Фото: фирма

По площадям?

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Карстен Шранц, traction, ФРГ

Поделитьтся

При­це­пы-раз­бра­сы­ва­те­ли дале­ко не так про­сты, как может пока­зать­ся на пер­вый взгляд. Под­час они могут рабо­тать диф­фе­рен­ци­ро­ван­но. К тому же в каче­стве мате­ри­а­ла для вне­се­ния не все­гда высту­па­ет навоз. При­во­дим основ­ные тен­ден­ции раз­ви­тия в этой сфе­ре.

Техника для внесения органических удобрений

В насто­я­щее вре­мя на раз­ра­бот­ку уни­вер­саль­ных при­це­пов-раз­бра­сы­ва­те­лей вли­я­ют два основ­ных фак­то­ра. В первую оче­редь, жела­ние сель­хоз­про­из­во­ди­те­лей полу­чить агре­гат с высо­кой погек­тар­ной про­из­во­ди­тель­но­стью. Поэто­му и при­це­пы с мак­си­маль­ной пол­ной мас­сой 22 – 24 тон­ны уже не вос­при­ни­ма­ют­ся как нечто уни­каль­ное. Рас­тет и чис­ло моде­лей с вме­сти­мо­стью 20 тонн (прим. ред.: т. е. с мак­си­маль­ной пол­ной мас­сой око­ло 30 тонн). Есть, конеч­но же, и сег­мент при­це­пов для неболь­ших хозяйств, ищу­щих 12…14‑тонные маши­ны.

Вто­рой фак­тор – элек­тро­ни­ка. Рост цен на мине­раль­ные удоб­ре­ния и новые эко­ло­ги­че­ские огра­ни­че­ния в сфе­ре при­ме­не­ния орга­ни­че­ских удоб­ре­ний, необ­хо­ди­мость доку­мен­ти­ро­ва­ния и чет­ко­го соблю­де­ния норм вне­се­ния, а порой и жела­ние рабо­тать диф­фе­рен­ци­ро­ван­но по кар­там вне­се­ния или уро­жай­но­сти – все это при­чи­ны столь быст­ро­го появ­ле­ния элек­трон­ных ком­по­нен­тов в каза­лось бы про­стых по сво­им функ­ци­ям маши­нах. Уве­ли­чи­ва­ет­ся и чис­ло запро­сов со сто­ро­ны кли­ен­тов на удоб­ное ISOBUS-сов­ме­сти­мое управ­ле­ние. В рав­ной сте­пе­ни это каса­ет­ся как самых боль­ших и гру­зо­подъ­ем­ных, так и скром­ных по сво­им харак­те­ри­сти­кам неболь­ших при­це­пов-раз­бра­сы­ва­те­лей. Раз­ви­тие, как пра­ви­ло, идет свер­ху вниз: нов­ше­ства с неболь­шим опоз­да­ни­ем про­дви­га­ют­ся от круп­ных машин к мел­ким. В резуль­та­те все оста­ют­ся в выго­де.

Кста­ти, у про­из­во­ди­те­лей тоже есть при­чи­ны нахо­дить­ся в посто­ян­ном поис­ке улуч­ше­ний. Одна из них – необ­хо­ди­мость уве­ли­че­ния экс­плу­а­та­ци­он­но­го ресур­са. Сего­дня уни­вер­саль­ные при­це­пы-раз­бра­сы­ва­те­ли исполь­зу­ют­ся в хозяй­ствах гораз­до интен­сив­нее. Поэто­му перед кон­струк­то­ра­ми ста­вит­ся зада­ча создать еще более дол­го­веч­ный и надеж­ный агре­гат.

Одно­вре­мен­но рас­тет спрос на дан­ный вид тех­ни­ки. В неко­то­рых стра­нах, напри­мер Чехии, Сло­ва­кии и Вен­грии, дей­ству­ют спе­ци­аль­ные целе­вые про­грам­мы для при­це­пов-раз­бра­сы­ва­те­лей. Рас­ши­ря­ют­ся воз­мож­но­сти инди­ви­ду­аль­ной ком­плек­та­ции, кото­рая очень важ­на для агра­ри­ев. Прак­ти­че­ски ни один при­цеп-раз­бра­сы­ва­тель не поки­да­ет сбо­роч­ный цех в базо­вой ком­плек­та­ции. Про­из­во­ди­те­ли стре­мят­ся гиб­ко реа­ги­ро­вать на запро­сы кли­ен­тов, вклю­чая в номен­кла­ту­ру все новые опции. Тип сцеп­ки, тип бор­тов, воз­мож­ность бук­си­ров­ки при­це­па гру­зо­вым авто­транс­пор­том – при касто­ми­за­ции при­це­па-раз­бра­сы­ва­те­ля сего­дня мож­но опре­де­лить прак­ти­че­ски все что угод­но.

