуп­ку ско­та и обо­ру­до­ва­ния, при­ве­де­ние в поря­док полей в «Смыч­ке» ушло 15 млн дол­ла­ров. Сего­дня здесь две фер­мы при­вяз­но­го содер­жа­ния с дое­ни­ем в моло­ко­про­вод.

Даль­ше было лег­че. Два года спу­стя в Дмит­ров­ском рай­оне Под­мос­ко­вья, в 40 км от пер­во­го хозяй­ства, купи­ли вто­рое – «Дуб­на Плюс». После обнов­ле­ния это пред­при­я­тие состо­ит из двух ферм с круг­ло­го­дич­ным бес­при­вяз­ным содер­жа­ни­ем. Доиль­ный зал «ёлоч­ка» 2х18 от дат­ской SAC уже отслу­жил 10 лет, и хотя он рабо­та­ет без пере­бо­ев, в пер­спек­ти­ве пла­ни­ру­ет­ся заме­на на более совре­мен­ный. Надой по ито­гам про­шло­го года в «Дуб­на Плюс» достиг 9 300 кг, несколь­ко усту­па­ет «Смыч­ка» – свы­ше 6 400 кг.

Бла­го­да­ря полу­че­нию в 2016 году ста­ту­са пле­мен­но­го репро­дук­то­ра, обя­зы­ва­ю­ще­го к про­да­же не менее 10% нете­лей, хозяй­ство име­ет допол­ни­тель­ную выруч­ку: так, в про­шлом году было реа­ли­зо­ва­но 80 пле­мен­ных нете­лей, в 2018‑м наде­ют­ся про­дать 120 голов, сред­няя цена состав­ля­ет 140 тыс. руб­лей. А вот быч­ков про­да­ют на дора­щи­ва­ние фер­ме­рам и мест­но­му насе­ле­нию в месяч­ном воз­расте.

Но основ­ной про­дукт все же моло­ко – вло­жив в про­из­вод­ство моло­ка 600 млн руб­лей и дове­дя ста­до до 4300 голов (в т. ч. 1900 дой­ных), «Бра­тья Чебу­раш­ки­ны» еже­днев­но нада­и­ва­ют 40 т моло­ка.

Спер­ва моло­ко про­да­ва­ли пере­ра­бот­чи­кам, но в 2010 году заку­поч­ная цена рух­ну­ла до 10 руб. за кг, что­бы не рабо­тать в убы­ток, Чебу­раш­ки­ны реши­ли про­да­вать сырое моло­ко через вен­дин­го­вые аппа­ра­ты (НСХ 3/17, с. 104). Этот слож­ный биз­нес с непро­стой логи­сти­кой при­но­сит непло­хой доход. Опыт рабо­ты с конеч­ным потре­би­те­лем убе­дил Чебу­раш­ки­ных в необ­хо­ди­мо­сти нала­жи­вать и пере­ра­бот­ку, и в сен­тяб­ре 2014 г. был запу­щен завод номи­наль­ной мощ­но­стью 100 т моло­ка в сут­ки, но пока загру­жен­ный лишь на треть. Теперь на долю про­даж через вен­дин­го­вые аппа­ра­ты при­хо­дит­ся 10% объ­е­ма, еще 5 – 7 т заку­па­ет «Дмит­ров­ский молоч­ный завод».

За корот­кий срок брен­ду Чебу­раш­ки­ных уда­лось стать извест­ным, и, несмот­ря на высо­кие цены, про­дук­ция поль­зу­ет­ся спро­сом. Да, эко­но­ми­че­ский кри­зис ска­зал­ся на объ­е­мах: пер­вы­ми от поку­пок отка­за­лись те, кто по уров­ню дохо­дов лишь поз­во­лял себе вре­мя от вре­ме­ни поку­пать про­дук­цию пре­ми­аль­но­го сег­мен­та. Что­бы «вер­нуть» их и рас­ши­рить круг поку­па­те­лей, было реше­но запу­стить новую линей­ку про­дук­ции, в кото­рой под брен­дом «Семей­ное дело» ассор­ти­мент­ные пози­ции будут при­мер­но на 25 – 30% дешев­ле ана­ло­гич­ных пре­ми­аль­ных. В новый про­ект вло­же­но 3 млн руб.

Часть моло­ка будет заку­пать­ся у фер­ме­ров Под­мос­ко­вья, но, по сло­вам В. Чебу­раш­ки­на, «воз­мож­но, со вре­ме­нем решим­ся при­об­ре­сти или постро­ить еще одну фер­му».

А пока Чебу­раш­ки­ны рас­счи­ты­ва­ют на уве­ли­че­ние обо­ро­тов хол­дин­га в два раза уже в сле­ду­ю­щем году (в 2017 г. выруч­ка соста­ви­ла 1 млрд руб.) и дове­сти за пару лет свою долю на рын­ке мос­ков­ско­го реги­о­на с 0,5 – 0,6% до 2 – 3%.

Читайте также