Фото: А. Андреев

Шинный день

Фото: А. Андреев

Поделитьтся

Боль­шие, круг­лые и чер­ные. Что еще мож­но ска­зать о сель­ско­хо­зяй­ствен­ных шинах, посмот­рев на них со сто­ро­ны? Подой­дя побли­же, мож­но раз­ли­чить мар­ки­ров­ку типо­раз­ме­ра, индек­са нагруз­ки и ско­ро­сти. В неко­то­рых слу­ча­ях вид­ны обо­зна­че­ния TT (камер­ная), TL (бес­ка­мер­ная) или TT / TL (воз­мож­но исполь­зо­ва­ние обо­их вари­ан­тов). Ука­зы­ва­ет­ся и тип шины, точ­нее тип кон­струк­ции ее кар­ка­са (ради­аль­ный или диа­го­наль­ный). Без вся­ких мар­ки­ро­вок заме­тен рису­нок про­тек­то­ра (направ­лен­ный или сим­мет­рич­ный). Если же все эти пара­мет­ры оди­на­ко­вы, то полу­ча­ет­ся, что раз­ни­цы нет?

Одна­ко она, ока­зы­ва­ет­ся, есть. Дока­за­но это было 8 июня 2016 года на Дне поля, орга­ни­зо­ван­ном извест­ным миро­вым про­из­во­ди­те­лем шин ком­па­ни­ей Michelin сов­мест­но с ком­па­ни­я­ми-парт­не­ра­ми «Эко­Ни­ва» и JCB.

Дав­ле­ние на поч­ву, топ­лив­ная эко­но­мич­ность и ресурс – три основ­ных момен­та, кото­рые реши­ла про­де­мон­стри­ро­вать на прак­ти­ке ком­па­ния Michelin на при­ме­ре сво­их шин с тех­но­ло­ги­ей Ultraflex. Побоч­ным эффек­том роста про­из­во­ди­тель­но­сти совре­мен­ной мощ­ной сель­хоз­тех­ни­ки явля­ет­ся уве­ли­че­ние ее мас­сы. Воз­ни­ка­ю­щие в силу пере­уп­лот­не­ния поч­вы про­бле­мы зна­ко­мы прак­ти­че­ски каж­до­му рос­сий­ско­му рас­те­ние­во­ду. Поэто­му пер­вые два участ­ка поле­вой демон­стра­ции Michelin были пред­на­зна­че­ны для демон­стра­ции сни­же­ния опор­но­го дав­ле­ния на поч­ву.

На пер­вом из них был отрыт поч­вен­ный про­филь шири­ной пять и глу­би­ной почти пол­то­ра мет­ра. Он и высту­пал в каче­стве свое­об­раз­но­го маке­та того, что про­ис­хо­дит с поч­вой под воз­дей­стви­ем шин даже 13-тон­ной «семер­ки» John Deere. Для боль­шей нагляд­но­сти поч­ву до глу­би­ны при­мер­но 1,20 м в про­фи­ле заме­ни­ли засып­кой из кон­траст­ных ров­ных чере­ду­ю­щих­ся сло­ев по 5 см поч­вы и гли­ны, после чего на дан­ную пози­цию был зад­ним мостом загнан уже упо­мя­ну­тый трак­тор. При этом пра­вое коле­со было «обу­то» в шину Michelin XeoBib VF710 / 60 R42 с тех­но­ло­ги­ей Ultraflex и дав­ле­ни­ем 0,8 бар, а левое – в обыч­ную ради­аль­ную шину в раз­мер­но­сти 710 / 70 R38 с дав­ле­ни­ем 1,7 бар. Мень­шая по глу­бине колея и выров­няв­ша­я­ся дефор­ма­ция пла­стов засып­ки про­фи­ля на мень­шей глу­бине одно­знач­но ука­зы­ва­ли, где и какая шина была уста­нов­ле­на.

Вто­рой уча­сток демон­стри­ро­вал раз­ли­чие в пло­ща­ди пят­на кон­так­та при той же кон­фи­гу­ра­ции шин. Здесь так­же пер­вен­ство­ва­ло коле­со с шиной Michelin XeoBib VF710 / 60 R42. Пло­щадь кон­так­та соста­ви­ла 5643 см2, а пло­щадь кон­так­та шины от кон­ку­рен­тов – 3780 см2. Это же не совсем рав­ные усло­вия, воз­мож­но, спро­си­те вы? Ведь мож­но было бы «под­спу­стить» дав­ле­ние и в дру­гой шине? Толь­ко в этом слу­чае нор­ма­тив­ная нагруз­ка на нее умень­ша­ет­ся почти на тон­ну по срав­не­нию с XeoBib. Если же пытать­ся исполь­зо­вать ее с тем же дав­ле­ни­ем, с той же нагруз­кой и на тех же ско­ро­стях, то она про­сто быст­ро «умрет» из-за отсло­е­ния или раз­ры­ва кар­ка­са. Учи­ты­вая сто­и­мость ком­плек­та трак­тор­ных шин, на такой экс­пе­ри­мент вряд ли кто-то отва­жит­ся. А вот XeoBib, бла­го­да­ря осо­бой кон­струк­ции кар­ка­са с более проч­ны­ми и устой­чи­вы­ми к дефор­ма­ции боко­ви­на­ми, спо­кой­но отра­бо­та­ет на этом дав­ле­нии весь свой срок служ­бы, пока, по сло­вам пред­ста­ви­те­лей фир­мы-про­из­во­ди­те­ля, «пол­но­стью не сотрут­ся грун­то­за­це­пы».