Что вносим?

Рас­ши­рив­ший­ся спектр удоб­ре­ний, кото­рые мож­но вно­сить с помо­щью при­це­пов-раз­бра­сы­ва­те­лей, повли­ял и на тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые к послед­ним. Удоб­ре­ния раз­ли­ча­ют­ся по меха­ни­че­ским свой­ствам, рых­ло­сти, сыпу­че­сти, бал­ли­сти­че­ским и про­чим харак­те­ри­сти­кам. Это надо учи­ты­вать еще на эта­пе выбо­ра тех­ни­ки.

В слу­ча­ях пре­иму­ще­ствен­но­го исполь­зо­ва­ния для вне­се­ния сыпу­чих мате­ри­а­лов, напри­мер ком­по­ста, сле­ду­ет уде­лить осо­бое вни­ма­ние изно­со­стой­ко­сти кон­струк­ци­он­ных мате­ри­а­лов, из кото­рых изго­тав­ли­ва­ют­ся узлы и агре­га­ты при­це­па-раз­бра­сы­ва­те­ля. При высо­кой нагруз­ке мел­ко­зер­ни­стые мате­ри­а­лы рабо­та­ют как наждак. Поэто­му мно­гие про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют для таких слу­ча­ев дета­ли, изго­тов­лен­ные из мате­ри­а­ла Hardox. Эта изно­со­стой­кая сталь обес­пе­чи­ва­ет более дли­тель­ный срок служ­бы.

Если загруз­ка при­це­па перед вне­се­ни­ем про­хо­дит на непод­го­тов­лен­ной грун­то­вой пло­щад­ке, уве­ли­чи­ва­ет­ся веро­ят­ность попа­да­ния в его кузов посто­рон­них пред­ме­тов, напри­мер кам­ней. В таком слу­чае на пер­вый план выхо­дят неко­то­рые осо­бен­но­сти кон­струк­ции, преж­де все­го фор­ма пере­хо­да от кузо­ва к кор­пу­су меха­низ­ма раз­бра­сы­ва­ния. Мате­ри­а­лы с тяже­лы­ми ком­по­нен­та­ми, склон­ны­ми к адге­зии, про­ще выгру­зить из кузо­ва кони­че­ской фор­мы с глад­кой поверх­но­стью. Это обес­пе­чи­ва­ет рав­но­мер­ную загруз­ку и над­ле­жа­щее вне­се­ние.

Когда речь идет о соблю­де­нии низ­кой нор­мы вне­се­ния, напри­мер при про­ве­де­нии извест­ко­ва­ния почв, при рабо­те с сухи­ми суб­стра­та­ми или кури­ным поме­том, нуж­на запор­ная (дози­ру­ю­щая) заслон­ка. Она долж­на быть доста­точ­но проч­ной, пото­му что ей при­хо­дит­ся выдер­жи­вать зна­чи­тель­ные нагруз­ки. Если же речь идет о вне­се­нии такой клас­си­че­ской «орга­ни­ки», как твер­дый или под­сти­лоч­ный навоз, то запор­ная заслон­ка уже не так важ­на.

При рабо­те с абра­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми необ­хо­ди­мо вни­ма­тель­но отне­стись к транс­порт­но­му полу. Глав­ных вопро­сов здесь два: сколь­ко вре­ме­ни и сколь­ко средств потре­бу­ет­ся на заме­ну его изно­шен­ных дета­лей. Эти вопро­сы необ­хо­ди­мо выяс­нить зара­нее. Не сто­ит забы­вать и о том, что рано или позд­но при­дет­ся менять даже валы меха­низ­ма, осу­ществ­ля­ю­ще­го пере­ме­ще­ние пола. На срок служ­бы подвиж­ных полов вли­я­ет и систе­ма натя­же­ния цепей.

Горизонтально или вертикально

С точ­ки зре­ния рас­по­ло­же­ния валов для измель­че­ния все пред­став­лен­ные на рын­ке моде­ли мож­но поде­лить на две груп­пы: вер­ти­каль­ные и гори­зон­таль­ные. В пер­вых те же валы выпол­ня­ют и функ­цию раз­бра­сы­ва­ния. Во вто­рой груп­пе тех­ни­ки за раз­бра­сы­ва­ние отве­ча­ют гори­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ные лопат­ки на рас­пре­де­ли­тель­ных дис­ках. Такие агре­га­ты в основ­ном пред­по­чи­та­ют круп­ные хозяй­ства. При­це­пы-раз­бра­сы­ва­те­ли с вер­ти­каль­ны­ми вала­ми хоро­шо под­хо­дят для рабо­ты с твер­дым наво­зом. Они не тре­бу­ют такой мощ­но­сти от трак­то­ра, как при­це­пы с гори­зон­таль­ной систе­мой. В «вер­ти­каль­ных» кон­струк­ци­ях гораз­до мень­ше редук­то­ров, валов про­чих эле­мен­тов – они про­ще тех­ни­че­ски. Боль­шин­ство моде­лей осна­ще­ны четырь­мя вала­ми с лопат­ка­ми. Такой под­ход поз­во­ля­ет достиг­нуть хоро­ше­го каче­ства рас­пре­де­ле­ния. Бла­го­да­ря рас­по­ло­же­нию зуб­цов вна­хлест, повы­ша­ет­ся каче­ство измель­че­ния. К тому же два допол­ни­тель­ных вала могут повы­сить про­из­во­ди­тель­ность рабо­ты с тяже­лы­ми мате­ри­а­ла­ми. Из недо­стат­ков дан­ных раз­бра­сы­ва­те­лей сто­ит отме­тить скром­ную шири­ну захва­та при вне­се­нии (поряд­ка 10 м) и отсут­ствие ее регу­ли­ров­ки. Бла­го­да­ря про­сто­те, более низ­кой сто­и­мо­сти и даже тому, что они име­ют мень­шую высо­ту загруз­ки (вполне спра­вит­ся трак­тор с фрон­таль­ным погруз­чи­ком), такие при­це­пы-раз­бра­сы­ва­те­ли вос­тре­бо­ва­ны неболь­ши­ми хозяй­ства­ми.

Теперь о при­це­пах с гори­зон­таль­ны­ми вала­ми. Рабо­чая шири­на захва­та до 30 мет­ров поз­во­ля­ет таким агре­га­там рабо­тать даже на ран­не­ве­сен­ней под­корм­ке ози­мых «орга­ни­кой». Подоб­ная воз­мож­ность дости­га­ет­ся бла­го­да­ря уже упо­мя­ну­тым ранее гори­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ным лопат­кам и рас­пре­де­ли­тель­ным дис­кам. Без послед­них они по ширине захва­та даже про­иг­ра­ли бы «собра­тьям» с вер­ти­каль­ны­ми вала­ми.

Сто­ит отме­тить, что измель­ча­ю­щая спо­соб­ность систе­мы гори­зон­таль­ных валов с лопат­ка­ми ниже. Кри­тич­ным это явля­ет­ся при рабо­те с твер­дым наво­зом. А вот с таки­ми сыпу­чи­ми мате­ри­а­ла­ми, как под­сти­лоч­ный навоз, ком­пост или дефе­кат, они пока­зы­ва­ют себя хоро­шо. В силу боль­шой шири­ны захва­та, уни­вер­саль­но­сти и, преж­де все­го, точ­но­сти, дан­ные маши­ны вос­тре­бо­ва­ны круп­ны­ми хозяй­ства­ми. Бла­го­да­ря нали­чию двух или трех осей, такие при­це­пы, несмот­ря на вну­ши­тель­ные циф­ры в гра­фе «мак­си­маль­ная пол­ная мас­са», вполне могут пере­дви­гать­ся в гру­же­ном виде по доро­гам обще­го поль­зо­ва­ния. Отме­тим, что нали­чие на неко­то­рых моде­лях под­ру­ли­ва­ю­щих осей не про­сто облег­ча­ет манев­ри­ро­ва­ние с при­це­пом на доро­ге, но и сохра­ня­ет поч­ву на пово­рот­ных поло­сах в поле.

Точность распределения

В части точ­но­сти учи­ты­ва­ют­ся две основ­ные харак­те­ри­сти­ки: попе­реч­ное и про­доль­ное рас­пре­де­ле­ние. Шири­на попе­реч­но­го рас­пре­де­ле­ния мате­ри­а­ла на прак­ти­ке рав­на рас­сто­я­нию меж­ду дву­мя сосед­ни­ми поло­са­ми про­хо­да. Как и в слу­чае с раз­бра­сы­ва­те­ля­ми мине­раль­ных удоб­ре­ний, по мере уда­ле­ния от поло­сы про­хо­да объ­е­мы вно­си­мо­го мате­ри­а­ла сни­жа­ют­ся. Одна­ко парал­лель­ный про­ход по сле­ду­ю­щей поло­се поз­во­ля­ет ком­пен­си­ро­вать это за счет пере­кры­тия.

Как же добить­ся высо­кой рав­но­мер­но­сти рас­пре­де­ле­ния, если при­хо­дит­ся рабо­тать на краю поля? Реше­ние есть! Неко­то­рые про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют для таких слу­ча­ев спе­ци­аль­ную оснаст­ку, состо­я­щую из двух щит­ков, рас­по­ло­жен­ных по обе­им сто­ро­нам меха­низ­ма раз­бра­сы­ва­те­ля. Их поло­же­ние изме­ня­ет­ся с помо­щью гид­рав­ли­че­ско­го при­во­да. Бла­го­да­ря это­му и ста­но­вит­ся воз­мож­ной чет­кая рабо­та по краю поля.

Что же каса­ет­ся отве­та на вопрос, как полу­чить хоро­шее каче­ство попе­реч­но­го рас­пре­де­ле­ния в зави­си­мо­сти от нор­мы вне­се­ния и жела­е­мой шири­ны захва­та, то ответ мож­но най­ти в инструк­ции по экс-плу­а­та­ции при­це­па после озна­ком­ле­ния с реко­мен­да­ци­я­ми фир­мы-про­из­во­ди­те­ля по его настрой­ке. Одна­ко без одно­го-двух проб­ных про­хо­дов здесь обой­тись вряд ли полу­чит­ся: слиш­ком широк спектр мате­ри­а­лов и раз­но­об­раз­ны их свой­ства.

Каче­ство про­доль­но­го рас­пре­де­ле­ния зави­сит глав­ным обра­зом от того, насколь­ко рав­но­мер­но пода­ет­ся мате­ри­ал на меха­низм раз­бра­сы­ва­ния. В нача­ле и кон­це поло­сы оно по опре­де­ле­нию будет хуже. Частич­но сгла­дить это может при­кры­тие запор­ной (дози­ру­ю­щей) заслон­ки за неко­то­рое вре­мя до дости­же­ния трак­то­ром с при­це­пом кон­ца поло­сы. Одна­ко сто­ит учи­ты­вать, что подоб­ное «глу­ше­ние» про­цес­са раз­бра­сы­ва­ния тре­бу­ет высо­кой мощ­но­сти при­во­да трак­то­ра. Суще­ству­ет и необ­хо­ди­мость обес­пе­че­ния рав­но­мер­ной загруз­ки кузо­ва при­це­па. Кро­ме это­го, не сле­ду­ет засы­пать мате­ри­ал на высо­ту откид­ных бор­тов. Даже если речь идет о срав­ни­тель­но лег­ком ком­по­сте. При выгруз­ке в меха­низ­ме раз­бра­сы­ва­ния прак­ти­че­ски неиз­беж­но воз­ник­нут про­бле­мы.

Если же в кон­струк­ции раз­бра­сы­ва­те­ля заслон­ка не преду­смот­ре­на, то един­ствен­ным вари­ан­том реше­ния оста­ет­ся руч­ное изме­не­ние ско­ро­сти пода­чи на раз­бра­сы­ва­тель. Более точ­но это может сде­лать весо­вая систе­ма, разу­ме­ет­ся, при ее нали­чии. Кро­ме того, она же будет учи­ты­вать, с какой часто­той вра­ща­ют­ся валы раз­бра­сы­ва­те­ля с лопат­ка­ми и под­стра­и­вать объ­ем пода­чи под эту часто­ту.

При­це­пы-раз­бра­сы­ва­те­ли с подвиж­ной перед­ней стен­кой в части про­доль­но­го рас­пре­де­ле­ния пре­вос­хо­дят моде­ли с подвиж­ным полом. При­чи­на это­го в более рав­но­мер­ной выгруз­ке. Подвиж­ная стен­ка вытал­ки­ва­ет из кузо­ва все до кон­ца. А вот в плане попе­реч­но­го рас­пре­де­ле­ния они ведут себя порой несколь­ко по-дру­го­му: в самом нача­ле мас­са из кузо­ва вытал­ки­ва­ет­ся в меха­низм раз­бра­сы­ва­ния несколь­ко спрес­со­ван­ной, а зна­чит, име­ет дру­гую бал­ли­сти­ку. Рас­счи­ты­вать на настро­ен­ную до это­го нор­му вне­се­ния в дан­ном месте нель­зя. Кри­тич­ным это ста­но­вит­ся, если вы раз за разом «захо­ди­те» на поле в одном и том же месте год за годом. Что­бы вый­ти из поло­же­ния, мож­но изме­нить направ­ле­ние «закры­тия поля». Как и в слу­чае с поч­во­об­ра­бот­кой, вре­да это не нане­сет.

Вто­рой вари­ант еще про­ще: мож­но начать с той же поло­сы, но с дру­го­го кон­ца гона. При выбо­ре типа меха­низ­ма раз­бра­сы­ва­те­ля допу­сти­мо в самом нача­ле оттал­ки­вать­ся от двух про­стых поло­же­ний: чем более гру­бый мате­ри­ал при­дет­ся раз­бра­сы­вать, тем более проч­ным дол­жен быть меха­низм. Если же речь идет о вне­се­нии мате­ри­а­лов с неболь­ши­ми части­ца­ми, то наи­бо­лее важ­ным явля­ет­ся каче­ство рас­пре­де­ле­ния. Луч­ше все­го это полу­ча­ет­ся у машин с вер­ти­каль­ны­ми вала­ми и рас­пре­де­ли­тель­ны­ми дис­ка­ми с лопат­ка­ми.

Обслуживание и комфорт

Идет ли речь о неболь­шом при­це­пе­раз­бра­сы­ва­те­ле или о мощ­ном про­из­во­ди­тель­ном агре­га­те, удоб­ство рабо­ты нахо­дит­ся в самой верх­ней части спис­ка пред­по­чте­ний сель­хоз­про­из­во­ди­те­ля. Не обя­за­тель­но нуж­на ISOBUS-сов­ме­сти­мая систе­ма. Мно­гие про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют тер­ми­на­лы управ­ле­ния с ЖК-дис­пле­я­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми ком­форт­но рабо­тать с при­це­па­ми. Зача­стую есть даже счет­чик гек­та­ров, поэто­му про­блем с опре­де­ле­ни­ем выра­бот­ки нет.

Конеч­но, важ­ней­шую роль в этом плане игра­ет нали­чие ISOBUS-сов­ме­сти­мо­сти у кон­крет­ной моде­ли уни­вер­саль­но­го при­це­па-раз­бра­сы­ва­те­ля. Такие маши­ны есть сего­дня в ассор­ти­мен­те мно­гих про­из­во­ди­те­лей. Ведь в этом слу­чае нет необ­хо­ди­мо­сти в уста­нов­ке еще одно­го тер­ми­на­ла управ­ле­ния в кабине трак­то­ра. Но глав­ное – воз­мож­ность рабо­тать авто­ма­ти­че­ски по загру­жен­ной кар­те вне­се­ния или кар­те уро­жай­но­сти.

Удоб­ные «мело­чи» не огра­ни­чи­ва­ют­ся элек­трон­ной начин­кой. В каче­стве опции для мно­гих моде­лей воз­мож­но осна­ще­ние их гид­рав­ли­че­ски скла­ды­ва­е­мы­ми бор­та­ми. Бла­го­да­ря это­му высо­та погруз­ки ста­но­вит­ся мень­ше, а зна­чит, на загруз­ку при­це­па мож­но напра­вить обыч­ный трак­тор с фрон­таль­ным погруз­чи­ком. Мно­гие про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют свои при­це­пы с неза­ви­си­мы­ми гид­рав­ли­че­ски­ми систе­ма­ми. Таким агре­га­там от трак­то­ра нужен толь­ко ВОМ. Неко­то­рые фир­мы-про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют воз­мож­ность исполь­зо­вать при­цеп в дру­гих обла­стях. Сме­нив зад­нюю стен­ку с меха­низ­мом раз­бра­сы­ва­ния, мож­но полу­чить, напри­мер, обыч­ный при­цеп или бун­кер-пере­груз­чик для зер­на.

В заклю­че­ние сто­ит упо­мя­нуть и о таком важ­ном эле­мен­те кон­струк­ции при­це­пов-раз­бра­сы­ва­те­лей, как ходо­вая часть. Конеч­но, широ­кое рас­про­стра­не­ние рес­сор­ных под­ве­сок обу­слов­ле­но более низ­кой по срав­не­нию с гид­рав­ли­че­ски­ми ценой, мень­шей ком­фор­та­бель­но­стью таких при­це­пов. Нали­чие в ходо­вой части одной под­ни­ма­е­мой оси может помочь как на доро­ге, так и в поле. При дви­же­нии с пустым кузо­вом мень­ше износ шин. А при рабо­те в поле за счет этой оси мож­но «пере­ки­нуть» чуть боль­ше мас­сы при­це­па на зад­ние коле­са трак­то­ра, улуч­шив тем самым их сцеп­ле­ние с поч­вой и умень­шив бук­со­ва­ние. Глав­ное при этом – не пере­ста­рать­ся и попро­сту не сло­мать сцеп­ное устрой­ство.

Читайте также