Прицепы-разбрасыватели далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подчас они могут работать дифференцированно. К тому же в качестве материала для внесения не всегда выступает навоз. Приводим основные тенденции развития в этой сфере.
Техника для внесения органических удобрений
В настоящее время на разработку универсальных прицепов-разбрасывателей влияют два основных фактора. В первую очередь, желание сельхозпроизводителей получить агрегат с высокой погектарной производительностью. Поэтому и прицепы с максимальной полной массой 22 – 24 тонны уже не воспринимаются как нечто уникальное. Растет и число моделей с вместимостью 20 тонн (прим. ред.: т. е. с максимальной полной массой около 30 тонн). Есть, конечно же, и сегмент прицепов для небольших хозяйств, ищущих 12…14‑тонные машины.
Второй фактор – электроника. Рост цен на минеральные удобрения и новые экологические ограничения в сфере применения органических удобрений, необходимость документирования и четкого соблюдения норм внесения, а порой и желание работать дифференцированно по картам внесения или урожайности – все это причины столь быстрого появления электронных компонентов в казалось бы простых по своим функциям машинах. Увеличивается и число запросов со стороны клиентов на удобное ISOBUS-совместимое управление. В равной степени это касается как самых больших и грузоподъемных, так и скромных по своим характеристикам небольших прицепов-разбрасывателей. Развитие, как правило, идет сверху вниз: новшества с небольшим опозданием продвигаются от крупных машин к мелким. В результате все остаются в выгоде.
Кстати, у производителей тоже есть причины находиться в постоянном поиске улучшений. Одна из них – необходимость увеличения эксплуатационного ресурса. Сегодня универсальные прицепы-разбрасыватели используются в хозяйствах гораздо интенсивнее. Поэтому перед конструкторами ставится задача создать еще более долговечный и надежный агрегат.
Одновременно растет спрос на данный вид техники. В некоторых странах, например Чехии, Словакии и Венгрии, действуют специальные целевые программы для прицепов-разбрасывателей. Расширяются возможности индивидуальной комплектации, которая очень важна для аграриев. Практически ни один прицеп-разбрасыватель не покидает сборочный цех в базовой комплектации. Производители стремятся гибко реагировать на запросы клиентов, включая в номенклатуру все новые опции. Тип сцепки, тип бортов, возможность буксировки прицепа грузовым автотранспортом – при кастомизации прицепа-разбрасывателя сегодня можно определить практически все что угодно.
Что вносим?
Расширившийся спектр удобрений, которые можно вносить с помощью прицепов-разбрасывателей, повлиял и на требования, предъявляемые к последним. Удобрения различаются по механическим свойствам, рыхлости, сыпучести, баллистическим и прочим характеристикам. Это надо учитывать еще на этапе выбора техники.
В случаях преимущественного использования для внесения сыпучих материалов, например компоста, следует уделить особое внимание износостойкости конструкционных материалов, из которых изготавливаются узлы и агрегаты прицепа-разбрасывателя. При высокой нагрузке мелкозернистые материалы работают как наждак. Поэтому многие производители предлагают для таких случаев детали, изготовленные из материала Hardox. Эта износостойкая сталь обеспечивает более длительный срок службы.
Если загрузка прицепа перед внесением проходит на неподготовленной грунтовой площадке, увеличивается вероятность попадания в его кузов посторонних предметов, например камней. В таком случае на первый план выходят некоторые особенности конструкции, прежде всего форма перехода от кузова к корпусу механизма разбрасывания. Материалы с тяжелыми компонентами, склонными к адгезии, проще выгрузить из кузова конической формы с гладкой поверхностью. Это обеспечивает равномерную загрузку и надлежащее внесение.
Когда речь идет о соблюдении низкой нормы внесения, например при проведении известкования почв, при работе с сухими субстратами или куриным пометом, нужна запорная (дозирующая) заслонка. Она должна быть достаточно прочной, потому что ей приходится выдерживать значительные нагрузки. Если же речь идет о внесении такой классической «органики», как твердый или подстилочный навоз, то запорная заслонка уже не так важна.
При работе с абразивными материалами необходимо внимательно отнестись к транспортному полу. Главных вопросов здесь два: сколько времени и сколько средств потребуется на замену его изношенных деталей. Эти вопросы необходимо выяснить заранее. Не стоит забывать и о том, что рано или поздно придется менять даже валы механизма, осуществляющего перемещение пола. На срок службы подвижных полов влияет и система натяжения цепей.
Горизонтально или вертикально
С точки зрения расположения валов для измельчения все представленные на рынке модели можно поделить на две группы: вертикальные и горизонтальные. В первых те же валы выполняют и функцию разбрасывания. Во второй группе техники за разбрасывание отвечают горизонтально расположенные лопатки на распределительных дисках. Такие агрегаты в основном предпочитают крупные хозяйства. Прицепы-разбрасыватели с вертикальными валами хорошо подходят для работы с твердым навозом. Они не требуют такой мощности от трактора, как прицепы с горизонтальной системой. В «вертикальных» конструкциях гораздо меньше редукторов, валов прочих элементов – они проще технически. Большинство моделей оснащены четырьмя валами с лопатками. Такой подход позволяет достигнуть хорошего качества распределения. Благодаря расположению зубцов внахлест, повышается качество измельчения. К тому же два дополнительных вала могут повысить производительность работы с тяжелыми материалами. Из недостатков данных разбрасывателей стоит отметить скромную ширину захвата при внесении (порядка 10 м) и отсутствие ее регулировки. Благодаря простоте, более низкой стоимости и даже тому, что они имеют меньшую высоту загрузки (вполне справится трактор с фронтальным погрузчиком), такие прицепы-разбрасыватели востребованы небольшими хозяйствами.
Теперь о прицепах с горизонтальными валами. Рабочая ширина захвата до 30 метров позволяет таким агрегатам работать даже на ранневесенней подкормке озимых «органикой». Подобная возможность достигается благодаря уже упомянутым ранее горизонтально расположенным лопаткам и распределительным дискам. Без последних они по ширине захвата даже проиграли бы «собратьям» с вертикальными валами.
Стоит отметить, что измельчающая способность системы горизонтальных валов с лопатками ниже. Критичным это является при работе с твердым навозом. А вот с такими сыпучими материалами, как подстилочный навоз, компост или дефекат, они показывают себя хорошо. В силу большой ширины захвата, универсальности и, прежде всего, точности, данные машины востребованы крупными хозяйствами. Благодаря наличию двух или трех осей, такие прицепы, несмотря на внушительные цифры в графе «максимальная полная масса», вполне могут передвигаться в груженом виде по дорогам общего пользования. Отметим, что наличие на некоторых моделях подруливающих осей не просто облегчает маневрирование с прицепом на дороге, но и сохраняет почву на поворотных полосах в поле.
Точность распределения
В части точности учитываются две основные характеристики: поперечное и продольное распределение. Ширина поперечного распределения материала на практике равна расстоянию между двумя соседними полосами прохода. Как и в случае с разбрасывателями минеральных удобрений, по мере удаления от полосы прохода объемы вносимого материала снижаются. Однако параллельный проход по следующей полосе позволяет компенсировать это за счет перекрытия.
Как же добиться высокой равномерности распределения, если приходится работать на краю поля? Решение есть! Некоторые производители предлагают для таких случаев специальную оснастку, состоящую из двух щитков, расположенных по обеим сторонам механизма разбрасывателя. Их положение изменяется с помощью гидравлического привода. Благодаря этому и становится возможной четкая работа по краю поля.
Что же касается ответа на вопрос, как получить хорошее качество поперечного распределения в зависимости от нормы внесения и желаемой ширины захвата, то ответ можно найти в инструкции по экс-плуатации прицепа после ознакомления с рекомендациями фирмы-производителя по его настройке. Однако без одного-двух пробных проходов здесь обойтись вряд ли получится: слишком широк спектр материалов и разнообразны их свойства.
Качество продольного распределения зависит главным образом от того, насколько равномерно подается материал на механизм разбрасывания. В начале и конце полосы оно по определению будет хуже. Частично сгладить это может прикрытие запорной (дозирующей) заслонки за некоторое время до достижения трактором с прицепом конца полосы. Однако стоит учитывать, что подобное «глушение» процесса разбрасывания требует высокой мощности привода трактора. Существует и необходимость обеспечения равномерной загрузки кузова прицепа. Кроме этого, не следует засыпать материал на высоту откидных бортов. Даже если речь идет о сравнительно легком компосте. При выгрузке в механизме разбрасывания практически неизбежно возникнут проблемы.
Если же в конструкции разбрасывателя заслонка не предусмотрена, то единственным вариантом решения остается ручное изменение скорости подачи на разбрасыватель. Более точно это может сделать весовая система, разумеется, при ее наличии. Кроме того, она же будет учитывать, с какой частотой вращаются валы разбрасывателя с лопатками и подстраивать объем подачи под эту частоту.
Прицепы-разбрасыватели с подвижной передней стенкой в части продольного распределения превосходят модели с подвижным полом. Причина этого в более равномерной выгрузке. Подвижная стенка выталкивает из кузова все до конца. А вот в плане поперечного распределения они ведут себя порой несколько по-другому: в самом начале масса из кузова выталкивается в механизм разбрасывания несколько спрессованной, а значит, имеет другую баллистику. Рассчитывать на настроенную до этого норму внесения в данном месте нельзя. Критичным это становится, если вы раз за разом «заходите» на поле в одном и том же месте год за годом. Чтобы выйти из положения, можно изменить направление «закрытия поля». Как и в случае с почвообработкой, вреда это не нанесет.
Второй вариант еще проще: можно начать с той же полосы, но с другого конца гона. При выборе типа механизма разбрасывателя допустимо в самом начале отталкиваться от двух простых положений: чем более грубый материал придется разбрасывать, тем более прочным должен быть механизм. Если же речь идет о внесении материалов с небольшими частицами, то наиболее важным является качество распределения. Лучше всего это получается у машин с вертикальными валами и распределительными дисками с лопатками.
Обслуживание и комфорт
Идет ли речь о небольшом прицеперазбрасывателе или о мощном производительном агрегате, удобство работы находится в самой верхней части списка предпочтений сельхозпроизводителя. Не обязательно нужна ISOBUS-совместимая система. Многие производители предлагают терминалы управления с ЖК-дисплеями, позволяющими комфортно работать с прицепами. Зачастую есть даже счетчик гектаров, поэтому проблем с определением выработки нет.
Конечно, важнейшую роль в этом плане играет наличие ISOBUS-совместимости у конкретной модели универсального прицепа-разбрасывателя. Такие машины есть сегодня в ассортименте многих производителей. Ведь в этом случае нет необходимости в установке еще одного терминала управления в кабине трактора. Но главное – возможность работать автоматически по загруженной карте внесения или карте урожайности.
Удобные «мелочи» не ограничиваются электронной начинкой. В качестве опции для многих моделей возможно оснащение их гидравлически складываемыми бортами. Благодаря этому высота погрузки становится меньше, а значит, на загрузку прицепа можно направить обычный трактор с фронтальным погрузчиком. Многие производители предлагают свои прицепы с независимыми гидравлическими системами. Таким агрегатам от трактора нужен только ВОМ. Некоторые фирмы-производители предлагают возможность использовать прицеп в других областях. Сменив заднюю стенку с механизмом разбрасывания, можно получить, например, обычный прицеп или бункер-перегрузчик для зерна.
В заключение стоит упомянуть и о таком важном элементе конструкции прицепов-разбрасывателей, как ходовая часть. Конечно, широкое распространение рессорных подвесок обусловлено более низкой по сравнению с гидравлическими ценой, меньшей комфортабельностью таких прицепов. Наличие в ходовой части одной поднимаемой оси может помочь как на дороге, так и в поле. При движении с пустым кузовом меньше износ шин. А при работе в поле за счет этой оси можно «перекинуть» чуть больше массы прицепа на задние колеса трактора, улучшив тем самым их сцепление с почвой и уменьшив буксование. Главное при этом – не перестараться и попросту не сломать сцепное устройство.