На тре­тьем участ­ке испы­та­ний, про­де­мон­стри­ро­ван­ном гостям ком­па­ни­ей Michelin, был про­ве­ден тест на топ­лив­ную эко­но­мич­ность. Для это­го один трак­тор John Deere 7830 был дообо­ру­до­ван вклю­чен­ным в топ­лив­ную систе­му изме­ри­тель­ным стен­дом с дву­мя мер­ны­ми цилин­дра­ми и меха­низ­мом пере­клю­че­ния кон­ту­ров, а вто­рой был закреп­лен за ним на сцеп­ке с дина­мо­мет­ром. Сна­ча­ла пер­вый трак­тор в сцеп­ке про­шел кон­троль­ную поло­су дли­ной 90 м на шинах 600 / 65 R28 (1,7 бар) и 710 / 70 R38 (1,7 бар) с под­клю­че­ни­ем к одно­му кон­ту­ру изме­ри­тель­но­го стен­да, а затем, «пере­обув­шись» в ком­плект от Michelin VF600 / 60 R30 (0,6 бар) и VF710 / 60 R42 (0,8 бар), – к дру­го­му. При этом тяго­вое уси­лие в сцеп­ке при бук­си­ров­ке вто­ро­го трак­то­ра на кон­троль­ной поло­се в обо­их слу­ча­ях выдер­жи­ва­лось на уровне 7400 даН. При­мер­но такое уси­лие трак­тор при­кла­ды­ва­ет во вре­мя основ­ной поч­во­об­ра­бот­ки. Что же каса­ет­ся при­чи­ны, побу­див­шей орга­ни­за­то­ров исполь­зо­вать в каче­стве «нагруз­ки» не реаль­ный поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щий агре­гат, а сцеп­ку с трак­то­ром, то сде­ла­но это было для боль­шей чисто­ты экс­пе­ри­мен­та. Ведь в силу поч­вен­ной неод­но­род­но­сти повто­рить про­ход с поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щим ору­ди­ем даже в сосед­ней поло­се с оди­на­ко­вой рабо­чей ско­ро­стью и тяго­вым уси­ли­ем невоз­мож­но.

– Да тут и так все ясно! Трак­тор идет нор­маль­но, – вос­клик­нул кто-то из при­гла­шен­ных пред­ста­ви­те­лей хозяйств во вре­мя вто­ро­го заез­да. Дей­стви­тель­но, раз­ни­ца в сте­пе­ни про­бук­сов­ки трак­то­ра была замет­на нево­ору­жен­ным гла­зом. Одна­ко важ­ны и циф­ры. После под­сче­та фак­ти­че­ско­го рас­хо­да топ­ли­ва вышло, что его эко­но­мия во вто­ром слу­чае соста­ви­ла 14,3%. С уче­том доли горю­че­го, затра­чи­ва­е­мо­го на поч­во­об­ра­бот­ку в круп­ном хозяй­стве, и его сто­и­мо­сти речь может идти о сум­мах с шестью нуля­ми.

Наря­ду с шина­ми, пред­на­зна­чен­ны­ми для поле­вой тех­ни­ки, отдель­ная сек­ция тестов была посвя­ще­на шинам для теле­ско­пи­че­ских и дру­гих видов погруз­чи­ков из лине­ек BibSteel All Terrain и Michelin XMCL. Для них самое глав­ное – дол­го­веч­ность и проч­ность. Как ведут себя шины, стер­тые «в ноль» на теле­ско­пи­че­ском погруз­чи­ке по отно­ше­нию к про­ко­лам? Ответ на этот вопрос мог най­ти для себя каж­дый. Прав­да, для это­го надо было немно­го пора­бо­тать физи­че­ски. На уста­нов­лен­ном в поле испы­та­тель­ном стен­де «Дыро­кол» любой из гостей мог само­сто­я­тель­но опро­бо­вать на устой­чи­вость к про­ко­лам раз­ные образ­цы про­мыш­лен­ных шин. Если несколь­ко образ­цов кон­ку­рен­тов «сда­лись» на уси­лии рыча­га про­бой­ни­ка менее 150 Н·м, то образ­цы с отра­бо­тав­ших боль­ше 5 лет шин Michelin допус­ка­ли про­кол лишь при 200 – 210 Н·м.

Кста­ти, в деле про­мыш­лен­ные шины Michelin мож­но было посмот­реть и на сосед­ней пло­щад­ке, где про­хо­ди­ла демон­стра­ция погруз­чи­ков JCB. Осо­бо эффект­ным выгля­де­ло выступ­ле­ние 13-тон­но­го фрон­таль­но­го погруз­чи­ка JCB 434S AGRI. От выде­лы­ва­е­мых им пиру­этов на ско­ро­сти, близ­кой к мак­си­маль­ной, порой захва­ты­ва­ло дух. Когда же с роко­том дви­га­те­ля погруз­чик успеш­но выхо­дил из оче­ред­но­го пово­ро­та, ста­но­ви­лось ясно, что есть здесь и заслу­га ком­па­нии Michelin, кото­рая, к сло­ву ска­зать, ком­плек­ту­ет сво­и­ми шина­ми всю тех­ни­ку JCB. Ведь едва ли ему уда­лось бы так «летать» без каче­ствен­ных шин.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *